Камалиддин Бехзад и искусство восточной миниатюры

23 ноября в столице нашей республики прошли юбилейные мероприятия, посвященные 545-летию Камалиддина Бехзада, организатором которых стала Академия художеств Узбекистана при участии ЮНЕСКО. В рамках юбилейных торжеств года состоялись Международная научная конференция и Международная выставка, посвященные творчеству великого художника Востока. Перед открытием конференции, которая проводилась в Музее истории Темуридов, гости возложили венки к памяти великого поэта Алишера Навои, покровителя и наставника Камалиддина Бехзада, что придало особый, возвышенный настрои научному форуму. С приветственным словом к участникам конференции обратились вице-премьер Республики Узбекистан, председатель Оргкомитета по проведению юбилейных мероприятий Х.Кароматов, региональный советник по делам ЮНЕСКО в Узбекистане г-н Майкл Барр, профессор Ш.Х.Касеми (Индия) и художник-миниатюрист, академик Академии художеств Узбекистана Ш.Мухамелжанов (Узбекистан). В работе научной конференции приняли участие известные ученые из разных стран, всего свыше 20 человек. Среди них академик Г.Пугаченкова, Э.Исмаилова (Узбекистан), проф. Э.Бахари (Великобритания), Л.Айни (Таджикистан) и др. Материалы конференции, связанные не только с биографией и творчеством Камалиддина Бехзада, но и отражающие новейшие изыскания в области искусства миниатюры Востока, стали важным этапом в изучении этой...
Read More

Новая экспозиция в музее Сальвадора Дали. Баходир и Галина Джалал

Вступление в новый век и новое тысячелетие ознаменовалось в мире целым рядом крупных событий в культурной жизни общества. Среди них - открытие в столице Великобритании новой постоянной экспозиции Музея Сальвадора Дали, посвященной творчеству великого испанского художника-сюрреалиста XX в. Экспозиция размещается на площади 30 тыс. кв. футов галереи "County Hall", удобно расположенной вдоль южного берега реки Темзы, напротив знаменитого Биг Бена, буквально в пяти минутах ходьбы от станций лондонского метро "Вестминстер" и "Ватерлоо". Составленная из более 500 произведений творческого гения Дали, до этого никогда прежде не экспонировавшихся в Соединенном Королевстве, она включает основные собрания его скульптур, редкой графики, ювелирных изделий, мебели и акварелей. На протяжении всей жизни Дали использовал в своем творчестве различные средства и работал в разной технике, что отражено в трех тематических разделах выставки, таких, как "Чувственность и женственность", "Религия и мифология" и "Сны и фантазии". Крупнейшее в мире собрание скульптур Дали, включает в себя его знаменитые произведения "Пространственный слон", "Профиль времени" и "Ретроспективный женский бюст", остающиеся классикой сюрреализма с 1930-х...
Read More

Восток — Запад: диалог во времени. Акбар Хакимов

Древняя земля Узбекистана, через которую пролегали трассы великих путей шелка и лазурита, представляет собой уникальный пример взаимодействия и взаимовлияния культур Востока и Запада. XX век открыл миру бесценные памятники среднеазиатской культуры и стал временем обретения и освоения новых для этого региона форм станкового искусства. "Восток - Запад: диалог во времени" - так называлась выставка живописи, графики и скульптуры, проходившая в столичном Центральном выставочном зале Академии художеств. Организаторами ее были Представительство Программы развития ООН в Узбекистане, Департамент общественной информации ООН и Дирекция художественных выставок. Экспозиция, включавшая свыше 300 работ более чем 130 авторов, продемонстрировала самобытность художественного явления - узбекского изобразительного искусства. Творческий коллектив, возглавляемый Л.Кодзаевой под патронажем Т.Кузиева и С.Рахметова (Академия художеств Узбекистана), П.Крала и Н.Байбакуловой (Представительство ООН), создал оригинальную экспозицию, представляющую собой не только диалог культур, но и диалог разных видов искусства. Демонстрация живописных, графических и скульптурных произведений художников сопровождалась их стихами, философскими размышлениями и наблюдениями. Афоризмы С.Дали, В.Волкова, П.Пикассо, высказывания современных узбекских мастеров и искусствоведов, включенные в контекст...
Read More

