Суфизм и искусство орнамента. Эльмира Гюль

О суфизме в средневековом искусстве Востока сказано немало. Однако чаще всего исследователи останавливали свое внимание на отражении суфийских представлений в поэзии и музыке. Вместе с тем суфийские идеи были необычайно широко распространены среди ремесленников и художников, работавших в придворных и городских мастерских; как результат - суфизм оказал не менее заметное влияние и на художественные виды творчества. В первые века ислама суфизм не имел почвы для развития - слишком сильна была ортодоксальная вера. Со временем суфии развили активную религиозную и политическую деятельность. VII-X вв. характеризуются как период становления суфизма, с X в. начинается период формирования различных "путей суфизма", или дервишеских орденов. Закономерно, что именно на это время приходится мусульманский ренессанс. Он был связан с "тягой к новым духовным потребностям, ...появлением института мистерий, концепции спасения души как некоего "пути" (1). Иначе говоря, ренессанс, подготовленный всем ходом общественно-исторического развития, способствовал расцвету суфизма, а те тенденции, которые характеризуют искусство периода ренессанса, были во многом обусловлены влиянием суфизма. Суфизм многое перенял от ортодоксального ислама. В первую очередь...
Read More

Гармония цвета и слова. Гульназ Шарипова

Изобразительное искусство Узбекистана в 90-х годах испытало ряд значительных трансформаций. Самой важной особенностью художественного процесса этого периода следует считать высвобождение из-под идеологического прессинга и обретение подлинной творческой свободы, что побудило художников к активному поиску новых пластических форм и расширению спектра стилевых направлений. Вместе с тем социально-политические перемены произошли столь быстро, что художники неожиданно оказались перед сложной проблемой адаптации к новой общественно-экономической и идеологической ситуации, также способствующей появлению различных стилевых течений и многообразия творческих манер. Причем нередко использование нескольких стилевых приемов можно обнаружить в творчестве одного художника. Но при всех этих метаморфозах неизменной для основной части мастеров изобразительного искусства Узбекистана остается приверженность к своим национальным ценностям и философско-эстетическим воззрениям. Этот массив культурного опыта они пропускают сквозь призму собственного мировосприятия, обогащая искусство неординарными творческими идеями. "Впрочем, новая антитрадиция не столь уж одинока - она возвращает нас к широко известной, но, безусловно, аранжируемой в иных интеллектуальных художественных версиях мистической философии и поэзии Востока" (1). В восточной поэзии принцип достижения художественного эффекта примерно такой...
Read More

Творчество без границ

Сегодня национальное искусство нашей страны вызывает огромный и все возрастающий интерес у зарубежного зрителя. Благодаря знакомству с творчеством узбекских художников мир по-новому смог воспринять духовную культуру, исторические традиции, современную жизнь нашего народа. В Филадельфии хорошо из вестно творчество Валерия Исха кова, где он сейчас живет и рабо тает. Картинная галерея художни ка всегда полна людей, интересующихся и восхищающихся его ис кусством. Произведения В.Исхако ва самобытны и оригинальны, они значительно отличаются от всего того, что делается и в Европе, и в Америке, и происходит это ско рее всего потому, что Восток с его таинственной недосказанностью, художественной символикой, поэтичностью и глубоким проникновением в сущность жизненных явлении продолжает оставаться ос новополагающим элементом твор чества мастера. Натюрморты, портреты, декоративные композиции, скульптура, т.е. все многообразие видов и жанров, которыми владе ет художник, свидетельствует о не изменно продолжающемся влия нии на его творчество искусства Узбекистана, побуждающем его к новым открытиям, помогающем чувствовать себя на американской земле полпредом духовной культу ры узбекского народа. Валерий предложил творческое сотрудничество...
Read More

