Похищение реальности как приближение к смыслу

"…эволюция - это зависть ихтиозавра к амебе". И.Бродский "Апология постмодернизма, или закат узбекской живописи…"Так называлась моя статья, написанная в середине 2006 г., которая не была опубликована, хотя отдельные ее положения отражены в других публикациях. (См. А. Хакимов. Клип и видеоарт - артефакты массового и элитарного сознания // Клип и видеоарт: стратиграфия языка. Коллоквиум 2.. Доклады и стенограмма семинара. Ташкент, 2006). Статья начиналась так : "Начало 2000-х годов ознаменовалось определенным кризисом живописной модели искусства, самоисчерпание идей становится все более очевидным особенно на фоне оптимистических тенденций начала 1990-х годов, когда столь же очевидным казалось его обнадеживающее концептуальное обновление. Исчезает новое осознание мира - живопись инерционна, даже у тех, кто вчера казался динамичным, сегодня исчезает "чутье времени", пластические самоповторы принимают саркастический контекст и уже не вписываются в прежнее пространство авторских идей. Вчерашняя "падчерица" визуального искусства - фотография все активнее претендует на первые роли. Растерянность в живописи усугубляется молчанием теории. Что же произошло за последние пять-шесть лет в живописи Узбекистана? На самом ли деле столь апокалипсическая картина адекватна...
Read More

Атешкады в зороастрийских храмах центральной азии

Он совершил молебны в атешкаде, Принес он жертвы Всевышнему. Фирдоуси Одна из интересных страниц истории центральноазиатской архитектуры связана с зороастрийскими храмами. Согласно культовым требованиям этой религии, в храмах были предусмотрены специальные алтари для поддержания вечного огня - таштаки, или атешкады. По наблюдениям Н. Немцевой и ряда других ученых, алтарь со священным огнем примыкал вплотную к стене (Согд, Хорезм) или находился посреди помещения (Уструшана, Чач) (1, с. 144). Изображения алтарей-атешкадов сохранились на античных и раннесредневековых монетах, в настенных росписях, а также на стенках раннесредневековых могильных ящиков (2, с.108, 110-112, 116-117). Судя по изображениям, большинство атешкадов имело вертикальную композицию, верхняя и нижняя часть их состояла из ряда постепенно увеличивающихся плит (рис. 1). По мнению И. Азимова, атешкады были высотой от 0,5 до 2 м и имели простую или более сложную композицию. Сложные семиступенчатые атешкады в виде колонн покоились на базах и завершались капителью и подбалкой, по их углам свешивались развевающиеся ленточки; в поперечном сечении они имели форму круга или квадрата. Встречаются также атешкады, где...
Read More

Хроника художественной жизни (июль — ноябрь 2007)

25 июля - 10 августа Выставка узбекского художника-пейзажиста Амира Халикова "Вода и камни" состоялась в Киеве. В торжественной церемонии открытия принимали участие представители различных министерств и ведомств Украины, дипломатического корпуса, аккредитованного в стране, журналисты. Каждая картина автора, являясь новым шагом в постижении истины, выражает в символической форме, форме пейзажа вечность в воде и камне. 27 июля - 15 августа Персональная выставка народного художника Узбекистана Акмаля Нура прошла в московской галерее современного изобразительного искусства "Совком". Акмаль Нур - современный самобытный художник, участник многих художественных выставок как республиканского, так и мирового масштаба. Его работы в настоящее время находятся в различных республиканских и зарубежных музеях, а также в частных коллекциях. 8 - 20 августа В галерее "Чорсу" (Самарканд) состоялась республиканская выставка "Самаркандская школа живописи", посвященная 2750-летию города Самарканда. На ней были представлены как работы известных мастеров начала XX в., живущих и творивших в Самарканде, так и современных художников, продолжающих традиции школы живописи, зародившиеся в начале прошлого столетия. 9 - 25 августа В ГИИ Уз проходила выставка "Шедевры рукописной книги Востока",...
Read More

