Своеобразие музыкально-сценических жанров в творчестве Эндрю Ллойда Уэббера

Антонина Бударина, музыковед Напряжённые поиски обновления можно назвать доминантой, импульсом развития всех процессов музыкального искусства. Особенно это актуально в современной музыке, когда постоянно увеличивающаяся интенсивность информационных потоков обусловливает увеличение возможностей обмена новыми сведениями, убыстряющими ознакомление с новинками композиторского творчества, стимулирующими его дальнейшее развитие. Сейчас уже невозможна ситуация с «Неоконченной» Ф.Шуберта или «Страстями по Матфею» И. С. Баха, преданными забвению и вновь открытыми спустя долгое время, как бы «упустившими» возможность повлиять, а то и коренным образом изменить течение хода музыкально-исторического процесса.Важная причина тенденции к обновлению – стремление музыковедов особыми средствами воплотить современную реальность, отразив убыстряющийся темпоритм бытия, что, безусловно, справедливо для любой эпохи и любого вида искусства. Но на современном этапе рационализм, пронизывающий все стороны жизни, требует субъективного осмысления с заранее просчитанными реакциями на любую ситуацию. Возможности музыкального искусства при этом оказываются востребованными как никогда. Ведь потребность людей в музыке нельзя считать чем-то рудиментарным, отживающим, долженствующим отпасть за ненадобностью в ближайшем будущем. Просто формы отражения действительности таким видом искусства, как музыка, апеллирующим...
Read More

Фотография как явление культуры

Алика Семейкина, искусствовед “Ташкент вчера, сегодня, завтра” туркумидан Сегодня я решительно готов прекрасныйснимок сделать и уже мой палец занемел,которым я решительно и смело нажму на спуск,когда настанет миг создать шедевр.Владимир Шлосберг О современной фотографии мы говорим, прежде всего, как об одной из форм общественного сознания и как об особой форме отражения окружающего нас мира, имея в виду, что это две связанные между собой стороны процесса эстетического освоения действительности. Фотография заняла прочное место в духовной культуре современного человека. Мы рассматриваем ее как явление культуры и средство воспитания художественного, эстетического вкуса, используя ее огромные информационные возможности как непременного свидетеля всего важного и значительного, что совершается в мире. Портрет Дильшода Азизова Благодаря этому фотография стала мощным средством массовой информации, заняв важное место в журналистике и печати, а также найдя применение в науке и технике, в сфере прикладных форм, в рекламе, дизайне и во многих других отраслях науки и искусства. А в качестве так называемой бытовой фотографии она проникла в повседневную жизнь каждой семьи, сопровождая буквально каждого человека с...
Read More

Неувядаемая красота узбекской росписи

Хуршида Хайитбобоева, искусствовед Роспись занимает особое место в узбекском народно-прикладном искусстве. Ее образцы, сохранившиеся на величественных зданиях прошлого, до сих пор не теряют своей привлекательности. Творчество Анвара Илхамова – одного из ярких представителей ташкентской школы росписи, продолжающего традиции предков, – образец для молодого поколения. Анвар Илхамов, следуя традициям узбекского национального прикладного искусства, за многие годы трудовой деятельности основал направление, в котором сочетаются роспись и резьба по ганчу. Ташкентская школа росписи отличается от других школ росписи изящностью и постепенными переходами различных оттенков цвета в узорах, обильным использованием геометрических и растительных узоров. Мастер в своих творческих работах сочетает узоры современных зданий с элементами традиционных узоров ташкентской школы росписи, внося свою лепту в воссоздание техники “кундал”, на протяжении долгих лет не использовавшейся в прикладном искусстве. Кундал – это техника украшения рельефными изображениями поверхности стен, которая широко используется при украшении зданий. Линии определенной композиции наносятся с помощью кисти на стены или потолок. Эти линии превращаются мастерами-зодчими в рельефные фигуры, а их поверхность покрывается красками и позолотой....
Read More

История в представлении художника

Самандар Эгамбердиев, искусствовед Испытание. Х., м. 2018 Историческая тематика для современного искусства важна и востребованна, поскольку раскрытие прошлого очень существенно в художественном плане; для этого художнику нужно найти золотую середину, не следуя лишь легендам или только архивным историческим источникам. К сожалению, в большинстве случаев художники воссоздают историю с помощью важных в художественном отношении образов, но при отображении событий подчиняются политическим или идеологическим требованиям и превращаются в историков. На самом же деле, согласно Аристотелю, “Историк должен говорить о том, что было, а художник – о том, что могло быть”.То, что историческая тематика главенствует в изобразительном искусстве, хорошо заметно и в творчестве художников Т. Курязова и С. Абдуллаева. Но в их произведениях недостаточно внимания уделяется динамике, экспрессии и движению, которые помогают правдиво отобразить историю. В настоящее время одним из художников, своеобразно отображающих историю, является Алишер Аликулов.Алишер Аликулов родился в Ташкенте в 1966 году. С детства увлекшись изобразительным искусством, он в 1983-1987 годах учился в художественном училище имени П. Бенькова (ныне – Республиканская художественная школа)...
Read More

