Архитектурное наследие христиан Востока (древность и средневековье)

Культовое зодчество – явление многогранное, в нем воплотились религия народа, художественная и материальная культура, определявшие направление архитектурного развития. В архитектурном произведении тесно переплетаются как идейная основа религии, так и ее конструктивная и техническая мысль. История распространения христианства на Востоке[1] в настоящее время менее известна, чем его западная история. Культовое зодчество вдохновляли исходившие от церкви идейные задачи. В первые века нашей эры христианское учение из Иерусалима распространилось на запад и юг к Красному морю, на северо-восток к Каспийскому морю и юго-западному побережью Индии и Цейлона, а в средние века – в Китай и Монголию. В Бактрии христианство появилось в конце II в., где оно просуществовало до начала XIV в. Затем наблюдается его закат и практически полное исчезновение на огромной части пространства, на котором прежде оно имело силу и власть. Хотя языком богослужения был сирийский, патриархат – центр церкви Востока, располагался в столице Персии, затем – в столице халифата Багдаде. Распространению христианства в Азии по трассам Великого шелкового пути способствовали торговцы, ремесленники, архитекторы, учителя,...
Read More

Хроника художественной жизни

 27 марта – 15 апреля, ЦВЗ Выставка «Художники сцены»открылась в канун Международного дня театра. На ней демонстрировались произведения мастеров узбекской сценографии, декораторов, костюмеров, бутафоров, гримеров. Импровизированная установка ГАБТа имени А. Навои вобрала элементы декораций практически всех постановок театра – «Спартак», «Искатели жемчуга», «Царская невеста», «Фауст» и других. На выставке были представлены также произведения выдающихся живописцев, стоявших у истоков театрально-декорационного искусства Узбекистана, – С. Юдина, А. Николаева (Усто Мумина), В. Уфимцева, первых театральных декораторов – М. Гвоздикова, П. Рябчикова, первых национальных мастеров сценографии – Ш. Шорахимова, Х. Икрамова, а также художников-сценографов нового поколения, использующих разнообразные стилистические приемы, технику и материалы. Среди них – Ш. Абдумаликов (Узбекский государственный музыкальный театр имени Мукими), Н. Глубокина (Ташкентский Государственный музыкальный театр музыкальной комедии (оперетты)), Н. Доманцевич (Молодежный театр Узбекистана) и многие другие.  28 марта, Музей искусств г. Сиэтла (США) Различные виды национальной узбекской ткани – хан-атласа XVIII – XX вв. демонстрировались в Музее г. Сиэтла, получившем международное признание благодаря собранию произведений азиатского, африканского, американского традиционного и современного искусства. Гости...
Read More

О новых тенденциях в вышивке Узбекистана

 Настоящая публикация на основе анализа ситуации в современной ручной вышивке развивает положения, выдвинутые в статье А. Хакимова (журнал «SAN’AT», №1, 2012), посвященной изучению тенденций в современном прикладном искусстве Узбекистана в контексте проблемы «инновации и аутентичность». Общая ситуация. К 1990-м гг. экономическое положение и эстетика традиционных ремесел Узбекистана находились в посттравматическом состоянии – традиции вышивок XIX – начала XX в. были утеряны, повсеместно стали использоваться фабричные ткани и искусственные или хлопчатобумажные нити. В результате спрос на изделия народных мастеров резко упал, вышивка, по существу, перешла в сферу низкокачественного сувенирного ширпотреба. Еще в начале 1920-х гг., когда ликвидировали частную собственность и индивидуальную трудовую деятельность, была подорвана экономическая составляющая прикладного искусства. Соответственно снизился социальный статус мастера, лишившегося естественной экономической опоры. Деятельность мастеров-ремесленников, самостоятельно реализующих свою продукцию, стала преследоваться налоговыми органами как противозаконное предпринимательство В период независимости в условиях возрождения традиционных художественных ремесел главной экономической составляющей  стало восстановление частной собственности и переход к рыночной экономике. Президентом Республики Узбекистан И. Каримовым был издан ряд правительственных документов...
Read More