Цвет и Музыка

В современном искусствознании все более возрастает интерес к теме о взаимосвязи классических макомов и средневековой книжной живописи (миниатюры). Данная постановка вопроса оправдана и обоснована несколькими факторами. Прежде всего, следует отметить, что на Востоке аспекты соотнесения цвета и музыкального звука имеют древние традиции. В частности, издавна музыкальное восприятие многих народов этого региона "тесным образом связывается с цветовым" (1, с. 15). Арабский философ аль-Кинди причину подобного явления видел в том, "что между отдельными цветами и мелодиями, с точки зрения вызываемых ими эмоций, существует известное соответствие" (1, с. 250). Возможно, этим же объясняется частое употребление мастерами музыки термина "ранг" (цвет) в эквивалентном значении таких музыкальных понятий, как "интонация", "звук", "лад", "тембр" и, нередко, уподобление семи основных цветов семи основным звукам музыки. Важную роль играл цвет и в истории макомов. В частности, термин "ранг" (цвет) был введён в научный обиход и в музыкальных трактатах средневековых ученых и использовался, наряду с понятиями "маком", "шуъбе" и "авазе", для обозначения отдельной ладовой группы (2, с. 11-12). И...
Read More

Две яркие индивидуальности одного творческого союза (К 50-летию со дня рождения Г. Абдурахмановой и М. Антонова)

Творчество семейной четы - Галии Абдурахмановой и Михаила Антонова связано с каракалпакским изобразительным искусством, с живописью. Они - авторы многих известных полотен. Произведения этих мастеров входят в коллекции не только ГМИ РК им. И. В. Савицкого, но и многих частных коллекций как в Узбекистане, России, так и в странах дальнего зарубежья. Они - участники многих престижных выставок, проходивших в Москве, Риге, Санкт-Петербурге, в частности, международной выставки "АРТ-миф" в московском Манеже. Полотна этих авторов - достояние частных коллекционеров США, Франции, Германии, Дании и других стран. Сюжеты картин Г. Абдурахмановой и М. Антонова пронизаны философичностью, они загадочны, обладают той степенью неопределенности, которая заставляет зрителя искать ассоциации, сопереживать, мыслить; в них всегда присутствует тяга к размышлению. Таковы полотна "Предсказание", "Две стороны", "В другой стране" и "Диалог" Г. Абдурахмановой, "Шествие времени", "Мистерия" М. Антонова. "У лавки ювелира" - одна из первых работ Галии Абдурахмановой, представленная в 1980 г. на республиканской выставке "Показывают молодые". Знание и понимание национальных традиций, культурных ценностей отразились на художественно-технической стороне этого...
Read More

"Европа глазами узбекистанца"

Фотовыставка под таким названием прошла с 12 июня по 31 июля 2007 г. в Галерее изобразительного искусства Узбекистана. Она представляла собой ряд культурных проектов, организованных посольствами стран Европейского союза в Узбекистане при финансовой поддержке Британского совета. Все началось с конкурса, победитель которого - известный узбекистанский фотограф Шавкат Болтаев - получил возможность совершить поездку по Европе. А выставка, состоявшаяся в Ташкенте, является первой из серии предполагаемых экспозиций данного проекта. О цели выставки говорит уже название. Путешествуя по Европе, Ш. Болтаев фиксировал наиболее типичные моменты жизни европейцев с помощью объектива своей фотокамеры. За 25 дней путешествия по 9 странам Европы (Болгария, Чехия, Польша, Германия, Латвия, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия) фотографом сделано около 2000 снимков. 100 из них были представлены на выставке. Автор побывал в сельских местностях, в маленьких деревнях и больших городах. Его фотографии отражают современную жизнь всех слоев общества европейских стран. Одна из важнейших задач посольств европейских стран, с точки зрения культуры, заключается в том, чтобы дать представление о жизни людей в...
Read More

Первая женщина-художник в узбекском Национальном театре

В 30-е гг. XX в., когда даже мужчинам было трудно получить художественное образование, Лола Абдуллаева набралась смелости пойти учиться живописному мастерству. Желание стать художником у нее появилось еще в школьные годы. Работа над стенной газетой и уроки рисования были для нее любимыми занятиями. Ее мировоззрение формировалось под влиянием постановок театра им. Хамзы, неповторимой атмосферы старого города, прогулок в парке им. Пушкина. Несмотря на протесты близких, Л. Абдуллаева поступила в художественное училище, где постигала секреты изобразительного искусства у Павла Гана, Александра Волкова, Бахрома Хамдами, Николая Карахана. Постоянное участие в работе над спектаклями театра им. Хамзы, интерес к декорациям, сближение с театральной средой способствовали формированию ее мировоззрения и вхождению в мир искусства. Неудивительно, что впоследствии Л. Абдуллаева стала театральным художником. Сначала она работала в Казахском драматическом театре в Алма-Ате, постигая законы и требования театральной сцены, экспериментируя вместе с режиссерами. Затем продолжила свои творческие изыскания в театральном художественном комбинате города Фрунзе (ныне Бишкек). Военное время и последовавшие за ним трудные послевоенные годы не сломили...
Read More

