Годы независимости многое изменили в общественной и культурной жизни нашей страны. Этот период в современном искусстве Узбекистана можно определить как период свободного творческого самовыражения, проявившегося в широком спектре тем, направлений, экспериментов. Новаторство в искусстве не знает границ, свидетельство тому — экспонаты живописи, графики, скульптуры, инсталляций, представленные на Республиканской художественной выставке «Энг улуг, энг азиз», посвященной 10-летию независимости Республики Узбекистан, которая открылась 29 августа в старейшем в стране выставочном зале Ташкентского центра современного искусства Академии художеств Узбекистана. Для работ художников характерен широкий диапазон творческих направлений — от традиционного реализма до современного авангарда.

Доминирующее место на выставке занимает живопись, в том числе полотна признанных мастеров ХХ века: Р.Ахмедова, Ф.Ахмадалиева, Б.Джалалова, Л.Ибрагимова, А.Икрамджанова, М.Кагарова, А.Нура, Ж.Умарбекова, С.Рахметова, И.Мансурова и других. Новаторскими поисками отмечены также произведения известных мастеров-графиков Г.Байматова, М.Садыкова, М.Фазылова, скульптурные композиции Д.Рузибаева, С.Шарипова, Б.Мухтарова, М.Бородиной, А.Хатамова и других. Интересны инсталляции В.Ахунова, А.Николаева, Э.Исхакова, Ж.Усманова. Весомо и значительно проявился творческий потенциал молодежи. В ряды признанных мастеров кисти и резца вливаются новые силы, новые имена — Т.Ахмедов, Д.Ахунбабаев, А.Иванова, Б.Исмаилов, Т.Каримов, Н.Шоабдурахимов и многие другие. 11 сентября состоялось обсуждение выставки, материалы которого мы предлагаем нашим читателям.

Людмила Кодзаева, заместитель директора Дирекции художественных выставок, организатор экспозиции:
— Хочу от всей души поприветствовать всех собравшихся в нашем вновь открывшемся зале! Мы благодарны художникам, откликнувшимся на наше предложение участвовать в этой ежегодной, ставшей традиционной для Академии художеств, выставке, которая впервые проходит в заново отреставрированном помещении, по своей структуре, объемам и планировке максимально приспособленном для проведения концептуальных, тематических или авторских вернисажей. Впереди у нас много творческих планов, и мы надеемся, что наш зал будет держать марку элитарности, представлять все самое интересное из созданного сегодня художниками.

Сабир Рахметов, директор Дирекции художественных выставок:
— Для нас особенно знаменателен тот факт, что выставка, посвященная 10-летию независимости Республики Узбекистан, проходит в стенах капитально обновленного выставочного центра. Здание, отстроенное в 1934 г., представляет собой обширный, более 1500 кв.м выставочный павильон с анфиладой высоких и светлых экспозиционных залов, расположенных по периметру. В разное время в нем выставляли свои произведения такие выдающиеся узбекские художники, как А.Волков, Н.Усто-Мумин, У.Тансыкбаев, Н.Карахан, А.Сиддики, В.Еремян и другие. Здесь начиналась творческая биография многих талантливых живописцев и народных мастеров, чье искусство составляет ныне славу и гордость культуры Узбекистана. Совсем недавно стоял вопрос о сносе этого здания. Однако два года напряженного труда по ремонту и реставрации помещения увенчались несомненным успехом, были сохранены его уникальная архитектура и уникальное освещение. Это подарок государства всем нам — и художникам, и ценителям искусства.

Акбар Хакимов, академик АХУз, профессор, доктор искусствоведения:
— Мы привыкли видеть наши отчетные выставки в большом Центральном выставочном зале. Впервые за последние годы ситуация изменилась. Иной объем и структура выставочной площади поставили перед экспозиционерами сложную задачу — в концентрированном виде представить весь спектр современного изобразительного искусства, все его направления и пути концептуальных поисков. Исходя из компактности помещений, это была непростая задача. Тем не менее ясно просматривается четкая логика построения экспозиции — от залов с работами академического, реалистического направления зритель направляется к пространству, где выставлены авангардные произведения — нефигуративная живопись, инсталляционные проекты, кинетическая скульптура.

Представленные на выставке работы — это своего рода итог, достигнутый художниками республики за последние десять лет — срок по историческим меркам небольшой, тем не менее за это время в изобразительном искусстве совершенно очевидна позитивная динамика и творческие достижения. Во многом это связано с тем, что государство взяло на себя заботу об искусстве, о создании благоприятных условий для творчества художников. В частности, на этой выставке много заказных работ, которые, однако, лишены понятия конъюнктурности. В них нет ощущения заказанности, это ни в коей мере не отразилось на их художественных достоинствах и ярком образном звучании. На выставке проявилась спокойная диспропорция почти всех существующих на сегодняшний день направлений. Работ традиционно-академического плана больше, но после просмотра экспозиции ощущения задавленности новых решений и тенденций не остается.

