Сегодня национальное искусство нашей страны вызывает огромный и все возрастающий интерес у зарубежного зрителя. Благодаря знакомству с творчеством узбекских художников мир по-новому смог воспринять духовную культуру, исторические традиции, современную жизнь нашего народа.

В Филадельфии хорошо известно творчество Валерия Исхакова, где он сейчас живет и работает. Картинная галерея художника всегда полна людей, интересующихся и восхищающихся его искусством. Произведения В.Исхакова самобытны и оригинальны, они значительно отличаются от всего того, что делается и в Европе, и в Америке, и происходит это скорее всего потому, что Восток с его таинственной недосказанностью, художественной символикой, поэтичностью и глубоким проникновением в сущность жизненных явлении продолжает оставаться основополагающим элементом творчества мастера. Натюрморты, портреты, декоративные композиции, скульптура, т.е. все многообразие видов и жанров, которыми владеет художник, свидетельствует о неизменно продолжающемся влиянии на его творчество искусства Узбекистана, побуждающем его к новым открытиям, помогающем чувствовать себя на американской земле полпредом духовной культуры узбекского народа.

Валерий предложил творческое сотрудничество с республиканской Академией художеств. Он гостеприимно распахнул двери своего дома, мастерской, галереи для художников Узбекистана, чтобы показать американцам лучшие достижения современного изобразительного искусства нашей страны, тем самым способствуя укреплению культурных и духовных связей между американским и узбекским народами. Филадельфийцы уже имели возможность познакомиться с творчеством таких известных мастеров, как академик Академии художеств Узбекистана В.Бурмакин, Э.Сафарян, А.Мамаджанов и Б.Юлдашев. Искусство наших художников вызвало у американцев большой интерес и неподдельное восхищение. Но больше всего поражают глубокий оптимизм и надежда нашего земляка Валерия Исхакова на то, что искусство Узбекистана способно зажечь живую искру любви и понимания к его далекой и любимой Родине.

Материал подготовила Наиля Валиулина

Среди многочисленных картин Галереи Рубена Борея в Нью-Йорке есть картина под названием «Песня любви», привлекающая к себе внимание смелым, по-восточному ярким разнообразием красок. Эта работа, созданная в стиле модерн, навевает философские раз мышления о смысле жизни, о ее красоте и хрупкости, заставляет нас задуматься о ценностях, которые мы ежедневно создаем и сами же разрушаем. И все же картина настраивает зрителя на оптимистический лад, оставляет надежду на светлое будущее. Это работа талантливой художницы из Узбекистана Гульбахор Ашимовой — женщины больше восточной, но вместе с тем самоутверждающейся в стремительном потоке сегодняшней жизни. Колесо времени неумолимо — об этом ярко и одновременно тревожно напоминают картины художницы. Краски в ее работах ассоциируются с мелодиями, извлеченными из тамбура, похожими на стон человеческой души. Полотна Ашимовой то темны как ночь, то светлы как день, а желто-золотистые цвета тонут в сочетаниях сине-голубого и лилово-красного. Здесь и зной пустыни, и освежающий порыв ветра, и ледяное дыхание воды.

Гульбахор нелегко было утвердиться в качестве зрелого мастера. Был длинный путь, полный творческих поисков и находок. Но в основе всего этого лежит учеба. Вначале у отца, Мухаммадхана Ашимова, воспитавшего в дочери любовь к искусству через мелодию национальных инструментов, которые он делал своими руками, затем в художественном училище им. Гоголя в Алматы, куда семья переехала из Китая. Дальнейшее совершенствование проходило в отделении книжной графики Ташкентского театрально-художественного института.

В книжной графике Гульбахор сделала немало. Ею иллюстрированы многие книги узбекских поэтов. Стремление к глубокому самовыражению подвигло Ашимову к живописи, посредством которой она совершенно по-иному стала воспринимать окружающее, услышала музыку в цвете. Образ женщины благодаря мастерству художницы приобрел вселенский смысл хранительницы мира, например, в таких ее работах, как «Задумчивый ангел», «Хранительница», «Священное дерево» и др.

Этот период творчества Гульбахор отражает ее личные глубокие переживания, сопровождаемые драмой жизни. Здесь и тема экологии, и разрушения вселенской гармонии, и социальные эксцессы и т.д. Затем в жизни Гульбахор произошли перемены. Америка…

Новый мир, новые впечатления, новые краски, ощущение многомерности пространства — все это объясняет появление в работах Ашимовой множества оттенков холодных цветов. Рождаются картины более абстрагированные и более личностные. Со стороны и на расстоянии художница более трезво оценивает прошлое, современный мир и себя в нем вместе со своей дочерью Мадиной, тоже входящей в мир искусства, которая стала ей единственным советчиком, критиком, подругой. Неутомимая в творчестве, она смело и свободно создает картины, вкладывая в них свое мироощущение, свое настроение. Не только художественной фантазией, но и проникновением в глубину жизненных проблем рождались у Гульбахор такие полотна, как «Рождение миров», «День и ночь», «Мелодия вселенной» и др. Свои картины она выставляла в картинных галереях Нью-Йорка, Вашингтона, Филадельфии.

Сегодня художница концентрирует свое внимание на природе. В ней она находит совершенную красоту и гармонию, которые и творят чудо — чудо жизни.

Материал подготовила Дилором Мусаева