О принадлежности Амударьинского клада. Эдвард Ртвеладзе

Искусство Средней Азии периода VI-IV вв. до н.э., который в исторических исследованиях именуется обычно ахеменидским и следующим за ним селевкидским периодом, изучено слабо. Между тем уже древнегреческие письменные источники указывают на существование в Бактрии и Согде в IV в. до н.э. городов с развитой и сложной структурой (Бактры, Аорн, Мараканда). Археологические исследования не только подтвердили это, но и предоставили важные данные для их характеристики, в том числе о структуре и фортификации, материальной культуре. Среди них наиболее интересные материалы дали исследования Эрк-калы - древнейшего ядра городища Старого Мерва в Маргиане, Афрасиаб (древняя Мараканда) в Согде, городищ Узун-Кыр, Сенгиртепа в Южном Согде и Кызылтепа в Северной Бактрии, а также ряда более мелких поселений. На примере некоторых из них (в частности, Кызылтепа, не перекрытом более поздними слоями и сохранившем особенности топографии ахеменидского времени) очевидно, что это были трехчастные (цитадель, собственно город, "пригород"), укрепленные мощными сырцовыми стенами, достигающими пяти и более метров толщины, с полукруглыми выносными башнями и обведенные широкими рвами населенные пункты. Определено,...
Read More

Золото лицея

Со времени основания Республиканского лицея-интерната изобразительного и прикладного искусства прошло более 70 лет. Созданный в далеком 1929 г. как детский дом для одаренных детей, он в своем развитии претерпел множество изменений. А с образованием в 1997 г. Академии художеств Узбекистана перешел в ее ведение. Сегодня это учебное заведение с богатыми традициями, вносящее достойную признания лепту в дело развития искусства Узбекистана. Здесь ведется обучение по специальностям, представляющим различные области изобразительного искусства: от классических - живопись, графика и скульптура до национальных художественных ремесел нашей страны - декоративная роспись, керамика и лаковая миниатюра. Учащиеся имеют возможность получить и музыкальное образование. С 1994 г. учащиеся лицея принимают участие в Международном конкурсе детского рисунка им. Шанкара в Индии. В 1995 г. А.Турдыкулов получил на этом конкурсе золотую медаль им. Дж.Неру, в 1996 г. золотой медали была удостоена З.Сибирзянова, а серебряную медаль получила Н.Мирсолихова. 2000 г. вновь был отмечен золотыми наградами. Их завоевали учащиеся лицея А.Хамраев и Н.Зияханова. И это далеко не полный перечень...
Read More

Международная научная конференция "Камалиддин Бехзад и искусство восточной миниатюры"

По случаю Международной научной конференции "Камалиддин Бехзад и искусство восточной миниатюры", прошедшей в Ташкенте 23 ноября 2000 года, участники: Выражая искреннюю благодарность Его Превосходительству Президенту Республики Узбекистан Исламу Каримову за усилия, предпринятые в организации Международной научной конференции, и с удовлетворением воспринимая постоянно подчеркиваемую им мысль о том, что сотрудничество в области культуры и искусства вносит вклад в укрепление уз дружбы, взаимоуважения и братства между народами; Выражая глубокую признательность ЮНЕСКО за участие в юбилейных мероприятиях, посвященных 545-летию Камалиддина Бехзада; Подчеркивая, что итоги настоящей Международной научной конференции продемонстрировали ведущую роль Узбекистана как мирового центра по изучению искусства восточной миниатюры; Понимая, что без развития культуры, науки и искусства мировое сообщество не имеет возможностей для прогресса; Отмечая в качестве приоритетной задачи для всех государств необходимость сохранения традиционных видов изобразительного искусства и передачи их достижений для будущих поколений; Подчеркивая необходимость создания и организации новых программ в деле художественного наследия, совершенствования подготовки кадров художников, искусствоведов и музееведов, потребность в поощрении их творческих поисков; Призывают Генерального директора ЮНЕСКО: Продолжать поддержку программ и деятельности в...
Read More

