Анна Пешмежа, искусствовед (Франция)

Проект «Память». Бумага, акварель. 2010

Творчество Инны Сандлер, включающее в основном произведения живописи и графики, пропитано как новой, так и древней символикой, философскими размышлениями, интимными поэтическими образами. Несмотря на художественные изыскания на самые разнообразные сюжеты, тематика работ художника сосредоточивается на вопросах вечного и приходящего. Именно на эту мысль тонко наводят названия всех реализованных проектов и серий работ автора. Время рассматривается не как нечто, предполагающее неизбежный финал, наподобие тщетности, но как созидательная сила, отличающаяся продолжительным характером. В целом речь идет об исследовании изменений, накладываемых временем, историей и их художественным выражением на полотне. Таким образом, Инна Сандлер стремится изобразить исторические преобразования сквозь призму личных переживаний, которые могут быть едва заметными и сдержанными. Пример этому – серия «Точка Бифуркации», в которой прослеживается тема влияния выбора, совершаемого нами, на последующую жизнь. Впрочем, часто это – время, необходимое для анализа того или иного момента прошлого, для выяснения, был ли он решающим с точки зрения последствий, которые за собой повлек. Тем не менее триптих, который составляет «Точка Бифуркации», не является хронологически «вырванным» событием от «до» и «после», так как Инна предполагает множество сценариев развития событий, которые могут иметь место для каждого из этих переломных моментов. Каждый образ также позволяет увидеть широту всех возможных перспектив, зачастую исходящих из одного хрупкого мгновения. Если образ тореадора, находящегося напротив тени быка с рогами, выражает экспрессивнее, чем другие, все противостояние и напряжение, заключенное в одном роковом мгновении, то все три полотна делают ощутимой идею перехода.
Эффекты многозначности, многослойности играют ключевую роль в произведениях Инны Сандлер. Именно они – центральный элемент в серии картин «Память», в которой, кажется, представленные персонажи постепенно рассеиваются, исчезают. Этот эффект создается путем пересечения цветовых волн, которые, практически, стирают их силуэты. Кисть художника оставляет просвечивающиеся сквозь изображения вспышки света, быстрые мазки, которые придают ритм образам. Это порывы, в которых пересекаются и накладываются один на другой различные мотивы вплоть до самых поразительных, заставляющих появляться, например, рыб посреди деревьев. Художник раскрывает, таким образом, одно из символических значений образа рыбы, где рыба – проводник для душ из одного мира в иной, новый мир. Так вырисовывается тема смерти, а название серии позволяет догадаться, что центральный вопрос – это вопрос о том, какое влияние время оказывает на память человека. И, действительно, в этих полотнах остаются лишь фигуры людей, тогда как разрушаются формы и стираются детали.
Тема памяти также проявляется в оригинальном проекте, называемом «Икат». Речь идет о проекте для городской среды, его идея – в создании пешеходных переходов, имитирующих рисунок традиционных узбекских тканей «икат». И, действительно, традиция немыслима без народной памяти. Именно такая характеристика времени, как длительность с незапамятных времен, необходимая для возникновения традиции, показана в контрасте с желанием художника установить это произведение на кратковременный срок и сделать из него маркировку для пешеходного перехода. В этом проекте тесно переплетаются нити времени, соединяющие благодаря народной памяти прошлое и настоящее.

Однако в семейных портретах серии «Память» личная память хрупка. Эта серия обращена к памяти о конкретных людях – это старые фотографии и портреты. Именно об этом свидетельствует манера художника изображать представленных в работах персонажей, в то время как цветовая гамма показывает другие нюансы. Оттенки – от изумрудного до цвета морской волны, от каштанового – до охры, желтоватые оттенки, составляющие палитру, напоминают старинные фотографии или картины с пожелтевшим от времени лаком. Кроме того, серия «память» воскрешает изменения, порожденные временем, в нашей памяти, воспоминания о наших предках и о том, что мы передаем будущим поколениям сведения об изменениях, которым подвергается все то, что кристаллизует эту память.

