Вера Чурсина, дизайнер

Из коллекции весна-лето 2019 «Шелковый вояж»

Когда на просторах интернета встречаются фотографии моделей в современной одежде из тканей с рисунком «икат», вы невольно испытываете смешанные чувства, думая, что это сделано в Узбекистане. Но существуют и другие варианты…
Увидев впервые фото-моделей «Moel Bosh», я удивилась тому, как западный бренд широко использует узбекские ткани в своей коллекции. Но, как выяснилось в дальнейшем, Зухра Инат – основатель марки – родом из Ташкента. Большую часть жизни она провела в Самарканде, где и состоялся ее дебютный показ в 1997 г. Непривычное для местного покупателя название «Moel Bosh» появится намного позже благодаря ее дочери, ведущей на тот момент одноименный блог, а «голова коровы» станет узнаваемым лого.
Переезд в Латвию отодвинул занятие дизайном, но – не надолго. Зухра понимает, что ей хочется щедро делиться красотой национальных тканей и родной культурой Узбекистана, богатой палитрами красок, традициями и культурой Востока с новыми друзьями, с ее знакомыми и даже не знакомыми людьми. С этого момента и начинается кропотливая работа над созданием одежды прет-а-порте (pret-a-porte) класса люкс. Это, как правило, сезонные коллекции осень – зима и весна – лето, разрабатываемые два раза в год. Для первых двух коллекций, как признается в интервью Зухра, она использовала ткани ремесленного производства, уже имеющиеся на местном рынке

Ташкента в Чор-су. Реакция – восторг и восхищение – последовали незамедлительно, тем более, что довольно холодная и «монохромная» Рига послужила отличным фоном для ярких контрастов узбекских национальных тканей и орнаментов.
Первый удачный опыт, по словам Зухры Инат, вдохновил на открытие в 2012 г. шоу-рума. Постепенно то, что начиналось как хобби, становится серьезной профессиональной деятельностью, превращаясь затем – в семейный бизнес. На этот раз акцент был сделан на столкновение и взаимопроникновение культур двух стран, которые в реальности не взаимодействуют тесно. Элегантность и новаторство, романтика и эксперименты – это элементы, объединяющие декоративное искусство, по-разному характеризующее две страны. Неотъемлемая ценность материалов и ремесел, существующих в каждой национальной традиции, переосмысливается при использовании современных материалов и технологий. Многослойность и подчеркнутая талия олицетворяют соединение двух основных тем бренда «Moel Bosh» – практичность и гендерная флюидность этнокультуры.
Европейский потребитель, а также культурная традиция и климатические условия способствуют расширению ассортимента одежды. Так, например, появилось классического покроя легкое летнее пальто из «адраса» с втачным рукавом, которое стало «бестселлером» бренда в 2014 г.

Из показа Mercedes-Benz Fashion Week Russia (Москва). Коллекция весна-лето 2017

Для любого модельера крайне важно быть в курсе последних текстильных разработок, знакомиться с новыми производителями и разбираться в производстве современных тканей. О тканях местного производства, кстати, Зухра Инат знает не понаслышке. Она решила объединить знания о старинных изделиях и современные технологии при создании изделий, удовлетворяющих запросам нового времени. Неоднократно в течение года дизайнер отправлялась в Маргилан – природную мастерскую ткачей – на встречу со своими партнерами. Один из них – директор фабрики «Ёдгорлик» Азамхон Абдуллаев, работающий в тандеме с мастерами над созданием новых материалов. Авторский дизайн орнаментов – еще одна отличительная черта бренда.
Первоначально рисунок орнамента будущей ткани создается вручную, после чего детально прорабатывается электронная версия в программе sketchbook. «Когда рождается замысел и идет работа над дизайном ткани, я уже мысленно представляю модель костюма», отмечает Зухра. Выбирая стилистику элемента, мастер своего дела точно знает, каковым он будет по форме, величине, поскольку верные пропорции – это одна из составляющих удачной раппортной композиции, какое цветовое сочетание можно принять, а какой оттенок совсем не приемлем. Многое зависит от того, нити какой пряжи будут окрашены в тот или иной цвет. Возможно, в процессе работы дизайн может измениться или будет использоваться в других материалах – в трикотаже, например, как это случилось в последней коллекции весна – лето 2019 г. Иногда кажется, что все расчеты верны, учтены направление рисунка и цветовая гамма, композиция раппорта и конструкции моделей, для которых создается полотно, а в готовом виде получаешь не тот результат, которого ожидал. Как правило, происходит искажение рисунка, что как бы заложено в самой технике «иката». Тут присутствует и человеческий фактор. Нанося рисунок на «либиты» – нити основы, мастер полагается лишь на свои чувства, руки и на свой глазомер.

