Творчество семейной четы — Галии Абдурахмановой и Михаила Антонова связано с каракалпакским изобразительным искусством, с живописью. Они — авторы многих известных полотен. Произведения этих мастеров входят в коллекции не только ГМИ РК им. И. В. Савицкого, но и многих частных коллекций как в Узбекистане, России, так и в странах дальнего зарубежья. Они — участники многих престижных выставок, проходивших в Москве, Риге, Санкт-Петербурге, в частности, международной выставки «АРТ-миф» в московском Манеже. Полотна этих авторов — достояние частных коллекционеров США, Франции, Германии, Дании и других стран.

Сюжеты картин Г. Абдурахмановой и М. Антонова пронизаны философичностью, они загадочны, обладают той степенью неопределенности, которая заставляет зрителя искать ассоциации, сопереживать, мыслить; в них всегда присутствует тяга к размышлению. Таковы полотна «Предсказание», «Две стороны», «В другой стране» и «Диалог» Г. Абдурахмановой, «Шествие времени», «Мистерия» М. Антонова.

«У лавки ювелира» — одна из первых работ Галии Абдурахмановой, представленная в 1980 г. на республиканской выставке «Показывают молодые». Знание и понимание национальных традиций, культурных ценностей отразились на художественно-технической стороне этого произведения, проявившись в строгости композиционного решения, сдержанном, гармоничном колорите, в пластичности форм и тонко разработанной живописной фактуре. Традиции миниатюрной живописи актуальны применительно ко многим её каракалпакским сюжетам — «Невеста», «Каракалпакская невеста», «Вышивальщица», «Каракалпачка в саукеле» и др.

Более поздние работы художницы выполнены в стиле «transnature». Автор всегда на грани действительности и фантастики, восторга и скорби, света и тени; во многих работах присутствует покров тайны, мистики. Идёт постоянный процесс познания хрупкой, вечно меняющейся, завораживающей своим таинством некой эгоцентричной модели бытия. Отсюда и направленность её живописных работ к стилю модерна, некоторой мистификации («Три путника», «Ловля звёзд», «Гранатовое дерево», «Эгоид», «Трансформация» и др.).

В последние годы жанр пейзажа не только сохраняет свою актуальность, но и приобретает новые акценты, связанные с возникшими экологическими проблемами. Интерес Г. Абдурахмановой к этому жанру проявился в цикле «Времена года» («Шелест листвы», «Весна», «Уходящее лето»), в котором прочитывается глубокая печаль. В этих картинах художница любуется жизненной силой растений, неуловимостью цветовых сочетаний, с помощью которых она добивается передачи точного природного состояния.

Мастерство живописца, дар рисовальщика и способность к изображению точных психологических характеристик присущи ее женским портретным образам. Эмоционально и интеллектуально полотно художницы «Золотая маска», выражающее нерушимую связь поколений, прошлого, настоящего и будущего.

Творчество Г. Абдурахмановой близко реалистическому видению мира. Полной противоположностью ему воспринимается экспрессивная живопись Михаила Антонова — одного из ярких представителей так называемого mixed-модерна. Он увлекает зрителя в свой потаенный внутренний мир, трансформируя внешнюю оболочку реального, синтезируя и создавая другую среду, ассоциирующуюся с мечтой, с интуитивным стремлением к совершенству и гармонии. Как отмечает художник, немаловажную роль в формировании его творчества сыграл И. В. Савицкий — основатель Музея искусств республики Каракалпакстан, носящего его имя.

Словно оживающий, вызывающий целый спектр ощущений, воображаемый мир художника передан в портретах и пейзажах, натюрмортах и тематических картинах («Автопортрет», «Портрет юноши», «Портрет старухи», «Восточная мадонна», «Пейзаж с деревом», «В тугае», «Осенний пейзаж», «Озерцо», «Дворик», «У источника», «В старом городе», «Дыни и розы», «Дастархан в саду», «Натюрморт на фоне пейзажа», «Пришла вода», «Праздник хлопка», «Праздник урожая», «Борцы», «Думы о прошлом», «Восточный базар», «Пекут лепешки», «Ожидание», «Арал» и др.).

Для более поздних работ М. Антонова важно не воспроизведение конкретного явления, а передача ассоциаций, вызванных им. Таковы работы «Идолы», «Рыбаки», «Беседа», «Натюрморт», «Изумрудная композиция», «Предчувствие», «Пейзаж», «Пейзаж с идолом», «Надежда», «Русалка», «Полдень», «Натюрморт с фужером», «Мистерия», «Жрецы» и др. Каждое полотно художника отличается строгой продуманностью и устойчивостью композиции, но при этом создается впечатление, что она выполнена на одном дыхании, вне пространства и времени.

Одна из самых ярких черт работ художника — чрезвычайно богатая палитра, обогащающая живописное решение, наполняющая произведения мерцанием и полупрозрачностью, серебристостью оттенков и изысканностью линий.

«Ускользающая форма» — полотно, изображающее словно исчезающие фигуры на темном фоне. Картина написана в оригинальной цветовой гамме, с использованием синих, желтых, красных, оранжевых, бирюзовых, коричневых тонов. Художник «выстраивает» сюжет как вневременное явление, отражающее авторский образный мир, его творческое мышление. Чувствуется желание автора передать таинство жизни, ее изменчивость, неуловимые блики и мягкость мерцания призрачного лунного цвета.

Творческой манере живописца присущи строгая архитектоника формообразующих элементов, конструктивность пространственных решений, тонкость линейных и цветовых ритмов («Композиция № 6», «Вход», «Кризис души» и др.). Обращение к беспредметному искусству для М. Антонова является потребностью самовыражения посредством чистых форм, исключающих какие-либо ассоциации с осязаемым и узнаваемым материальным миром. «Танец» — одно из таких произведений, в котором М. Антонов моделирует своеобразный образ танцующего темным цветом, используя выразительный экспрессивный рисунок. Персонаж словно составлен из различных удлиненных форм; язык полотна условен. Демократичность и универсализм абстракции позволяют художнику раскрыться в своих эстетических пристрастиях, обнажить свой уровень изобразительной культуры и профессионального мастерства.

В заключение хотелось бы отметить, что творчество Г. Абдурахмановой и М. Антонова обращено к нашему времени, вместе с тем оно ориентировано на традиционные духовные ценности местной культуры. Работы художников всегда несут в себе новые идеи, темы и решения, вливаясь в общий поток современного изобразительного искусства страны.

Периза Хожаметова