Талантливый, многогранный художник (о творчестве Василия Журавлева)

Есть художники, значение и смысл творчества которых раскрывается не сразу, а с течением времени, порой после завершения их земного пути. Такой была, к примеру, судьба великого Винсента Ван Гога. У нас в Узбекистане не сразу было осознано и оценено художественной критикой наследие такого выдающегося живописца, как Александр Николаевич Волков. В данной статье речь пойдет о замечательном, уже завершившем свой жизненный путь, но все еще малоизвестном графике, живописце, скульпторе, мастере прикладного искусства, механике и поэте Василии Ивановиче Журавлеве. Он родился в южном Казахстане, в крестьянской семье. Его отец участвовал во второй мировой войне, а дед по отцу был казачьим офицером, погибшим во время гражданской войны в России после революции 1917 г. Отца Василия Журавлева - восьмилетнего мальчика, оставшегося без родителей, - приютила и вырастила казахская семья. Впечатления детства и юности, прошедших в Казахстане, оказали решающее влияние на всю последующую жизнь и творчество художника. Василий Иванович окончил Алмаатинское театрально-художественное училище, работал художником-декоратором и преподавателем черчения и рисования. В 1962 г. В. Журавлев поступил...
Read More

Редакционная коллегия

Талантливый, многогранный художник (о творчестве Василия Журавлева) Есть художники, значение и смысл творчества которых раскрывается не сразу, а с течением времени, порой после завершения их земного пути. Такой была, к примеру, судьба великого Винсента Ван Гога. У нас в Узбекистане не сразу было осознано и оценено художественной критикой наследие такого выдающегося живописца, как Александр Николаевич Волков. В данной статье речь пойдет о замечательном, уже завершившем свой жизненный путь, но все еще малоизвестном графике, живописце, скульпторе, мастере прикладного искусства, механике и поэте Василии Ивановиче Журавлеве. Он родился в южном Казахстане, в крестьянской семье. Его отец участвовал во второй мировой войне, а дед по отцу был казачьим офицером, погибшим во время гражданской войны в России после революции 1917 г. Отца Василия Журавлева - восьмилетнего мальчика, оставшегося без родителей, - приютила и вырастила казахская семья. Впечатления детства и юности, прошедших в Казахстане, оказали решающее влияние на всю последующую жизнь и творчество художника. Василий Иванович окончил Алмаатинское театрально-художественное училище, работал художником-декоратором и преподавателем черчения...
Read More

К вопросу изучения тарона

Творческие ресурсы узбекского макома на протяжении веков развивались, обогащались и в определенной мере видоизменялись. Несмотря на наличие крупных исследований, в современном макомоведении остаётся ещё немало объектов творчества и исполнительства, которые не получили достаточно полного освещения. На наш взгляд, тарона как составная часть вокального раздела макома, может быть отнесена именно к этому числу. Известно, что именно тарона сыграли важную роль в происхождении и формировании крупных макомных циклов. Более того, будучи расположенными между основными частями, они относительно просты по форме, невелики по размерам, близки к фольклорным песням, в то же время они являются продуктом творчества поколений бастакоров. В данной статье мы попытаемся осветить вопросы происхождения тарона, их роль в макомном цикле и собственно музыкальные свойства. В этом контексте, естественно, внимание будет обращено и на словарные значения термина тарона, и на вопросы соотношения слова и музыки. Для начала обратимся к ценному источнику, где имеется информация о тарона. Это - уникальный литературный труд, созданный в XI в. и получивший название "Кабуснамэ". Из 36-й главы этого трактата...
Read More

