Взаимосвязи искусствознания Узбекистана и Азербайджана

Профессиональное искусствознание Азербайджана за свою более чем 60-летнюю историю прошло сложный и многоэтапный путь развития. Главным итогом деятельности научного сообщества азербайджанских искусствоведов стало создание истории искусства Азербайджана с древнейших времен до наших дней и формирование национальной школы искусствознания со всеми присущими ей институтами. Ни одна национальная школа искусствознания не существует в вакууме. Являясь научной отраслью, искусствознание, как всякая наука, стремится к универсалиям, что невозможно без плодотворного диалога с другими научными школами. Становление азербайджанского искусствознания происходило в постоянном диалоге с российскими, грузинскими и, прежде всего, с узбекскими коллегами. Формы взаимодействия национальных школ искусствознания Узбекистана и Азербайджана были и продолжают оставаться многообразными. Взаимная помощь в подготовке научных кадров; участие в конференциях, проводимых обеими сторонами; публикации в научных изданиях Азербайджана и Узбекистана; обмен научной информацией; осуществление аналогичных исследовательских программ; пропаганда достижений коллег в своих странах; личные контакты лидеров двух школ, их многолетняя переписка - вот далеко не полный перечень форм обсуждаемого взаимодействия. Отдельная тема - обмен опытом в деле создания методологических образцов для...
Read More

Редакционная коллегия

Профессиональное искусствознание Азербайджана за свою более чем 60-летнюю историю прошло сложный и многоэтапный путь развития. Главным итогом деятельности научного сообщества азербайджанских искусствоведов стало создание истории искусства Азербайджана с древнейших времен до наших дней и формирование национальной школы искусствознания со всеми присущими ей институтами. Ни одна национальная школа искусствознания не существует в вакууме. Являясь научной отраслью, искусствознание, как всякая наука, стремится к универсалиям, что невозможно без плодотворного диалога с другими научными школами. Становление азербайджанского искусствознания происходило в постоянном диалоге с российскими, грузинскими и, прежде всего, с узбекскими коллегами. Формы взаимодействия национальных школ искусствознания Узбекистана и Азербайджана были и продолжают оставаться многообразными. Взаимная помощь в подготовке научных кадров; участие в конференциях, проводимых обеими сторонами; публикации в научных изданиях Азербайджана и Узбекистана; обмен научной информацией; осуществление аналогичных исследовательских программ; пропаганда достижений коллег в своих странах; личные контакты лидеров двух школ, их многолетняя переписка - вот далеко не полный перечень форм обсуждаемого взаимодействия. Отдельная тема - обмен опытом в деле создания методологических образцов для...
Read More

Хабибулла Рахимов: "Времена года Ташкента"

Четырехчастный цикл "Времена года Ташкента" для большого оркестра народных инструментов Хабибулла Рахимов написал в 2009 г. и посвятил его 2200-летию города. Премьера состоялась 10 декабря 2009 г. на концерте "Тошкент - гўзал диёримсан" в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана в исполнении студенческого оркестра народных инструментов под управлением заслуженного деятеля искусств Узбекистана Фирузы Абдурахимовой. В этом сочинении композитор стремился по-новому "обыграть" известную тему, получившую широкое распространение в музыкальном искусстве. Достаточно вспомнить произведения А. Вивальди, П. Чайковского, Й. Гайдна, А. Пьяццоллы, В. Гаврилина, Ф. Янов-Яновского, М. Бафоева и других композиторов. Обращаясь к теме времен года в городской среде, Х. Рахимов отразил просто напряженный ритм и шум большого города. Здесь налицо - поэтизация городской жизни, которая просматривается уже на уровне программных подзаголовков: "Зима в Ташкенте. Снежная буря", "Утро весны", "Лето. Танец фонтанов" и "Осень. Праздник урожая", - во многом определяющих образный строй, драматургию и стилистику данного произведения. При этом в цикле можно усмотреть черты урбанизма - направления в искусстве начала XX в., представители которого...
Read More

Варшам Еремян (Записки кинооператора)

