Кинематограф Узбекистана: тенденции развития и перспективы

Правительство Узбекистана постоянно уделяет большое внимание развитию национального киноискусства. Об этом свидетельствуют также такие документы, как Указ Президента Республики Узбекистан "О совершенствовании управления в сфере кинематографии" от 16 марта 2004 г., и постановление Кабинета Министров республики Узбекистан "Об организации деятельности Национального агентства "Узбеккино" от 17 марта 2004 г. Эти документы вызвали большой резонанс среди деятелей узбекского кино - режиссеров, сценаристов, операторов, и, конечно же, теоретиков и историков искусства. 4 июня 2004 г. состоялась научно-практическая конференция "Кинематограф Узбекистана: тенденции развития и перспективы". Ее организаторами выступили Научно-исследовательский институт искусствознания и Национальное агентство "Узбеккино". В работе конференции приняли участие киноведы, культурологи, деятели киноискусства, ведущие кинорежиссеры. На ней обсуждались вопросы, волнующие как киноведов, так и деятелей кино - современное состояние национального киноискусства, поиск координат его развития, глубокий анализ художественных и анимационных фильмов, тенденций, характеризующих состояние кинопроцесса, издание специализированного киноведческого журнала. Мы предлагаем вниманию читателей выступления известных деятелей кино и ученых-киноведов. Надеемся, что высказанные суждения, идеи, концепции дадут новый импульс для дальнейшего развития кинематографа Узбекистана. Шухрат Аббасов, народный...
Read More

Батыр Закиров и "Мюзик — холл"

C именем выдающегося деятеля искусств Батыра Закирова в истории узбекской музыкальной культуры ХХ в. неразрывно связано становление и развитие эстрадного искусства республики. Многогранность творческого дарования позволила Б.Закирову создать в Узбекистане яркую, самобытную исполнительскую школу и уникальный эстрадный коллектив "Мюзик - холл". Широкой же аудитории Б.Закиров известен прежде всего как эстрадный исполнитель. Помимо эстрадной деятельности певец увлекался живописью и кинематографией, писал стихи и прозу, в которых ярко отражено мировоззрение художника, широкий круг интересов, глубина и тонкие грани его духовного мира. Изучение творческого наследия Батыра Закирова является одним из важных вопросов решения актуальных проблем современной узбекской эстрады. Середина 1970-х - наиболее плодотворные годы в творчестве Б.Закирова. Он серьезно интересуется драматургией, режиссурой, театральным искусством. Первым его опытом в театральном жанре стало либретто к опере Икрама Акбарова "Леопард из Согдианы". С точки зрения композиционного построения, либретто Б.Закирова можно по праву поставить рядом с лучшими образцами классического оперного наследия, что свидетельствует об авторе как о настоящем знатоке сценической и музыкальной драматургии. В 1972 г. Батыром Закировым в...
Read More

The master of Uzbek book graphics

(to the 100 - anniversary of National Artist Iskandar Ikramov (1904 - 1964) The career of one of the founders of Uzbek book graphics, the national artist of Uzbekistan, Iskandar Ikramov occupies a special place in the history of fine arts of the republic. From childhood, I. Ikramov was interested in art, appreciating it as a real magic. The profession of his father, Shoikrom-aka, was far from art, but he managed to understand and support aspirations of the son, who got the education at the Regional Art School of Turkistan (1921 - 1923). The early art works of the artist - caricatures were published at the comic journal "Mushtum". In the memoirs, the artist wrote: "At the suggestion of the editors of journal "Mushtum", Abdullah Kadiri and Gaza Yunus, despite lack of my skills and experience in a caricature, I, just a beginner in the art, was allowed to publish my works on pages of journal "Mushtum" (from the archive of...
Read More

Творческая династия художников

Более сорока лет назад состоялся союз двух замечательных художников - Галины Григорьевны и Александра Владимировича Ли. Будучи студентами художественного училища, они создали семью и, не разлучаясь, идут по жизни, во всем помогая друг другу. Вполне закономерно, что у талантливых родителей на свет появились и талантливые дочери - Татьяна и Мария, чьи судьбы, как говорится, были предопределены "свыше": они обе стали художницами. Примечательно, что супруг старшей дочери, Тани, Александр Дончерович Ли - профессиональный художник-график. Сегодня в гостеприимном доме Ли живут и работают пять художников. Все они - члены Творческого объединения художников Академии художеств Узбекистана и все активно участвуют в художественной и культурной жизни республики. Редкая семья с удивительной историей, чьи поступки, дела и жизненные принципы адекватны признанию в любви к Родине, детям, друзьям, домашнему очагу, друг к другу и, конечно, - к искусству! Это целый "оазис", где царят духовность и высокая культура человеческих взаимоотношений. Глава семьи, Александр Владимирович Ли, родом из Маргилана. Воспитанник детского дома. Сколько себя помнит, всегда рисовал. Его целеустремленность и...
Read More

