Самандар Эгамбердиев, искусствовед
Историческая тематика для современного искусства важна и востребованна, поскольку раскрытие прошлого очень существенно в художественном плане; для этого художнику нужно найти золотую середину, не следуя лишь легендам или только архивным историческим источникам. К сожалению, в большинстве случаев художники воссоздают историю с помощью важных в художественном отношении образов, но при отображении событий подчиняются политическим или идеологическим требованиям и превращаются в историков. На самом же деле, согласно Аристотелю, “Историк должен говорить о том, что было, а художник – о том, что могло быть”.
То, что историческая тематика главенствует в изобразительном искусстве, хорошо заметно и в творчестве художников Т. Курязова и С. Абдуллаева. Но в их произведениях недостаточно внимания уделяется динамике, экспрессии и движению, которые помогают правдиво отобразить историю. В настоящее время одним из художников, своеобразно отображающих историю, является Алишер Аликулов.
Алишер Аликулов родился в Ташкенте в 1966 году. С детства увлекшись изобразительным искусством, он в 1983-1987 годах учился в художественном училище имени П. Бенькова (ныне – Республиканская художественная школа) в мастерской В. Петрова и М. Умарова. В 1995 году А. Аликулов окончил отделение монуменального искусства Ташкентского театрально-художественного института имени М. Уйгура (ныне – Национальный институт художеств и дизайна имени К. Бехзода), где занимался в мастерской Г. Кодирова и Р. Худайберганова.
Он принимал активное участие в работе международных выставок как в Узбекистане, так и за рубежом. За работу, посвященную истории эпохи Тимуридов, в 1996 году художник был удостоен медали “Шухрат”, а за ряд других произведений награжден золотой медалью Академии художеств Узбекистана.
Произведение Аликулова “Спортивные игры древней Бактрии” (1996), посвященное доисламской истории, выполнено для музея Олимпийской славы в Ташкенте. Тема картины раскрывается с помощью фигур множества атлетов, находящихся в движении. Картина реалистично передает атмосферу древней Бактрии посредством сочетания красок теплых красных тонов и черного цвета, подчеркивая таким образом мысль о том, что культура игр и интерес к спорту у узбекского народа имеет богатые исторические традиции, восходя к древнейшим временам.
В произведениях художника, посвященных эпохе Восточного ренессанса IX-XII веков, отображен облик известных в мире исторических лиц, таких как Имам аль-Бухари, Аль-Фараби, Ибн Сино, Беруни, Аль-Фергани. Среди монументальных произведений цикла “Великие люди Узбекистана” (1998) — настенная роспись в здании Хокимиата города Ташкента.
По инициативе Президента Республики Узбекистан на месте комплекса Имама аль-Бухари в Самаркандской области был организован Международный научно-исследовательский центр, а рядом с ним – музей, где размещена картина “Жизненный путь и наследие Имама аль-Бухари” (2018), созданная Аликуловым (автор проекта) совместно с групой “Арт-трио” и другими художниками. В работе освещаются странствия Имама аль-Бухари по свету в поисках знаний, его участие в работе научных собраний.
Отображая жизнь людей в IX-XII веках, художник несколько утрированно представил архитектурные сооружения того времени и одежду персонажей, что, впрочем, не сказалось отрицательно на общем содержании композиции. Произведение “Жизненный путь и наследие Имама аль-Бухари” освещает развитие науки и культуры на Востоке в IX-XII веках. В центре музея расположена картина Аликулова “Испытание” (2018), на которой изображен Имам аль-Бухари, сдающий экзамен ученым-знатокам преданий о пророке: Имам аль-Бухари предстает перед учеными в Багдаде, доказывая им, какие хадисы верны, а какие — нет. Мастерство художника проявилось как в художественном решении композиции, так и в гармоничном сочетании холодных и теплых тонов.