Что касается представленных на выставке художников, которые составляют основу наших выставок, то нет ощущения того, что они проявили себя в полной мере. Прошедшая в январе сего года выставка «Рух ва хаел» поразила нестандартными решениями, глубокими, образными работами, новаторскими инсталляционными проектами, в которых прослеживается дух восточной ментальности. К сожалению, такого рода художественные подходы на настоящей выставке не получили своего законченного выражения. Представленная кинематическая скульптура в большей степени ориентирована на западную эстетику и во многом вторична. В этом смысле очень важна продуманность философских основ художественных концепций. На мой взгляд, важно показать персональные творческие устремления в форме оригинальных и целостных экспозиционных проектов, способных отобразить уровень фантазии и художественного интеллекта мастера. Авангардным работам казахских художников, например, присущ в определенной степени авантюрный характер, они рассчитаны на эпатаж, стремление удивить зрителя, но все же в них мы наблюдаем перспективное стремление выйти за пределы достигнутого и в известной мере канонического. Работы же наших художников порой чрезмерно спокойны, в них почвенные эстетические традиции становятся непреодолимо доминирующими.

На выставке преобладают произведения живописи. Скульптура представлена недостаточно, и не количественно, а с точки зрения отсутствия оригинальных пластических решений. Те оптимистические ожидания, которые появились у нас после 1-й Республиканской выставки графики и скульптуры (1999 г.), к сожалению, сегодня не оправдали себя. В целом, учитывая известную автономность нашего художественного процесса, важна творчески осмысленная ориентация на инонациональные традиции и достижения. Тематически выставка выдержана, на ней представлены все жанры. Считаю, что она отражает реальное положение дел в искусстве Узбекистана.

Абдулхай Умаров, заслуженный деятель искусств Узбекистана, искусствовед:
— Настоящая выставка продемонстрировала те изменения — по тематике и по форме, которые произошли в изобразительном искусстве нашей республики за годы независимости. Художники больше внимания стали уделять событиям далекого прошлого и личностям наших великих предков. На выставке это нашло отражение в произведениях С.Рахметова («Алпомыш») и Р.Худойберганова («Тумарис»). Вместе с тем хотелось бы, чтобы в работах художников, представленных на выставке, нашли более полное и яркое отражение идеи суфизма, как то продемонстрировала прошедшая в январе 2001 г. выставка «Рух ва хаел», порадовавшая зрителей неординарными решениями, интересными работами. На сегодняшней выставке творчество многих известных мастеров раскрылось новыми яркими гранями. Так, в графических произведениях Б.Джалала бросается в глаза поиск новых изобразительных средств и возможностей, в произведениях Б.Бабаева мы видим, насколько богаты и разнообразны художественные возможности реалистического метода отображения натуры.

Значительные изменения претерпели и тематика, и композиционное решение произведений Г.Кадырова, Ж.Умарбекова, А.Мирзаева. К сожалению, должен отметить, что представленные на выставке произведения Е.Мельникова, Р.Худойберганова намного ниже по художественному уровню их работ 80-х годов. На мой взгляд, сотрудники дирекции, организовавшие выставку, не смогли подобрать экспозицию, которая бы в полной мере отразила все грани 10-летнего творческого художественного процесса, все достижения представителей изобразительного искусства республики.

Энгель Исхаков, художник-график:
— Я полностью согласен с замечаниями А.Умарова. Нам действительно необходимо усилить масштаб наших поисков. Хочу отметить, что сегодня многие графики создают и живописные полотна, и в этом я не вижу ничего предосудительного, это естественный процесс развития. Новое выставочное помещение, его структура, наличие отдельных залов как нельзя лучше подходят для экспонирования графики; в Центральном выставочном зале она терялась. В настоящее время мы готовимся к выставке «Графика Узбекистана», которая состоится летом 2002 г. в Москве, и я надеюсь, что нам, графикам республики, удастся выйти на новые рубежи творчества. Причем в выставке могут принять участие не только графики, но и все художники.

Леким Ибрагимов, академик АХУз, график:
— Эта выставка стала поводом для размышлений о пути формирования творческой индивидуальности. Художники ищут свой путь в искусстве по-разному. Зачастую — это подражание уже известным мастерам. Однако художник должен прежде всего прислушаться к своему внутреннему миру, заглянуть внутрь себя. Недавно я посетил в Голландии выставку реалистической живописи. У нее есть будущее. Не надо стремиться удивлять зрителя только чем-то невиданным, различными инсталляционными проектами или кинетической скульптурой, нужно развивать и новаторские поиски, и традиционную реалистическую живопись.