Новые имена в изобразительном искусстве Узбекистана

За 20 лет независимого развития Республики Узбекистан выросло поколение молодых людей, для которых государством были созданы все необходимые условия для их развития, овладения в любом из вузов страны любимой специальностью, в том числе и в области искусства. Мы представляем вниманию наших читателей молодых талантливых художников Узбекистана Алишера Хамдамова и Сарвиноз Касымову, которые, будем надеяться, пополнят созвездие уже известных мастеров изобразительного искусства нашей страны. Алишер Хамдамов родился в 1986 г. в городе Риштан Ферганской области. С детства он любил рисовать, а серьезные занятия рисованием начались, когда он поступил в Республиканский художественный колледж, а после его окончания в 2006 г. – в Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзада (отделение «Монументальной живописи»). В настоящее время А. Хамдамов – студент второго курса магистратуры этого института, с 2010 г. – член молодежной секции творческого объединения художников АХ Уз. В становлении и развитии каждой творческой личности огромное значение имеют педагоги и наставники. Развитию таланта художника, его совершенствованию способствуют наставники А. Хамдамова – яркие представители национальной реалистической...
Read More

Самаркандский скульптор из Азербайджана.

К 75-летию Эйнуллы Алиева В истории современного искусства Узбекистана особое место занимает творчество скульптора Алиева Эйнуллы Дадаш оглы, который родился 12 июня 1937 г. в Азербайджане в селе Бильгя недалеко от Баку. С детских лет у него проявились художественные способности, и он поступил в Бакинскую художественную школу им. А. Азимзаде по классу скульптуры к известному азербайджанскому скульптору, народному художнику Азербайджана Токаю Мамедову. Отличительной особенностью учителя было то, что он не только давал уроки, но и брал на себя ответственность привлекать учеников к выполнению самых важных заказов. Например, Э. Алиев, в то время еще подросток, помогал учителю в работе над памятником выдающемуся азербайджанскому композитору Узеиру Гаджибекову. После окончания школы (в 1957 г.) и службы в армии Э. Алиев решил поступить в Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Островского (ныне – Национальный институт художеств и дизайна им. Бехзада) на отделение скульптуры, которое славилось сильными и требовательными преподавателями. Его учителями были Р. Чернышов и Г. Салахитдинов. После окончания института Э. Алиев получил направление на работу в...
Read More

Поэтика узоров чеканки Содика Мусинова

Бухарская чеканка по меди наряду с керамикой является одним из известных у нас и за рубежом видов народного творчества. Изделия чеканки весьма разнообразны по формам и функциям. Это всевозможные чаши, сосуды для воды и других жидкостей, а также  котлы для приготовления пищи, жаровни, вазы, шкатулки, приборы для курения, светильники и т.д. Медночеканные изделия создавали мастера трех специальностей: медники (мискор) изготавливали формы из красной и желтой меди, а также из латуни, покрывали сосуды полудой. Литейщики (рихтагар) отливали отдельные части форм будущих изделий: ручки сосудов, куполки крышек (қубба), кончики носиков (санула), шарниры (часпак) и др. Чеканщики (кандакор), украшали изделия чеканкой и ажурной гравировкой, а также прорезной техникой (шабака). Бухарская школа медночеканных изделий, в отличие от кокандской, ташкентской, хорезмской и каршинской, отличается простотой и строгостью форм. Относительно свободный фон обрабатывается штрихом или точками. Особую выразительность бухарскому орнаменту придают гладкие широкие контурные линии – полосы  (кундал). Пластически четкий растительный орнамент (ислими) очень изящен и красив. Иногда бухарские мастера украшали свои изделия каллиграфическими надписями, стилизуя их под растительные...
Read More

