Poetic metaphora of Gafur Kadyirov

In contemporary fine arts of Uzbekistan, Gafur Kadirov occupies a special place. In his student years at the Republican art school and then at the State Art Institute of Surikov, he created pictures in a style of realism, which bear traces of famous Uzbek artist S. Abdurashidov's influence. His works "Wedding" (1984), "Boy and cock" (1982) and "Old city " (1984) are among them. This influence is clearly expressed in localized color solutions, compositions, capacious and expressive forms. In pictures of that period, the artist aspired to transmit sincere feelings - inspiration, surprise, delight, passion, etc. Gradually he was bending to avant-garde. The artist adhered to Sufi comprehension and view of the world, in particular, typical of philosophic work of Djalal ad-Din Rumi "One's about one". Starting from images of real subjects, G. Kadirov aspires to a variety of expressive means and art interpretation of reality in general. In this respect, as the artist says, the art way of such artists,...
Read More

Поэтические метафоры Гафура Кадырова

В современном изобразительном искусстве Узбекистана творчество Гафура Кадырова занимает особое место. Еще в годы учебы в республиканском художественном училище, затем в Государственном художественном институте им. Сурикова он создает картины в стиле реализма, в которых чувствуется влияние известного узбекского живописца Ш. Абдурашидова. Его работы "Свадьба" (1984), "Мальчик с петухом" (1982), "Старый город" (1984) - из их числа. Особенно ярко влияние творческой манеры Ш. Абдурашидова выражается в локальности цвета, композиционных решениях, емких, выразительных формах. В картинах этих лет художник стремится передать неожиданные душевные состояния - вдохновение, удивление, восторг, страсть. Постепенно в его творчестве все более отчетливо прослеживается стремление работать в авангардном направлении. Художника также привлекает то понимание и осознание мира, которое отражено в суфизме, в частности, в философском произведении Джалалиддина Руми "Свое о себе". Отталкиваясь от изображения предметов реального мира, Г. Кадыров стремится к разнообразию выразительных средств, художественному толкованию действительности. В этом отношении, как утверждает сам мастер, для него показателен творческий путь таких художников, как М. Аветисян, В. Попков, Ш. Абдурашидов, в творчестве...
Read More

Song of the Soul

At the Central Exhibition Hall of the Academy of Arts was held the personal exhibition of Yanis Salpinkidi, devoted to his diamond anniversary. Now, in the period of artist's creative maturity, it is possible to trace, how was growing intensity of his creative self - expression. How was developing the career of Yanis Salpinkidi? Becoming of the soul can not been found in facts of the biography, we can just feel it, comparing the last pictures with the current. It fell out that those artists, which, in the 1970s, in the period of hardened socialist realism, were cultivating art freedom and internal independence, arising in the 1960s, became carriers and exponents of major tendencies, which have determined the essence of contemporary art process in Uzbekistan. Though such artists were not numerous (including Yanis Salpinkidi), the fact of their existence speaks for new tendencies in art (1). The early works of the artist bear traces of influence of his teacher, Yusuf Elizarov. For...
Read More

Песнь души

В Центральном выставочном зале Академии художеств состоялась персональная выставка картин Яниса Салпинкиди, посвящённая его 60-летнему юбилею. Сейчас, в период творческой зрелости художника, можно увидеть, как постепенно нарастала сила его творческого самовыражения. Как же складывался творческий путь Яниса Салпинкиди? Взросление души не отмечается в фактах биографии, его ощущаешь, сравнивая картины прошлых лет с нынешними. Так сложилось, что носителями и выразителями ведущих тенденций, определивших содержание современного художественного процесса Узбекистана, стали те художники, которые еще в 1970-е годы, годы зрелого соцреализма, развивали ростки творческой свободы и внутренней независимости, бурно взошедшие в 60-е. И хотя таких художников было не очень много (в их числе и Янис Салпинкиди), сам факт их существования говорит о новых тенденциях в искусстве. На раннем этапе творчества художника заметно влияние его учителя Юсуфа Елизарова, о чем свидетельствует серия натюрмортов ("Натюрморт с тыквой", 1978; "Натюрморт на золотом фоне", 1979). На первый взгляд, они создают впечатление тяжести, некоторой мрачности цвета, но в них уже определяется колористическое дарование художника, его пристальное внимание к принципам декоративности....
Read More

