Выставки, выставки, выставки…

30 апреля 2001 года в здании Государственного музея истории Темуридов открылась выставка "Шедевры истории Узбекистана", посвященная 10-летию независимости Республики Узбекистан. Для проведения выставки была составлена организационная группа из ведущих ученых Академии наук республики, которую возглавил президент АН РУз Б. Юлдашев. Экспозиция состоит из уникальных произведений искусства, хранящихся в крупнейших республиканских коллекциях, таких, как Государственный музей истории Узбекистана, Государственный музей литературы, Шахрисабзский краеведческий и Шерабадский музеи, а также музеи Института археологии, Института восточных рукописей, Научно-исследовательского института искусствознания, кафедры археологии Национального и Самаркандского университетов. Выставка состоит из двух разделов: 1. Древнейшая история наших предков. 2. Толерантность религий на территории Узбекистана. В первом разделе представлены уникальные материалы эпохи неолита и бронзы, свидетельствующие о том, что территория Узбекистана была одним из очагов формирования древних цивилизаций, а также находки, найденные на Коктепа под Самаркандом совместной французско-узбекской экспедицией в 2000 году. Во втором разделе выставки демонстрируются копия древней рукописи "Авесты", - священной книги зороастризма, 2700-летний юбилей которой отмечается в этом году, обрядовые предметы зороастрийцев, а также предметы с буддийских храмов...
Read More

Сурхандарья в творчестве художников Узбекистана (немного истории)

Монументальными памятниками древности и раннего средневековья, невиданными по богатству архитектурных, скульптурных и живописных выражений, богата Сурхандарьинская область Узбекистана. Уходящие в толщу земли и высящиеся над ней величественные руины составляют часть духовного багажа талантливых, проникнувшихся этой культурой, художников.Из имен художников старшего поколения (1920 - 1930-х годов), работавших в Сурхандарье, упомянуть можно немногих, в отличие от деятельности их в Самарканде, Бухаре, Фергане, не говоря уже о Ташкенте. Но это славные имена Усто Мумина (А.В. Николаев), В. Уфимцева, М. Аринина. А. Николаев выезжал в Сурхандарьинскую область в 1936 году, приняв заказ Института субтропиков СССР по зарисовкам флоры южных районов. В.Уфимцев и М.Аринин в 1942 году по линии Союза художников Узбекистана находились в творческой командировке на строительстве Байсунской ветки железной дороги. "Женщины Байсуна" Уфимцева, полыхающие пурпуром одеяний, в величии королевской осанки - не образное преувеличение, а выявление основного в их стати, характерной для жителей региона. Строительные работы проводились в значительной степени силами женщин, так как мужчины были мобилизованы на фронт. Яркие одежды и высокие...
Read More

Певец женского образа

Быть может, 50 лет - это не слишком большой отрезок жизненного пути художника. И.Эренбург считал, что в отличие от поэтов "художники растут медленнее, как деревья". Тем не менее 20 лет творчества - это существенный период, отмеченный большой работой, напряжением душевных сил, накоплением творческого опыта. Ориф Муинов, самаркандец, выпускник (1978 г.) ТТХИ им. А.Островского, как и такие ныне известные художники, сформировавшиеся в начале 80-х годов, как Д.Умарбеков, Б.Джалалов, А.Мирзаев, искал и находил свой путь для более глубокого, правдивого и яркого воплощения духа времени, "испытывал" новые средства художественной выразительности. Его всегда при-влекали внутренняя, глубинная связь человека с окружающим миром, духовная сторона предметной формы. На этом пути он стремился поднять повседневно-конкретное до уровня обобщенно-символического, добиваясь романтического и эпического звучания образа. Творческая зрелость художника формировалась в процессе поисков, суть которых заключается в замене сюжетно-повествовательной основы изобразительной системы символико-метафорической. Стремление к более ясному выражению личностного начала, более острому эмоциональному воплощению замысла было свойственно в этот период и ряду других художников (С.Рахметов, Р.Шодиев, К.Юсупов). У некоторых оно...
Read More