Поэма, которая зовется человеческой жизнью. Эльмира Ахмедова

Песня была веселая сначала, Она в весенних небесах звучала, И быть бы ей такою до конца, Но птицей раненой она упала, Когда стрела недобрая попала Не то в нее, не то в ее певца. Абдулла Арипов. Трагически рано оборвалась жизнь Шухрата Абдурашидова и, может быть, только сейчас начинаешь осознавать, как много успел сделать молодой художник - прочувствовать жизнь и воплотить ее в многочисленных полотнах. В этом году Шухрату исполнилось бы 50 лет, а он едва дожил до 30. Художник не успел даже войти в зрелость. Возможно, поэтому для него наиболее близким возрастом остава-лось детство. Шухрат Абдурашидов родился 7 августа 1950 г. в селе Тепе-Курган Ара-ванского района Ошской области. В нем рано проявились способности к рисованию, и когда мальчику испол нилось 14 лет, отец привез его в Ташкент. Здесь он поступил в Республиканское художественное училище им.П.Бенькова, а после его окончания - в Московский художественный институт имВ.Сурикова. С самого начала творчества Шухрат Абдурашидов обращался к вечным темам - рождения, любви, смерти, радости, добра... Эти основы бытия, его...
Read More

Терракоты Хорезма. Мирзамурат Мамбетуллаев

В 1980 г. во время раскопок в Топраккале (Хорезмская область) Ша-хабадским археологическим отрядом Каракалпакского отделения АН Узбекистана в слоях второго строительного горизонта (II в. до н.э. - III в. н.э.) были найдены парные глиняные ста-туэтки животных. Одна из них, изображающая коня, изготовлена из красноватого цвета глины хорошего обжига, снаружи нанесен красный ангоб. Размеры: длина -11 см, высота - 7 см. Головка лошади с рельефными надбровными бугорками и торчащими утями имеет слеша горбоносый профиль с резко выдающимися скулами Тщательно смоделированная, плавно изогнутая грива выстрижена между ушей и образует невысокий султан конической формы. Короткий хвост имеет форму треугольника. Прямые ноги раздвинуты для устойчивости. Нет следов упряжи или прикрепления фигуры всадника. Неясно назначение продольного паза на животе. Возможно, он делался на статуэтках, требовавших укрепления в определенном положении. Такие статуэтки лошадей с пазом вдоль живота найдены в среднем горизонте Кой-Крылганкалы и в ее окрестностях (9, табл. 31, 61). Статуэтка выполнена с незаурядным мастерством, изображает она, по-видимому, породистую лошадь, отдаленно напоминающую знаменитых ахалтекинских...
Read More

Театральный художник Шухрат Абдумаликов. Ильдар Мухтаров

В современном искусстве Узбекистана театр и живопись наиболее комплиментарны друг другу. Режиссура с очевидностью проявляет повышенный интерес к зрительному облику спектакля, в изобразительном искусстве весьма ощутимы элементы "театрализации". В многочисленных художественных выставках, регулярно оккупирующих театральные фойе, не просто штрих культурной жизни, но проявление более глубинного взаимного притяжения. Театр и живопись, хотя и говорят на разных языках, открывают в увлеченной беседе сближающие их формально-смысловые доминанты и миросозерцательные принципы - тяготение к емкой, многоуровневой метафоре, ностальгию по национальным истокам, полистилистику образного языка. Способностью уловить эти общие черты, умением осмыслить и "озвучить" негласный диалог двух заинтересованных собеседников обладает театральный художник Шухрат Абдумаликов. В свои тридцать лет Абдумаликов скопил завидный творческий багаж. Первые самостоятельные работы в профессиональных театрах осуществлены им еще в студенческие годы. Ему повезло с наставником - Шухрат один из тех, кто развивает в сценографии Узбекистана школу признанного мастера театрально-декорационного искусства Георгия Брима. В списке театральных работ Абдумаликова почти тридцать названий. Он работал вместе с такими известными режиссерами, как Б.Юддашев, М.Вайль, О.Салимов,...
Read More