Произведения, посвященные эпохе Тимура и Тимуридов, занимают важное место в творчестве художника. В произведениях “Шахская охота” (1995), “Бой за флаг” (1996), “Взятие крепости” (1999), “Прием послов” (2006), “Прием” (2005), “За Родину” (1999-2000), “Победа Амира Тимура над Тухтамыш-ханом”, “Рынок Самарканда” (1996) и “Амир Тимур в мировой истории” (2001) Алишер Аликулов отобразил процессы обретения независимости нашей страной, изменения в отношении к личности Амира Тимура и истории возрождения национальных ценностей и обычаев. В работе художника “Шахская охота” (1995), созданной под впечатлением средневековой восточной миниатюры, он выступает как продолжатель традиций таких художников, как Чингиз Ахмаров и Баходир Жалолов.
Совместно с группой художников (А. Агаханян, Б. Олимхонов, Ш. Бахриддинов и М. Азлархужаев) Аликулов раскрыл новые грани создания настенных картин, сумев показать зрителю события в движении. Прежде всего мастерство художника проявилось в пластических решениях композиции и ее гармоничном сочетании с пространством интерьера. В картине “Шахская охота” художник следовал условности, свойственной жанру миниатюры.
Настенную роспись “Амир Тимур в мировой истории” (2001), украсившую зал Амира Тимура в Музее истории Узбекистана, Аликулов создал совместно с А. Агаханяном и З. Гулметовым. В центре картины изображен Амир Тимур на коне. Композиция произведения многопланова, облик великого полководца и исторические события переданы посредством тонких графических линий. Для передачи духа эпохи художник большое внимание обратил на сражения, которые вел Тимур, и на его общественно-политическую деятельность. Однако заметно, что художник несколько отошел от исторической правды, изобразив облик разных по возрасту исторических личностей как людей одного поколения.
В работах, посвященных эпохе узбекских ханов XVI-XIX веков, Аликулов отобразил также повседневную жизнь и быт простых людей. В их числе “Невеста из Бухары” (2012), “Сардоба” (2011), “Подарок” (2017), “Сказочник” (2002), “Водонос” (2005), “Женщина и ребенок из Бухары” (2001), “Возвращение” (2005), “Музыканты” (2012), “Слушая Муножот” (2011), “Брачный контракт” (2009) и “Девичник” (2007). Эти образцы станковой живописи написаны в бытовом жанре. Художник передает своеобразие эпохи посредством жанра и темы. Так, если для изображения эпохи Тимуридов он брал за тематическую основу события, связанные с эпохой, то для раскрытия истории эпохи ханств обращался к изображению обычаев и быта узбекского народа.
Одно из произведений, посвященных истории до 30-х годов ХХ века, было создано Аликуловым специально для Государственного музея истории Узбекистана. Оно названо “Народные восстания и джадидское движение” (2000); картина написана в виде общего коллажа, в котором отображены драматические события того времени.
В 2018 году в Галерее изобразительного искусства Узбекистана состоялась выставка произведений Алишера Аликулова под названием “Мозийдан садо” (“Голос из прошлого”), на которой было представлено более 50 произведений художника. В работах “Повелитель” (2017) и “Властитель пустыни” (2017) художник продемонстрировал новые грани исторической действительности, передав с помощью игры света и тени свои концептуальные идеи и видение исторических личностей. Здесь талантливый художник стремился рассказать о судьбе властителя через драматические столкновения, показав при этом серьезные недостатки его правления. Произведения Аликулова на историческую тематику художника привлекают внимание многих почитателей искусства.
Литература
- Хакимов А. Ўзбекистон рассомлари тарихий онгининг шаклланиш тамойиллари// Мозийдан садо, 2018 №3.
- Хакимов А. Искусство Узбекистана: история и современность. Ташкент, 2010.
- Ил?омова С. Мусаввир Алишер Али?улов портрети гачизгилар//“San’at”, 2002 №4.
- Хакимов А. Историческое сознание и современный художественный процесс//Хакимов А. Искусство Узбекистана: история и современность. Ташкент, 2010.
- Хакимов А. Новая узбекская живопись. Ташкент, 2014.