Введение

Весенние месяцы – начало лета этого года были щедры не только теплом, цветением в природе, обильными дождями и первыми плодами, но и событиями в мире культуры и искусства. Прежде всего, это мероприятия, посвященные датам, значимым как для страны в целом, так и для сфер культуры и искусства республики: 20-летие установления дипломатических отношений между Узбекистаном и другими странами мира, День памяти и почестей, Международный день театра, Международный день юмора, 15-летие нашего издания – научно-популярного журнала “SAN’AT”. Кроме того, это ежегодные мероприятия: IX «Неделя изобразительного искусства Узбекистана +5», выставка-конкурс «Камалак жилоси», Неделя культуры и искусства Вестминстерского университета в Ташкенте. Это выставки искусства Узбекистана за рубежом: в Музее искусств, г. Сиэтл, США; Фонде культуры, г. Дубаи, ОАЭ; в Национальном музее искусств, г. Баку, Азербайджан; на XV Московском международном художественном салоне «ЦДХ-2012. Пути-дороги», Москва, Россия. И, наконец, – это многочисленные персональные выставки деятелей искусств как Узбекистана, так и зарубежных стран. В их числе –  «Калейдоскоп» Дилором Мамедовой, «Сопричастие» Владимира Бурмакина и Анастасии Никитиной, «Крымский стиль» украинского художника Мамута...
Read More

Пример самоотверженного служения науке

К 70-летнему юбилею академика Э. В. Ртвеладзе   Удивительный труд – он трудней всех других во сто крат, Но его испытавший получит от господа клад. Алишер Навои Юбилей – это не только подведение итогов, но и взгляд в будущее, начало пути, ведущего к новым достижениям и успехам. Почти за 50 лет плодотворных научных изысканий Эдварда Васильевича Ртвеладзе опубликовал более 800 научных работ, был ответственным и научным редактором многих трудов коллектива авторов, научным консультантом у начинающих ученых. Его труды известны  во многих странах мира, опубликованы на десятках иностранных языков. Работы академика Э. В. Ртвеладзе – настольные книги как студентов, будущих историков, так и ученых со стажем, скрупулезно изучающих историю страны, ее памятники и культурное наследие, градостроительство и архитектуру, достижения археологии и нумизматики и т.п. Исследования ученого заложили научные основы во многих областях науки. Это, например, периодизация денежных отношений Средней Азии, определение роли цивилизации Среднеазиатского Двуречья, история государственности Узбекистана и торговых взаимоотношений Средней Азии со странами Востока. Будучи студентом и принимая участие в первых археологических экспедициях в Старом Мерве...
Read More

Шедевры архитектурной эпиграфики Узбекистана

Ташкент, Издательство «Узбекистан», 2011 Альбом – первый опыт масштабного иллюстрированного издания эпиграфических памятников Узбекистана. В альбоме представлены исторические (посвятительные), коранические и другие надписи памятников с расшифровкой, оригинальными текстами и переводами. В работе над изданием приняли участие специалисты таких организаций, как Фонд «Форум культуры и искусства Узбекистана», Ассоциация антикваров Узбекистана “Meros”, Институт востоковедения АН РУз, Центр мемориального комплекса Бахаутдина Накшбанди, Информационное агентство “Uzbekistan Today”. В альбоме отражена лишь малая часть памятников, имеющихся в Узбекистане. Издание приурочено к 20-летию независимости Республики Узбекистан. Для всех интересующихся искусством каллиграфии, духовной историей и культурой страны. На узбекском, английском, русском языках. Левтеева Лариса. Мир творчества, или души прекрасные порывы. Ташкент, Издательство журнала «San’at», 2011 В сборник вошли статьи, в разное время опубликованные на страницах журнала «SAN’AT», газет «Правда Востока», «Вечерний Ташкент», «Ўзбекистон адабиёти ва санъати» и др. Материалы сборника посвящены творчеству известных художников, мастеров прикладного искусства, деятелям науки и культуры, с которыми автор лично знакома и постоянно интересуется их деятельностью. Разделы сборника: «Имя в истории», «Декоративно-прикладное искусство», «Изобразительное искусство», «Музеи», «Наука». На русском...
Read More