Песнь земли каракалпакской… Камола Акилова

21 августа в Центральном выставочном зале Академии художеств состоялось открытие выставки "Современное изобразительное и декоративно-прикладное искусство Каракалпакстана". Художественную культуру Узбекистана составляют культурные ценности, накопленные различными народами на протяжении многих веков. Глубоким своеобразием отличается искусство каракалпакского народа. За последние десятилетия в Каракалпакстане сложился коллектив одаренных, активно работающих художников. Определенный импульс развитию изобразительного искусства дало создание в республике филиала Академии художеств, который возглавил известный мастер Жолтыбай Изентаев. Приоритетное место в современном изобразительном искусстве Каракалпакстана занимает станковая живопись. Безусловно, представленные на выставке работы были неравнозначны по исполнению, однако их отличали глубина размышлений, тревога за судьбу каракалпакского народа. Здесь было относительно немного произведений на тему Аральского моря: "Приаралье" Ж.Изентаева, "Крик Арала" С. Байбосинова, "Арал, мать и ребенок" Ж. Лепесова. Однако сам дух, драматизм этой региональной проблемы присутствовал почти в каждой работе независимо от темы и жанра, в котором она исполнялась. В творчестве современных каракалпакских художников проблема экологии природы тесным образом сопряжена с экологией культуры. "Освоение" собственной истории, которая была отторгнута от каракалпакского народа, нашла отражение...
Read More

Штрихи к портрету Мурада Карабаева. Лариса Шостко

Из многих тенденций развития современного изобразительного искусства Узбекистана наиболее ярко выраженной и устойчивой является стремление к резкой индивидуализации художественно-творческого мышления. Это естественно и закономерно. Искусство - чуткий и очень честный индикатор движения общественной мысли и чувств. Его реакция на сложную неоднозначность окружающей действительности мгновенна. Оно быстро улавливает динамику преобразовательных процессов бытия и пытается своими средствами воссоздать адекватную картину мира. Одно из направлений поисков нового выразительного языка связано с отказом от традиционной конкретности сюжета и выходит за пределы изображения жизни в формах самой жизни. Соответственно усиливается роль иносказательности, художественной метафоры, гиперболы и символики. Это как поток жизненных впечатлений, туго сплетенных творческим воображением в художественный образ. Именно в таком ключе и раскрывается творчество Мурада Карабаева. Мурад Карабаев родился в 1963 г. в Ташкенте. Четыре года, проведенных в Республиканском художественном училище им. П.Бенькова (1978-1982), были заняты обычным, в определенном смысле рутинным постижением художественной грамоты. Становление творческого миропонимания у Мурада начинается в стенах художественного факультета Всесоюзного государственного института Кино (1982-1991). Художник говорит, что сделал счастливый выбор,...
Read More

Жизнь, рождённая в вихре. Лейла Джураева

Медат Кагаров представляет плеяду художников Узбекистана, смело заявивших о себе в 70-е годы. Получив образование в художественных вузах Москвы, Ленинграда и Киева, они органично использовали в своем творчестве богатое изобразительное наследие народов Востока и вызвали к жизни новые живописно-пластические формы. М. Катаров начинал как художник-график и завоевал известность своими линогравюрами и экслибрисами. Работая в книжной графике, он иллюстрировал стихи известных поэтов Востока: А.Навои, Х.Алимджана, А.Арипова, Зульфии, Г.Нуруллаевой, О.Сулейменова, роман Айбека "Навои". В своих графических работах художник использовал принцип свободной интерпретации содержания литературного произведения. Метафорический образ человека-птицы в иллюстрациях к стихам А. Арипова "Мосты доверия" передан особым графическим языком, где структура формы основывалась на принципах пластического равновесия, ритмической и пространственной организации изобразительной плоскости. Чрезвычайно интересна у Кагарова техника литографии, в которой созданы серии графических листов "Когда цветет миндаль", "Тюменский дневник", "Автобиография". В "Похищении Европы" из серии "Поклонение" наряду с уверенной, сочной черной линией присутствуют тона и полутона; быстрый, напряженный штрих несет дополнительный эмоциональный заряд. Ранние работы лирического плана сменяются произведениями высокого...
Read More

Реликтовый гул, услышанный нами от предков. Лолита Зуфари

Реликтовый гул, услышанный нами от предков Для многих художников источником вдохновения становится сегодня историческое наследие. Л. Зуфари как творческую личность волнуют проблемы контакта древних культур Европы и Азии, истории цивилизации тюрков, их уникальная культура и, прежде всего - древнетюркская знаковая система, несшая информацию о вселенной, человеке в окружающем пространстве. Знаки-символы рассматриваются ею как в историческом, культурологическом, так и в философском аспектах. В эпоху неолита искусство стало более условным, чем во время палеолита, человек начал обобщать и абстрагировать. Появляются символы и знаки, составляющие представление об окружающем мире: точка - начало, центр, эмбрион, зерно; вертикаль - активное начало, позитив, связь Неба и Земли; горизонталь - пассивное начало, горизонт, негатив; крест - дуализм, единство, огонь, стороны света; квадрат - координаты пространства, времена...
Read More