Скульптор Джавлон Ярмухамедов

В изобразительном искусстве Узбекистана последние годы отмечены активными поисками скульпторов новых образно-пластических средств. Их произведения отличаются выразительностью, эмоциональной экспрессией и яркой психологической направленностью. Это тем более отрадно, что до середины 70-х годов, как отмечают критики, раздел скульптуры был слабой стороной художественных выставок, что объяснялось малочисленностью скульпторов, нередко их невысокой профессиональной подготовкой, так и отсутствием опыта работы с твердыми и благородными материалами. За последние годы расширилась география экспонентов. Одаренные скульпторы работают не только в Ташкенте, но и в Ургенче, Коканде, Навои, Нукусе и Андижане. Наряду с такими известными в республике и за ее пределами скульпторами, как Д.Рузыбаев, И.Джаббаров, А. Хатамов, появились новые имена. Среди них Джавлон Ярмухамедов - один из талантливых молодых художников конца 90-х годов. Он родился в Самарканде, школьные годы прошли в специальной художественно-музыкальной школе в Ташкенте. В 1991 году Джавлон поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им.Репина в Санкт-Петербурге. Пройденная в Институте школа профессионального мастерства помогла раскрытию его дарования. По окончании в 1998 г. класса скульптуры в мастерской...
Read More

На верном пути

С произведениями Абдужаббара Эрмуминова - молодого художника из Сурхандарьи - я познакомился совсем недавно. Правда, его земляк и наставник, широко известный в нашей республике и за ее пределами живописец Рузы Чарыев говорил мне, что Абдужаббар - очень способный художник и что в недалеком будущем он обязательно раскроется и получит признание и известность. Помня эту рекомендацию, я пришел в мастерскую Абдужаббара. Основное впечатление осмотра его произведений это, во-первых, то, что Абдужаббар четко и ясно придерживается реалистического направления в искусстве и, во-вторых, серьезно и вдумчиво работает с натуры. Многие современные молодые живописцы, приобретя азы профессиональных навыков в училище или институте, где их обучают именно глубокому изучению натуры, получив образование, забывают или отвергают этот очень плодотворный для художников путь исследования природы, натуры, увлекаются поверхностным фантазированием, а подчас - лишенной всякой логики и художественного смысла деформацией натуры. Этого не скажешь про Абдужаббара Эрмуминова. Он с натуры работает постоянно, и в этом секрет того, что уже сейчас он создает простые по тематике и сюжету, но весьма...
Read More

Народное декоративно-прикладное искусство Сурхандарьи

Одной из самобытных локальных школ в народном декоративно-прикладном искусстве Узбекистана является сурхандарьинская. Специфика географического расположения - отдаленность от столичных городов; своеобразие исторического развития (это один из древнейших центров художественной культуры на территории Узбекистана); многоликость этнического состава, представленного узбеками, таджиками, туркменами и другими народами, - все это способствовало формированию и развитию уникального очага традиционной культуры. Вышивка, ковроткачество, ювелирное искусство, резьба по дереву сурхандарьинских мастеров передают неповторимое своеобразие орнаментального строя, живописного колорита, композиционных построений и ритмического ряда, отражающих оптимистическое мироощущение, изначально свойственное народному искусству. Вышивкой в XX в. занимаются практически во всех городах и селениях Сурхандарьинской области. Традиционные быт и обряды, характерные именно для сурхандарьинского региона, обусловили сохранение практически всех видов традиционной вышивки XX в. Это сюзане (настенные панно), зардеворы (фризы), бор-пуши (покрывала), бугджома (складывающиеся конвертом покрывала для хранения вещей), ойна-хальта (мешочки для зеркал), торбы, тюбетейки, бельбоги (поясные платки), джияки (тесьма для обшива краев одежды). Некоторые образцы вышивки первой половины XX в, а также 1960 - 70-х годов хранятся в коллекции Государственного музея...
Read More