Взаимовлияние стилей в тебризской живописи начала XVI века. Джамиля Гасанзаде

В истории миниатюрной живописи мусульманского Востока неоспоримо значение Бехзада для современной ему гератской школы, а также других школ в последующем, XVI в. Стиль, выработанный Бехзадом, породил целую плеяду первоклассных мастеров, которые распространяли в дальнейшем принципы гератской школы XVI в. по всему Востоку в виде незыблемых канонов. Чрезвычайно любопытными явились, однако, отнюдь не однозначные результаты этого культурного влияния. В каждом отдельном случае оно реализовывалось по-разному, имело свои специфические отличия, способы восприятия и осмысления, где гератский метропольный стиль и местная живописная традиция вначале сосуществовали, а затем активно взаимопроникали, в результате чего и возникал в каждом случае свои неповторимый вариант интерпретации гератских канонов. Самобытным и оригинальным художественным феноменом с этой точки зрения является процесс восприятия художниками тебризской школы эстетических и художественно-технических особенностей гератской школы конца XV в. Для лучшего понимания этого явления, а именно проникновения гератских традиций в тебризский сефевидский стиль в 1520-ЗО-е гг. необходимо ясно представить картину эволюции тебризской миниатюрной живописи в досефевидский период конца XV в., во время правления династии Ак-Коюнлу,...
Read More

"Ювелирия-2000": поиски совершенства. Камола Акилова

Академия художеств Узбекистана, международный союз дизайнеров, при поддержке Государственной пробирной палаты Комитета драгоценных металлов при Министерстве финансов Узбекистана организовали международную выставку, которая проходила в Ташкенте 27-29 ноября. На выставке были предложены ювелирные изделия НПО "Фонон", совместного предприятия "Кумуш", Государственного ювелирного центра "Hyp", Навоийского горно-металлургического комбината, НПЦО "Мусаввир", предприятия народных мастеров "Устозода", а также работы ювелиров Украины и России. На выставке "Ювелирия-2000" были предложены различные направления в ювелирном искусстве Узбекистана. Современные мастера-ювелиры Ф.Дадамухамедов, Г.Юлдашева, М.Дадамухамедов в своих работах возрождают художественные традиции этого вида искусства Средней Азии XIX-XX вв., закрепленные в различных локальных школах: бухарской, самаркандской, хивинской, ташкентской, ферганской, сурхандарьинской. Они владеют разнообразными техническими приемами. Это филигрань, тиснение, ковка, зернение, чернение, золочение, витье, литье, гравировка, босма. К примеру, Ф.Дадамухамедов в одних работах обращается к традиционному наследию в сочетании с поисками современных форм, в других его работах образное звучание определяет доминанта художественной традиции. Покоряют своей завершенностью и гармонией такие виды национальных серег, как "халкаи уч-аяк" (серьги в виде обруча с...
Read More

Авангард — вера в свободу. Нигора Ахмедова

Авангард в искусстве со времен своего зарождения всегда вызывал любовь и ненависть, преклонение и преследование, восторг и равнодушие. Интерес к его феноменальным открытиям не спадает, становясь ярким отражением плюрализма мнений в обществе и искусстве. И это касается не только Франции и России, давших миру классиков авангарда. Представляя одну из самых молодых национальных школ, узбекская живопись 20-30-х годов внесла бесценный вклад в историю авангарда. Своим уникальным опытом, высоким, далеко не провинциальным уровнем художественных открытий дополнила картину его развития. В настоящее время интерес к живописи Узбекистана этого периода проявляется не только у знатоков и коллекционеров, но и в организации выставок, и в публикациях ученых. Экспозиции узбекского авангарда из коллекции Нукусского музея имени И.Савицкого были показаны во Франции, Германии, проблемы авангарда были поставлены на международной конференции "Авангард и Азия" в Алматы (1999 г.). На ней, в частности, был затронут широкий спектр вопросов об авангарде всего среднеазиатского региона. Судьба авангарда в Узбекистане необычна. С самого своего рождения он оказался в гуще различных идей...
Read More