«Точка Бифуркации» (триптих). Х., м. 2011

Эмоции, мысли и нематериальные понятия – это еще одна нить Ариадны к творчеству Инны Сандлер, в том числе о том, как это выражается художественными средствами. Именно так построена серия «Неправильные игры», где художник создала портреты, пытаясь выйти за пределы изображения лишь одной физической внешности. Художник таким образом желает выразить с помощью форм, цвета, композиций и характера мазков кисти не только характер человека, но и его прошлое, его историю, его стремления, а зачастую и его талант, в особенности ярко выраженные в портретах пианистки и легендарного археолога: в сумме все то, что составляет духовную особенность личности. Серия «Неправильные игры» состоит как из разноплановых портретов отдельных личностей, разнообразных по подаче и технике исполнения, как с пронизывающих зрителя взглядом, так и портретов различных чувств и эмоций, где образы, напротив, расплываются в цвете, в художественном стиле из экспрессивных ломаных линий, с белыми всполохами бумаги сквозь слои краски, абстракт-ные, или же более сдержанные и реалистичные работы, оставляющие впечатление легкости или жесткости. Состояние постоянной динамики, выраженное посредством многочисленных линий, характеризует художественный стиль Инны так же, как сверкающая палитра, идущая от огненно-красных до невероятной глубины синих оттенков, придающих лицам большую выразительность. Фактически Инна Сандлер, раскрывая каждую тему с помощью художественных средств, никогда не обходится без экспрессии. Таким образом, двойной портрет из серии «Память», выполненный с использованием гвоздей – необычного материала для практики художника, совмещает всю глубину портрета с жесткостью манеры исполнения. По сути, изображенный мужчина – это прадед автора картины, судьба которого сложилась трагически в результате того, что он в 1920-е годы стал жертвой сталинской политики «раскулачивания».

Проект «ИКАТ». 2011

В сериях картин «Дада» и «a Paris» (в Париже), выполненных во время пребывания Инны Сандлер во французской столице в Международном центре искусств (Cite International edes Arts), начинают просматриваться исторические темы и, безусловно, те универсальные качества, которыми художник остается верен и по сей день, что, в частности, проявляется и в серии «Мильфлёр». Что касается серии «Дада» – это результат исследования на малоизвестную тему истории парижской карусели (каррузели) – в прошлом военных конных соревнований и их эволюции сквозь годы и века. Параллельно этому художник погружается в самый сокровенный смысл значения французского слова «дада (лошадка, конёк)».

Проект «Память». Деревянная доска, гвозди. 2010

Серии «a Paris» (в Париже) и «Мильфлёр» выполнены тушью на бумаге в технике, которая придает новый масштаб работам Инны. Образы, появляющиеся в рисунках наложением один на другой, соединяясь, приобретают смешанный характер. В процессе создания картин рисунок для Инны – это результат полета ее фантазии и творческой мысли. Вот почему, рассматривая по отдельности каждый элемент, входящий в состав рисунка, может возникнуть впечатление о неожиданных или даже случайных идеях, которые, тем не менее, взаимосвязаны и как звенья одной цепи привязаны к сюжетной линии. Такое наслоение различных образов – это, определенно, логическая связь символов и мыслей, порождающая некую форму неуверенности, неточности, заставляя вникать в смысл работ автора. Стоит заметить, что работы Инны Сандлер достаточно необычны и самобытны потому, что все они имеют различную динамику, достигаемую с помощью эффекта многослойного наложения образов и с помощью экспрессии. Если каждое полотно пропитано собственной энергетикой, то вместе эти рисунки воздействуют своей игрой на зрителя молниеносностью движения, медленной точностью различных деталей, мастерски сосредоточиваясь на той или иной детали, вызывая в сознании быстроту ассоциаций.

«Игра Случая» (из серии “Dada”).
Холст, акрил, масло. 2015

Серия «Мильфлёр» напрямую вдохновлена гобеленами «Дама с единорогом», растительные мотивы фона которых называются «millefleurs». Картины этой серии навеяны тайной, витающей вокруг этого произведения, что передается ассоциацией размытых и резервных зон, оставленных на бумаге. Однако в работах этой серии невозможно не заметить мотивов, перекликающихся с серией художника «Дада». Это – появление каруселей из вращательных движений и некой формальной близости деревянных лошадок и копей с единорогом средневекового гобелена. Таким образом открывается новый диалог вокруг Дамы с Единорогом – произведения, наполненного символами путем его внедрения в мир образов художника. Инна Сандлер не стремится дать новый смысл известному гобелену. Напротив, она раскрывает сущность этого произведения, подчеркивая, что над ним не властно время, поскольку речь идет о средневековом шедевре, который, несмотря на многочисленные исследования и различные интерпретации, имеет лишь одно объяснение, принятое большинством. Серия из шести гобеленов – это иллюстрация пяти чувств, дающих ключи доступа к шестому чувству – квинтэссенции предыдущих.

«Мильфлёр» (серия). Бумага, тушь. 2016

По мнению Мишеля Серр (Michel Serres), это шестое чувство могло бы быть «внутренним чувством», с помощью которого мы обращаемся к актуальности этой темы. Внутренняя чувствительность, призывающая к философским размышлениям о сущности данного сюжета, это сегодня – предмет важных научных и нейрофизиологических исследований, хотя она могла бы быть признанной уже в XV веке. В этой связи как нельзя лучше здесь подходит принцип творчества Инны Сандлер, основанный на игре напряжения, внутренней чувствительности и глубины исторической эпохи.