Гульнара Ишмуратова, искусствовед

Фрагмент полиптиха «Святое семейство». Х., м., сусаль. золото. 2017

С 25 декабря 2018 г. по 25 января 2019 г. В Национальной галерее изобразительного искусства Узбекистана проходила персональ-ная выставка художника Татьяны Фадеевой. Экспозиция ее работ была размещена в пяти залах, в каждом из которых были представлены серии живописных картин, а также инсталляция-перформанс. Идея проведения выставки – не случайна. Она не была приурочена к какому-то событию, не несла характера некоего творческого отчета, подведения итогов, как это зачастую принято в художественных кругах. В большей степени демонстрация картин художницы – это рассказ о жизни, чувствах, интересах, мироощущении. Это – монолог о времени, о себе, об окружающем мире. Отсюда и название: «Безмолвная исповедь». Художница считает, что в творчестве важна искренность. Нигде художник так не искренен и открыт, как перед холстом, который, в свою очередь, не требуя слов, отражает суть волнующих автора вещей, событий. Работы художника – это и есть та самая «безмолвная исповедь».

Тихими вечерами. Из серии «Святое семейство». Х., м., сусаль. золото. 2018

Татьяна Фадеева – мастер яркого самобытного дарования. В ее произведениях выражены многие чувства, присущие женской душе: любовь, печаль, желания и мечты. Подкупающая искренность, чистота, наивно-мудрая простота – главные камертоны, на которых устойчиво держится ее мир. Органичные свойства ее личности складыва-лись с раннего детства. Уже тогда рисунки юной художницы вызывали нежные, теплые чувства. А благодаря всесторонней поддержке близких ей людей, родителей, Татьяна без сомнений выбрала свою будущую профессиональную стезю.
Талант, упорство, трудолюбие и большой творческий потенциал в руках хороших педагогов со временем помогли ее становлению как художника с собственной индивидуаль-ностью. Татьяна училась в Республиканской специализированной художественно-музыкаль-ной школе-интернате искусств (1984 – 1996 гг.) и Национальном институте художеств и дизайна им. К. Бекзада (1996 – 2004 гг.) по специальности – художник театра и кино – кафедра «Театральная декорация».

Дама из Амстердама. Х., м. 2018

Образование и профессия, приобретенные у замечательных педагогов, позволили полнее и глубоко раскрыть ее интерес к творчеству. С годами Татьяна обрела собственную манеру и уже узнаваемый зрителями почерк. Причины – ее индивидуальные способности и мировосприятие, создающие замысловатый мир образов и сюжетов художника через колорит и живописную фактуру, а сам процесс творчества – обретение душевного равновесия и некий иллюзорный мир, который неизменно держится на постоянных поисках познания, созидания и любви. Ее темы – это благодатный материал для художницы, наиболее ей близкий и важный.
Познание и поиски себя, пожалуй, – неотъемлемая часть творчества художницы. Эти поиски автор раскрывает через персонажей серии «Маленький человек». Вечная тема, но сколько в ней поворотов, нюансов! И там всегда есть человек с его помыслами, переживаниями, радостями, неурядицами. Сюжеты цикла Татьяна Фадеева базирует на своих впечатлениях и зарисовках о поездках в Россию и в страны Европы. Работы предельно просты, но при этом каждая из них заряжена огромной энергией, которую художница «транслирует» зрителю. Что такое человек для этого мира? Явление природы («Банный день Зимы») или соединение души и звуков шумного города («Венский вальс»)? С иронией передан образ дамы из Амстердама, подкупающий, прежде всего, своей опоэтизированностью. В картинах «Хранитель снов», «Новолуние», «Земля необетованная» царит умиротворяющее спокойствие и ощущение бытия как сновидения. Все персонажи этой серии гротескны, но именно такими автор запомнила их, такими воспринимала. В работе «До и После» автором отражен анализ событий, происходивших в ее собственной жизни, где главные герои – сиамские близнецы с именами До и После держат в руке перо летописца (скипетр) и шар предсказателя (держава). Они являются олицетворением того, что время властвует над нами, а небольшой автопортрет с ключиком в окошке, есть не что иное, как поиск решения сложившихся ситуаций. Завершает серию автопортрет, где Татьяна предстает одновременно в двух ипостасях. Эта двойственная точка зрения на самоё себя находит выражение в соединении двух ее профилей, смотрящих один на другой.
Автопортреты, как некая ступень самопознания, взгляд на самоё себя через призму творчества отображены в серии «Вечная любовь», главный лейтмотив которой – предвестие жизни, ожидание весны, обновления, перемен. Живопись лирична, в ней какая-то особая проникновенность в интерпретации сюжетов и их трактовке. Образы окрашены авторской интонацией – от восторга до самоиронии.
Интересен полиптих «Святое семейство», решенный по типу икон романского периода и Древней Руси. Сюжеты его – это эпизоды из жизни главной героини (Татьяны), ее семьи, друзей. «Святое семейство» – как бы один большой дом с несколькими окнами, за которыми своя жизнь. В изображениях художник не стремится к передаче портретного сходства, но персонажи её реальны, легко узнаваемы. Работы располагают к тихому, спокойному, созерцательному восприятию.