Больше сорока лет прошло с тех пор, когда солнечным весенним днем подъехала наша маленькая съемочная группа к воротам старинной мечети Ходжи Ахрар, что недалеко от Самарканда. Мы снимали фильм "Один из первых" о выдающемся художнике Варшаме Никитовиче Еремяне. А приехали сюда потому, что именно там создавались ключевые сцены фильма "Алишер Навои" режиссера Камиля Ярматова, в котором Варшам Никитович был художником-постановщиком. Счастливая творческая судьба соединила Камиля Ярматова и Варшама Еремяна. Много картин они сняли вместе, но работа над фильмом "Алишер Навои" была первым историческим произведением, снимавшимся на киностудии "Узбекфильм". Воссоздать эпоху узбекского Ренессанса, одеть героев, построить дворцовые интерьеры была задача не из легких, но Варшам Еремян и Камиль Ярматов решили ее блестяще. Фильм "Алишер Навои" был удостоен Государственной премии и вошел в золотой фонд кино. Особое место в фильме занимали натурные съемки. Первоначально эпизод состязания поэтов должен был происходить в павильоне, но Варшам Никитович убедил Ярматова снимать эту сцену на природе. Они вместе приехали в Ходжи Ахрар. Тогда...
Read More

Новые книги — 1-10

История государственности Узбекистана. В 3-х т. Т. 1. Вторая половина II тыс. до н.э. - III в. н.э. Колл. авт. / Отв. ред Э.В. Ртвеладзе, Д.А. Алимова. Ташкент, 2009. В первом томе освещаются достижения отечественной и зарубежной науки, анализируются проблемы, связанные с возникновением, становлением и развитием на территории Узбекистана государственности, дается характеристика ее различных институтов. На русском языке. Ртвеладзе Э.В. Историческое прошлое Узбекистана. Изд. 2-е, доп. Ташкент, 2009. В работе излагается историческое прошлое Узбекистана с древних времен до середины XIX в. Книга предназначена для всех интересующихся историческим прошлым Родины. На русском, узбекском и грузинском языках отдельными книгами. Подпоренко Ю. Self-made по-русски, или Сотворивший себя для других. Масут Фаткулин на фоне эпохи перемен. М., 2009. Книга написана на основе бесед автора с председателем исполкома Международной конфедерации союзов художников Масутом Фаткулиным, архивных материалов и встреч с деятелями изобразительного искусства России и Узбекистана. В ее основе - судьба целеустремленного человека, самобытного художника в переломную для нескольких поколений эпоху. Документальное повествование охватывает вторую половину ХХ - начало XXI в. и сопровождается...
Read More

Пленум творческого объединения художников Узбекистана

В декабре 2009 г. в городе Термезе состоялось уже ставшее традиционным выездное заседание пленума Творческого объединения художников Узбекистана. Основная цель выездных пленарных заседаний, как отметил председатель Творческого объединения художников Т. Кузиев, - "обмен мнениями, изучение на месте художественной среды, оказание моральной и творческой поддержки местным художникам, особенно молодежи". В работе заседания приняли участие более 60 человек - ведущие мастера изобразительного искусства страны, а также руководители учебных заведений Академии художеств Узбекистана, заместитель хокима Сурхандарьинской области П. Мадиев и руководитель областного управления по делам культуры и спорта А. Буриев. Вел заседание доктор искусствоведения Т. Махмудов. Собравшиеся минутой молчания почтили память художников Бахтияра Бабаева, Лайло Салимжановой, Жоллибая Изентаева, ушедших из жизни в последние годы. Т. Махмудов поздравил собравшихся с наступающим Новым, 2010, годом - Годом гармонично развитого поколения, рассказал о творческих достижениях художников в 2009 г., о задачах, стоящих перед ними, и планах на перспективу. П. Мадиев посвятил свое выступление богатой истории Сурхандарьи, вкладу художников края в мировое и узбекское изобразительное...
Read More

Ташкент и его художники

Темы "Ташкент в творчестве художников" и "Художники Ташкента в культурной и социально-общественной жизни" трудно разделить, к тому же они распадаются еще на несколько тем. Попробуем остановиться на "Ташкенте в изобразительном искусстве", выбрав для рассказа живопись и графику. Не касаясь громких имен русских художников 1860 - 1910 гг., скажем только, что военные походы и научные экспедиции всегда включали в штат художников, а путь их часто пролегал через Ташкент. Рихард Зоммер (1866 - 1939), к примеру. Им же написаны основательные живописные холсты, объединяемые общим названием "Туркестан". В основном они связаны с Самаркандом, где проходила деятельность художника, но есть и такие, как холст "Мазар в Ташкенте". Как и весь "Туркестан" Р. Зоммера, он залит солнцем, архитектоничен, историческая достоверность граничит с почти культовым обожанием автора. Старый Ташкент - это М. Вербов, И. Головин, В. Крылова, В. Розвадовский, Н. Гречанинов, М. Янцын, И. Казаков, С. Юдин, Н. Боровская, О. Морозевич. Можно добавить еще несколько имен, хотя профессионально рисующих было много среди чиновников, учителей,...
Read More