Гончар из Шерабада

Кудрат Асроров не имеет специального образования по гончарному ремеслу. Но именно благодаря своему мастерству в этом деле снискал он славу и уважение. В Шерабаде, на родине Кудрата, жили братья Ашурбековы - гончарных дел мастера. Когда Кудрат проходил по улице, где жили и работали братья, у него начинало сильнее биться сердце. Знаменитые шерабадские кувшины, изготовлявшиеся еще с древних бактрийских времен, создавались именно этими мастерами. В свое время кувшины эти славились тем, что в самую сильную жару вода в них сохранялась холодной. На стенках кувшинов образовывались еле заметные росинки, и вода сверкала переливами, словно райская. О том, что не только в Узбекистане, но и во всем мире нет подобных чудесных кувшинов, не раз писали в прессе. Кудрат не решался пойти к гончарам с просьбой научить его тайнам изготовления таких кувшинов. Однако он постоянно наблюдал за их работой. Со временем Кудрат освоил все тайны мастерства и понял, что одного умения мало, важен и материал, с которым работает гончар. Шерабад не зря издревле был центром...
Read More

Возрождая былую славу

20-23 апреля 2001 г. в Ташкенте состоялась выставка-ярмарка "Ювелирное искусство", на которой были представлены изделия фирм и компаний Италии, Канады, Польши, России, Украины, Армении, Грузии и Узбекистана. Организаторы выставки - Академия художеств Узбекистана и ННО "Ювелиры", спонсоры - представительство компании "Philip Morris" в Узбекистане и компания "Алмаз-Холдинг" (Россия). На выставке демонстрировались ювелирные изделия и украшения из драгоценных металлов и мельхиора, драгоценные и полудрагоценные камни, часы, столовая посуда, декоративно-сувенирные изделия. На ней была представлена продукция почти 40 компаний, организаций и ювелирных предприятий, а также художников-индивидуалов. Особое место среди них занимала ювелирия Узбекистана. "Гвоздем" экспозиции стала ажурная скульптура "Снегурочка" Татьяны Медведевой, представленная компанией "Алмаз-Холдинг" как пример русских ювелирных традиций. Зрители с восхищением рассматривали тончайшие "кружевные" узоры, выполненные в металле, отдавая должное искусству русских мастеров. Жюри конкурса на "Лучшее ювелирное изделие" присудило ювелирам "Алмаз-Холдинга" первое место в номинации "За лучшее воплощение национальных традиций". В номинации "Современный дизайн" призовое место получило ОАО "Украинские ювелиры". Стенд Союза златодельцев и ювелиров Армении был представлен семью ювелирными предприятиями Еревана....
Read More

Термез и его значение в истории Средней Азии

Термез принадлежит к числу тех городов Средней Азии, чей генезис и эволюция проистекали не в одном месте, где культурные слои, отражающие все периоды их существования, накапливались один за другим, являя взору археолога беспрерывную смену времен. Так было в первую эпоху его функционирования на месте городища Старого Термеза со времени его возникновения до разрушительного нашествия Чингизхана в 1220 г. После этого новый город как сказочная птица Феникс возрождается из пепла и пожарищ на новом месте - к востоку от старого города в долине Сурхандарьи. Как нельзя лучше свидетельствует об этом очевидец - посол кастильского короля Генриха III ко двору Амира Темура - Руи Гонcалес де Клавихо: "Вошедши в него, - пишет он, - мы ехали так долго, что приехали в свой дом совсем раздосадованные и все время ехали по площадям и многолюдным улицам". Затем - новое перемещение. С конца XIX в. развитие градостроительной структуры Термеза происходит уже к югу от позднесредневекового города, ближе к Амударье. Таким образом, Термез надо понимать как огромную агломерацию,...
Read More

Древняя Бактрия — симбиоз культур

Находясь на пересечении жизненно важных артерий Евразии, Средняя Азия на протяжении веков входила в разные периоды в состав различных государственных образований. Почти все мировые религии, великие и малоизвестные этносы, языковые группы, разноплеменные памятники искусства оставили свой след на этой земле. В результате многовековых контактов возникали своеобразные формы симбиоза как в хозяйственно-бытовом укладе, так и в культурно-духовной жизни народов, населявших этот регион. Смешение различных культурных традиций на территории Средней Азии отмечается уже на самых ранних периодах развития государственности. Свое наиболее интересное выражение они получили в Бактрии, исторической области,охватывающей северный Афганистан, южный Таджикистан и территорию Сурхандарьинской области Узбекистана. Проблема бактрийской культуры изучается вот уже более 100 лет. За это время в ходе археологических изысканий накоплен значительный фактологический материал, позволяющий делать широкие культурологические обобщения о феномене развития искусства Бактрии - древнейшего очага цивилизации на юге Узбекистана. Еще в доантичный период Бактрия становится "не только местом восприятия, но и центром передачи прогрессивных культурных достижений в соседние области (бассейн Кашкадарьи, долина Зарафшана, низовья Аму-Дарьи)" и в...
Read More

