Песня была веселая сначала,
Она в весенних небесах звучала,
И быть бы ей такою до конца,
Но птицей раненой она упала,
Когда стрела недобрая попала
Не то в нее, не то в ее певца.
Абдулла Арипов.

Трагически рано оборвалась жизнь Шухрата Абдурашидова и, может быть, только сейчас начинаешь осознавать, как много успел сделать молодой художник — прочувствовать жизнь и воплотить ее в многочисленных полотнах.

В этом году Шухрату исполнилось бы 50 лет, а он едва дожил до 30. Художник не успел даже войти в зрелость. Возможно, поэтому для него наиболее близким возрастом оставалось детство.

Шухрат Абдурашидов родился 7 августа 1950 г. в селе Тепе-Курган Араванского района Ошской области. В нем рано проявились способности к рисованию, и когда мальчику исполнилось 14 лет, отец привез его в Ташкент. Здесь он поступил в Республиканское художественное училище им.П.Бенькова, а после его окончания — в Московский художественный институт им В.Сурикова.

С самого начала творчества Шухрат Абдурашидов обращался к вечным темам — рождения, любви, смерти, радости, добра… Эти основы бытия, его тайны он раскрывал в простейших жизненных реалиях. Пытливо всматриваясь в жизнь, художник стремился запечатлеть ее подвижность, изменчивость.

Образный строй его картин складывался постепенно и примыкает к следующим темам: отцы и дети («Праздник, который всегда со мной», «Бабушка и внучка» , «Сон», «Воспоминание. Детство»); общество и человек («Возвращение с работы», «Проводы», «Возвращение из армии», «На границе», «Семья механизаторов из Бахмаля»); мужчина и женщина («Свадьба», «Двое на пороге», «Утро», «Первая зима», «Портрет жены»); смена поколений («Мои сестры», «Первый день после детства», «Родник», «Гульжахон», «Легенда вечности (посещение могилы брата)»); человек-творец («Портрет поэта А.Арипова», «Портрет Шухрата», «Художник и поэт», «Портрет поэта Рауфа Парфи», «Молодые поэты и художники Узбекистана»). Итак «пять поэм — одно целое, которое зовется человеческой жизнью» (1).

Особенно он любил писать своих близких, семью, друзей, свой дом, улицу, места, связанные с детством и юностью. Это привносит в его творчество моменты интимности, теплоты, чувства добра.

Остановимся на одной из ранних его картин — «Воспоминание. Детство». В центре ее — небольшой узбекский дворик, замкнутый в круг с суфой, хаузом и могучим тутовым деревом. Подробно, с любовью описывает художник повседневный быт обитателей дома, каждый из которых занят своим делом. На переднем плане, вынесенный как бы за пределы происходящего на полотне, изображен сам художник, погруженный в свои мысли. Реальные пропорции смещены, масштабы предметов и фигур напоминают единый кинематографический кадр, выхваченный из памяти художника

Это композиционное решение поддерживается и колоритом картины. Все, что навеяно воспоминаниями, написано в интенсивных, радостных тонах красного, золотисто-коричневого, зеленого цветов, себя художник изобразил в свитере холодных сиреневых оттенков на фоне насыщенного темно-синего цвета воды. Таким цветовым контрастом-сопоставлением подчеркивается мысль о разделяющем их времени.

Шухрат Абдурашидов обычно пользовался пятью открытыми цветами, а необходимые оттенки и рефлексы создавал на основе этих цветов, поэтому его полотнам свойственна особая колористическая цельность, перерастающая в цельность эмоциональную, основанную на глубоком обобщении реальности.

Нельзя не отметить еще одну черту, свойственную Абдурашидову, человеку и художнику — его жизнерадостный, подвижный, деятельный характер, который всегда окрашивал полотна Шухрата чувством всеобщего праздника. Как метко заметил поэт Тура Мирза (в поэме, посвященной памяти Абдурашидова) — «… он не может без солнца небеса рисовать… » Все его полотна озарены радостью и солнцем.

«Праздник, который всегда со мной» — так назвал он картину, посвященную родителям и дому, где вырос. Истоки его душевности и духовности — из детства, из доброго отчего дома. Миром и покоем веет от простой сценки домашнего чаепития. Суфа с сидящими на ней членами семьи изображена в глубине картины. Удаленность зрителя от героев полотна, масштабы пространства — высокое небо, много воздуха, сложное переплетение виноградных лоз — придают композиции торжественную монументальность.

Совершенно иные чувства и выразительные средства в картине «Легенда вечности (посещение могилы брата)». Сюжет ритуального шествия на кладбище заставляет размышлять о соотношении вечности и мига. Огромный могильный холм и словно карточные домики, зародившийся месяц и протоптанная тропа, маленькие фигурки людей и вспыхивающие звезды на темно-синем небе. И как бы звучат слова Э.Хемингуэя: «Не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе».

О Шухрате друзья не раз говорили, что он поэт в живописи. В его сознании эта две стороны творчества неотделимы. Шухрат Абдурашидов в начале своего творчества находился под обаянием личностей художника Бахтияра Бабаева и поэта Абдуллы Арипова — ежедневные встречи, беседы об искусстве, о судьбе национальной культуры «питали» и формировали художественно-эстетические взгляды молодого художника.

Ш.Абдурашидов создает двойной портрет — художника и поэта, который навеян философскими раздумьями о смысле жизни и творчества. Абдурашидов пытается глубоко проникнуть в духовную сферу своих героев. Кровная связь художника и поэта с родной землей подчеркивается широкой панорамой изображения жизни — реалиями будней, фрагментами из картин Б.Бабаева «Ферганская сюита» и «Групповой портрет хивинских мастеров». Стремление художника обрести красоту в повседневных проявлениях жизни, становится художественным смыслом и в последующих произведениях Абдурашидова.

Продолжением этой темы стал групповой портрет «Молодые поэты и художники Узбекистана» (1978). Абдурашидов «собирает» друзей в беседке родного дома. Это событие представляется для художника праздником «творческой семьи». Атмосферу праздника подчеркивает яркое многоцветное сюзане, накрытый белой скатертью с вазой цветов стол. Это одно из последних произведений Шухрата Абдурашидова.

Многочисленные друзья, коллеги помнят Шухрата молодым, с копной темных волос, живыми горящими глазами, всегда приветливого, с удивительной улыбкой, излучавшей большое обаяние. Он всегда говорил пылко, темпераментно, загорался, когда разговор заходил об искусстве. Лишь тесному кругу друзей посчастливилось узнать его как яркого, неистощимо остроумного рассказчика. Шухрат Абдурашидов озарял своим талантом всех, кто имел счастье с ним соприкоснуться. Будем надеяться, что память о нем и его произведениях еще долго будет выполнять свою благородную миссию.

Литература
1. Конрад Н. Запад и Восток. М., Наука, 1972. С. 284-285.

Эльмира Ахмедова