С надеждой на будущее. Ханджара Абул-Касимова

Еще совсем недавно нас не покидало чувство тревоги за будущее отечественного художественного кино. И на то были серьезные причины. К 1991 г. узбекское кино имело свою историю, фильмы, которые составляли нашу национальную гордость. Однако в первые годы независимости уровень кинопродукции заметно снизился, хотя практика спонсорства и не дала кинопроизводству окончательно остановиться. Это рождало неудовлетворенность отечественными фильмами, немногие из которых оставили хоть какой-то след в нашем кино. Кроме того, разве мог не встревожить тот факт, что в 1997 г., например, был выпущен в прокат всего один фильм - "Маргиана" Х.Файзиева?! К счастью, все наши опасения оказались напрасными, В последние годы производство художественных картин приобрело стабильный характер. Так, в 1998 г. было создано десять фильмов, в 1999 г. - четыре и на 2000 г. намечена постановка еще четырех фильмов. Художественное кино подключилось к происходящим в республике процессам духовного возрождения и просвещения. Создаются фильмы о далеком и недавнем прошлом. И здесь надо особо сказать о роли в кинематографе национальной литературы. Кино всегда стремилось...
Read More

Окна надежды Инны Кулагиной. Абдулхай Умаров

Половина населения земного шара живет в городах. Но при этом у каждого человека есть свой город, не только тот, где ты родился и вырос, где ты живешь. Это и город твоей мечты, как Город Солнца великого Кампанеллы, и вымышленный город героини романа Чернышевского "Что делать?", а может быть, Добродетельный город, созданный фантазией нашего гениального предка Фараби. Свой город есть и у Инны Кулагиной. Вернее, у нее свое представление, свое понимание города. "Люди, живущие в городе, - замечает Кулагина, - воспринимают его лишь как среду обитания, удобную для физического существования. В остальном они не замечают его". Такое отношение к городу Инну Кулагину не устраивает, для нее город - это Храм, что она и выразила в проекте-выставке "CITY LINE". С помощью цикла живописных панно, представляющих собой многозначный, но целостный организм, художница воплотила свои идеи о городе-храме. Биография И.Кулагиной, в частности, художническая, короткая - сначала занятия в изостудии, затем Республиканское художественное училище им. П. Бенькова (ныне колледж искусств). Ее педагоги, прежде всего известный...
Read More

Три находки из Уструшанского замка Мык. Леонид Сверчков

В труднодоступном горном ущелье в 50 км к югу от г.Заамина Джизакской области расположено средневековое поселение Мык или Мут, состоящее из верхнего (VII-VIII вв.) и нижнего (IX - середина XII вв.) замков и прилегающей округи, занимающие территорию по обе стороны Еттике-чусая. Мало кто предполагал, что раскопки нижнего, каменного замка позволят получить прекрасную коллекцию самых разнообразных предметов. Как удалось установить, в результате междоусобных войн двух ветвей Караханидского правящего рода в первой половине XI в., где-то в интервале между 1028 и 1035 гг., замок Мык был уничтожен. Захват замка и разрушение его, сопровождавшиеся грандиозным пожаром, были столь внезапны, что остались невостребованными многие ценные вещи, в том числе тщательно упрятанный клад "черных" дирхемов. Археологические находки в зависимости от долговечности материала могли быть изготовлены в конце X - начале XI в., но, разумеется, не позже 1028 г. Из множества предметов мы выбрали три - серебряный браслет как образец мастерства средневековых ювелиров и два музыкальных инструмента, что отчасти позволит воссоздать с точки зрения археологии и,...
Read More

Размышления на тему… Алишер Мирзаев

На протяжении многих лет занимаясь живописью, я не раз задавался вопросом: какова природа изобразительного искусства? Общепринято, что выражение "изобразительное искусство" трактуется как воспроизведение визуально воспринятой действительности. В результате его задача зачастую сводится к достоверному отображению какого-либо вида или предмета, при этом абсолютно упускаются из виду пластические законы живописи. Между тем, на мой взгляд, приоритет в изобразительном искусстве принадлежит формотворчеству. Это хорошо понимали художники стиля модерн. Именно в искусстве модерна в конце XIX - нач. XX в. проявилось внимание к форме, пластике, оно отличалось пристрастием к декоративности, игре линий и цвета. Истоки многих новаций модерна лежали в искусстве Востока, которое во все времена рождало интерес к себе в мире Запада. Искусство модерна совершило поистине революционные преобразования, внеся поэтику символизма и высокую дисциплину композиции, декоративный ритм гибких текучих линий. Размышляя о природе генезиса европейского модерна, приходишь к выводу, что он явился своего рода реакцией на эпигонское повторение канонизированных форм и стилей, выработанных реализмом и романтизмом Х1Х в., пристрастное копирование действительности, ставшее...
Read More