Vladimir Pilipyuk — artist and smith

Everybody who is driving on the Tashkent ringway can see open metal work 3 meters high indicating to "Child Village" - "Kindersos". An author of this structure - Vladimir Pilipyuk. The sponsors - the Chamber of Commodity Producers and Businessmen of Mirzo-Ulugbeg district of Tashkent, a member of which is V. Pilipyuk, and Mirzo-Ulugbeg Khokimiyat supplying all required materials. The art way of V. Pilipyuk was long and hard. The experience was accumulated step by step: first, in his native town of Antratsit in mining Donbas where he graduated from the college with speciality of placard artist, then he worked as a chemical engineer at the atomic submarine of the North Navy and finally - as a chemical engineer at the factory. He obtained rich experience living on the Chukotka Peninsula in the village of Cape Schmidt in Arctic where he worked at the smithy. For some time he had lived in Tumen. In 1980 he first visited Tashkent and six...
Read More

Художник и кузнец Владимир Пилипюк

Каждый, кто проезжает по Ташкентской кольцевой дороге, может увидеть объемную металлическую ажурную конструкцию высотой более 3 м, указывающую, что здесь, неподалеку, находится "Детская деревня" - "Kindersos". Автор этой конструкции - Владимир Пилипюк. Спонсоры - Палата товаропроизводителей и предпринимателей Мирзо-Улугбекского района г. Ташкента, членом которой В.Пилипюк является, и Мирзо-Улугбекский хокимият, обеспечившие мастера необходимым материалом. Творческий путь В.Пилипюка был долгим и трудным. Опыт накапливался постепенно, буквально по крупицам: сначала в родном городе Антраците в шахтерском Донбассе, где он окончил профтехучилище и получил специальность художника-плакатиста, затем при работе химиком-технологом на одной из атомных подводных лодок Северного морского флота и, наконец, - химиком-гальваником на заводе. Многому научился на Чукотке, в поселке Мыс Шмидта, расположенном за Полярным кругом, где работал в кузнице. Был также тюменский период жизни... В 1980 г. впервые увидел Ташкент, а через 6 лет переехал сюда жить. Работална тракторном заводе кузнецом, стал пробовать себя в художественной ковке металла, изучал специальную литературу. Его первыми работами стали подсвечники, которые дарили руководству и работникам цеха в...
Read More

Chronicle of Art Life (March — July 2004)

March 31 - April 18 The personal exhibition of the national artist of Uzbekistan A. Nur "The way to oneself" was held at CMA. Devoted to the artist's mother and a theme of motherhood in general, at the same time, the exhibition reflected spiritual searches of the author, his aspiration to understand essence of the life. The exposition included 61 pictures and 2 installations. April 5 - 31 The exhibition of caricature "Askiya - 2004" was held at CEH. More than one hundred humorous drawings (Indian ink, aquarelle and computer graphics) performed by sixteen artists formed the exposition of this traditional vernissage. April 9 - 23 Artistically made porcelain works by R. Gazalieva were exposed at her first personal exhibition at CMA. Open Society Institute - Uzbekistan gave a support to organization of this exhibition.   April 21 - May 12 At CEH was held the exhibition of Damir Ruzibaev and his son Malik of 6. Among fifty works there were sculptures of the skilled master and touching...
Read More

Хроника художественной жизни (март — июль 2004)

31 марта - 18 апреля Персональная выставка народного художника Узбекистана А. Нура "Путь к себе" прошла в ЦСИ. Посвященная матери художника и теме материнства, она в то же время отразила духовные поиски самого автора, его стремление понять смысл жизни. В экспозиции - 61 живописная работа и 2 инсталляции самобытного художника. 5 - 31 апреля Выставка карикатуры "Аския - 2004" состоялась в ЦВЗ. Более 100 юмористических рисунков (тушь, акварель и компьютерная графика) 16 авторов составили экспозицию традиционного вернисажа. 9 - 23 апреля Мастерски выполненные фарфоровые изделия Р. Газалиевой были представлены на ее первой персональной выставке в ЦСИ. Поддержку в проведении оказал Институт Открытое Общество - Узбекистан.   21 апреля - 12 мая В ЦВЗ состоялась выставка работ художника Дамира Рузыбаева и его 6-летнего сына Малика. Среди представленных более 50 работ, - скульптуры большого мастера и трогательные живописные картинки начинающего талантливого художника. 21 апреля - 21 мая В ЦВЗ прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню художника, который празднуется творческой интеллигенцией республики второй год. К ним была приурочена и выставка, на которой экспонировалось...
Read More