Фактура и форма в творчестве Таисии Чурсиной

Зумрад Ильясова, искусствовед Из коллекции осень-зима 2019 Одним из популярных брендов модной одежды, который сегодня на слуху у нас в стране, является бренд с оригинальным названием Tais&I. Для того, чтобы получить представление о нем, достаточно взглянуть на его основателя — Таисию Чурсину, которая в полной мере – воплощение своего бренда, отражающего его эстетическую философию, мировоззрение и, главное – самоощущение, которые дизайнер вкладывает в свои работы. Основы и принципы ее дизайнерского творчества мы попытаемся рассмотреть в данной статье.За годы дизайнерской деятельности Таисия выработала собственную методику создания сезонной коллекции. Ключевую роль на этапе подготовки играет подбор материала. Дизайнер обходит всевозможные рынки нашего города в поисках тканей, которые смогут «послужить» основой ее вдохновения. Каждая ткань отбирается «на ощупь» – помимо оптических качеств материала, таких, как структура, цвет и оригинальность рисунка (в случае с абровыми тканями или с принтами), Таисия уделяет внимание и его тактильным свойствам: приятности ощущения, комфорту и прочности при носке и, главное – соответствию климатическим условиям нашего региона. Для весенне-летней коллекции используются только...
Read More

Модный бренд или современная импровизация на тему древнего ремесла

Вера Чурсина, дизайнер Из коллекции весна-лето 2019 "Шелковый вояж" Когда на просторах интернета встречаются фотографии моделей в современной одежде из тканей с рисунком «икат», вы невольно испытываете смешанные чувства, думая, что это сделано в Узбекистане. Но существуют и другие варианты…Увидев впервые фото-моделей «Moel Bosh», я удивилась тому, как западный бренд широко использует узбекские ткани в своей коллекции. Но, как выяснилось в дальнейшем, Зухра Инат – основатель марки – родом из Ташкента. Большую часть жизни она провела в Самарканде, где и состоялся ее дебютный показ в 1997 г. Непривычное для местного покупателя название «Moel Bosh» появится намного позже благодаря ее дочери, ведущей на тот момент одноименный блог, а «голова коровы» станет узнаваемым лого.Переезд в Латвию отодвинул занятие дизайном, но – не надолго. Зухра понимает, что ей хочется щедро делиться красотой национальных тканей и родной культурой Узбекистана, богатой палитрами красок, традициями и культурой Востока с новыми друзьями, с ее знакомыми и даже не знакомыми людьми. С этого момента и начинается кропотливая работа над созданием...
Read More

Веер восточных метафор

Сурайё Алиева, искусствовед «Новая пластика должна брать свое начало из окружающей нас жизни, природы и могучей традиции народного искусства. Там – наши корни».А.Буров Странствие. Инсталляция. 2018 В сентябре 2018 г. в выставочном зале Караван-сарая имени Икуо Хираямы Академии художеств Узбекистана проходила выставка Назиры Кузиевой – известного художника-керамиста, постоянной участницы республиканских и зарубежных выставок. Ее работы находятся в дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана, в Институте искусствознания АН РУз, в Государственном музее искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого, а также в ряде частных коллекций многих стран мира.Н. Кузиева «вошла» в мир керамической пластики довольно быстро. Уже первые ее работы отличались глубоким проникновением в специфику «предмета» глины и умением интерпретировать ее свойства своеобразно: с одной стороны – нежно, изящно, с другой – остро и неожиданно. Естественные качества материала художник извлекала для образной выразительности и эмоциональности производимых ею работ, которые можно поставить в один ряд с лучшими изделиями современной керамики – этого податливого материала, позволяющего выразить эстетическое кредо мастера, для которого характерно серьезное и деликатное отношение к...
Read More

