Народное декоративно-прикладное искусство Сурхандарьи
Одной из самобытных локальных школ в народном декоративно-прикладном искусстве Узбекистана является сурхандарьинская. Специфика географического расположения - отдаленность от столичных городов; своеобразие исторического развития (это один из древнейших центров художественной культуры на территории Узбекистана); многоликость этнического состава, представленного узбеками, таджиками, туркменами и другими народами, - все это способствовало формированию и развитию уникального очага традиционной культуры. Вышивка, ковроткачество, ювелирное искусство, резьба по дереву сурхандарьинских мастеров передают неповторимое своеобразие орнаментального строя, живописного колорита, композиционных построений и ритмического ряда, отражающих оптимистическое мироощущение, изначально свойственное народному искусству.
Вышивкой в XX в. занимаются практически во всех городах и селениях Сурхандарьинской области. Традиционные быт и обряды, характерные именно для сурхандарьинского региона, обусловили сохранение практически всех видов традиционной вышивки XX в. Это сюзане (настенные панно), зардеворы (фризы), бор-пуши (покрывала), бугджома (складывающиеся конвертом покрывала для хранения вещей), ойна-хальта (мешочки для зеркал), торбы, тюбетейки, бельбоги (поясные платки), джияки (тесьма для обшива краев одежды). Некоторые образцы вышивки первой половины XX в, а также 1960 - 70-х годов хранятся в коллекции Государственного музея...