Из истории связи музыки и риторики

Риторика (греч. - Rhetorike) - ораторское искусство. В широком же понимании слова - наука о художественной прозе. Особое значение риторики определялось местом, которое она занимала в системе искусств вплоть до конца XVII в. Разработанная первоначально применительно к ораторскому искусству, она на протяжении нескольких столетий выполняла роль своего рода обобщающей, синтезирующей эстетической теории. Лишь в XVII в. стало бытовать мнение, высказанное теоретиком испанского литературного барокко Грасианом, что "риторика не в состоянии объять всех явлений искусства и особенностей эстетического познания мира" (1, с. 137). Как отмечали в древности ученые, существует родство риторики с логикой и диалектикой. Аристотель писал: "Риторика - искусство, соответствующее диалектике, так как обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может некоторым образом считаться достоянием всех и каждого, и которые не относятся к области какой-либо отдельной науки" (2, с. 15). Среди трех задач, издавна закрепившихся за риторикой, - docere, delectore, movere - убедить, усладить, взволновать, - первая ставилась перед логикой и диалектикой. К тому же эту задачу выполняли...
Read More

В память о Жозефе Мартене

В 2009 г. Посольство Франции в Республике Узбекистан и Академия художеств Узбекистана объявили конкурс на создание мемориальной плиты для установления на могиле известного французского путешественника и исследователя Жозефа Мартена и его бюста для установления в школе, носящей его имя, в городе Фергане. Чрезвычайный и Полномочный Посол Французской Республики в Республике Узбекистан Хьюг Перне на встрече с председателем АХ Уз Турсунали Кузиевым в июне 2009 г., в частности, отметил, что, учитывая высокое мастерство узбекских ваятелей, произведения которых представлены скульптурными изображениями знаменитых предков, исторических личностей, поэтов и ученых - Навои, Беруни, Фараби и др., которые украшают не только города их родины, но и столицы многих зарубежных государств (Японии, России, Китая, Азербайджана, Египта), было решено заказать именно им воссоздание образа Ж. Мартена. До наших дней сохранился только рисунок с его изображением. Итоги конкурса, на рассмотрение жюри которого было подано 40 проектов, были подведены 14 ноября 2009 г. Для участия в подведении итогов прибыла делегация мэрии Вьенны - родного города Дж. Мартина....
Read More

Проблема утопии в искусстве Узбекистана XIX — XXI вв. (к изучению генезиса национальной живописи)

Начиная с 1990-х гг. ХХ в. кардинально стала меняться лексика национального искусства. Вопрос терминологической дефиниции актуализировался в отечественном искусствоведении, когда привычный набор искусствоведческих критериев и определений, весь инструментальный спектр советской художественной критики распался и уже не в состоянии отразить динамично развивавшиеся в искусстве постсоветских государств разнонаправленные тенденции. В связи с обретением права на самостоятельное культурное взаимодействие с западным миром в художественной практике Узбекистана появились различные формы актуального искусства, породившие необходимость лексического обновления языка отечественной арт-критики. В искусствоведческом лексиконе появляются новые дефиниции - как жанровые (дизайн, инсталляции, видеоарт, перформанс), так и понятийные, смыслообразующие (постмодернизм, идентичность, субкультура, парадигма, антропология, мейнстрим, герменевтика, концепция, идиоматика, гедонизм и др.), которые более точно и полно отражают суть протекающих в современном искусстве процессов. Источники обновления - западная и российская арт-критика и родственные сферы гуманитарных наук - культурология, философия, социология и т. д. Следует отметить, что такая "европеизация" языка неоднозначно оценивалась отечественными оппонентами, порой видевшими в этом профессиональный снобизм и псевдонаучную риторику (1, с. 238). Между тем...
Read More