Торговые сооружения Бухары XV-XVI вв. Мавлюда Юсупова

Торговые сооружения Бухары XV-XVI вв. Великий Шелковый путь, проходивший по территории Средней Азии и функционировавший со второй половины II в. до н.э. (1, с. 11), обусловил активное развитие в крае внутренней и международной торговли. Одним из крупнейших культурных и торгово-ремесленных центров на этом пути являлась Бухара, насчитывающая в своем историческом развитии около двадцати пяти веков. В течение всего этого времени она локализовалась на одном месте и сохраняла свою основную структуру. Издревле город был трехчастным и состоял из крепости, расположенного западнеенее шахристана (древнего ядра города) и окружавших их предместий - рабадов. Территорию шахристана пересекали две древние взаимно перпендикулярные центральноосевые улицы. По их сторонам располагались торговые постройки, образующие торговые ряды. Проезжая часть этих основных торговых магистралей...
Read More

Терракотовые статуэтки лютнисток с поселения Сарайтепа. Андрей Омельченко

В историческом музее Шахрисабза хранится серия терракотовых статуэток лютнисток, происходящая из северных районов восточной части Южного Согда. Среди них можно выделить два типа изображений, одному из которых посвящена наша статья. Он представлен двумя полуфигурками, обнаруженными местными жителями на распаханном участке тепе возле кишлака Нижний Сарай. Обживание тепе предварительно можно отнести ко II в. до н.э. - первым векам н.э. Точнее дату определить сложно в связи с разрушением слоев античного времени в результате хозяйственной деятельности в период позднего средневековья и современности. Основание терракот устойчивое - изначально они задумывались как полуфигурки. Глина, из которой сделаны статуэтки, плотная, светло-красного (оранжеватого) цвета, характерного для местной керамики. Полуфигурки высокого рельефа выполнены в односторонней форме, с обратной стороны заглажены. На обеих сохранились следы красно-коричневого ангоба (на статуэтке 1 - по светлой поверхности), вылепленной головкой в покрывале-накидке. Черты худощавого овального лица: высокий лоб, тонкий прямой нос, миндалевидные глаза, по-видимому, являются портретными. На шее - массивная незамкнутая гривна. Ворот или, скорее, нижняя часть капюшона выделен двумя горизонтальными...
Read More

Терракоты Хорезма. Мирзамурат Мамбетуллаев

Терракоты Хорезма В 1980 г. во время раскопок в Топраккале (Хорезмская область) Шахабадским археологическим отрядом Каракалпакского отделения АН Узбекистана в слоях второго строительного горизонта (II в. до н.э. - III в. н.э.) были найдены парные глиняные статуэтки животных. Одна из них, изображающая коня, изготовлена из красноватого цвета глины хорошего обжига, снаружи нанесен красный ангоб. Размеры: длина -11 см, высота - 7 см. Головка лошади с рельефными надбровными бугорками и торчащими утями имеет слеша горбоносый профиль с резко выдающимися скулами. Тщательно смоделированная, плавно изогнутая грива выстрижена между ушей и образует невысокий султан конической формы. Короткий хвост имеет форму треугольника. Прямые ноги раздвинуты для устойчивости. Нет следов упряжи или прикрепления фигуры всадника. Неясно назначение продольного паза на животе....
Read More

Театр — его судьба. Дильфуза Рахматуллаева

В последние годы внимание театралов сосредоточилось на Молодежном театре Узбекистана, который отличает своеобразная творческая программа, рассчитанная на зрителей всех возрастов. На его сцене произведения различных жанров на исторические и современные темы получают оригинальную трактовку. Немалую роль в успехах театра играет его художественный руководитель, заслуженный артист Узбекистана Наби Абдурахманов. Наби Абдурахманов - один из режиссеров республики, которого характеризует собственный творческий метод. Ряд его последних спектаклей стал своеобразным событием в сценическом искусстве. Они заставляют спорить и говорить о себе. Прежде всего это объясняется стремлением режиссера находить новые трактовки известных сюжетов и его нежеланием ограничиваться достигнутыми успехами. Иногда, если вы знакомы с литературным произведением, вынесенным на сцену, будете удивлены, сколько изменении оно претерпело в постановке. И в то же время восхититесь тем, как ясно и четко донесена до зрителя основная идея. Для того, чтобы определить для себя отправную точку, режиссер по нескольку раз перечитывает пьесу, и только найдя ее, он начинает работать над образной структурой произведения, вносит изменения, помогающие ярче высветить его...
Read More