Поэтические метафоры Гафура Кадырова

В современном изобразительном искусстве Узбекистана творчество Гафура Кадырова занимает особое место. Еще в годы учебы в республиканском художественном училище, затем в Государственном художественном институте им. Сурикова он создает картины в стиле реализма, в которых чувствуется влияние известного узбекского живописца Ш. Абдурашидова. Его работы "Свадьба" (1984), "Мальчик с петухом" (1982), "Старый город" (1984) - из их числа. Особенно ярко влияние творческой манеры Ш. Абдурашидова выражается в локальности цвета, композиционных решениях, емких, выразительных формах. В картинах этих лет художник стремится передать неожиданные душевные состояния - вдохновение, удивление, восторг, страсть. Постепенно в его творчестве все более отчетливо прослеживается стремление работать в авангардном направлении. Художника также привлекает то понимание и осознание мира, которое отражено в суфизме, в частности, в философском произведении Джалалиддина Руми "Свое о себе". Отталкиваясь от изображения предметов реального мира, Г. Кадыров стремится к разнообразию выразительных средств, художественному толкованию действительности. В этом отношении, как утверждает сам мастер, для него показателен творческий путь таких художников, как М. Аветисян, В. Попков, Ш. Абдурашидов, в творчестве...
Read More

Artist — Epoch — History

The intellectual circles of Uzbekistan celebrated the 100th anniversary of the great artist of the epoch having gone in the past, one hundred and thirty years have passed after the death of the great artist of the epoch having gone in the past, one of the founders of the Uzbek painting - Ural Tansikbaev. In the 20th century, he determined development of national landscape in painting, and in a new century, his anniversary retrospective is one of the most important events binding the modernity with sources of the Uzbek fine arts and reviving succession of art process. In the course of time, a new sense is enriching historical significance of the master, which is determined not only by strong aesthetic influence of his works on spectators, but also by the role, which the artist had to play in art of his time. Meanwhile, everyone who studied the art of U. Tansikbaev, could notice, that despite abundance of publications, many of them agree...
Read More

Архитектура буддийских памятников Средней Азии

"И случилось чудо, - повествует древняя легенда, - принц рождается в сорочке, и, родившись, делает четыре шага: на север, на юг, на восток, на запад и рычит по-львиному: "Я - несравненный..."". Так начинается история буддизма, возникшего более двух с половиной тысяч лет назад и ставшего по числу приверженцев одним из величайших религиозно-философских учений нашей планеты. Зародившись на территории Индии, буддизм впоследствии распространился далеко за пределы своей родины, приобретая при этом черты локального своеобразия тех стран, где находил своих последователей.В начале I в. н. э. вождь одного из юеджийских родов - кушан Куджула Кадфиз на территории Гандхары и Кабулистана создает свое государство. Впоследствии Кушаны захватывают огромные пространства Индии, Афганистана и юга Средней Азии, объединив их под эгидой единой Кушанской империи. Во время правления Вимы Кадфиза и особенно могущественных Канишки и Хувишки (II в. н.) государственный строй империи укреплялся путем политических акций, династических сношений, денежных реформ, а в области идеологической - покровительством всем религиям, исповедуемым пестрым народонаселением обширной Кушанской державы. Владения Канишки в...
Read More

Песнь души

В Центральном выставочном зале Академии художеств состоялась персональная выставка картин Яниса Салпинкиди, посвящённая его 60-летнему юбилею. Сейчас, в период творческой зрелости художника, можно увидеть, как постепенно нарастала сила его творческого самовыражения. Как же складывался творческий путь Яниса Салпинкиди? Взросление души не отмечается в фактах биографии, его ощущаешь, сравнивая картины прошлых лет с нынешними. Так сложилось, что носителями и выразителями ведущих тенденций, определивших содержание современного художественного процесса Узбекистана, стали те художники, которые еще в 1970-е годы, годы зрелого соцреализма, развивали ростки творческой свободы и внутренней независимости, бурно взошедшие в 60-е. И хотя таких художников было не очень много (в их числе и Янис Салпинкиди), сам факт их существования говорит о новых тенденциях в искусстве. На раннем этапе творчества художника заметно влияние его учителя Юсуфа Елизарова, о чем свидетельствует серия натюрмортов ("Натюрморт с тыквой", 1978; "Натюрморт на золотом фоне", 1979). На первый взгляд, они создают впечатление тяжести, некоторой мрачности цвета, но в них уже определяется колористическое дарование художника, его пристальное внимание к принципам декоративности....
Read More