Памяти мастера. Наргиза Ташпулатова

Я не намерен оберегать себя, избегая переживаний и трудностей. Меня не заботит, как долго я буду жить: много или мало... Мир интересует меня настолько, насколько я чувствую некий долг перед ним, так как я хожу по этой земле столько лет. И в благодарность за это я хочу оставить после себя что-то... Винсент Ван-Гог...
Read More

Каменные ляганы газганского мастера. Асрор Низамов

Существуют дома, которые играют роль своеобразных этнографических музеев. К ним можно отнести дом Каракула-мингбаши, бывшего одним из самых влиятельных беков в Самаркандской области. В этом доме сохранились до наших дней образцы ковроткацкого искусства, резьбы по дереву и ганчу, обработки камня начала XX века. Уникальная коллекция передавалась в семье из поколения в поколение. Среди работ этой коллекции - ляганы из мрамора искусного каменотеса Абдурахима Газгани, изготовленные в подарок Каракул-беку; из девяти мраморных блюд до наших дней дошло лишь три. Абдурахим Газгани участвовал в создании архитектурного декора дворца Ситораи Мохи Хоса в Бухаре, гробницы Амира Абдулахадхана в Кермане, Алчин-баг в Султанабаде, мечети Жомеч в Газгане, в более позднее время - здания Академии наук и бывшего управления железной дороги в Ташкенте. Сохранившиеся мраморные ляганы ярко характеризуют еще одну сторону творчества мастера. Ляганы изготовлены из плит газганского мрамора, в котором сочетаются белые, голубовато-серые и черные тона. По краю блюд широкой каймой выгравированы надписи на арабском языке. Одно из них весом 3,5 кг и диаметром 45 см....
Read More

Навруз-2000

Выставки, проводимые Академией художеста Узбекистана в дни празднования Независимости и Навруза, стали традиционными и значимыми акциями в культурной столицы. Вот и в этом году жители и гости Ташкента имели возможность побывать на Республиканской художественной выставке "Навруз - 2000", проходившей с 20 по 30-е марта в Центральном выставочном зале Академии художеств. В экспозицию вошло свыше 400 произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства: живопись, графика, скульптура, гобелен, лаковая миниатюра, керамика, фарфор, чеканка, резьба по дереву. Изобразительное искусство было представлено работами таких известных мастеров, как Р.Худайбергенов, Ф.Ахмадалиев, Ш.Абдуллаева, С.Кельтаева, И.Шин, СШин, Р.Гаглоева, Э.Исхаков и др. Традиции народного искусства продемонстрировали в своем творчестве мастера Ф.Дадамухамедов, О.Файзуллаев, М. Ибрагимова, З.Хакимов, Б.Ходжиметов и др. Одной из самых примечательных сторон выставки стало то, что в ней приняли участие многие молодые художники и мастера, творческие поиски которых стремительно набирают силу. ...
Read More