Пейзажи Абдували Муминова: мир, увиденный сердцем

А. Муминов по своей природе человек мягкий и немногословный, однако стоит завести разговор о пейзаже, он всецело преображается - глаза загораются восторженным огнем, речь становится вдохновенной. Его произведения отражают его душевную суть, они освещены каким-то внутренним светом и невольно ассоциируются с обликом самого автора. Художник, усвоивший уроки своего наставника Рузи Чориева, умеет видеть прекрасное в каждом уголке природы, находить неприметные, но запоминающиеся ее штрихи. Рузи Чориев наставлял: "Чем бездействовать и маяться ничегонеделанием, займись хотя бы простым созерцанием, наблюдением. В будущем это поможет тебе найти новые решения. А для творческого человека нет лучшего праздника, чем находить новые решения, создавать новые произведения. Иначе говоря - пожинать плоды своих наблюдений". На первый взгляд может показаться странным, что художник, родившийся в таком шумном месте Ташкента, как район между базарами Чукурсай и Эски Джува, выбирает объектами своего творчества самые глухие его уголки. Тому, безусловно, есть причины. По словам самого Абдували Муминова, по окончании в 1971 г. факультета художественной графики Ташкентского государственного института им. Низами он стал работать...
Read More

Маннон Уйгур. Фрагменты театральной судьбы

… Летним вечером 1927 г. в тенистом парке старой части Ташкента прогуливался известный режиссер. Попив зельтерской воды, он решил посмотреть выступления популярных в те годы "синеблузников". Его внимание привлек коренастый паренек, который вместе с другими с усердием "строил" гимнастическую пирамиду, а затем, сменив майку на белую рубашку, читал стихи в поэтической композиции. Режиссер прошел за кулисы и пригласил этого большеголового, скуластого юношу в труппу своего театра. Юношей был Шукур Бурханов, он впоследствии стал выдающимся артистом. Режиссера звали Маннон Уйгур - выдающийся узбекский режиссер. В 2007 г. ему исполняется 110 лет со дня рождения. В юбилейный год всегда есть риск преувеличения заслуг юбиляра. В случае с Уйгуром эти опасения неосновательны. Первый профессиональный узбекский режиссер, он долгое время был бессменным художественным руководителем ведущей театральной труппы Узбекистана - театра имени Хамзы. При нем сложились лучшие профессиональные и этические традиции этого коллектива, его эстетическая программа. Уйгур воспитал не одно поколение актеров и режиссеров, великолепных мастеров сцены, которые составили славу и гордость национального узбекского сценического искусства....
Read More

Декоративное убранство монументальных сооружений средневекового Азербайджана

В художественном наследии Азербайджана значимость архитектурного декора, являющегося частью строительного искусства, чрезвычайно велика. В нем просле-живается динамичное развитие, привнесшее эстетическое соответствие художест-венному стилю эпохи и целостность идеи мироздания. В свойствах и принципах де-коративного убранства материалов, обладавших особыми признаками и чертами, призванными обострить художественное чувство и восприятие, сохранились тради-ционные навыки и приемы, накопленные многими поколениями устадов. Жженый кирпич - традиционный строительный материал монументального зодчества, служил для возведения фундаментов, стен, сводов, куполов. Кроме сугубо строительного назначения, кирпич был главным фактором, определявшим художе-ственное воздействие архитектуры XI-XIII вв., ее образное содержание и декоратив-ную выразительность. Вводилась резная терракота, в основном естественных тонов, открывшая широкие возможности для исполнения главным образом эпиграфики. Блистательное время доминирования качественных особенностей кирпича ма-териализовалось на основе системы принципов в едином русле органического слия-ния функционально-конструктивного и декоративного начал архитектуры. Кирпич можно было пилить, подтесывать и шлифовать, что позволяло использовать его в многообразных геометризованных орнаментальных выкладках, образующих чрез-вычайное богатство декоративной ткани экстерьеров и интерьеров. Трудоемкость выполнения сложных наборов рельефной мозаичной кладки, применение блоков, имитирующих кирпичные узоры,...
Read More

"Новое в современном искусстве: иллюзии и реальность"

Со 2 по 9 октября в Ташкенте проходила 4-я Международная биеннале современного искусства "New в современном искусстве: иллюзии и реальность". Ее основными организаторами являлись Фонд "Форум культуры и искусства Узбекистана", Академия художеств республики, Хокимият г.Ташкента, Национальная телерадиокомпания Узбекистана. Впервые 4-я Ташкентская биеннале охватила все выставочные площадки столицы: Центральный выставочный зал, Ташкентский Дом фотографии, Международный караван-сарай культуры, Галерею изобразительного искусства Узбекистана, Галерею "Выставка культуры и искусства Узбекистана" и Музей кино. На биеннале приехало более 150 художников из 33 стран мира. Главной принципиальной исходной позицией в проведении 4-й Ташкентской международной биеннале было то, что ее организаторам хотелось, чтобы она была не похожей на три предыдущие, поскольку в каждой биеннале существовал и существует свой конкретный контекст. Первые три биеннале в Ташкенте выполнили свою историческую миссию - они способствовали продвижению contemporary art в современное искусство Узбекистана как инновационного направления, расширению привычных границ художественного сознания как в пространственном, так и в творческом мировоззренческом плане. Ко времени проведения 4-й Ташкентской международной биеннале contemporary art уже, можно сказать, определил...
Read More