Sanat

The intellectual circles of Uzbekistan celebrated the 100th anniversary of the great artist of the epoch having gone in the past, one hundred and thirty years have passed after the death of the great artist of the epoch having gone in the past, one of the founders of the Uzbek painting - Ural Tansikbaev. In the 20th century, he determined development of national landscape in painting, and in a new century, his anniversary retrospective is one of the most important events binding the modernity with sources of the Uzbek fine arts and reviving succession of art process. In the course of time, a new sense is enriching historical significance of the master, which is determined not only by strong aesthetic influence of his works on spectators, but also by the role, which the artist had to play in art of his time. Meanwhile, everyone who studied the art of U. Tansikbaev, could notice, that despite abundance of publications, many of them agree...
Read More

Конское снаряжение эпохи Амира Темура и Темуридов

Стремясь к созданию сильного, централизованного государства, Амир Темур большое внимание уделял созданию сильной и хорошо оснащенной армии, в основном следуя монгольским обычаям и постоянно их совершенствуя. Войска Темура, по данным письменных источников, состояли из пехоты - пиеда и конницы - атлык, которые действовали в пешем и конном бою. Ударной силой была конница из простых и отборных воинов, составлявших, в зависимости от вооружения, легкую и тяжелую кавалерию. Охраняла Темура конная гвардия. Кроме того, конные отряды использовались и в качестве связных, и для сопровождения торговых караванов, способствуя развитию трансконтинентальных торговых отношений . Конницу Амир Темур и Темуриды набирали в основном из кочевников, так как им не было равных в конном бою. Экипировка конницы формировалась на протяжении нескольких веков, что позволило отобрать наиболее целесообразные, с точки зрения военных действий того времени, средства наступления и обороны. Легкая кавалерия обходилась в бою без тяжелых металлических доспехов, имея стеганую защитную одежду или на неполной кожаной основе доспех. Этот род войск должен был обладать большой маневренностью и подвижностью,...
Read More

Художник и кузнец Владимир Пилипюк

Каждый, кто проезжает по Ташкентской кольцевой дороге, может увидеть объемную металлическую ажурную конструкцию высотой более 3 м, указывающую, что здесь, неподалеку, находится "Детская деревня" - "Kindersos". Автор этой конструкции - Владимир Пилипюк. Спонсоры - Палата товаропроизводителей и предпринимателей Мирзо-Улугбекского района г. Ташкента, членом которой В.Пилипюк является, и Мирзо-Улугбекский хокимият, обеспечившие мастера необходимым материалом. Творческий путь В.Пилипюка был долгим и трудным. Опыт накапливался постепенно, буквально по крупицам: сначала в родном городе Антраците в шахтерском Донбассе, где он окончил профтехучилище и получил специальность художника-плакатиста, затем при работе химиком-технологом на одной из атомных подводных лодок Северного морского флота и, наконец, - химиком-гальваником на заводе. Многому научился на Чукотке, в поселке Мыс Шмидта, расположенном за Полярным кругом, где работал в кузнице. Был также тюменский период жизни... В 1980 г. впервые увидел Ташкент, а через 6 лет переехал сюда жить. Работална тракторном заводе кузнецом, стал пробовать себя в художественной ковке металла, изучал специальную литературу. Его первыми работами стали подсвечники, которые дарили руководству и работникам цеха в...
Read More

Cooperation of Uzbek and Chinese artists

At the Central Exhibition Hall of the Academy of Arts of Uzbekistan, within the program of Days of Chinese Culture was held the amicable meeting of the Uzbek and Chinese artists, devoted to prospects of bilateral cooperation. Vice - president of the Association of Artists of Chinese People's Republic Li Davei heading the delegation noted: I consider it my great honor to become the fourth foreign representative awarded such prestigious award, as Gold Medal of the Academy of Arts of Uzbekistan. Among its holder there are Guido Goldman (USA) a scientist, patron of art, public figure, doctor of political science, director of the German Researches Center at the Harvard university, chief of some funds, programs and corporations, the author of famous album "IKAT: silks of Central Asia"; Ikuo Hiroyama (Japan) a famous artist, scientist, traveler, public figure, president and rector of the Tokyo National University of Fine Arts and Music, the honourable citizen of Tashkent; Arno D'Otoriv (France) - an artist, academician, regular secretary...
Read More

Декоративное оформление жилых домов Ташкента (конец XIX — начало XX в.).