Тохиржону Мирджалилову 50 лет. Аейла Ажураева

Живописец, действительный член Академии художеств Узбекистана, заместитель председателя Академии художеств, член Американской международной Академии наук, образования, индустрии и искусства, известный общественный деятель Тохиржон Мирджалилов отметил свой пятидесятилетний юбилей. От всей души поздравив юбиляра, мы попросили его ответить на наши вопросы. - Расскажите, пожалуйста, о своей творческой биографии. - Я родился в Ташкенте, в районе старого города на Сагбане. Мы жили в традиционном узбекском доме. Дед был архитектором, в свое время он принимал участие в строительстве домов многих знатных горожан, квартальных (гузарных) мечетей. В нашей семье царила творческая атмосфера, все братья прекрасно рисовали. Уже с четвертого класса я начал посещать изостудию. В 1971 г. закончил художественное училище им. Бенькова, отделение живописи, затем поступил в Ташкентский театрально-художественный институт. До сих пор с теплотой вспоминаю своих педагогов - Г.Мордвинову, И.Резникова. Дипломную работу я защищал у известного живописца Н.Кузыбаева, темой ее был портрет узбекского режиссера Р.Батырова. - Наверное, отсюда Ваша любовь к кинематографу. В 70-е годы Вы много снимались на Узбекфильме и Узбектелефильме. - Да, я...
Read More

Поиски экспрессии цвета: живопись Рахмона Шодиева. Нигора Ахмедова

Творческий путь каждый избирает сам, и если в основе этого пути к эстетическому идеалу лежат крепкие связи с традициями, родной землей, сохранившей их, то голос такого художника обретает особую силу, широту и свободу. Живопись Рахмона Шодиева начиная с 80-х годов связана с декоративно-экспрессивным направлением. Эта линия в искусстве Узбекистана возникла еще в годы его становления как реакция на набиравший силу пассивно-обывательский реализм, как полемика с поверхностной фиксацией жизни. А.Волков, У.Тансыкбаев, Н.Карахан, Н.Кашина одними из первых открыли в традиционном узбекском искусстве смелые колористические сочетания, принципы декоративно-условной композиции, которые в то же время являлись целью пластических новаций авангарда. В творчестве этих мастеров рождалась концепция, которой предстояло пройти долгий и непростой путь и определить многие черты данного стилистического направления. Однако горячие споры о национальных традициях, о природе реализма в узбекском искусстве не утихали долгие годы, косвенно свидетельствуя как о его сложности, так и о потенциях к обновлению. В разные годы приверженцы колористических принципов выражали их то в духе импрессионизма, то через поэтику восточной...
Read More

Территория мифов Тимура Ахмедова. Елена Шиповская

В потоке выставок современного отечественного искусства, проходивших в Ташкенте в последнее десятилетие, выставки с участием Тимура Ахмедова оставили заметный след в душе и зрителей, и профессионалов. Во-первых, сама живопись Ахмедова очень запоминающаяся, она обладает специфическим художественным языком и определенным магнетизмом, вовлекающим в "общение" с собою. Во-вторых, выставки, о которых идет речь, являлись своеобразным отражением творческой позиции художников и становились яркими заметными акциями. Тимур Ахмедов принадлежит к тому поколению художников Узбекистана, которые на рубеже 80-90-х годов, с самого начала своей творческой деятельности стали активно выставляться. Этот период отличается появлением объединений, сообществ, групп близких по духу людей, которые занимали свою "художественную нишу". Результатом творческих диалогов Т.Ахмедова и его соратников стали выставки: "Территория мифов" в 1991 г. в театре "Ильхом", "Типовой проект" в 1994 г. в Доме кинематографистов, "Кашмир" в 1998 г. в Музее прикладного искусства. В основу этих выставок не были положены глубокомысленные теоретические концепции, они задумывались как акции с обобщенным замыслом, "действа" с зачастую нерегулируемым результатом, как театр для себя...
Read More

Сиамские близнецы, или Инь и Янь движущегося изображения. Рашид Маликов

В последние годы приметой времени стали пустые залы кинотеатров. Длинные очереди у касс, трепетное ожидание момента, когда засветится экран и начнется великое таинство слияния зрителя с судьбами героев фильма, ушли в прошлое. Да и много лучшего оставляет желать репертуар, соответствующий запросам в основном любителей суррогатных американских и индийских кинолент. Правда, малочисленная категория зрителей старшего поколения любит и ценит наше узбекское кино и довольно хорошо осведомлена о процессах в отечественной киноиндустрии, в курсе всех киноновинок. Кинотеатры пусты, но многие из тех, кому это доступно, уже видели новинки отечественного и мирового кинематографа. Причем в лучшем случае используется лицензионная видеокассета с прекрасным звуком и довольно приличным изображением, в худшем... Каждый из нас видел эту подслеповатую копию с прыгающим цветом, размытыми силуэтами киногероев в аквариумном мареве бесконечно переписанного видеоизображения и с голосом некоего переводчика, монотонно озвучивающего фильм за фильмом. Приобщение к миру кино идет через экран телевизора. С эстетической точки зрения это равносильно приобщению к миру живописи посредством репродукций на почтовых марках. К пропаганде киноискусства...
Read More