Cinematography of Uzbekistan: tendencies and prospects

The government of Uzbekistan pays great attention to development of national cinematography. The Decree of the President of the Republic of Uzbekistan "About management of cinematography", March 16, 2004 and the Decree of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan "About operation of the National Agency "Uzbekkino", March 17, 2004 give evidence for state importance of this issue. These documents have caused resonance among Uzbek film people - directors, scenarists, camera operators as well as among art theorists and historians. On June 4, 2004 was held the scientific conference "Cinematography of Uzbekistan: tendencies and prospects". Fine Arts Scientific Research Institute and National Agency "Uzbekkino" became its organizers. Experts in cinema and culture and leading film makers took part in the work of the conference. The highlight were the issues interesting both for cinema critics and film people - current condition of national cinematography, searching for ways of its development, deep analysis of feature and animated films, the tendencies in...
Read More

Кинематограф Узбекистана: тенденции развития и перспективы

Правительство Узбекистана постоянно уделяет большое внимание развитию национального киноискусства. Об этом свидетельствуют также такие документы, как Указ Президента Республики Узбекистан "О совершенствовании управления в сфере кинематографии" от 16 марта 2004 г., и постановление Кабинета Министров республики Узбекистан "Об организации деятельности Национального агентства "Узбеккино" от 17 марта 2004 г. Эти документы вызвали большой резонанс среди деятелей узбекского кино - режиссеров, сценаристов, операторов, и, конечно же, теоретиков и историков искусства. 4 июня 2004 г. состоялась научно-практическая конференция "Кинематограф Узбекистана: тенденции развития и перспективы". Ее организаторами выступили Научно-исследовательский институт искусствознания и Национальное агентство "Узбеккино". В работе конференции приняли участие киноведы, культурологи, деятели киноискусства, ведущие кинорежиссеры. На ней обсуждались вопросы, волнующие как киноведов, так и деятелей кино - современное состояние национального киноискусства, поиск координат его развития, глубокий анализ художественных и анимационных фильмов, тенденций, характеризующих состояние кинопроцесса, издание специализированного киноведческого журнала. Мы предлагаем вниманию читателей выступления известных деятелей кино и ученых-киноведов. Надеемся, что высказанные суждения, идеи, концепции дадут новый импульс для дальнейшего развития кинематографа Узбекистана. Шухрат Аббасов, народный...
Read More

The dynasty of artists

More than fourty years ago, the fortune brought together two remarkable artists, Galina Grigorievna and Alexander Vladimirovich Lee. Being students of the art school, they married and since then have never separated, going on the lifeway arm-in-arm. Quite natural, that the talented parents were given the talented daughters - Tatiana and Maria, whose fortune, as they say, have been predetermined "from above": both of them became artists. It is remarkable, that the spouse of the elder daughter, Tanya, Alexander Doncherovich Lee is a professional graphic artist. Today five artists live and work in the hospitable house. All of them are members of the Association of Artists at the Academy of Arts of Uzbekistan and actively participate in the art and cultural life of the republic. This is a rare family with amazing history, whose activity and ethic principles are in conformity with love for the native land, children, friends, for home, for each other and, certainly, - for art! It...
Read More

Творческая династия художников

Более сорока лет назад состоялся союз двух замечательных художников - Галины Григорьевны и Александра Владимировича Ли. Будучи студентами художественного училища, они создали семью и, не разлучаясь, идут по жизни, во всем помогая друг другу. Вполне закономерно, что у талантливых родителей на свет появились и талантливые дочери - Татьяна и Мария, чьи судьбы, как говорится, были предопределены "свыше": они обе стали художницами. Примечательно, что супруг старшей дочери, Тани, Александр Дончерович Ли - профессиональный художник-график. Сегодня в гостеприимном доме Ли живут и работают пять художников. Все они - члены Творческого объединения художников Академии художеств Узбекистана и все активно участвуют в художественной и культурной жизни республики. Редкая семья с удивительной историей, чьи поступки, дела и жизненные принципы адекватны признанию в любви к Родине, детям, друзьям, домашнему очагу, друг к другу и, конечно, - к искусству! Это целый "оазис", где царят духовность и высокая культура человеческих взаимоотношений. Глава семьи, Александр Владимирович Ли, родом из Маргилана. Воспитанник детского дома. Сколько себя помнит, всегда рисовал. Его целеустремленность и...
Read More