Вдохновение и идеи Зухра черпает не только во время своих многочисленных путешествий по странам Европы и модным столицам – Лондону, Милану или Тбилиси, где street style круче любого глянцевого журнала, а музеи хранят небывалые сокровища. И вдруг с удивлением обнаруживаешь великолепный образец узбекского иката, датируемого серединой XIX в. в витрине шоу-рума или музейного архива. Источником могут служить старинные вышивки сюзане, орнамент на подкладке старинного чапана или на платье из бабушкиного сундука. Винтажные изделия, которые будут вдохновлять на создание будущих коллекций, – mast have каждого современного модельера.
За последнее десятилетие некоторые дизайнеры использовали в одежде и аксессуарах принт икат, порой делая его ключевым материалом. Сегодня «икат» – по-настоящему мультинационален, тем труднее быть неповторимым, сохраняя индивидуальность. «Распространенным и интересным графическим приемом оформления узбекских икатов является то, что орнаментальные элементы, образующие композицию, расположены не только один с другим, но и один в другом».
«Поначалу мы создавали одежду, ориентируясь на европейского покупателя. Поэтому нам хотелось привлечь внимание сочетанием старинных традиций со стильными, новыми дизайнерскими решениями», поясняет Зухра (из интервью, взятого автором статьи 07.01.19).
Появление комбинации чистых линий и кустарного мастерства определяет выбор пряжи, структур и рисунка: традиционные формы и строгие узоры, люксовые фактуры и изысканная, но сдержанная цветовая палитра. Но противоположным по характеру, дизайну, цветовой гамме может быть текстиль для следующей коллекции. Виртуозное мастерство ткачей и неожиданный дизайн автора позволяют создать незабываемые рисунки, когда на ярко-бирюзовых платьях «в пол» расположились экзотичные алые кусты кораллов, которые тут же, сменив свой привычный цвет на темный шоколад, на фоне слепящего желтого стали напоминать причудливые очертания саксаулов в бескрайнем море песчаных Кара-Кумов. Ручная обработка шелка и необычное расположение купонного раппорта нитей основы придают этой ткани королевский статус. Современная импровизация на тему древнего ремесла, естественные цвета и нетрадиционные рисунки иката поражают смелостью и размером узора. Крупные раппортные композиции – это одна из знаковых черт модного бренда.

