Антонина Бударина, музыковед

Напряжённые поиски обновления можно назвать доминантой, импульсом развития всех процессов музыкального искусства. Особенно это актуально в современной музыке, когда постоянно увеличивающаяся интенсивность информационных потоков обусловливает увеличение возможностей обмена новыми сведениями, убыстряющими ознакомление с новинками композиторского творчества, стимулирующими его дальнейшее развитие. Сейчас уже невозможна ситуация с «Неоконченной» Ф.Шуберта или «Страстями по Матфею» И. С. Баха, преданными забвению и вновь открытыми спустя долгое время, как бы «упустившими» возможность повлиять, а то и коренным образом изменить течение хода музыкально-исторического процесса.
Важная причина тенденции к обновлению – стремление музыковедов особыми средствами воплотить современную реальность, отразив убыстряющийся темпоритм бытия, что, безусловно, справедливо для любой эпохи и любого вида искусства. Но на современном этапе рационализм, пронизывающий все стороны жизни, требует субъективного осмысления с заранее просчитанными реакциями на любую ситуацию. Возможности музыкального искусства при этом оказываются востребованными как никогда. Ведь потребность людей в музыке нельзя считать чем-то рудиментарным, отживающим, долженствующим отпасть за ненадобностью в ближайшем будущем. Просто формы отражения действительности таким видом искусства, как музыка, апеллирующим к духовному, внутреннему миру человека, должны неизбежно пройти трансформацию.
Как показал опыт начала XX в., новации ради новаций оказались весьма кратковременными, не создающими традиций и обречёнными на скорое забвение. Не случайно, наверное, такой же короткий срок жизни был уготован и характерным образцам другого полюса музыкального творчества, зародившимся не в ХХ в., но осознанным как эстетический феномен именно в период расцвета так называемой массовой культуры. Как ни удивительно, но процессы на полюсах академической и массовой культуры шли разнонаправленно: академические жанры подразумевали глубокое идейное содержание, изощренность языка, формальных приемов развития, а массовая культура стремилась к предельному упрощению всех компонентов – как содержательных, так и конструктивных. Результат при этом примерно одинаков: все самое яркое, совершенное и характерное остаётся в памяти публики. В XXI в., по прошествии ста лет со времени перелома в композиции, произведённого появлением додекафонного метода, можно констатировать, что произведения Арнольда Шёнберга, Антона Веберна и других композиторов так и не обрели истинно массового признания, оставаясь изысканным, рафинированным священнодействием для избранных, особо искушённых меломанов.
В то же время из огромного потока произведений массовой музыкальной культуры только подлинные шедевры (например, «Yesterday» группы «Beatles» или знаменитая тема Уэббера «Jesus Christ Superstar») явились настоящим событием. Ареной активного взаимодействия академической – «серьёзной» и массовой – «лёгкой» – музыкальных культур в ХХ в. стал музыкальный театр.
Важнейший принцип, оказавший воздействие на обновление традиционных жанров, это – принцип театрализации, пронизывающий буквально все виды музыки – как камерно-вокальной, инструментальной, так и симфонической или хоровой. Безусловно, в ХХ-ХХI вв. следует учитывать изменения, произошедшие со времен Д. Верди и Ш. Гуно. Если в XIX в. сфера музыкального театра практически включала лишь два жанра – оперу и балет с некоторыми их разновидностями (например, жанр оперетты, производный характер которого очевиден даже по наименованию), то в ХХ в. появились такие смежные, промежуточные гибридные жанры, как сценическая оратория, моно-опера, теле- и радио-опера и т.п. Понятие «музыкальный театр» стало применяться не только к общим проявлениям жанра, но и к творчеству отдельных композиторов, хотя далеко не каждый из них создавал что-то новое, позволявшее оценить его вклад как создание собственного музыкального театра с новаторскими, художественно-значимыми музыкально-сценическими произведениями, отмеченными совершенством и оригинальностью драматургии, отражающими как уникальность личности творца, так и содержание эпохи, идеала современности, близких каждому слушателю.