Возрождая рукописную книгу. Эльмира Гюль

В 2000 г. в Узбекистане по решению ЮНЕСКО отмечают 545-летний юбилей выдающегося художника Востока Камалиддина Бехзада. В рамках юбилейных мероприятий в Ташкенте состоится Международная конференция и выставка работ художников-миниатюристов, открытие Национального музея миниатюры им. К.Бехзада. В преддверии этих событий редакция начинает публикацию материалов о книжной миниатюре. В истории культуры средневекового Востока рукописная книга занимала особое место. Отношение к ней как к сакральному творению было обусловлено главенствующей ролью Корана, которую он играл в системе религиозных ценностей. Учебные, философские и богословские трактаты, исторические хроники и поэтические сборники заполняли библиотеки правителей и меценатов, медресе и гражданских учреждений, провозглашая гуманистические и просветительские ценности исламской культуры. Рукописная книга стала настоящим произведением искусства, вобрав в себя мастерство каллиграфа и художника-миниатюриста. Освященные культурной традицией, каллиграфия и миниатюрная живопись стали ведущими видами искусств мусульманского Востока и достигли высот художественного совершенства. Калам - перо - традиционно относили к одному из атрибутов пророка Мухаммада, вследствие чего все правители считали своим долгом владеть искусством каллиграфии. Миниатюрная живопись стала поистине драгоценным...
Read More

Выставка Рерихов в Ташкенте

В Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана состоялась выставка картин знаменитых художников Николая Константиновича Рериха и Святослава Николаевича Рериха, представленная Международным Центром Рерихов (г.Москва). Жители Ташкента уже не первый раз имели возможность соприкоснуться с творчеством этих величайших людей, приобщиться к миру их философской мысли. На памяти у многих - выставка полотен Рерихов, прошедшая в Ташкенте в Государственном музее искусств в фервале 1980 г. Нынешняя экспозиция действовала на протяжении месяца, с 25 февраля по 25 марта, и многие посетители стали ее завсегдатаями. В просторном светлом зале звучала классическая музыка, славно вторящая вечному зову Гималаев. Небольшие по размерам полотна потрясали монументальностью звучания. Теряющиеся в облаках синие вершины гор, сказочные восходы и закаты, алмазное сверкание снежных вершин передавали неповторимую красоту и величие природы... Николай Константинович Рерих - художник, ученый, путешественник, общественный деятель, один из величайших гуманистов нашей эпохи, щедро дарил свой талант людям. Картины Николая Рериха являются гордостью многих музеев мира, философские, публицистические и научные труды вдохновляют уже не одно поколение жаждущих Красоты и...
Read More

Весенняя встреча в театре "Ильхом". Эльмира Гюль

В первый день весны в выставочном зале театра "Ильхом" состоялся вернисаж работ молодых ташкентских художников Нодира Шоабдурахимова и Тахира Каримова. Выставка стала их первым совместным творческим проектом. Представленные работы объединяют жизнеутверждающий настрой и возвышенность образов, ярко выраженное поэтическое начало, увлеченность поиском самовыражения. Вместе с тем нельзя не заметить, насколько они разные - мятущийся дух в картинах одного художника противостоит состоянию умиротворенности в работах другого. Первое впечатление от работ Т.Каримова - их поразительная "всеядность", бросающееся в глаза разностилье. Классицизирующие реалистические работы соседствуют с экспрессионистическими полотнами, создавая напряженное противостояние разума и чувства, выверенной линии и красочного пятна, объемной моделировки и плоскостно-декоративной трактовки композиции; картины, полные размышлений и поэтических метафор, предстают рядом с полотнами, в которых художник решает сугубо живописные задачи. Изысканность рисунка и звонкая открытость контрастных локальных цветов присуща некоторой части его работ. Наверное, не случайно в центре внимания этой серии лошади, ставшие одним из символов грациозности ("На оранжевом", 1999). Силуэты лошадей - красные, синие, зеленые на контрастном фоне дают возможность насладиться изяществом...
Read More

