Антонина Бударина, музыковед
Напряжённые поиски обновления можно назвать доминантой, импульсом развития всех процессов музыкального искусства. Особенно это актуально в современной музыке, когда постоянно увеличивающаяся интенсивность информационных потоков обусловливает увеличение возможностей обмена новыми сведениями, убыстряющими ознакомление с новинками композиторского творчества, стимулирующими его дальнейшее развитие. Сейчас уже невозможна ситуация с «Неоконченной» Ф.Шуберта или «Страстями по Матфею» И. С. Баха, преданными забвению и вновь открытыми спустя долгое время, как бы «упустившими» возможность повлиять, а то и коренным образом изменить течение хода музыкально-исторического процесса.
Важная причина тенденции к обновлению – стремление музыковедов особыми средствами воплотить современную реальность, отразив убыстряющийся темпоритм бытия, что, безусловно, справедливо для любой эпохи и любого вида искусства. Но на современном этапе рационализм, пронизывающий все стороны жизни, требует субъективного осмысления с заранее просчитанными реакциями на любую ситуацию. Возможности музыкального искусства при этом оказываются востребованными как никогда. Ведь потребность людей в музыке нельзя считать чем-то рудиментарным, отживающим, долженствующим отпасть за ненадобностью в ближайшем будущем. Просто формы отражения действительности таким видом искусства, как музыка, апеллирующим к духовному, внутреннему миру человека, должны неизбежно пройти трансформацию.
Как показал опыт начала XX в., новации ради новаций оказались весьма кратковременными, не создающими традиций и обречёнными на скорое забвение. Не случайно, наверное, такой же короткий срок жизни был уготован и характерным образцам другого полюса музыкального творчества, зародившимся не в ХХ в., но осознанным как эстетический феномен именно в период расцвета так называемой массовой культуры. Как ни удивительно, но процессы на полюсах академической и массовой культуры шли разнонаправленно: академические жанры подразумевали глубокое идейное содержание, изощренность языка, формальных приемов развития, а массовая культура стремилась к предельному упрощению всех компонентов – как содержательных, так и конструктивных. Результат при этом примерно одинаков: все самое яркое, совершенное и характерное остаётся в памяти публики. В XXI в., по прошествии ста лет со времени перелома в композиции, произведённого появлением додекафонного метода, можно констатировать, что произведения Арнольда Шёнберга, Антона Веберна и других композиторов так и не обрели истинно массового признания, оставаясь изысканным, рафинированным священнодействием для избранных, особо искушённых меломанов.
В то же время из огромного потока произведений массовой музыкальной культуры только подлинные шедевры (например, «Yesterday» группы «Beatles» или знаменитая тема Уэббера «Jesus Christ Superstar») явились настоящим событием. Ареной активного взаимодействия академической – «серьёзной» и массовой – «лёгкой» – музыкальных культур в ХХ в. стал музыкальный театр.
Важнейший принцип, оказавший воздействие на обновление традиционных жанров, это – принцип театрализации, пронизывающий буквально все виды музыки – как камерно-вокальной, инструментальной, так и симфонической или хоровой. Безусловно, в ХХ-ХХI вв. следует учитывать изменения, произошедшие со времен Д. Верди и Ш. Гуно. Если в XIX в. сфера музыкального театра практически включала лишь два жанра – оперу и балет с некоторыми их разновидностями (например, жанр оперетты, производный характер которого очевиден даже по наименованию), то в ХХ в. появились такие смежные, промежуточные гибридные жанры, как сценическая оратория, моно-опера, теле- и радио-опера и т.п. Понятие «музыкальный театр» стало применяться не только к общим проявлениям жанра, но и к творчеству отдельных композиторов, хотя далеко не каждый из них создавал что-то новое, позволявшее оценить его вклад как создание собственного музыкального театра с новаторскими, художественно-значимыми музыкально-сценическими произведениями, отмеченными совершенством и оригинальностью драматургии, отражающими как уникальность личности творца, так и содержание эпохи, идеала современности, близких каждому слушателю.