Ткани «Moel Bosh» привле-кают внимание неожиданно смелыми сочетаниями и контрастами светлого фона, крупными разводами волнообразных линий, в которых прочитываются стилизованные формы цветков и плодов граната. Пожалуй, самой популярной можно назвать ткань из коллекции 2017 г., воплотившую интерпретации самаркандских сюзане. Дизайнер экспериментирует с вполне привычной геометрией полоски и клетки. Эти простые классические орнаменты никогда не выходят из моды. «Ты можешь бесконечно варьировать традиционный рисунок «бекасам», например, увеличивая или уменьшая его пропорции, что не сложно, получая при этом уникальные композиции», – считает Зухра. Все зависит не только от внутреннего состояния автора. Обязательно учитываются тренды и направления современной моды. Зухра Инат и ее творческая команда воссоздают абровые рисунки и традиционные мотивы сюзане с различной степенью трансформации, иногда минуя первоисточник, при этом не забывая об узнаваемости бренда.
Нам важно предлагать своим покупателям изделия из качественных материалов, способных прослужить не один сезон, а как минимум – три, при этом одежда не должна быть похожа на модели известных брендов и в то же время быть узнаваемой. Мы придерживаемся принципов slow fashion (медленной моды)», подчеркивает дизайнер. Поэтому многие материалы, которые Зухра использует для пошива верхней одежды, – натуральные и произведены в Италии. Мастер старается в максимально простых и лаконичных вещах лишь акцентами и необычными деталями показать, что гонка за тенденциями со временем надоест публике, а четкое следование заданным ориентирам и вневременной классике, тонкое лавирование между остромодными новинками — залог успеха, гарантирующий, что бренду будут отдавать предпочтение сразу несколько поколений взыскательных клиентов. Так, например, женские сумки мини-рюкзаки и аксессуары в виде миниатюрной тюбетейки на ободках для волос были быстро растиражированы и «ушли» в народ, получив заслуженное признание.
Важной для современной одежды является работа с фактурами тканей, их декорирование в виде аппликации, ручной и машинной стежки, вышивки. Из неожиданных комбинаций фактур в одежде от «Moel Bosh» рождается абсолютно новый взгляд на материалы, происходит взаимообогащение и расширение модного ассортимента. Наряду с пальто из традиционного «адраса» и шерсти появляются легкие тренчи и хлопковые куртки для лета.
Зухра Инат создает коллекцию ярких свитшотов с вышивкой национальных ювелирных украшений, открыв серию моделей подобного дизайна. Интересно, что начало для нее положило реальное старинное женское украшение «зебигардон», которое дизайнер использовала в качестве дополнения к костюму. Идею подали клиенты, желающие носить костюм вместе с ожерельем. Так пришло решение вышивать стилизованные «зеби-гардан» и серьги, напоминающие традиционные «халка», «кашкарболдок» и налобное украшение «тилла-кош». В дальнейшем многие стилевые находки «цитируются» брендом вновь и вновь, появляясь не только на платье или блузе, но и как декор на входе в карманы брюк или крохотной дамской handbag (сумочки). Становится знаковым и уникальным дизайном орнамент на посуде, выполненный вручную Диёрой Саид – дочерью Зухры Инат для новой home collection в восточной стилистике.
«В основном меня привлекают растительные мотивы национальных сюзане, красный цвет каракалпакских и туркменских вышивок», рассказывает Зухра. Творческий союз бренда «Moel Bosh» с ташкентским мастером вышивки Мадиной Касымбаевой уже в течение нескольких лет приносит ощутимые результаты. Пример тому – последний показ дизайнера на Mercedes-Benz Fashion Week Russia в Москве, где была представлена коллекция весна – лето 2017. Лаконичная, почти монохромная палитра цветов и строгая графика трехцветных орнаментов – реминисценция туркменской вышивки. Звонкие акценты семицветного «адраса» в моделях легких платьев непривычно контрастировали в сочетании с одеждой почти из черного «денима». Стильная обувь с бухарской золотошвейной вышивкой 3D формата и сделанные вручную из цветного бисера эксклюзивные украшения – это не игра в этнику и восточную культуру, а удачная интерпретация ключевых маркеров и исторического наследия моды, набор образов, которые легко вписываются в гардероб XXI века.
В настоящее время сложно ответить на вопрос, теряют ли свою актуальность модные показы? Зухру Инат вдохновляют увлекательные проекты с динамичным сюжетом. Она считает, что показы сегодня – это не просто модная тусовка, а необходимость, и уверенно выступает в роли креативного директора. Все эти действия направлены на то, чтобы, во-первых, привлечь к своему мероприятию больше людей и, во-вторых, чтобы этих людей запомнили в круговороте модных событий. У команды «Moel Bosh» – иной взгляд на модные показы, а ее смелые попытки изменить формат дефиле имеют успех. Это доказало участие в Riga Fashion Week, где для catwalk был выбран овощной павильон крытого рынка в Риге, служивший когда-то ангаром для дирижаблей и имевший свою историю. «Но хочу подчеркнуть, что любые «фишки» — это лишь дополнение к коллекции», говорит Зухра, рассказывая о показе своей коллекции весна – лето 2018 в Латвии.
Концептуальный формат невозможен без какой-то объединяющей идеи. Сегодня успех зависит уже не от красивых моделей. Важно правильно заявить о себе. А то, как бренд позиционирует себя, это тот «месседж», который понятен не только локальному потребителю. Дизайнер, создавая костюм, транслирует свое личностное видение окружающего мира, свои взгляды, ощущения и ассоциации, связанные с главной идеей коллекции одежды.
На сегодняшний день лучший показ – это уникальная концепция, которую никто никогда не предлагал раньше, о чем свидетельствует совместный проект «Подъезд № 3» Влада Заманова и Зухры Инат. Жилой дом с девяностолетней историей – неожиданная локация для дефиле с названием «За секунду до…» Интересное событие и точно рассчитанный маркетинговый ход – повод собрать прессу, друзей, модный бомонд, байеров – всех в одном месте, это – одна из реальных возможностей. Другая – привлечь внимание к такой важной социальной проблеме мегаполиса, как одиночество, добрососедские отношения между жителями не только одного дома, но и города, страны в целом, сохранение культурного наследия. Что мы, совместными усилиями, можем сделать для родного города – своего рода манифест, посыл для широкой общественности.
Не случаен был выбор музея прикладного искусства Узбекистана также для демонстрации в 2019 г. весенне-летней коллекции, которая несет смысловую нагрузку, связанную не только с пространством взаимодействия интерьера, восточной и европейской культуры и экспозицией, но и с привлечением внимания аудитории к проблемам современных музеев.
«Moel Bosh» – постоянный участник мероприятий, проводимых Myday в Узбекистане, удачно использует формат pop-up, отличающийся внезапностью, необычным выбором площадки и непредсказуемым развитием событий. Это отлично подходит не только для торговли, но связано с появлением новых клиентов и завоеванием локального рынка моды. В качестве метафоры этих уникальных событий можно назвать «феникса», вспыхивающего ярким пламенем, привлекая всеобщее внимание, который потом исчезает, превращаясь в незабываемые воспоминания. «Moel Bosh» сегодня – это не только семейный, но и творческий союз близких по духу людей, та движущая сила, которая помогает развитию бренда в новом направлении home collection, включающем широкий ассортимент посуды, текстиля, мебели и аксессуаров для дома.

Литература

  1. Алимова Х., Ментгес Г., Шамухитдинова Л. Перспективы узбекской текстильной культуры: традиции и инновации. Ташкент, Изд-во «Узбекистон», 2015, с.101.
  2. Фахретдинова Д. А. Ювелирное искусство Узбекистана. Ташкент, Изд-во им. Г. Гуляма, 1988.