Самандар Эгамбердиев, искусствовед

Испытание. Х., м. 2018

Историческая тематика для современного искусства важна и востребованна, поскольку раскрытие прошлого очень существенно в художественном плане; для этого художнику нужно найти золотую середину, не следуя лишь легендам или только архивным историческим источникам. К сожалению, в большинстве случаев художники воссоздают историю с помощью важных в художественном отношении образов, но при отображении событий подчиняются политическим или идеологическим требованиям и превращаются в историков. На самом же деле, согласно Аристотелю, “Историк должен говорить о том, что было, а художник – о том, что могло быть”.
То, что историческая тематика главенствует в изобразительном искусстве, хорошо заметно и в творчестве художников Т. Курязова и С. Абдуллаева. Но в их произведениях недостаточно внимания уделяется динамике, экспрессии и движению, которые помогают правдиво отобразить историю. В настоящее время одним из художников, своеобразно отображающих историю, является Алишер Аликулов.
Алишер Аликулов родился в Ташкенте в 1966 году. С детства увлекшись изобразительным искусством, он в 1983-1987 годах учился в художественном училище имени П. Бенькова (ныне – Республиканская художественная школа) в мастерской В. Петрова и М. Умарова. В 1995 году А. Аликулов окончил отделение монуменального искусства Ташкентского театрально-художественного института имени М. Уйгура (ныне – Национальный институт художеств и дизайна имени К. Бехзода), где занимался в мастерской Г. Кодирова и Р. Худайберганова.
Он принимал активное участие в работе международных выставок как в Узбекистане, так и за рубежом. За работу, посвященную истории эпохи Тимуридов, в 1996 году художник был удостоен медали “Шухрат”, а за ряд других произведений награжден золотой медалью Академии художеств Узбекистана.
Произведение Аликулова “Спортивные игры древней Бактрии” (1996), посвященное доисламской истории, выполнено для музея Олимпийской славы в Ташкенте. Тема картины раскрывается с помощью фигур множества атлетов, находящихся в движении. Картина реалистично передает атмосферу древней Бактрии посредством сочетания красок теплых красных тонов и черного цвета, подчеркивая таким образом мысль о том, что культура игр и интерес к спорту у узбекского народа имеет богатые исторические традиции, восходя к древнейшим временам.
В произведениях художника, посвященных эпохе Восточного ренессанса IX-XII веков, отображен облик известных в мире исторических лиц, таких как Имам аль-Бухари, Аль-Фараби, Ибн Сино, Беруни, Аль-Фергани. Среди монументальных произведений цикла “Великие люди Узбекистана” (1998) — настенная роспись в здании Хокимиата города Ташкента.
По инициативе Президента Республики Узбекистан на месте комплекса Имама аль-Бухари в Самаркандской области был организован Международный научно-исследовательский центр, а рядом с ним – музей, где размещена картина “Жизненный путь и наследие Имама аль-Бухари” (2018), созданная Аликуловым (автор проекта) совместно с групой “Арт-трио” и другими художниками. В работе освещаются странствия Имама аль-Бухари по свету в поисках знаний, его участие в работе научных собраний.

Народные восстания и джадидское движение
Фрагменты росписи. Музей истории Узбекистана. 2000