«Безмолвная исповедь» Татьяны Фадеевой

Гульнара Ишмуратова, искусствовед Фрагмент полиптиха "Святое семейство". Х., м., сусаль. золото. 2017 С 25 декабря 2018 г. по 25 января 2019 г. В Национальной галерее изобразительного искусства Узбекистана проходила персональ-ная выставка художника Татьяны Фадеевой. Экспозиция ее работ была размещена в пяти залах, в каждом из которых были представлены серии живописных картин, а также инсталляция-перформанс. Идея проведения выставки – не случайна. Она не была приурочена к какому-то событию, не несла характера некоего творческого отчета, подведения итогов, как это зачастую принято в художественных кругах. В большей степени демонстрация картин художницы – это рассказ о жизни, чувствах, интересах, мироощущении. Это – монолог о времени, о себе, об окружающем мире. Отсюда и название: «Безмолвная исповедь». Художница считает, что в творчестве важна искренность. Нигде художник так не искренен и открыт, как перед холстом, который, в свою очередь, не требуя слов, отражает суть волнующих автора вещей, событий. Работы художника – это и есть та самая «безмолвная исповедь». Тихими вечерами. Из серии "Святое семейство". Х., м., сусаль. золото. 2018 Татьяна Фадеева...
Read More

Любовь Тиора: «Я подарю вам крылья»

Оксана Кадышева, журналист Влюбленный поэт. Х., м. 2013 В мастерской Любови Тиора – члена Академии художеств Узбекистана, Международного союза дизайнеров, а также Галереи искусств народов мира «Никор» в Москве, время течет по-иному, измеряясь не привычными единицами, а произведениями, рожденными на свет благодаря богатейшей фантазии и тонкому мировосприятию ее хозяйки. Подтверждение тому– персональная юбилейная выставка ее произведений "Экспиреал", проходившая в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана. Экспозиция художницы заставила (уже не впервые!) каждого присутствующего задуматься о вечном, в очередной раз задав себе вопрос о том, кто мы и каково наше предназначение на земле, и почерпнуть ответы на них из картин, где неделимым целым являются прошлое, настоящее и будущее всего человечества. Луна и Солнце. Х., м. 2013 Общаюсь с Любовью Ивановной в святая святых любого художника – в ее мастерской. Взгляд невольно останавливается на картине «Вера, Надежда, Любовь», которая еще на юбилейной выставке привлекла мое внимание. Уловив мой взгляд, автор поясняет смысл полотна: «Многие, глядя на эту работу, невольно задаются вопросами, почему Любовь словно выходит за...
Read More

Материализация времени в произведениях Инны Сандлер

Анна Пешмежа, искусствовед (Франция) Проект «Память». Бумага, акварель. 2010 Творчество Инны Сандлер, включающее в основном произведения живописи и графики, пропитано как новой, так и древней символикой, философскими размышлениями, интимными поэтическими образами. Несмотря на художественные изыскания на самые разнообразные сюжеты, тематика работ художника сосредоточивается на вопросах вечного и приходящего. Именно на эту мысль тонко наводят названия всех реализованных проектов и серий работ автора. Время рассматривается не как нечто, предполагающее неизбежный финал, наподобие тщетности, но как созидательная сила, отличающаяся продолжительным характером. В целом речь идет об исследовании изменений, накладываемых временем, историей и их художественным выражением на полотне. Таким образом, Инна Сандлер стремится изобразить исторические преобразования сквозь призму личных переживаний, которые могут быть едва заметными и сдержанными. Пример этому – серия «Точка Бифуркации», в которой прослеживается тема влияния выбора, совершаемого нами, на последующую жизнь. Впрочем, часто это – время, необходимое для анализа того или иного момента прошлого, для выяснения, был ли он решающим с точки зрения последствий, которые за собой повлек. Тем не менее триптих,...
Read More

Художник, эпоха и душа женщины

Азизхон Имамов, искусствовед Портрет Лолы. Х., м. 1967 (Из коллекции ДХВ) Среди портретов современников, созданных известным художником Узбекистана Рахимом Ахмедовым в 60-е годы прошлого века, наряду с другими прекрасными его произведениями особое внимание привлекает портрет талантливой художницы Лайло Салимджановой, сидящей перед станком с кистью в руке. Глубокий взор ее – свидетельство уверенности художника, вступившего на путь творческой зрелости. Черные волосы Лайло, гармонично сочетающиеся с цветом ее платья на светлом фоне, отчетливо передают облик изображенной женщины.Данный портрет – не случайный образец, который можно встретить в творчестве больших художников. Лайло Салимджанова (1936-2009) – одна из первых учениц и последовательница именитого узбекского художника Рахима Ахмедова. Будущая художница родилась в Ургуте, а в годы войны переселилась вместе с семьей в Ташкент. Она прошла свойственный многим художникам путь творческого образования. Окончив в 1957 году Ташкентское республиканское художественное училище под руководством опытного педагога А.Луневa, она поступила на факультет изобразительного искусства Ташкентского театрально-художественного института, где училась в мастерской Рахима Ахмедова.«Молодые художники, как правило, терялись, начиная новую работу, пугаясь белой...
Read More