Architecture of Buddhist monuments in Central Asia

"And happened a miracle, - the ancient legend narrates, - the prince was born in a caul, and, just born, he was doing four steps: to the north, to the south, to the east, to the west and roaring like a lion: "I - incomparable... ". It was a start point in the history of Buddhism, which occurred more than two and half thousand years ago and became one the greatest religious - philosophical doctrines of our planet. Having arisen in India, Buddhism has spread far beyond the native land, everywhere getting the local original features in the countries where it found the adherents. At the early 1st century A.D. a leader of the Kushans, one of the Yuech-chi clans, - Qudjula Kadfiz established a state on the territory of Gandhara and Kabulistana. Subsequently, the Kushans conquered huge areas of India, Afghanistan and the south of Central Asia, uniting them in the Kushan empire. At the reigning of Wima Kadfiz and especially...
Read More

Архитектура буддийских памятников Средней Азии

"И случилось чудо, - повествует древняя легенда, - принц рождается в сорочке, и, родившись, делает четыре шага: на север, на юг, на восток, на запад и рычит по-львиному: "Я - несравненный..."". Так начинается история буддизма, возникшего более двух с половиной тысяч лет назад и ставшего по числу приверженцев одним из величайших религиозно-философских учений нашей планеты. Зародившись на территории Индии, буддизм впоследствии распространился далеко за пределы своей родины, приобретая при этом черты локального своеобразия тех стран, где находил своих последователей.В начале I в. н. э. вождь одного из юеджийских родов - кушан Куджула Кадфиз на территории Гандхары и Кабулистана создает свое государство. Впоследствии Кушаны захватывают огромные пространства Индии, Афганистана и юга Средней Азии, объединив их под эгидой единой Кушанской империи. Во время правления Вимы Кадфиза и особенно могущественных Канишки и Хувишки (II в. н.) государственный строй империи укреплялся путем политических акций, династических сношений, денежных реформ, а в области идеологической - покровительством всем религиям, исповедуемым пестрым народонаселением обширной Кушанской державы. Владения Канишки в...
Read More

Horse equipment in the epoch of Amir Temur and the Temurids

To conquer new territories and to dominate over the world, Amir Temur needed a strong and well equipped army, forming which he followed mainly the Mongolian standards, permanently improving them. The troops of Temur, according to written sources, consisted of the infantry - pieda and cavalry - atlyk, which acted in the battle. The infantry played a role of impact force and consisted of ordinary and specially trained warriors, which, depending on arms, formed light and heavy cavalry. The horse guards provided security of Temur. Besides that, cavalry troops were used both as messengers, and as a convoy of trade caravans, so promoting development of transcontinental trade relations (1). Temur and the Temurids recruited the cavalry troops from the nomads as they were matchless in art of horse fighting. The equipment of the cavalry was being formed during several centuries, what allowed to select the most efficient offensive and defensive arms serving the purposes of war in that period. The light...
Read More

Конское снаряжение эпохи Амира Темура и Темуридов

Стремясь к созданию сильного, централизованного государства, Амир Темур большое внимание уделял созданию сильной и хорошо оснащенной армии, в основном следуя монгольским обычаям и постоянно их совершенствуя. Войска Темура, по данным письменных источников, состояли из пехоты - пиеда и конницы - атлык, которые действовали в пешем и конном бою. Ударной силой была конница из простых и отборных воинов, составлявших, в зависимости от вооружения, легкую и тяжелую кавалерию. Охраняла Темура конная гвардия. Кроме того, конные отряды использовались и в качестве связных, и для сопровождения торговых караванов, способствуя развитию трансконтинентальных торговых отношений . Конницу Амир Темур и Темуриды набирали в основном из кочевников, так как им не было равных в конном бою. Экипировка конницы формировалась на протяжении нескольких веков, что позволило отобрать наиболее целесообразные, с точки зрения военных действий того времени, средства наступления и обороны. Легкая кавалерия обходилась в бою без тяжелых металлических доспехов, имея стеганую защитную одежду или на неполной кожаной основе доспех. Этот род войск должен был обладать большой маневренностью и подвижностью,...
Read More