(конец XIX - начало XXв.). Жилая архитектура - уникальное творческое наследие местных мастеров, основанное на традициях национального зодчества. По существу, это синтез двух искусств - архитектурного и декоративного, объединивший строительно-художественные приемы в единую систему. В конце XIX - начале XX в. Ташкент был крупным торговым, культурным и политическим центром. Наряду с постройками культового зодчества в городе строились и жилые дома. Они, к сожалению, не полностью сохранились в первоначальном виде. Архитектурно-декоративные приемы отделки поверхности стен берут начало из традиционного понимания мастерами декоративного приема. Разбивка плоскостей стен жилых комнат и айванов осуществлялась с помощью узких тяг - рохи-намоён. По горизонтали стены делились на три части: снизу выделялась невысокая панель - изора, основную, среднюю, часть занимали панно и ниши, а верхнюю завершала полоса карнизов - шарафа, служившая переходом к балкам потолка. Все части стен, потолки мехмонхоны и айванов, колонн, подбалок и т. д. украшались орнаментально-декоративной росписью по штукатурке и дереву. Настенная роспись часто сочеталась с резьбой по ганчу. Иногда расписные и рельефные панно на стенах чередовались,...
Read More

Chronicle of Art Life (March — July 2004)

March 31 - April 18 The personal exhibition of the national artist of Uzbekistan A. Nur "The way to oneself" was held at CMA. Devoted to the artist's mother and a theme of motherhood in general, at the same time, the exhibition reflected spiritual searches of the author, his aspiration to understand essence of the life. The exposition included 61 pictures and 2 installations. April 5 - 31 The exhibition of caricature "Askiya - 2004" was held at CEH. More than one hundred humorous drawings (Indian ink, aquarelle and computer graphics) performed by sixteen artists formed the exposition of this traditional vernissage. April 9 - 23 Artistically made porcelain works by R. Gazalieva were exposed at her first personal exhibition at CMA. Open Society Institute - Uzbekistan gave a support to organization of this exhibition.   April 21 - May 12 At CEH was held the exhibition of Damir Ruzibaev and his son Malik of 6. Among fifty works there were sculptures of the skilled master and touching...
Read More

Uzbek — French contacts are getting stronger

From June 5 to 11, vice mayor of the 11th district of Paris Anna Brandi and the editor of famous French publishing house George Izrael had been in Uzbekistan. They visited the capital Museum of Applied Arts and Crafts, workshop of national artist Anvar Mirsagatov, the State Museum of Temurid history, workshop of hereditary potter Akbar Rakhimov, the Center of Modern Art and State Academic Big Theatre of A. Navoi where they saw ballet "Legend of ancient Afrasiab" as well as the Caravanserai of culture and had a meeting with Deputy Hakim of Tashkent. In addition, they got acquainted with works of applied arts and had talks with national masters from art association "Hunarmand", which workshops are in the unique medieval architectural complex of Abul - Kasim's medreseh and discussed ways of cooperation with management of AED, CEH and AA Uz. The guests from France pointed out: This is our first visit to Uzbekistan, but impressions of the first days have surpassed all...
Read More

Свадебный костюм каракалпачки

Сложный каракалпакский женский костюм несмотря на свободные, туникообразные одежды подчеркивает красоту, изящество и грацию женщины. Красный цвет одежд и головных уборов контрастно сочетается с желтым, зеленым, белым цветом вышивок. Яркий колорит костюма сдерживает и оттеняет теплое серебро ювелирных украшений. Наиболее интересным комплектом одежды является традиционный свадебный наряд каракалпачек. До сих пор он не был предметом специального изучения. Все научные публикации, посвященные женским свадебным одеяниям каракалпачек, в основном ограничивались описанием отдельных элементов костюма, в частности, головных уборов - саукеле и киймешека. Между тем именно в свадебном комплекте одежды с необычайной яркостью нашли выражение эстетические предпочтения, своеобразие цветовых сочетаний, чувство стиля и мастерство его создателей. Свадебная одежда более, чем другие ее виды, украшалась вышивкой и ювелирными изделиями, что придавало ей неповторимый и торжественный вид, соответствующий важности главного момента в жизни женщины. В каракалпакской женской одежде нет "одноразовой" свадебной одежды в том понимании, которое принято сейчас. Готовясь к свадьбе, женщины обычно создавали комплект, который впоследствии носился как праздничный. В его состав входили: нательная...
Read More