Банный день Зимы. Из серии «Маленький человек». Х., м. 2018

В серии «МатериЯ» художник трактует тему созидания, основываясь на поиске ответов о сотворении мира, тьмы и света, сферы, плоти и души. МатериЯ – это трансформация слов матерь+материя+я. «Материя» – в классическом значении – все вещественное, телесное, локализация в пространстве. Ее универсальные свойства – несотворимость, неуничтожимость, вечность существования во времени и бесконечность – в пространстве. Материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие. В материалистической традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала. Представление о начале как источнике всего сущего издревле воплощалось в образе матери (Богини-матери) – главного божества во многих мифологиях мира. Автор обращается к древним источниками по-своему, ассоциативно-смыслово, трактуя тему созидания путем размышления и поисков ответов на вопросы о сотворении мира, тьмы и света, плоти и души, точек зрения.
Татьяна Фадеева пишет не просто картины, а свою модель мира, в которой ее интересует и роль человечества в нем. В творчестве своем художник использует всевозможные варианты познания мира, в которых особое место занимает изучение мировых религий, которые автор расшифровывает и переводит в «свою» систему координат. В этой связи, несомненно, интересны ее размышления о природе человеческого предательства в полиптихе «Волхвы. Последние дары». Эта тема продолжена и в перформансе художницы «Поклонение волхвов или обратный отсчёт». Перед зрителем предстают образы волхвов с последними дарами, трактуемыми автором в виде оружия как олицетворение войн, жестокости и бедствий, как символ вечных противоречий человеческой натуры, как горькая правда о том, что современному миру нечего отдать взамен той праведности и жертвенности, которую принял когда-то Иисус. Однако художник искренне верит и надеется, что непреложные вечные ценности не должны исчезнуть из нашего бытия. И только духовно богатый человек найдет в нем гармонические стороны существования.
В заключение хотелось бы отметить, что выставка «Безмолвная исповедь» – знакова, значима и для меня, как куратора данного проекта, поскольку это – результат нашего тандема – художник и искусствовед. В ходе подготовки выставки (2017 – 2018 гг.) мне было интересно не только наблюдать за созданием произведений, но и высказывать свои размышления и даже стать соавтором. Без лишней патетики замечу, что на самом деле – это дорогого стоит. Ведь не каждый художник допускает в свои «святая святых», в свой творческий процесс посторонних. Все созданные автором для выставки произведения объединяет не только общность тем и их живое начало. Интересен язык живописи – естественный и непосредственный. Татьяна Фадеева идет своим собственным путем, изображая все новые и новые образы. Она наслаивает краски, сусальное золото, придавая работам особую воздушность, добиваясь их мерцания, игры света и цвета. Фигуры на ее картинах окружены сиянием, их силуэты высвечиваются из глубины холста.

Тет-а-тет. Х., м. 2018

Эмоциональная сила образов пробуждает фантазию и огромное эстетическое наслаждение. Я всегда с большим интересом, восторгом и пристрастием наблюдаю за работой художника Татьяны Фадеевой. Когда смотришь на ее картины, складывается ощущение, будто они оживают. Они – выразительны, осязаемы и между ними – таинственная связь. Все творчество художника развивается в единстве с философским осмыслением жизни, широким диапазоном поисков, разнообразных источников, питающих его. А трудолюбие, непрестанные поиски и творческий потенциал Татьяны Фадеевой предвещают рождение новых интересных произведений.