Artist — Epoch — History

The intellectual circles of Uzbekistan celebrated the 100th anniversary of the great artist of the epoch having gone in the past, one hundred and thirty years have passed after the death of the great artist of the epoch having gone in the past, one of the founders of the Uzbek painting - Ural Tansikbaev. In the 20th century, he determined development of national landscape in painting, and in a new century, his anniversary retrospective is one of the most important events binding the modernity with sources of the Uzbek fine arts and reviving succession of art process. In the course of time, a new sense is enriching historical significance of the master, which is determined not only by strong aesthetic influence of his works on spectators, but also by the role, which the artist had to play in art of his time. Meanwhile, everyone who studied the art of U. Tansikbaev, could notice, that despite abundance of publications, many of them agree...
Read More

Художник — Эпоха — История

Творческая интеллигенция Узбекистана в этом году широко отметила столетие со дня рождения великого художника ушедшей эпохи, одного из основоположников узбекской живописи - Урала Тансыкбаева. В течение ХХ века он определял развитие национального пейзажа, а в новом веке его юбилейная ретроспектива - одно из важнейших событий, связывающих современность с истоками узбекского изобразительного искусства, восстанавливающих преемственность. С годами историческое значение мастера дополняется новым смыслом, определяясь не только огромным эстетическим воздействием его полотен на зрителей, но и той ролью, которую ему пришлось сыграть в искусстве своего времени. Между тем каждый, кто изучал творчество художника, вероятно, замечал, что при обилии публикаций во многих из них с одинаковой настойчивостью повторяются общие положения, а эволюция пейзажиста старательно "сглажена" и выпрямлена. В целом создается иллюзия полной изученности широко известного художника, произведения которого постоянно экспонировались, издавались каталоги. Вроде бы и нечего изучать в искусстве этого "изученного" мастера. Однако остается какая-то неудовлетворенность всем этим массивом документов и знаний. За хрестоматийно изложенной биографией оказалась в стороне внутренняя логика развития, переплетение идей и...
Read More

Sanat

The intellectual circles of Uzbekistan celebrated the 100th anniversary of the great artist of the epoch having gone in the past, one hundred and thirty years have passed after the death of the great artist of the epoch having gone in the past, one of the founders of the Uzbek painting - Ural Tansikbaev. In the 20th century, he determined development of national landscape in painting, and in a new century, his anniversary retrospective is one of the most important events binding the modernity with sources of the Uzbek fine arts and reviving succession of art process. In the course of time, a new sense is enriching historical significance of the master, which is determined not only by strong aesthetic influence of his works on spectators, but also by the role, which the artist had to play in art of his time. Meanwhile, everyone who studied the art of U. Tansikbaev, could notice, that despite abundance of publications, many of them agree...
Read More

Sanat

Творческая интеллигенция Узбекистана в этом году широко отметила столетие со дня рождения великого художника ушедшей эпохи, одного из основоположников узбекской живописи - Урала Тансыкбаева. В течение ХХ века он определял развитие национального пейзажа, а в новом веке его юбилейная ретроспектива - одно из важнейших событий, связывающих современность с истоками узбекского изобразительного искусства, восстанавливающих преемственность. С годами историческое значение мастера дополняется новым смыслом, определяясь не только огромным эстетическим воздействием его полотен на зрителей, но и той ролью, которую ему пришлось сыграть в искусстве своего времени. Между тем каждый, кто изучал творчество художника, вероятно, замечал, что при обилии публикаций во многих из них с одинаковой настойчивостью повторяются общие положения, а эволюция пейзажиста старательно "сглажена" и выпрямлена. В целом создается иллюзия полной изученности широко известного художника, произведения которого постоянно экспонировались, издавались каталоги. Вроде бы и нечего изучать в искусстве этого "изученного" мастера. Однако остается какая-то неудовлетворенность всем этим массивом документов и знаний. За хрестоматийно изложенной биографией оказалась в стороне внутренняя логика развития, переплетение идей и...
Read More

Cooperation of Uzbek and Chinese artists

At the Central Exhibition Hall of the Academy of Arts of Uzbekistan, within the program of Days of Chinese Culture was held the amicable meeting of the Uzbek and Chinese artists, devoted to prospects of bilateral cooperation. Vice - president of the Association of Artists of Chinese People's Republic Li Davei heading the delegation noted: I consider it my great honor to become the fourth foreign representative awarded such prestigious award, as Gold Medal of the Academy of Arts of Uzbekistan. Among its holder there are Guido Goldman (USA) a scientist, patron of art, public figure, doctor of political science, director of the German Researches Center at the Harvard university, chief of some funds, programs and corporations, the author of famous album "IKAT: silks of Central Asia"; Ikuo Hiroyama (Japan) a famous artist, scientist, traveler, public figure, president and rector of the Tokyo National University of Fine Arts and Music, the honourable citizen of Tashkent; Arno D'Otoriv (France) - an artist, academician, regular secretary...
Read More