Interior decor of dwelling houses in Tashkent

(The end of the 19th - beginning of the 20th century) Architecture of dwelling houses forms unique art heritage of local masters, which is based on traditions of general national architecture. Essentially, it synthesizes two forms of art - architecture and decorative applied art, integrating engineering and decorative design methods and solutions. At the end of the 19th - beginning of the 20th century, Tashkent was a big trading, cultural and political center. Alongside with buildings of cultic architecture, dwelling houses were built in plenty. Unfortunately, the most of them have lost their original form. Architectural - decorative techniques of walls finishing originate in traditional interpretation of decor's technique. Division of wall plane in rooms and aivans was done by means of narrow bars - rohi-namoyon. Horizontally, walls were divided in three parts: a lower panel - izora, a central part occupied by panels and niches and an upper part with a row of cornices - sharafa, forming a transitive belt to ceiling...
Read More

Декоративное оформление жилых домов Ташкента (конец XIX — начало XX в.).

(конец XIX - начало XXв.). Жилая архитектура - уникальное творческое наследие местных мастеров, основанное на традициях национального зодчества. По существу, это синтез двух искусств - архитектурного и декоративного, объединивший строительно-художественные приемы в единую систему. В конце XIX - начале XX в. Ташкент был крупным торговым, культурным и политическим центром. Наряду с постройками культового зодчества в городе строились и жилые дома. Они, к сожалению, не полностью сохранились в первоначальном виде. Архитектурно-декоративные приемы отделки поверхности стен берут начало из традиционного понимания мастерами декоративного приема. Разбивка плоскостей стен жилых комнат и айванов осуществлялась с помощью узких тяг - рохи-намоён. По горизонтали стены делились на три части: снизу выделялась невысокая панель - изора, основную, среднюю, часть занимали панно и ниши, а верхнюю завершала полоса карнизов - шарафа, служившая переходом к балкам потолка. Все части стен, потолки мехмонхоны и айванов, колонн, подбалок и т. д. украшались орнаментально-декоративной росписью по штукатурке и дереву. Настенная роспись часто сочеталась с резьбой по ганчу. Иногда расписные и рельефные панно на стенах чередовались,...
Read More

Wedding costume of Karakalpak woman

The Karakalpak female costume, in spite of its easy, tunica-shaped clothes, emphasizes beauty and grace of the woman. A red color of clothes and headdresses contrasts with yellow, green and white colors of embroideries. A bright color of the costume moderates and shows off warm silver of adornments. The most interesting set of clothes is the traditional wedding costume of Karakalpak women. Till now, it has not become a subject of special studying. All scientific publications devoted to female wedding attires of Karakalpak women, mainly confined to the description of some its elements, particularly, headdresses - saukele and kiymeshek. Meanwhile, the wedding set with extraordinary brightness expresses aesthetic preferences, originality of color combinations, feeling of style and skills of its makers. The wedding clothes, more than any others, were decorated by embroidery and jewels, what gave unique and solemn appearance, correspondent to importance of a main moment in a life of a woman. The Karakalpak wedding costume does not contain any...
Read More

Свадебный костюм каракалпачки

Сложный каракалпакский женский костюм несмотря на свободные, туникообразные одежды подчеркивает красоту, изящество и грацию женщины. Красный цвет одежд и головных уборов контрастно сочетается с желтым, зеленым, белым цветом вышивок. Яркий колорит костюма сдерживает и оттеняет теплое серебро ювелирных украшений. Наиболее интересным комплектом одежды является традиционный свадебный наряд каракалпачек. До сих пор он не был предметом специального изучения. Все научные публикации, посвященные женским свадебным одеяниям каракалпачек, в основном ограничивались описанием отдельных элементов костюма, в частности, головных уборов - саукеле и киймешека. Между тем именно в свадебном комплекте одежды с необычайной яркостью нашли выражение эстетические предпочтения, своеобразие цветовых сочетаний, чувство стиля и мастерство его создателей. Свадебная одежда более, чем другие ее виды, украшалась вышивкой и ювелирными изделиями, что придавало ей неповторимый и торжественный вид, соответствующий важности главного момента в жизни женщины. В каракалпакской женской одежде нет "одноразовой" свадебной одежды в том понимании, которое принято сейчас. Готовясь к свадьбе, женщины обычно создавали комплект, который впоследствии носился как праздничный. В его состав входили: нательная...
Read More