Гончарное ремесло Гиждувана. Сурайе Алиева

Богата и разнообразна керамика Узбекистана. Исторически здесь сложилось несколько школ гончарного ремесла, каждая из которых по-своему оригинальна и неповторима. Ярким своеобразием колорита и орнаментального декора отличается керамика Гиждувана, районного центра близ Бухары. Истоки зарождения здесь гончарного промысла уходят своими корнями в глубь столетий, однако самые ранние из сохранившихся образцов гиждуванской керамики относятся лишь к XVIII в. Столетиями Гиждуван снабжал керамикой почти всю Бухарскую область, сюда приезжали учиться гончарному делу мастера из Шахрисабза и Самарканда, Хивы и Ургенча. Сегодня, на рубеже веков, керамика Гиждувана наиболее ярко представлена в творчестве братьев Алишера и Абдуллы Нарзуллаевых, потомственных мастеров, представителей шестого поколения династии гончаров. История их семьи - это и история гончарного промысла в крае. Их отцу, известному в республике мастеру Ибадулле Нарзуллаеву, пришлось на своем веку пережить все тяготы, выпавшие на долю ремесленников. Еще немногим менее полувека назад традиционные ремесла в буквальном смысле слова погибали, уступая место массовой продукции промышленных предприятий. Искусство гончаров пришло в упадок, исчезла традиция ремесла, переходящая от отца к...
Read More

Творчество без границ

Сегодня национальное искусство нашей страны вызывает огромный и все возрастающий интерес у зарубежного зрителя. Благодаря знакомству с творчеством узбекских художников мир по-новому смог воспринять духовную культуру, исторические традиции, современную жизнь нашего народа. В Филадельфии хорошо известно творчество Валерия Исхакова, где он сейчас живет и работает. Картинная галерея художника всегда полна людей, интересующихся и восхищающихся его искусством. Произведения В.Исхакова самобытны и оригинальны, они значительно отличаются от всего того, что делается и в Европе, и в Америке, и происходит это скорее всего потому, что Восток с его таинственной недосказанностью, художественной символикой, поэтичностью и глубоким проникновением в сущность жизненных явлении продолжает оставаться основополагающим элементом творчества мастера. Натюрморты, портреты, декоративные композиции, скульптура, т.е. все многообразие видов и жанров, которыми владеет художник, свидетельствует о неизменно продолжающемся влиянии на его творчество искусства Узбекистана, побуждающем его к новым открытиям, помогающем чувствовать себя на американской земле полпредом духовной культуры узбекского народа. Валерий предложил творческое сотрудничество с республиканской Академией художеств. Он гостеприимно распахнул двери своего дома, мастерской, галереи для...
Read More

Узбекистан — Япония: узы дружбы

В сентябре 2000 г. в японском городе Нагана проходил фестиваль культуры и искусства Узбекистана, организованный при содействии посольства Республики Узбекистан. В рамках этого фестиваля были продемонстрированы документальные фильмы о нашей родине - праздновании дней Независимости и Навруза, состоялась художественная выставка, на которой были представлены произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства мастеров республики, а также другие проведены мероприятия. Этот фестиваль стал еще одним свидетельством крепнущих дружественных связей между Японией и Узбекистаном. Вот уже 11 лет тесно сотрудничает с японскими учеными Узбекистанская искусствоведческая экспедиция НИИ искусствознания Академии художеств Узбекистана. А с 1996 г. экспедиция работает при личной спонсорской поддержке выдающегося деятеля культуры Японии, известного художника Икуо Хираямы. В течение этого времени более 20 археологов, искусствоведов и историков из Японии, представлявших Центр по изучению Шелкового пути (г. Камакура), возглавляемый И.Хираямой, Университет Канадзава - проф. Кадзуме Танабе и Музей Востока во главе с археологами Акиро Хори и Кадзуя Ямаучи, побывали на юге Узбекистана, где принимали участие в раскопках знаменитого городища Дальверзинтепа. Несмотря на...
Read More