Геометрия вечности в символах художника-музыканта

Знакомые взору простого созерцателя предметы и элементы действительности обретают в картинах заслуженного художника Украины, члена национального союза народных мастеров Украины Мамута Чурлу своеобразные звучание и смысл. Приблизиться к постижению тайны произведений смогли посетители персональной выставки художника, прошедшей в рамках IX «Недели изобразительного искусства + 5» в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана. В работах Мамута Чурлу видно стремление осознать глубину традиционной культуры Средней Азии, в том числе Узбекистана, где он родился и вырос, привнести в нее нечто личное, а также прикоснуться к истокам родного крымско-татарского народного творчества и придать ему новый импульс. Художник использует в живописи древние знаки и орнаменты, концептуально связывая их с пейзажем. Объекты и предметы, выхваченные из привычной реальности, как бы лишены в его картинах земного притяжения и не подчиняются законам материи. Мальчишка, родившийся в 1946 г., когда в сердцах миллионов людей еще жила боль потерь и разрухи от жестокой войны, обрел свой радостный и светлый мир в книгах и музыке. Казалось, его судьба навсегда будет связана...
Read More

Праздник «говорящих» красок, «поющих» линий и узоров

Весна впервые объединила художников из разных стран (в этом году особенно широко было представлено искусство Украины и Японии), народных мастеров из всех уголков республики на самобытном торжестве. IX «Неделя изобразительного искусства + 5», открывшаяся по традиции в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана (АХ Уз) и прошедшая по всей стране, – это встреча творческих людей разных поколений как хранящих традиции древнейших ремесел, так и ищущих новые формы выражения. Крымский стиль, украинские мотивы и восточный колорит Первый день Недели изобразительного искусства Узбекистана, по традиции стартовавшей в День художника – 21 апреля, задал тон всему празднику. Он увлек гостей в путешествие по стране, где каждый пейзаж, портрет, абстрактная композиция – попытка мастера открыть мир внутри себя и найти себя в мире. Организаторами проекта выступили АХ Уз и Фонд «Форум культуры и искусства Узбекистана» при поддержке министерств высшего и среднего специального образования, здравоохранения, внутренних дел, Национальной компании «Узбектуризм», Национального агентства «Узбеккино» и ряда других организаций. Неделя изобразительного искусства одновременно началась по всем областям и городам республики,...
Read More

Художественная фотография на артрынке

В начале нового тысячелетия интерес к фотографии и цены на нее на мировом артрынке выросли многократно. Самая дорогая на сегодня фотография – работа современного немецкого фотографа Андреаса Гурски "Рейн II", проданная на торгах аукционного дома Christie's в Нью-Йорке за 4,3 млн долларов. Фотография шириной 3,6 м, созданная в 1999 г., входит в серию из шести панорамных снимков реки Рейн (itar-tass.com). В октябре 2010 г. на французском вебсайте Artprice.com опубликован отчет за 2009-2010 гг. о положении дел на рынке современного искусства.  Согласно отчету, «Аукционный взлет фотографии был быстр и громок». Еще в 1995 годовой объем этого рынка составлял всего 1,4 млн евро (350 лотов). С тех пор цены на фото увеличились в четыре раза; а количество продаваемых на торгах снимков может составлять от трех до шести тысяч в год. За десять лет (с 1998 по 2008) годовой доход субсегмента вырос на 1270 % (!). В 2009–2010 он достиг 7% общей выручки (31,1 млн евро). В годы арт-бума современная фотография стремительно поднялась в...
Read More

УХОДЯЩИЙ РЕАЛИЗМ ДИЛОРОМ МАМЕДОВОЙ

С 5 апреля по 5 мая текущего года в Галерее изобразительного искусства Узбекистана прошла персональная выставка художника Дилором Мамедовой. В экспозицию вошли около 100 живописных работ. Полотна художника отличают яркая индивидуальность, экспрессивность и выразительная манера письма. В предлагаемой вниманию читателей статье анализируется творчество художника и его связь с мировым творческим процессом и опытом. Природа – величайший художник. Мы любуемся ее произведениями и не перестаем удивляться богатству фантазии, сотворившей этот мир таким прекрасным. Для большинства же людей – это непостоянная красота абстракта. Лишь немногим дано увидеть душу природы, запечатлеть ее ускользающую суть, сохранив при этом память о первоначальном импульсе, разбудившем фантазию. Вопросы: «Художник – творец или художник – суть прозревающий? Художник создает новое или силой своего дарования помогает увидеть то, на что до сих пор смотрели невидящим взором?» – вновь остаются без ответа. Художественное бытие Д. Мамедовой в этом отношении идеально, ибо, по сути, не зависит от материальных условий. Привычный штамп «объективное отражение действительности» для работ художника можно использовать лишь с оговоркой....
Read More

А кто был в Аркадии…?