Музыка в кукольном театре

В узбекской музыке XX в. рождаются не только новые стили и направления, но и новые жанры. К их числу относится музыка к детским кукольным спектаклям. История данного жанра, разнообразие его тематики и форм, широкий диапазон композиторских решений создают многоплановую картину. Этот жанр, представляющий собой синтез национального, традиционного с достижениями мировой музыкальной культуры, прочно вошел в арсенал современных узбекских композиторов. Изначально музыка - неотъемлемая часть почти любого народного представления, в том числе и кукольного. Театр кукол музыкален уже сам по себе, потому что его пантомимической природе свойствен ритм, так как вне ритма не может быть "пантомимически-кукольного" действия. Слова, произносимые "нараспев", танец - это все проявления музыкальности в кукольном театре. В кукольных спектаклях использовались широко бытующие мелодии и песни, традиционные танцы. Но эти мелодии не были точно прикреплены к какому-либо определенному спектаклю, поскольку главным в кукольных представлениях была импровизация. Музыка в спектаклях маскарабозов и кизикчи выполняла различные функции: фон, который мог быть связан с самим действием; обрамление (вступление и заключение); непосредственное сопровождение пьесы (примеры...
Read More

Тохтасин Джалилов

(дань памяти великого мастера) Народный артист Узбекистана Тохтасин Джалилов вошёл в историю национальной культуры как выдающийся инструменталист-виртуоз, композитор-мелодист, великолепный знаток, интерпретатор и страстный пропагандист народного и классического музыкального наследия, а также как талантливый организатор и театральный деятель, сыгравший огромную роль в становлении профессионального узбекского сценического искусства XX в. Автор замечательных мелодий, песен, музыкальных драм, таких, как "Тахир и Зухра", "Нурхон", "Мукими", "Равшан и Зулхумор", он в своих произведениях воплощал подлинно народный дух, исполненный благородства и великого сострадания к человеку, воспевал бесстрашие и героизм сынов и дочерей отечества, восставших против бесправия, морального и физического порабощения. Его музыка - яркая, эмоционально насыщенная - это живая ткань спектакля, душа и мысль каждого отдельного образа. Образа, который призывает к добру, созиданию, учит прекрасному, черпает силу и вдохновение из источников народной мудрости. Любовь к искусству проявилась у Тохтасина Джалилова ещё в юности, когда он, затаив дыхание, слушал прекрасные мелодии и песни в исполнении знаменитых музыкантов Ферганской долины, которые часто приезжали в его родной Андижан по случаю каких-либо...
Read More

"Древо Жизни" на сцене Ташкентской консерватории

15 августа 2007 г. в День 60-й годовщины независимости Индии зал Ташкентской государственной консерватории был полон. Свидетелями необычного подарка деятелей культуры Узбекистана индийскому народу в столь знаменательный день были гости из Индии в их потрясающих национальных одеждах, переливающихся всеми цветами радуги, представители дипломатического корпуса, жители и гости Узбекистана - ценители древней культуры Индии. На сцене происходило действо, которое никого не могло оставить равнодушным. Это - музыкально-хореографическая композиция "Древо жизни". Руководитель проекта - Адиба Шарипова, постановка и хореография - Лилии Севастьяновой. За свою многовековую историю народ Индии создал самобытное, полное красоты и символики искусство, оказавшее большое влияние на развитие мировых художественных процессов. Значимости этого влияния и взаимному обмену культур, продолжающемуся и сегодня, и была посвящена композиция, представленная зрителям. Композицию можно условно разделить на три части. Первая - "Колыбель Мудрости". Особенности культуры Индии, ее древней архитектуры и скульптуры подсказали авторам музыкально-пластическое решение композиции. Ожившие скульптуры, будто сошедшие со стен древних храмов, с их необыкновенной пластикой - танцовщики театра движения "Лик" Антон Авруцкий, Ольга Останина,...
Read More