Cinematography of Uzbekistan: tendencies and prospects

The government of Uzbekistan pays great attention to development of national cinematography. The Decree of the President of the Republic of Uzbekistan "About management of cinematography", March 16, 2004 and the Decree of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan "About operation of the National Agency "Uzbekkino", March 17, 2004 give evidence for state importance of this issue. These documents have caused resonance among Uzbek film people - directors, scenarists, camera operators as well as among art theorists and historians. On June 4, 2004 was held the scientific conference "Cinematography of Uzbekistan: tendencies and prospects". Fine Arts Scientific Research Institute and National Agency "Uzbekkino" became its organizers. Experts in cinema and culture and leading film makers took part in the work of the conference. The highlight were the issues interesting both for cinema critics and film people - current condition of national cinematography, searching for ways of its development, deep analysis of feature and animated films, the tendencies in...
Read More

Batir Zakirov and "Music hall"

In the history of Uzbek musical culture of the 20th century, the name of outstanding artist Barir Zakirov became closely connected with becoming and development of popular art of the republic. Multifarious nature of B. Zakirov's talent gave the opportunity to create bright and original performing school and unique troupe "Music - hall" in Uzbekistan. The wide public knows B. Zakirov, before everything else, as a pop singer. Besides pop singing, the artist was good in painting and cinema, wrote verses and prose, which brightly reflected his world vision, interests, depth and fine sides of his inner life. The studying of art heritage of Batir Zakirov forms one of the important issues in solution of topical problems of modern Uzbek pop music. The mid - 1970s became the most fruitful years in B. Zakirov's art biography. He was seriously interested in dramaturgy and theatre. His first experience in a genre of theatre became the libretto to opera of Ikram Akbarov "Leopard from...
Read More

Мастер узбекской книжной графики

к 100-летию со дня рождения народного художника Искандара Икрамова (1909 - 1964) Творческий путь одного из основателей узбекской книжной графики, народного художника Узбекистана Искандара Икрамова занимает особое место в истории изобразительного искусства республики. И.Икрамов с раннего детства интересовался искусством, воспринимая его как настоящее волшебство. Профессия его отца, Шоикром-ака, далека от искусства, но он сумел поддержать устремления сына, который получил образование в Краевом художественном училище Туркестана (1921-1923 гг.). Ранние творческие работы художника - карикатуры -печатались на страницах юмористического журнала "Муштум". В своих воспоминаниях художник писал: "По предложению руководителей редакции журнала "Муштум" Абдуллы Кадыри и Газы Юнуса, несмотря на отсутствие у меня квалификации и опыта работы в карикатуре, мне, начинающему художнику, разрешили издаваться на страницах журнала "Муштум" (из архива журнала "Муштум"). Одновременно молодой художник занимался книжной графикой. В 1924 г. он поступил во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) при Ленинградской художественной академии. Секреты оформления книги Искандар постигал у известных ленинградских педагогов. Получив диплом художника книжного искусства и методиста изобразительного искусства, он вернулся в Узбекистан, где...
Read More

The dynasty of artists

More than fourty years ago, the fortune brought together two remarkable artists, Galina Grigorievna and Alexander Vladimirovich Lee. Being students of the art school, they married and since then have never separated, going on the lifeway arm-in-arm. Quite natural, that the talented parents were given the talented daughters - Tatiana and Maria, whose fortune, as they say, have been predetermined "from above": both of them became artists. It is remarkable, that the spouse of the elder daughter, Tanya, Alexander Doncherovich Lee is a professional graphic artist. Today five artists live and work in the hospitable house. All of them are members of the Association of Artists at the Academy of Arts of Uzbekistan and actively participate in the art and cultural life of the republic. This is a rare family with amazing history, whose activity and ethic principles are in conformity with love for the native land, children, friends, for home, for each other and, certainly, - for art! It...
Read More