Поэма, которая зовется человеческой жизнью. Эльмира Ахмедова

Песня была веселая сначала, Она в весенних небесах звучала, И быть бы ей такою до конца, Но птицей раненой она упала, Когда стрела недобрая попала Не то в нее, не то в ее певца. Абдулла Арипов. Трагически рано оборвалась жизнь Шухрата Абдурашидова и, может быть, только сейчас начинаешь осознавать, как много успел сделать молодой художник - прочувствовать жизнь и воплотить ее в многочисленных полотнах. В этом году Шухрату исполнилось бы 50 лет, а он едва дожил до 30. Художник не успел даже войти в зрелость. Возможно, поэтому для него наиболее близким возрастом оставалось детство. Шухрат Абдурашидов родился 7 августа 1950 г. в селе Тепе-Курган Араванского района Ошской области. В нем рано проявились способности к рисованию, и когда мальчику исполнилось 14 лет, отец привез его в Ташкент. Здесь он поступил в Республиканское художественное училище им.П.Бенькова, а после его окончания - в Московский художественный институт им В.Сурикова. С самого начала творчества Шухрат Абдурашидов обращался к вечным темам - рождения, любви, смерти, радости, добра... Эти основы бытия, его тайны он...
Read More

Шахматы древнего Афрасиаба. Юрий Буряков

Крошечные белые, подернутые желтизной фигурки были найдены во время археологических раскопок центральной соборной мечети на древнем городище Афрасиаб - руинах домонгольского Самарканда. Они лежали под ступенями южного входа в мечеть, под мощным слоем резного ганчевого узора, украшавшего когда-то михрабную стену и главный вход мечети. Казалось почти невозможным обнаружитъ что-либо определенное среди рассыпавшейся массы крупных блоков светлого ганча. Но после тщательной расчистки слоя, когда были собраны и склеены все мелкие осколки, перед нами предстали настоящие шедевры - семь миниатюрных скульптур из слоновой кости, представляющих собой уникальный, пока древнейший в мире набор, счастливо включивший все виды шахматных фигур. Эти миниатюрные скульптурки высотой от 2,5 до 4-х см, а шириной от 1,2 до 1,7 см, располагающиеся на невысоких плоских, сильно истертых от долгого использования овальных в разрезе основаниях, представляют собой древнее войско. Две фигуры изображают припавших на правое колено пехотинцев с коротким приподнятым мечом в полусогнутой правой руке и круглым щитом с рифленым в центре умбоном в левой. Третья фигура представлена вооруженным всадником на...
Read More

Металлическая и комбинированная скульптура Средней Азии. Эльмира Авганова

В изобразительном искусстве древней и раннесредневековой Средней Азии видное место занимала гипсовая и глиняная скульптура. Вместе с тем, по сведениям арабо-персидских и китайских источников, широкое распространение здесь имела и монументальная скульптура из различных металлов: золота, серебра, бронзы, а также комбинированная скульптура, деревянная основа которой покрывалась затем тонким слоем листового золота и серебра, повторяющим форму основы (1). Так, согласно Табари (нач. VII в.), в Самарканде имелись храмы огня и капища, в которых стояли серебряные и золотые, но большей частью деревянные идолы. Деревянные идолы были изукрашены драгоценными камнями и обиты золотыми гвоздями. Когда Кутайба после взятия Самарканда (в нач. VII в.н.э.) приказал сжечь идолов из главного самаркандского капища, то среди остывших углей было собрано пятьдесят тысяч мискалей золотых гвоздей (2). В настоящее время сведения о существовании в Средней Азии такого рода скульптуры подтверждаются и археологическими находками. В 1982 г. при раскопках на цитадели городища Кампыртепа в Сурхандарьинской области Узбекистана, в верхнем слое помещения 74, датируемого правлением Канишки, т.е. первой половиной II...
Read More