Познавая реальность…. Ойдин Джалалова

Молодые художники Узбекистана постепенно завоевывают позиции не только в творческой среде нашей республики, но и за рубежом. Среди них - Ойдин Джалалова, выпускница отделения живописи Республиканского художественного колледжа. В 1997 г. она получила степень бакалавра в Китстонском университете в Лондоне по специальности живопись; в 1999 г. закончила магистратуру в художественной школе " City & Guilds of London", факультет живописи. В настоящее время продолжает обучение в аспирантуре "City & Guilds of London Art school". Сегодня мы знакомим вас с работами и творческим кредо этой художницы. Каждый день мы сталкиваемся с различными образами и идеями, которые оказывают на нас более или менее сильное воздействие. Они взаимодействуют и сосуществуют в нашем сознании, и в процессе синтеза рождаются новые образы. В своих работах я пытаюсь осмыслить парадоксы времени и его восприятия, место человека в постоянно меняющемся мире. Подчас емкий и многогранный мир сосредоточивается для меня в одной человеческой индивидуальности. Лица на моих картинах анонимны, это не портреты людей, которые меня окружают или когда-либо...
Read More

Путь Яссави. Шукур Аскаров

Лишь познав Высший Фактор, ты познаешь истинную ситуацию... (Ахмад Яссаби, "О твоей религии")Вопрос: Почему так мало осталось от школы Ахмада Яссаби в Туркестане...! Ответ: Потому что с окончанием занятий эта школа, царство Высгиего Понимания, распалась. (Раис Чакмакзода, "Глубокое понимание") (1) На берегу Джамны из-за высоких стен крепости г.Агры на одно из семи чудес света Тадж Махал смотрит дворец, построенный 80 годами ранее и остающийся загадкой архитектуры Индии. Это Джахангири Махал внука Захириддина Мухаммада Бабура Джалолиддина Мухаммада, более известного как Акбар - крупнейший из императоров Великих Моголов. Джахангири Махал схож с выдающимся типом памятников архитектуры Средней Азии, служившим и мавзолеем, и ханака, и медресе. И установление исторической связи между ними показывает, что Джахангири Махал явился плодом среднеазиатской эволюции. "...Двести лет спустя (после кончины А.Яссави. - А.Ш.) Темур начал постройку мавзолея. Но лишь рабочие вывели стены, как явился в глухую полночь огромный зеленый бык и рогами раскидал все сделанное. Вновь стали возводить здание. Уже сложили арки и своды и в одну ночь от всего осталась...
Read More

Путь Яссави. Шукур Аскаров

Лишь познав Высший Фактор, ты познаешь истинную ситуацию... (Ахмад Яссаби, "О твоей религии")Вопрос: Почему так мало осталось от школы Ахмада Яссаби в Туркестане...! Ответ: Потому что с окончанием занятий эта школа, царство Высгиего Понимания, распалась. (Раис Чакмакзода, "Глубокое понимание") (1) На берегу Джамны из-за высоких стен крепости г.Агры на одно из семи чудес света Тадж Махал смотрит дворец, построенный 80 годами ранее и остающийся загадкой архитектуры Индии. Это Джахангири Махал внука Захириддина Мухаммада Бабура Джалолиддина Мухаммада, более известного как Акбар - крупнейший из императоров Великих Моголов. Джахангири Махал схож с выдающимся типом памятников архитектуры Средней Азии, служившим и мавзолеем, и ханака, и медресе. И установление исторической связи между ними показывает, что Джахангири Махал явился плодом среднеазиатской эволюции. "...Двести лет спустя (после кончины А.Яссави. - А.Ш.) Темур начал постройку мавзолея. Но лишь рабочие вывели стены, как явился в глухую полночь огромный зеленый бык и рогами раскидал все сделанное. Вновь стали возводить здание. Уже сложили арки и своды и в одну ночь от всего осталась...
Read More