Искусство гончаров Бинкета. Саида Ильясова, Равшан Имамбердыев

"Не имеют себе равных ... хорезмийские луки, шашская посуда и самаркандская бумага" Макдиси, 106. В богатом культурном наследии Средней Азии важное место занимает средневековая глазурованная керамика. Пропорциональные и уравновешенные формы, яркие сочные краски, изысканный геометрический, растительный и зооморфный орнамент, изящная вязь арабского письма превращали бытовую посуду в подлинные произведения декоративно-прикладного искусства. Существовало несколько крупных городских центров, которые оказывали влияние на керамическое производство близлежащих владений. Одним из таких центров был Бинкет, как в IX-X1I вв. назывался Ташкент, столичный город области Чач (Шаш в передаче арабоязычных авторов). Изучению глазурованной керамики Чача посвящены специальная монография, написанная Л. Брусенко (1), множество статей в различных научных и научно-популярных изданиях (2). Тем не менее, с течением времени появляются новые интересные находки, позволяющие выявить неизвестные или редкие виды декора глазурованной посуды. Особую роль в получении новых данных играет широко развернувшееся в последние годы строительство в старогородской части Ташкента, где когда-то располагались цветущий город Бинкет и его рабад (пригород). Усилиями ученых и энтузиастов часть находимых при строительных работах материалов удается сохранить. Мы...
Read More

К семантике тюбетейки-дуппи. Эльмира Исмаилова

Дуппи - тюбетейка - головной убор узбеков и таджиков Средней Азии (родственные формы головных уборов издавна носят мусульманские народы стран Среднего Востока, арабского региона) составляет важную часть национального костюма этих народов, отражая определенные эстетические вкусы, сформированные сложным комплексом духовной жизни, особенностей природной среды и т.д. Головные уборы узбеков и таджиков, существующие с глубокой древности, современные формы и декор обрели, по-видимому, в результате эволюции и шлифовки сравнительно в позднее время. Дуппи, вероятно, произошли от шапочек, на которые наматывали чалмы, ввиду чего они вначале почти не украшались. По выводу исследователей, в XVIII-XIX вв. в среднеазиатском костюме произошли большие перемены. На головах мужчин вместо чалм в фергано-кокандских миниатюрах появляются небольшие шапочки. По мере выхода из употребления чалмы растет внимание к декору дуппи, со временем ставшей национальным головным убором мужской части населения края, а с 30-40-х годов и женской, нередко в сочетании с платками. На женских дуппи Ургута, например, вышивка украшала лишь макушку и околыш, затем площадь ее стала увеличиваться. В фондах Музея истории...
Read More

К истории каракалпакских женских украшений. Зафара Алиева

В прикладном искусстве каракалпаков одно из ведущих мест занимают ювелирные украшения. Они являются обязательной частью народного костюма. Крупные, разнообразные по назначению ювелирные украшения выглядят весьма внушительно. Им присущи лаконизм орнамента и четкая симметрия, придающая графическую отточенность общему рисунку. Большую часть ювелирных изделий каракалпаков составляют женские украшения, представляющие собой веками отработанную функционально-эстетическую систему. Каждое из них, по распространенным поверьям, обладало защитными функциями и выполняло роль оберега, особенно необходимого женщине, готовящейся стать матерью. Семантика этих украшений всегда была связана с идеями зарождения и сохранения жизни, продолжения рода. Основой комплекса украшений девушек-невест было онгирше (звенящий) - сложное шейно-нагрудное украшение, состоящее из разнообразных туйме (буквально: пуговица, брошь) - жумалак туйме, жалпак или бака туйме и шар туйме. Туйме закреплялись на жата (вышитый ворот платья) по строгим устоявшимся правилам и раздельно не носились. В нижней части онгирше, на уровне пояса, закреплялась подвеска онгирмоншак. Туйме отличались как по форме, так и по характеризующим эти формы названиям. Жумалак (шарообразное) туйме представляли собой яйцевидные серебряные пуговицы, полые внутри,...
Read More