Айртам

В конце XIX - начале ХХ в. были сделаны важные открытия в изучении буддийских памятников Синьцзяна и Афганистана, . В древности и средневековье этот регион входил в единую историко-культурную область, что в свою очередь вызвало большой интерес к буддизму в Средней Азии. Начало изучению памятников буддизма в Средней Азии положили раскопки Айртама, который возвышался на обрывистом берегу Амударьи, носившей в древности название Оксус, в средневековье - Джайхун. Эта река издревле орошала огромные территории Бактрии, процветавшей в пору господства Кушан (I в. до н.э. - III в. н.э.). На берегу Амударьи останавливались на отдых караваны, груженные шелком, следовавшие по Великому шелковому пути. Здесь пересекались дороги, которые шли из глубины Центральной Азии, перегружались товары, переправлявшиеся через Амударью из стран и земель современного Ирана и Афганистана, от берегов римского Средиземноморья, из Индии, откуда прибывали приверженцы буддийской религии. Вдоль реки цепочкой тянутся развалины древних населенных пунктов, оплывшие руины былых строений, отлогие бугры которых как бы не представляют особого интереса. Именно такими могли показаться на первый взгляд...
Read More

Монументальная живопись крепости тавка

Археологические исследования памятников древности приносят порой неожиданные и удивительные открытия. В ходе раскопок вскрываются монументальные здания, стены которых некогда были украшены прекраснейшими образцами настенной живописи. Этот вид изобразительного искусства был широко распространен на территории Средней Азии начиная еще с античных времен (III - I вв. до н.э. - III в.) и получил широкое развитие в период раннего средневековья (V - X вв.). В живописных сценах нашли свое отражение культовые и светские представления древних жителей этого региона. Как правило, стены буддийских и зороастрийских храмов наиболее распространенных в то время религий расписывались сюжетами на религиозные темы, центральными героями которых были культовые персонажи. Уникальные образцы этого направления живописи сохранились на таких памятниках, как буддийские комплексы Каратепа, Фаязтепа и Дальверзинтепа в Сурхандарьинской области Узбекистана, храмы Пенджикента и Аджинатепа в Таджикистане. В живописных композициях дворцов правителей, замков и усадеб богатых феодалов нашла свое отражение светская жизнь общества. Тематика сюжетов разнообразна и многопланова - это сцены роскошных пиршеств, охоты, подношения даров и т.д., сюжеты разнообразных мифов и...
Read More

Кешк Ала ал-Мулка. Историко-архитектурные проблемы древней обители

"Уехав оттуда, переправившись через Джейхун на лодках, приехал в Термез и прибыл во владения хан-заде Ала ал-Мулка. И великий хан-заде устроил празднества в честь его светлости, одарил его подарками". Йезди, "Зафар-наме" (XV в.)   В середине июня 1404 г. в зените славы победителя Амир Темур, возвращаясь с "семилетнего похода", вступает в земли родного Мовароуннахра в Термезе и останавливается в доме (эв-уй) хан-заде Ала ал-Мулка, где удостаивается великих почестей (4, стр. 298 - 299). Скупые строки придворной хроники заставляют задуматься: кто же такой Ала ал-Мулк? Почему в "Зафар-наме", даже в специальных разделах об Амире Темуре, больше не встречается это имя? Сохранился ли тот дом, удостоенный чести принять столь высокого гостя? Попытаемся раскрыть завесу над тайнами истории и архитектуры "дома Ала ал-Мулка". Знаменитая династия термезских Сайидов (Сайиды - потомки пророка Мухаммада) занимает заметное место в духовной, культурной, политической жизни народов Средней Азии. В генеалогии династии известны два человека, носящих имя Ала ал-Мулк: Халиф Сайид - религиозный деятель, достигший высшего сана мусульман - халифа (XIII в.),...
Read More