Реконструкция архитектурного ансамбля Надир Диванбеги в Самарканде

История формирования архитектурного ансамбля памятников Надир Диванбеги в Самарканде состоит из нескольких разновременных построек XV - XX вв., со времени возникновения здесь религиозного центра дервишеского ордена Накшбандия (XV в.). С запада ансамбль обрамлен летними и зимними помещениями айванов XV - XVII вв., оформленных высокохудожественными росписями и резными деревянными колоннами. В центре двора - большой хауз и минарет XV в. Ко двору примыкает древнее кладбище, на территории которого - сотни надгробных камней, представляющих собой произведения народной эпиграфики. Пожалуй, самым крупным и наиболее интересным в историческом и архитектурном плане памятников комплекса является медресе Надир Диванбеги, построенное сановником бухарского правителя Имамкулихана в 1630 - 1635 гг. Внимание исследователей, изучавших его перед началом интенсивных реставрационных работ, привлекло то обстоятельство, что план медресе несколько необычен для такого рода памятников. Юго-восточный угол медресе срезан по направлению дорожки, ведущей к могиле Ходжи Ахрара, главы упоминавшегося выше религиозного центра. Исторические документы не приводят сведений о каких-либо значительных сооружениях, примыкающих к комплексу Ходжи Ахрара, которые могли бы продиктовать...
Read More

Хроника художественной жизни — Декабрь 2009 — март 2010

25 декабря 2009 г. - 20 января 2010 г. В ТДФ уже в 25 раз проходила традиционная выставка "Художник и природа". На полотнах художников была представлена природа во всем ее бесконечном многообразии. В многокрасочной палитре как уже состоявшихся известных мастеров, так и молодых, талантливых узбекских живописцев были представлены различные стили и направления. 14 - 20 января В ТДФ состоялась выставка 6-го выпуска школы-студии фотоискусства "Светопись", организованной в 2006 г. при ТДФ с целью повышения уровня подготовки молодых профессиональных фотомастеров. Традиционно окончание студии знаменуется открытием выставки дипломников, представляющих свои работы на суд зрителей. 20 января - 5 февраля Во Дворце творчества молодежи на выставке "Песня минотавра" демонстрировались произведения живописи, графики и скульптуры Василия Хапова. Организаторы выставки - фонд "Форум культуры и искусства Узбекистана" и Дворец творчества молодежи. В своих произведениях В. Хапов, отстраняясь от обыденности восприятия модели, привносит в нее трогательное романтическое начало. Картины пронизаны раздумьями о проблемах человеческих взаимоотношений и их метаморфозах. Они глубоко исповедальны и приоткрывают...
Read More

Музыкальная культура Узбекистана XXI в.

История становления и развития фортепианной исполнительской школы в Узбекистане неразрывно связана со специальной музыкальной школой-интернатом, ныне - Республиканский специализированный музыкальный академический лицей (РСМАЛ) им. В. Успенского. 70-летие этого музыкального учебного заведения было торжественно отмечено в ноябре 2009 г. За свою многолетнюю историю в лицее было подготовлено большое количество молодых талантливых музыкантов, которые работают во многих учебных заведениях республики. Выпускники лицея ныне известны не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. И в первую очередь благодаря высокому профессионализму преподавательского состава, в частности, отдела специального фортепиано, который на протяжении многих лет возглавляет заслуженный деятель культуры Узбекистана А. А. Ким - выпускница школы им. Успенского. Среди старейших педагогов отдела - Т. А. Попович, Л. Р. Флорентьева, Г. Г. Ардаширова и Э. Э. Гельбух, проработавшие в школе более 40 лет, а также Л. А. Мухитдинова, Г. Х. Умарова и многие другие. Среди их воспитанников - Ирэна Гульзарова - стипендиат Международного благотворительного фонда им. В. Спивакова (2000 г.), стипендиат Президента Республики...
Read More

Фольклорные традиции в казахском кино

Киноведы, исследующие влияние фольклорных традиций на кинематограф, определяют несколько уровней экранно-фольклорных связей в кино. В их числе: прямой - экранизация фольклорных и литературных произведений; опосредованный - интерпретация - создание фильмов по мотивам фольклорно-литературных произведений; цитатный, когда осмысление и включение фрагмента фольклорного произведения в структуру фильма происходит органично на уровне художественного мышления современного автора (1, с. 140). В данном случае имеет место также и новое понимание цитаты "как фрагмента текста, нарушающего линеарное развитие последнего и получающего мотивировку, интегрирующую его в текст, вне данного текста" (2, с. 61). Как подчеркивает В. Фомин, "фольклорный фрагмент чаще всего оказывается сложной и ключевой метафорой, своеобразным поэтическим зеркалом, отражаясь в котором "нефольклорная" часть повествования рельефно раскрывает скрытые в ней проблемы, конфликты, новые смысловые значения. Именно так построены классические кинофильмы "Звенигора" А. Довженко и "Бежин луг" С. Эйзенштейна, а из числа современных работ - "Белый пароход", "Лютый", "Притча о любви", "Жил певчий дрозд" (1, с. 140). К этому списку экранно-фольклорных работ можно добавить фильмы...
Read More