Фестиваль моды . Гульсара Бабаджанова

Художественная культура Узбекистана в последние годы обогатилась новым направлением - модельным шоу-бизнесом. Отечественные художники-модельеры на республиканских и международных подиумах демонстрируют высокий уровень художественного моделирования и дизайна одежды. Несмотря на свою молодость и сравнительно небольшой творческий стаж, модельеры Узбекистана творчески осваивая опыт ведущих кутюрье мира, наполняют свои коллекции как современными тенденциями, так и своеобразием и традициями восточной культуры, что особенно привлекает ценителей этого вида искусства. Показы и фестивали мод в Ташкенте стали привычным зрелищем. Однако некоторые из них выходят из ранга обычных, приобретая значение международных. С 29 февраля по 2 марта в концертном зале "Туристов" состоялась акция "Азия-XXI". Она была проведена международной Ассоциацией "Арт", которая уже зарекомендовала себя фестивалем моды "Оазис-99", проходившим в прошлом году в концертном зале "Зарафшан". Генеральным спонсором акции "Азия-XXI" была компания "Филип Моррис". Рекламную поддержку обеспечивал Ташкентский международный биржевой центр при городском хокимияте. Новшеством, введенным Ассоциацией, стало "ювелирное шоу", на котором манекенщицы демонстрировали ювелирные изделия из золота и драгоценных камней. И это не случайно, ведь Ассоциация "Арт"...
Read More

Традиционная жилая архитектура Ташкента XIX — начала XX в.. Зухра Досметова

Традиционная жилая архитектура Узбекистана вобрала в себя опыт адаптации к местным природно-климатическим условиям; функциональная роль помещений органично сочетается с их художественно-эстетической выразительностью. Сегодня возникла необходимость обратиться к опыту народных мастеров и зодчих, осмыслить и заново пересмотреть накопленные за многие тысячелетия знания и мастерство. Традиционный узбекский жилой дом - замкнутое, индивидуальное владение со своим хозяйством, состоящее из двора с садом, жилых комнат с айванами и служебными помещениями. В типологии ташкентского жилого дома сказывался многовариантный прием народного строительства городов Ферганской долины и Кашгара: от открытого двора - к открытому айвану перед домом, от него к зимнему айвану-дахлиз с подъемными ставнями-равон, позволяющими при необходимости раскрывать или закрывать помещение, и далее к жилым теплым зимним комнатам-хона. Но в отличие от других городов в Ташкенте практиковалась более свободная планировка жилья, без четкой ориентации сторон, с прямоугольной формой двора, одноэтажной периметральной застройкой. Второй этаж над жилыми комнатами возводился очень редко и представлял собой большей частью открытую галерею. Чаще он устраивался над служебными помещениями, дарвоза-хоной или...
Read More

Индия и Центральная Азия: проблемы историко-культурных связей

В начале марта в Ташкенте состоялся научный семинар "Индия и Центральная Азия (доисламский период)", инициаторами которого стали Индийский культурный центр совместно с Институтом искусствознания Академии художеств Республики Узбекистан и Институтом археологии Академии наук Республики Узбекистан. Мы обратились с вопросами к организатору этого семинара академику АН РУз, профессору Э.Ртвеладзе. - Эдвард Васильевич, какова была цель организации семинара! - Наша задача состояла в том, чтобы показать историю и культуру Средней Азии и Индии в домусульманский период в их взаимосвязи. Указанная проблема в таких широких тематическом и хронологическом аспектах прежде не ставилась. Этот семинар пока единственный в своем роде, аналогов ему нет во всем мире. - Кто принял участие в столь представительном научном собрании! - На семинар был приглашен широкий круг ученых из Москвы (Г.Кошеленко, В.Вертоградова, Б.Ставиский и т.д.), Санкт-Петербурга (Т.Зеймаль), Казахстана (К.Байпаков), Кыргызстана (В.Горячева), Таджикистана (Г.Майтдинова), Туркменистана (А.Губаев), Узбекистана (Т.Ширинов, А.Сагдуллаев, М.Филанович, Ю.Буряков, В.Ягодин, Б.Тургунов и т.д.), занимающихся вопросами историко-культурных связей Средней Азии и Индии. С докладом "Индия и Центральная Азия в кушанский период выступил...
Read More