Мавзолей Баян Кулихана. Абдужаббар Яхъяев

В юго-восточной части Бухары за Каршинскими воротами в местности Фатхабад в средние века возник своеобразный архитектурный комплекс, состоящий из двух сохранившихся поныне мавзолеев, а также поздних зданий мечети, минарета, хауза и навесов. Из двух мавзолеев более крупный возведен над захоронением знаменитого ученого-богослова шейха Сайфуддина Бохарзи. Западнее его усыпальницы расположен мавзолей умершего в 1358 г. Баян Кулихана, построенный над погребением представителя ханов мавераннахрской ветви Джагатаидов. Монгольская знать по мере перехода к оседлой жизни в Мавераннахре принимала ислам и стала заказывать местным мастерам крупные культовые соорркения. В последующем ее представители с переходом власти к местным тюркским аристократам становились "подставными ханами". При Амире Казагане таким "ханом" являлся и упомянутый Баян Кулихан. Возведенный после его смерти мавзолей своеобразен своей планировочной организацией. Портальная ниша открывается в центральное квадратное в плане помещение со стороной 6,2 м, перекрытое куполом на арочных парусах. В противоположной от входа части интерьера устроены три небольшие камеры, которые посредством лестницы переходят в крытые коридорообразные галереи в верхней части северной и южной стен...
Read More

Бехзад — западно-восточный контекст (парадоксы исторических ассоциаций). Акбар Хакимов

...Знаешь, на свете есть вещи, предметы, между собой столь тесно связанные, что, норовя прослыть подлинно матерью и т.д. и т.п., природа могла бы сделать еще один шаг и слить их воедино... И. Бродский Величие египетских пирамид и пластическое великолепие Тадж Махала, притягательная сила пластики Поликлета и мощь излучаемой энергии скульптур Микеланджело, мягкое обаяние индо-буддийской пластики и экспрессивная аскетичность готики, дворцовая изысканность настенной живописи Афрасиаба и притягательная роскошь мастеров барокко, ансамблевое величие площадей Регистан в Самарканде и св. Петра в Риме, мудрая простота степных балбалов и ослепительный иррационализм Поллака, эмоциональная наполненность картин Гогена и колористический экспрессионизм узбекских сюзане, лукавая безысходность восточных арабесок и беспрецедентная тоска "Черного квадрата" Малевича, сакральная улыбка Джоконды и непревзойденное изящество миниатюр Бехзада - неполный ряд одновалентных по значимости и потрясающих по силе взлета духовных притязаний человечества... История культуры во многом благодаря немецкой философии искусства перестала быть духовной собственностью локальных регионов. Осознание всеобщности наследия мировой цивилизации стало характерным для философии искусства XX столетия. В то же время доля широких межрегиональных, в частности, восточно-западных сопоставлений и...
Read More

Витраж: вновь в центре внимания. Айгюн Тюль

Икусство витража, древнее и вместе с тем современное, не может не привлекать к себе внимания. Эти своеобразные картины из цветного стекла всегда на виду - в интерьерах общественных, а в последнее время и частных зданий. Установленные в проемах окон или дверей, они заставляют восхищаться звонкостью красок, пронизанных лучами солнца. Заниматься витражом сегодня - дело непростое, требующее самоотверженности и полной отдачи сил, таланта, времени. Художники по стеклу вынуждены сталкиваться с проблемами, далекими от вдохновенных фантазий. В этом виде искусства, требующего значительных финансовых и материальных затрат, остаются лишь подлинные энтузиасты своего дела. Редакция уже обращалась к теме витража ("SAN'AT" № 3, 1999 г.), стремясь привлечь внимание общественности к его проблемам, сегодня у нас в гостях художник Альберт Ахмедшин, чье творчество в последнее десятилетие неразрывно связано с витражом. - Почему именно витраж стал главным делом Вашей жизни? - В свое время я закончил архитектурный факультет ТашПИ, поэтому моя тяга к витражу не была чем-то пришедшим извне. Архитектура по-своему не менее поэтичный вид творчества,...
Read More