Джавлон Умарбеков, живописец:
— Меня настораживает тот факт, что на обсуждении выставки нет споров о картинах, методах, поисках. Может, в нас что-то умерло? Даже попытка искусствоведов вовлечь нас в дискуссию не удалась. По существу, мы мало общаемся между собой, мы не знаем, что творится рядом, у казахских, таджикских, киргизских, туркменских художников. Раньше были споры, встречи. Я надеюсь, что в стенах нового выставочного зала мы сможем больше общаться друг с другом и встречаться с живописцами соседних республик. Хотя организаторы выставки и попытались в сконцентрированном виде представить все, чем мы располагаем на сегодняшний день, тем не менее в экспозиции представлены не все виды искусства. Например, отсутствуют работы художников-прикладников. И несмотря на то, что нам объяснили причины этого, такое положение вещей, на мой взгляд, является недостатком выставки.

Алишер Мирзаев, живописец:
— Недавно я вернулся из поездки по Европе, где побывал на ряде выставок, и пришел к выводу — наши художники — настоящие патриоты своего дела, хотя им приходится работать в очень трудных условиях. В последнее время, правда заметны и перемены к лучшему, в частности, появление заказа со стороны Академии художеств на выполнение работ. Необходимо возродить и традицию закупок работ живописцев музеями, проводить международные симпозиумы. Больше внимания художнику, и он ответит своими хорошими работами.

Владимир Бурмакин, живописец:
— На мой взгляд, не надо сегодня хвалить одного, ругать другого. Нам не стоит бояться или стесняться того, что мы делаем. В высоком уровне работ наших живописцев я убеждался не раз в ходе зарубежных поездок. Мы свободны в своем выборе, ничем не ограничены, и это — залог плодотворного развития изобразительного искусства. Сегодня нам приходится работать в нелегких условиях. Я восхищаюсь подвижническим трудом Б.Бабаева, создающего монументальные полотна. Вместе с тем отрадно, что руководством делается немало для оказания нам помощи. Так, впервые стали вводить практику заключения договоров. Но есть и негативные моменты. На вернисаже вручались премии художникам — но почему всегда одним и тем же? Надо более вдумчиво относиться к выбору лучших работ и премированию участников выставок.

Баходир Джалал, живописец:
— У нас большие возможности, неисчерпаемый потенциал — вот основной вывод, который я сделал на основании просмотра выставки. Широчайший спектр творческих исканий — от аскетизма работ В.Ахунова до изощренной эстетики Л.Ибрагимова. Грани возможностей богаты. Что касается зала, то он, конечно, больше подходит для тематических, концептуальных выставок.

За десять лет система закупок произведений художников, по существу, была подорвана. Министерство культуры, музеи забыли о художниках. Лучшие работы за последние годы вывезены за пределы республики. Лишь Национальный банк собирал коллекцию картин. У нас нет коллекционеров, меценатов, работы не покупаются. Позитивным явлением этой выставки стал тот факт, что на ней были представлены работы, выполненные по договору. Считаю, что это отрадное явление, и Академия художеств должна дальше работать в этом направлении. Необходимо также приглашать коллекционеров, одним словом, развивать в республике художественный рынок. Здесь, кроме заказных, договорных работ, очень многие картины — собственность авторов. Какова их судьба? Надо больше оказывать помощь художникам, особенно молодым, которым сегодня труднее всего.

Рузы Чарыев, живописец:
— Мы все были свидетелями замечательных выставок, проходивших в этом зале в прошлом, многие из нас сегодня вспоминали это время. Сейчас зал возрожден для новой жизни, и в этом я вижу акт глубокого символического смысла.

Обсуждение показало, что с творческих вопросов мы сбиваемся на организационные, материально-бытовые. Организаторы обсуждений часто сетуют на это, пытаясь в очередной раз избежать таких отступлений от тематики. Тем не менее в этом тоже есть свои закономерность и логика. Художника окружает реальный мир со многими его проблемами и, пользуясь случаем, он вынужден высказать свое суждение и по этим вопросам. Другое дело, что порой это становится единственной темой высказываний, что по-настоящему огорчает. Тем более это несправедливо звучит на фоне тех очевидных достижений, которые просматриваются в развитии изобразительного и прикладного искусства за последние годы, особенно с созданием Академии художеств. Сам зал с его прекрасно отремонтированными помещениями является очевидным примером этой позитивной динамики и не заметить этого невозможно. Вспоминается в связи с этим высказывание Льва Гумилева о трех взглядах на вещи — из мышиной норы, с высоты холма и с высоты птичьего полета. Мы призываем некоторых наших художников выйти из норы и подняться хотя бы на высоту холма, для того чтобы обсуждать не только организационные процессы, но и пути творческих исканий.