Сурайё Алиева, искусствовед

«Новая пластика должна брать свое начало из окружающей нас жизни, природы и могучей традиции народного искусства. Там – наши корни».
А.Буров

Странствие. Инсталляция. 2018

В сентябре 2018 г. в выставочном зале Караван-сарая имени Икуо Хираямы Академии художеств Узбекистана проходила выставка Назиры Кузиевой – известного художника-керамиста, постоянной участницы республиканских и зарубежных выставок. Ее работы находятся в дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана, в Институте искусствознания АН РУз, в Государственном музее искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого, а также в ряде частных коллекций многих стран мира.
Н. Кузиева «вошла» в мир керамической пластики довольно быстро. Уже первые ее работы отличались глубоким проникновением в специфику «предмета» глины и умением интерпретировать ее свойства своеобразно: с одной стороны – нежно, изящно, с другой – остро и неожиданно. Естественные качества материала художник извлекала для образной выразительности и эмоциональности производимых ею работ, которые можно поставить в один ряд с лучшими изделиями современной керамики – этого податливого материала, позволяющего выразить эстетическое кредо мастера, для которого характерно серьезное и деликатное отношение к материалу. Многозначность задачи, поставленной автором, привела к поискам новых средств экспонирования. Название выставки «yelpig`ich@nippon.uz» не случайно – это оригинальное воплощение идеи тесного культурного сотрудничества двух стран – Японии и Узбекистана. Художница обратилась к характерному предмету японской традиции – вееру, на декоративных блюдах, вазах и инсталляциях которых солирует именно этот предмет. В то же время лейтмотив всей экспозиции – гранат – один из распространенных и излюбленных орнаментов и мотивов узбекского изобразительного и прикладного искусства. Объединив таким образом два характерных для Узбекистана и Японии мотива, художник отобразила общую идею выставки, экспозиция которой удивляет своей активностью. Собственные мысли художника об искусстве объединены в единое целое. Так, от декоративных блюд – к вазам, от инсталляции «Шахматная комбинация» – к инсталляции «Веер» открывается новое видение художника, образное отображение авторского замысла. Даже известное, много раз увиденное произведение «Девушка из Бухары» 2015 г. вызывает свежие ощущения. Знания о художнике ширятся, обретая новую реальность. Светятся от белизны и фактурности мраморовидных поверхностей ее работы «Плоды», «Любимый плод», «Гранатовый куст», «Цветение», «Гранатик», «Луна» 2018 г.
«Циркулем в небе
Вырезан круг.
Магия полнолуния». Н. Кузиева

Блюдо «Голубая ваза». 2016

Керамика – именно тот материал, с помощью которого художник-керамист наиболее полно выражает свое видение окружающего мира. Всматриваясь в произведения, представленные на выставке, понимаешь старинную метафору – музыка для глаз. Особенное единство декоративным изделиям придает подспудно звучащая в них мелодия, создаваемая свободной ритмичной росписью. Работы, выставленные вместе, будто играют разными цветами, музыкой, основные образы и мотивы которой – человек и природа. В своем осмыслении природы и мира художник идет от эмоционального начала, от живого наблюдения, но это не непосредственный отклик, а пропущенные сквозь душу впечатления, «отлитые» в поэтических образах керамических росписей. Н. Кузиева как бы сквозь магический кристалл своего творчества преобразует даже такие хрестоматийно известные классические мотивы, как гранат, древо жизни и т.д., которые варьируя, индивидуально отражают тематику каждого произведения, приобретающего особый смысл. Об этом свидетельствуют такие декоративные блюда мастера, как «Зеленый бархат» (2017 г.), «Скоро утро» (2018 г.), «Мириады звезд» (2018 г.) и др.

Блюдо из серии «Изыск». 2017

Интересны такие декоративные блюда, как «Прогулка» (2018 г.), «Тихая ночь» (2018 г.), где образ человека-ангела – это пространство, полное светоносного воздуха и сияющих красок, где пейзажи, очертания плодов граната раскрывают непрерывность духовных связей личности и среды. Это время, когда никто и ничто не мешает общению человека с природой, связь с которой – это умение образно, эмоционально и поэтично передать созвучность ритмов человеческого сердца и пробуждающейся природы.
«Ангелы в кустах граната,
Тихой ночью.
Скоро утро, мы их не увидим». Н. Кузиева
В декоративно-пластической композиции «Пламя любви» (2018 г.) впечатления натуры тщательно отфильтрованы, возведены художницей в степень обобщения типических черт. В структурной ясности художницы Н. Кузиевой, в пропорциях форм, в содержательной гармонии колорита ее работ, в его насыщенности и вместе с тем прозрачности – художественная культура мастера. Любовь художника к определенному колористическому звучанию притягивает взгляд именно к тем участкам декоративной формы, где гармонично интерпретируются мотивы традиционного искусства, например, мотив «патнис», «бодом» (декоративные блюда «Семья» (2018 г.), «Три подруги» (2018 г.), «Плод любви» (2018 г.). Интересны, с точки зрения изобразительно-метафорического языка, произведения, посвященные женским образам («Портрет Нигоры» (2018 г.), серия из трех декоративных блюд «Традиция» (2018 г.). Пластическая основа этих работ – женские образы, идею мотива которых воспевают многие поколения музыкантов, поэтов, художников, начиная с древности до современности. Но этот мотив обрел в работах Н. Кузиевой неожиданную трансформацию: благодаря легкой прозрачной росписи, как бы окутывающей фигуру, зритель словно видит душу женщины, воплощающую мир природы, женственности и красоты:
«Взмахнула веером красавица
Улыбка тихая на лице.
Мотылек улетел». Н. Кузиева