Целым миром оригинальных образов и форм, вдохнувших новую жизнь в жанр оперы, стали произведения Эндрю Ллойда Уэббера, который родился 22 марта 1948 г. в семье известного академического музыканта, органиста и маститого педагога, декана Королевского музыкального колледжа Уильяма Сауткомба Ллойда Уэббера. Но дворянский титул, дарующий прибавление к имени обращения «сэр», «принёс» в семью именно Эндрю по получении наследственного титула от королевы Елизаветы II за достижения в музыкальном искусстве (подобно тому, как это было с Элтоном Джоном и Полом Маккартни).
Детская мечта юного Эндрю – археология, а именно – изучение древних замков. Музыкальные же его интересы всегда склонялись к поп- и рок-музыке. Его увлечение Элвисом Пресли впоследствии отразилось в его работах «Иосиф и его разноцветное платье» (образ Фараона), «Иисус Христос – Суперзвезда» (образ Пилата), «Кошки» (Рам-Там-Тайджер). Метод работы композитора над партитурой был характерен для эпохи расцвета европейского мюзикла. Перед тем, как запустить проект, обычно выпускался «сингл» – пластинка с записью одной-единственной композиции – предполагаемым центральным номером будущего произведения (то, что обычно называлось «star tune», «звёздная тема»).
Одно из важных достижений композитора – рок-опера «Иисус Христос – Суперзвезда». Работа над ней началась выпуском 21 ноября 1969 г. пластинки с песней «Superstar», на тот период – лучшей песни Э.Л.Уэббера, обладавшей такой силой воздействия, что ещё до постановки всей рок-оперы она стала своеобразным гимном хиппи по обе стороны океана. Успех её разделил в полной мере автор слов – молодой поэт, яркая харизматичная личность Тим Райс, который уже был широко известен в мире шоу-индустрии. Их творческий союз оказался весьма плодотворным.
Справедливы, на наш взгляд, замечания, неоднократно встречающиеся в отзывах об опере «Иисус Христос – Суперзвезда» о том, что это произведение следовало бы назвать «Евангелие от Иуды» или — «Иуда Искариот– Суперзвезда». Смысловой акцент образа проявляется уже в увертюре, построенной на темах сцены «Суд Пилата», последние ноты Вступления к которой перекликаются с финальными тактами оперы. Уже в увертюре звучит важнейшая идея произведения в целом: противопоставление Иуды и Христа.
Мелодия колыбельной Марии «Всё в порядке» – одна из важных счастливых находок Уэббера, пленяющая ритмической свежестью (размер 5/4), передающей укачивание, убаюкивание, типичное для этого жанра. Появление Марии с её вторым сольным номером – фолк-балладой в ре-мажоре «Я не знаю, как любить его», раскрывает её святое и наивное чувство любви ко Христу. Сцена «Гефсиманский сад» – развернутый монолог Иисуса, основанный на теме предчувствий, впервые прозвучавший в сцене «Храм». По силе воздействия его можно сравнить с вердиевскими монологами Риголетто из второго, или Отелло — из третьего актов одноименных опер.
Как бы то ни было, концепция и строение «Суперзвезды» – дерзки, смелы, новаторски и прекрасно разработаны. Разнообразие стилистики, использованной композитором, передает вселенский, общечеловеческий характер сюжета, направленный на отклик в самой широкой слушательской среде, отражающей дух времени. Учитывая возраст создателей, произведение представляет собой впечатляющее достижение, которое повлекло за собой многочисленные подражания, инспирируя появление целого ряда произведений подобного рода.
Литература
- Искусство и массы в современном буржуазном обществе. М., 1979.
- Кампус Э. О мюзикле. Л., 1983.
- Курышева Т. Театральность и музыка. М., 1984.
- Мяло К. «Иисус Христос – суперзвезда» //Иностранная литература, 1973, № 8.
- Чёрная Г. Смешанные музыкально-драматические жанры в творчестве советских композиторов 50-70-годов (драматургия сценических ораторий и мюзикла). Автореф.дисс. канд. искусствоведения. М., 1977
- Gottfried M. Broadway musicals. N.Y., 1984.
- Mellers W. Music and society. England and the European tradition. London, 1975.
- Wicke P. Rock music: Zur Aesthetik und Soziologie eines Massen mediums. Leipzig, 1987.