Целым миром оригинальных образов и форм, вдохнувших новую жизнь в жанр оперы, стали произведения Эндрю Ллойда Уэббера, который родился 22 марта 1948 г. в семье известного академического музыканта, органиста и маститого педагога, декана Королевского музыкального колледжа Уильяма Сауткомба Ллойда Уэббера. Но дворянский титул, дарующий прибавление к имени обращения «сэр», «принёс» в семью именно Эндрю по получении наследственного титула от королевы Елизаветы II за достижения в музыкальном искусстве (подобно тому, как это было с Элтоном Джоном и Полом Маккартни).
Детская мечта юного Эндрю – археология, а именно – изучение древних замков. Музыкальные же его интересы всегда склонялись к поп- и рок-музыке. Его увлечение Элвисом Пресли впоследствии отразилось в его работах «Иосиф и его разноцветное платье» (образ Фараона), «Иисус Христос – Суперзвезда» (образ Пилата), «Кошки» (Рам-Там-Тайджер). Метод работы композитора над партитурой был характерен для эпохи расцвета европейского мюзикла. Перед тем, как запустить проект, обычно выпускался «сингл» – пластинка с записью одной-единственной композиции – предполагаемым центральным номером будущего произведения (то, что обычно называлось «star tune», «звёздная тема»).
Одно из важных достижений композитора – рок-опера «Иисус Христос – Суперзвезда». Работа над ней началась выпуском 21 ноября 1969 г. пластинки с песней «Superstar», на тот период – лучшей песни Э.Л.Уэббера, обладавшей такой силой воздействия, что ещё до постановки всей рок-оперы она стала своеобразным гимном хиппи по обе стороны океана. Успех её разделил в полной мере автор слов – молодой поэт, яркая харизматичная личность Тим Райс, который уже был широко известен в мире шоу-индустрии. Их творческий союз оказался весьма плодотворным.
Справедливы, на наш взгляд, замечания, неоднократно встречающиеся в отзывах об опере «Иисус Христос – Суперзвезда» о том, что это произведение следовало бы назвать «Евангелие от Иуды» или — «Иуда Искариот– Суперзвезда». Смысловой акцент образа проявляется уже в увертюре, построенной на темах сцены «Суд Пилата», последние ноты Вступления к которой перекликаются с финальными тактами оперы. Уже в увертюре звучит важнейшая идея произведения в целом: противопоставление Иуды и Христа.
Мелодия колыбельной Марии «Всё в порядке» – одна из важных счастливых находок Уэббера, пленяющая ритмической свежестью (размер 5/4), передающей укачивание, убаюкивание, типичное для этого жанра. Появление Марии с её вторым сольным номером – фолк-балладой в ре-мажоре «Я не знаю, как любить его», раскрывает её святое и наивное чувство любви ко Христу. Сцена «Гефсиманский сад» – развернутый монолог Иисуса, основанный на теме предчувствий, впервые прозвучавший в сцене «Храм». По силе воздействия его можно сравнить с вердиевскими монологами Риголетто из второго, или Отелло — из третьего актов одноименных опер.
Как бы то ни было, концепция и строение «Суперзвезды» – дерзки, смелы, новаторски и прекрасно разработаны. Разнообразие стилистики, использованной композитором, передает вселенский, общечеловеческий характер сюжета, направленный на отклик в самой широкой слушательской среде, отражающей дух времени. Учитывая возраст создателей, произведение представляет собой впечатляющее достижение, которое повлекло за собой многочисленные подражания, инспирируя появление целого ряда произведений подобного рода.

Литература

  1. Искусство и массы в современном буржуазном обществе. М., 1979.
  2. Кампус Э. О мюзикле. Л., 1983.
  3. Курышева Т. Театральность и музыка. М., 1984.
  4. Мяло К. «Иисус Христос – суперзвезда» //Иностранная литература, 1973, № 8.
  5. Чёрная Г. Смешанные музыкально-драматические жанры в творчестве советских композиторов 50-70-годов (драматургия сценических ораторий и мюзикла). Автореф.дисс. канд. искусствоведения. М., 1977
  6. Gottfried M. Broadway musicals. N.Y., 1984.
  7. Mellers W. Music and society. England and the European tradition. London, 1975.
  8. Wicke P. Rock music: Zur Aesthetik und Soziologie eines Massen mediums. Leipzig, 1987.