Блюдо «Тихая ночь». 2018

Наряду со стремлением выразить себя через образы общей значимости у художницы появилось желание присмотреться к ее окружающему миру. Так возникла еще одна тема – сюита живописных натюрмортов (декоративные блюда «Магия плода» (2016 г.), «Сквозь аромат Дюшеса» (2018 г.), «12 месяцев» (2018 г.), «В сумерках» (2017 г.), «Скоро утро» (2018 г.), «Феномен» (2017 г.), «Лазурь» (2018 г.), «Полнолуние» (2018 г.), «Яркое сияние» (2015 г.) и т.д. Восхитительна яркая палитра цвета в живописной росписи некоторых декоративных блюд, отдаленно ассоциирующихся с буйством цветов на картинах Сезанна.
«Тюльпанов красота
Кратковременна.
Ветер сдует лепестки». Н. Кузиева
Круг предметов, повседневно находящихся в поле зрения художницы, романтизирован, а конкретный предмет через изобразительный образ обретает значимость художественного символа. В декоративных композициях художницы присутствует основная цветотема, состоящая чаще всего из трех-четырех цветов в разных тональных соотношениях: коричневого, зеленого, синего и красного, желтого и белого. Звучанием ее любимых тонов Н. Кузиева дала точное определение: коричневый – земля, зеленый – природа, синий – вода и небо, красный – это жизнь в разных ее проявлениях, белый – чистота. Видимо, в своих произведениях она искусно объединила все эти основы. В творчестве мастера чувствуется «земная» уверенность и прочность, полноводность и свежесть текущих вод, голубой небосвод. А все это осеняется вечно обновляющейся зеленью садов.

Блюдо «Золотой цветок тыквы». 2018

Во всех настенных декоративных керамических изделиях– круглые формы. Их диаметр – 32 см. Контуры узоров наносятся по сырой глине, а затем по ангобу покрываются глазурью. Керамические изделия хорошо отформованы и обожжены, глазурь – яркая и блестящая, сохранившая кое-где остатки кремово-белого прочного ангоба, покрывающего фон между узорами.
Красиво и изящно прорисован своеобразный орнамент изделий. Растительно-цветочная тематика, ветки с листьями, плоды граната и груши, являющиеся важными поэтическими атрибутами, образуют композицию и заполняют фон изделия, подвергаясь пластической аранжировке. В трактовке растительно-цветочных мотивов тоже наблюдается своеобразная внутренняя эволюция от живописных композиций до объемно пространственных решений. Эта общая тенденция в свою очередь имеет ряд градаций: в одних – философско-аллегорическая характеристика, в других – лирико-поэтическая нота из общей гармонии цвета. Импровизация происходит в рамках известного канона. Н. Кузиева чувствует фактуру, ценит материал, стремясь, чтобы в ее работах возникали осязаемый в своей материальности мир, реальное пространство. Поэтические мотивы в произведениях художника, как правило, слиты с жизненной реальностью.
Центральное место на выставке занимают, согласно форме и ритмам всей экспозиции, такие инсталляции автора, как «Шахматная комбинация» и «Веер», которые Н. Кузиева объединила в одно целое – узбекский национальный утилитарный предмет «елпигич» и излюбленный мотив «гранат». А все окружающее их пространство, цвет, свет и звук музыки внутри самой экспозиции – это единое увлекательное зрелище, где продумано все: от главного – до мелочей. Здесь наглядно проявляется то, что объединяет образно-символический и утилитарный смысл вещей.
В композициях художника предмет как бы обретает особый смысл, рождая множество ассоциативных представлений, расширяющих его содержание, являясь одновременно выражением своеобразной национальной памяти. Это – художественная система языка, определяющая своеобразие любого вида традиционного предмета. Именно в этом случае художественный язык – отнюдь не локальный колорит, а художественная система творчества автора, опирающаяся на опыт поколений и позволяющая каждой вещи представлять ценность традиционного вида. И лишь талант художника рождает новое, по-иному осмысливая предмет в границах художественного языка того или иного вида искусства. И здесь мотивы узбекских «елпигич» и японских «вееров» не только живут (в смысле сохранения старых форм), но и рождаются уже в новых, неожиданных и современных мотивах. Назира Кузиева, переработав все знаковые мотивы и формы, достигла подлинно художественных высот, поскольку образность, покоящаяся на многовековой культуре народа, имеет новый внутренний смысл и внешнюю декоративность. Тем не менее ее творческое «Я» нередко определяет направленность творческого кредо, у которого уже есть свои сложившиеся особенности, почерк и стиль искусства. Обращаясь к наследию, художник сосредоточивает внимание лишь на том, что могло соответствовать логике их применения в настоящем (система отношения к материалу, конструкциям и т.д.). Отношения между отдельными элементами инсталляции, соответственно, выступают на первый план, становясь для художника важнее отдельных компонентов структуры. Связь, координация, взаимодействие, гармония как элементы формы отдельных предметов, так и целостных форм между собой и с пространством – вот основное и определяющее в творческом мышлении Н. Кузиевой, по словам которой, «неоднократно раздумывая над совокупностью вопросов, связанных с проблемой новации, следует если и обращаться к традициям, то именно к формам и принципам их применения». А установив эти принципы, художник перебрасывает от них «мостики» к современности лишь в тех случаях, когда можно усмотреть параллельную родственность и обусловленность художественной задачи. Чувство национального здесь выражается не через обращение к формам прошлого и его традициям, а лишь через новые формы и образы.

Ваза «Точки пересечений». 2015

Многогранная творческая жизнь талантливой художницы нашла отражение на выше-рассмотренной нами выставке. Владение цветом, формой, объемом, словом и пространством – основное кредо мастера, посвятившего каждому произведению свои собственные стихи. Экспозиция выставки – это достойный результат творческого таинства художника-керамиста Назиры Кузиевой.