Отображая жизнь людей в IX-XII веках, художник несколько утрированно представил архитектурные сооружения того времени и одежду персонажей, что, впрочем, не сказалось отрицательно на общем содержании композиции. Произведение “Жизненный путь и наследие Имама аль-Бухари” освещает развитие науки и культуры на Востоке в IX-XII веках. В центре музея расположена картина Аликулова “Испытание” (2018), на которой изображен Имам аль-Бухари, сдающий экзамен ученым-знатокам преданий о пророке: Имам аль-Бухари предстает перед учеными в Багдаде, доказывая им, какие хадисы верны, а какие — нет. Мастерство художника проявилось как в художественном решении композиции, так и в гармоничном сочетании холодных и теплых тонов.
Произведения, посвященные эпохе Тимура и Тимуридов, занимают важное место в творчестве художника. В произведениях “Шахская охота” (1995), “Бой за флаг” (1996), “Взятие крепости” (1999), “Прием послов” (2006), “Прием” (2005), “За Родину” (1999-2000), “Победа Амира Тимура над Тухтамыш-ханом”, “Рынок Самарканда” (1996) и “Амир Тимур в мировой истории” (2001) Алишер Аликулов отобразил процессы обретения независимости нашей страной, изменения в отношении к личности Амира Тимура и истории возрождения национальных ценностей и обычаев. В работе художника “Шахская охота” (1995), созданной под впечатлением средневековой восточной миниатюры, он выступает как продолжатель традиций таких художников, как Чингиз Ахмаров и Баходир Жалолов.
Совместно с группой художников (А. Агаханян, Б. Олимхонов, Ш. Бахриддинов и М. Азлархужаев) Аликулов раскрыл новые грани создания настенных картин, сумев показать зрителю события в движении. Прежде всего мастерство художника проявилось в пластических решениях композиции и ее гармоничном сочетании с пространством интерьера. В картине “Шахская охота” художник следовал условности, свойственной жанру миниатюры.
Настенную роспись “Амир Тимур в мировой истории” (2001), украсившую зал Амира Тимура в Музее истории Узбекистана, Аликулов создал совместно с А. Агаханяном и З. Гулметовым. В центре картины изображен Амир Тимур на коне. Композиция произведения многопланова, облик великого полководца и исторические события переданы посредством тонких графических линий. Для передачи духа эпохи художник большое внимание обратил на сражения, которые вел Тимур, и на его общественно-политическую деятельность. Однако заметно, что художник несколько отошел от исторической правды, изобразив облик разных по возрасту исторических личностей как людей одного поколения.
В работах, посвященных эпохе узбекских ханов XVI-XIX веков, Аликулов отобразил также повседневную жизнь и быт простых людей. В их числе “Невеста из Бухары” (2012), “Сардоба” (2011), “Подарок” (2017), “Сказочник” (2002), “Водонос” (2005), “Женщина и ребенок из Бухары” (2001), “Возвращение” (2005), “Музыканты” (2012), “Слушая Муножот” (2011), “Брачный контракт” (2009) и “Девичник” (2007). Эти образцы станковой живописи написаны в бытовом жанре. Художник передает своеобразие эпохи посредством жанра и темы. Так, если для изображения эпохи Тимуридов он брал за тематическую основу события, связанные с эпохой, то для раскрытия истории эпохи ханств обращался к изображению обычаев и быта узбекского народа.
Одно из произведений, посвященных истории до 30-х годов ХХ века, было создано Аликуловым специально для Государственного музея истории Узбекистана. Оно названо “Народные восстания и джадидское движение” (2000); картина написана в виде общего коллажа, в котором отображены драматические события того времени.

Жизненный путь и наследие Имама аль-Бухари. Акрил. 2018

В 2018 году в Галерее изобразительного искусства Узбекистана состоялась выставка произведений Алишера Аликулова под названием “Мозийдан садо” (“Голос из прошлого”), на которой было представлено более 50 произведений художника. В работах “Повелитель” (2017) и “Властитель пустыни” (2017) художник продемонстрировал новые грани исторической действительности, передав с помощью игры света и тени свои концептуальные идеи и видение исторических личностей. Здесь талантливый художник стремился рассказать о судьбе властителя через драматические столкновения, показав при этом серьезные недостатки его правления. Произведения Аликулова на историческую тематику художника привлекают внимание многих почитателей искусства.

Литература

  1. Хакимов А. Ўзбекистон рассомлари тарихий онгининг шаклланиш тамойиллари// Мозийдан садо, 2018 №3.
  2. Хакимов А. Искусство Узбекистана: история и современность. Ташкент, 2010.
  3. Ил?омова С. Мусаввир Алишер Али?улов портрети гачизгилар//“San’at”, 2002 №4.
  4. Хакимов А. Историческое сознание и современный художественный процесс//Хакимов А. Искусство Узбекистана: история и современность. Ташкент, 2010.
  5. Хакимов А. Новая узбекская живопись. Ташкент, 2014.