На 4-й Московской биеннале современного искусства «Переписывая миры», проходившей осенью 2011 г., впервые было представлено концептуальное искусство Узбекистана при поддержке Фонда «Форум культуры и искусства Узбекистана», Ассоциации «Ijod», Швейцарского агентства по культуре Посольства Швейцарии в Узбекистане, Фонда Марджани. В Галерее А3 демонстрировался специальный проект кураторов Н. Ахмедовой и К. Бохорова «И я был / не был в Аркадии». Проект «И я был / не был в Аркадии» связан с культурной памятью, актуализирующей размышления о настоящем. Он соответствовал общей теме Московской биеннале «Переписывая миры», предложенной ее куратором – известным австрийским искусствоведом Петером Вайбелем, который, определяя концепцию биеннале, писал: «Мы живем в эпоху действия «программ переписывания»: переписывания истории искусства, истории политической, экономической. Мы живем в эпоху повторного открытия забытых и долгое время находившихся на периферии внимания отрезков истории и географических координат, мы переживаем переосмысление исторических концепций и событий. Современное искусство и современный мир являются частью глобальной «переписывающей программы» (1). Первоначально проект «И я был / не был в Аркадии» был показан в Ташкенте на...
Read More

Инициатива Японии «Будущий Город»

20 – 24 февраля 2012 г. Узбекистан в числе двадцати стран мира, приглашенных Японским агентством по международному сотрудничеству в Японию, принимал участие в ознакомлении с национальным стратегическим проектом Инициатива «БудущийГород». Новое искусство градостроительства вдохновляет цивилизации на поворотные вехи развития, которые, определив его модели, затем переходят к его будням. Сегодня назревает новая веха, отличающаяся от той, что вдохновляла полвека назад. В послевоенном мире индустриальный и демографический бум вызвал проекты городов будущего, которые впоследствии навредили окружающей среде и обошли главное – человека. Создатели тех городов смотрели в бинокли будущего, игнорируя микроскопы для видения сиюминутного. Будущее же реально и связано с настоящим. Потому-то прежде обойденные факторы становятся сегодня целью нового «БудущегоГорода». Подсчитано, что в городах живет половина населения Земли, численность которого к 2050 г. возрастет до 70%, поэтому XXI век называют веком городов. К 2025 г. наряду с лидирующим в Средней Азии Ташкентом мега-городами станут Алматы, Бишкек и Самарканд. Горожане станут жить дольше: возраст 40% японцев превысит 65 лет, что уже сейчас требует новой социальной...
Read More

Хорошо Темперированная Красота по-японски «ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ПАГАНИНИ» ХИРОМИ ЯНО:

Цель данной статьи – выявить специфику национального и ее воздействие на формирование интерпретации произведения исполнителем на примере сочинения для балалайки и фортепиано молодой японской пианистки и композитора Хироми Яно. Инструментальную партию балалайки осуществил Дмитрий Наумов, муж Хироми Яно. Хироми Яно – уроженка города Саппоро (остров Хоккайдо, Япония), окончила Токийское музыкальное училище «Тохо гакуэн», затем Московскую государственную консерваторию  и аспирантуру Российской академии музыки им. Гнесиных. Музыкальная культура Японии в Узбекистане пока недостаточно известна. Среди исполнявшихся у нас опусов можно назвать композицию К. Накаджима «Лесные люди», популярную мелодию «Золотая рыбка» в обработке для гиджака Шухрата Юлдашева, «Вариации на тему Паганини» Хироми Яно. С музыкой Японии узбекистанцы больше знакомы по кинофильмам «Женщина в песках», «Любовь в двадцать лет», «Ран» и «Бунт самураев: восставшие» (музыкальное сопровождение – выдающегося композитора Тору Такэмицу (1930–1996)), «Голый остров», «Легенда о Нараяме». В годы независимости в нашей стране открылись новые возможности для изучения музыкальной эстетики и исполнительской культуры разных стран, в том числе Японии. Большую роль в этом играют дискография, Интернет и...
Read More