Термез. Особенности средневековой архитектуры

Термез в периоды своего расцвета в I - III и X - XII вв. являлся крупным политическим, экономическим, культурным и религиозным центром Средней Азии. Здесь сложилась самобытная архитектура, которая при этом развивалась в общем русле эволюции среднеазиатского зодчества. В IX - X вв. в строительстве Термеза по-прежнему преимущественно использовали сырцовый кирпич, пахсу и дерево, в связи с чем Истахри (Х в.) отмечает, что все городские здания были выстроены из глины (1, с.298). В XI в. особо почитаемые культовые сооружения Термеза уже строят из жженого кирпича (минарет при мечети Чор-Сутун, постройки XI в. в мемориальных комплексах Хакими ат-Термези, Султан-Саодат и Зул-Кифл). Нередко поверхность сырцовых стен ряда прежних (мечеть Чор-Сутун) или строящихся сырцовых зданий (дворец Термезшахов) облицовывают жженым кирпичом. В 1070 - 1074 гг. даже "стены цитадели Термеза с башнями были облицованы жженым кирпичом" по приказу сельджукидского султана Маликшаха (2, с.28). Все чаще используются портально-купольные композиции с еще более крупными и устремленными ввысь формами. Высокого уровня достигло и мастерство кирпичной кладки, когда на...
Read More

В преддверии 2500-летия Термеза. Город, причастный к вечности

Беседа с хакимом Сурхандарьинской области, депутатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан Бахтиером Олимджановым.   - В годы независимости в Узбекистане возрождаются духовные ценности нашего народа, его обычаи и традиции. Были торжественно отпразднованы юбилеи наших великих предков: Амира Темура, Улугбека, Аль-Матуродий, Аль-Фаргоний, Аль-Маргиноний, Бабура, Бердаха, городов Хива, Бухара. Сегодня мы готовимся отметить 2500-летие Термеза... - Да, сурхандарьинцы, в том числе жители Термеза, с одобрением восприняли решение 30-й сессии ЮНЕСКО (Париж, ноябрь, 1999 г.) и постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан, принятое на основании вышеупомянутого решения ЮНЕСКО, о праздновании юбилея нашего города. В этих документах, в частности, намечено проведение работ по благоустройству древнего и вечно молодого Термеза. Мы благодарны правительству республики за заботу о нашем городе. - В чем особенности города Термеза и его истории? - Город Термез, возведенный на пересечении дорог Великого шелкового пути, был связующим звеном между севером и югом, востоком и западом, здесь находилась переправа через одну из крупнейших рек Средней Азии - Амударью. Исторические особенности региона таковы, что здесь долгое время сосуществовали различные религии. До...
Read More

Редакционная коллегия

Беседа с хакимом Сурхандарьинской области, депутатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан Бахтиером Олимджановым.   - В годы независимости в Узбекистане возрождаются духовные ценности нашего народа, его обычаи и традиции. Были торжественно отпразднованы юбилеи наших великих предков: Амира Темура, Улугбека, Аль-Матуродий, Аль-Фаргоний, Аль-Маргиноний, Бабура, Бердаха, городов Хива, Бухара. Сегодня мы готовимся отметить 2500-летие Термеза... - Да, сурхандарьинцы, в том числе жители Термеза, с одобрением восприняли решение 30-й сессии ЮНЕСКО (Париж, ноябрь, 1999 г.) и постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан, принятое на основании вышеупомянутого решения ЮНЕСКО, о праздновании юбилея нашего города. В этих документах, в частности, намечено проведение работ по благоустройству древнего и вечно молодого Термеза. Мы благодарны правительству республики за заботу о нашем городе. - В чем особенности города Термеза и его истории? - Город Термез, возведенный на пересечении дорог Великого шелкового пути, был связующим звеном между севером и югом, востоком и западом, здесь находилась переправа через одну из крупнейших рек Средней Азии - Амударью. Исторические особенности региона таковы, что здесь долгое время сосуществовали различные религии. До...
Read More