Сотрудничество узбекских и китайских художников

В Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана в рамках программы Дней культуры Китая состоялась дружеская встреча узбекских и китайских художников, посвященная перспективам двустороннего сотрудничества. Возглавлявший делегацию Ассоциации художников КНР ее вице-президент Ли Давэй, в частности, отметил: Для меня большая честь стать четвертым в мире представителем зарубежной культуры, удостоенным такой престижной награды, как Золотая медаль Академии художеств Узбекистана.Среди ее обладателей Гвидо Голдман (США) - исследователь, меценат, общественный деятель, доктор политологии, директор Центра по Германским исследованиям Гарвардского университета, руководитель ряда фондов, программ и корпораций, автор известного альбома "ИКАТ: шелка Центральной Азии"; Икуо Хирояма (Япония) - известный художник, ученый, путешественник-исследователь, общественный деятель, президент и ректор Токийского национального университета изящных искусств и музыки, Почетный гражданин г. Ташкента; Арно Д'Оторив (Франция) - живописец, академик, Постоянный секретарь Академии изящных искусств Французской Республики, директор музея К. Моне. Знакомство с культурным наследием вашего народа и современным искусством Узбекистана оставляет глубокое впечатление в душе каждого гостя вашей страны. Высокий профессиональный уровень их исполнения и уникальность изделий свидетельствуют в пользу того, что...
Read More

Uzbek — French contacts are getting stronger

From June 5 to 11, vice mayor of the 11th district of Paris Anna Brandi and the editor of famous French publishing house George Izrael had been in Uzbekistan. They visited the capital Museum of Applied Arts and Crafts, workshop of national artist Anvar Mirsagatov, the State Museum of Temurid history, workshop of hereditary potter Akbar Rakhimov, the Center of Modern Art and State Academic Big Theatre of A. Navoi where they saw ballet "Legend of ancient Afrasiab" as well as the Caravanserai of culture and had a meeting with Deputy Hakim of Tashkent. In addition, they got acquainted with works of applied arts and had talks with national masters from art association "Hunarmand", which workshops are in the unique medieval architectural complex of Abul - Kasim's medreseh and discussed ways of cooperation with management of AED, CEH and AA Uz. The guests from France pointed out: This is our first visit to Uzbekistan, but impressions of the first days have surpassed all...
Read More

Крепнут узбекско — французские связи

С 5 по11 июня в Узбекистане находились заместитель мэра 11-го района города Париж Анна Бранди и редактор известного французского издательства изопродукции Жорж Израэль. Они посетили столичный Музей декоративно-прикладного искусства, мастерскую народного художника Анвара Мирсагатова, Государственный музей истории Темуридов, мастерскую потомственного мастера-керамиста Акбара Рахимова, Центр современного искусства, ГАБТ им. А. Навои, где посмотрели балет "Легенда древнего Афрасиаба", и экспозицию Караван-сарая культуры, побеседовали с заместителем хокима г. Ташкента. Кроме того, они познакомились с произведениями декоративно-прикладного искусства и встретились с народными мастерами творческого объединения "Хунарманд", мастерские которых разместились в уникальном средневековом архитектурном комплексе медресе Абул-Касыма, обсудили перспективы сотрудничества с руководством ДХВ, ЦВЗ и АХ Узбекистана. В ходе прошедших бесед французские гости подчеркнули: Мы впервые находимся в Узбекистане, но впечатления первых дней превзошли все ожидания. Настоящим открытием для нас стал город Ташкент, утопающий в зелени, его тенистые улицы, парки и сады. Незабываемые впечатления мы испытали при знакомстве с архитектурными памятниками и музейными коллекциями. Нас покорили дружелюбие и гостеприимство вашего народа.Высокий уровень профессионализма ваших художников вселил в...
Read More

Batir Zakirov and "Music hall"

In the history of Uzbek musical culture of the 20th century, the name of outstanding artist Barir Zakirov became closely connected with becoming and development of popular art of the republic. Multifarious nature of B. Zakirov's talent gave the opportunity to create bright and original performing school and unique troupe "Music - hall" in Uzbekistan. The wide public knows B. Zakirov, before everything else, as a pop singer. Besides pop singing, the artist was good in painting and cinema, wrote verses and prose, which brightly reflected his world vision, interests, depth and fine sides of his inner life. The studying of art heritage of Batir Zakirov forms one of the important issues in solution of topical problems of modern Uzbek pop music. The mid - 1970s became the most fruitful years in B. Zakirov's art biography. He was seriously interested in dramaturgy and theatre. His first experience in a genre of theatre became the libretto to opera of Ikram Akbarov "Leopard from...
Read More

Батыр Закиров и "Мюзик — холл"

C именем выдающегося деятеля искусств Батыра Закирова в истории узбекской музыкальной культуры ХХ в. неразрывно связано становление и развитие эстрадного искусства республики. Многогранность творческого дарования позволила Б.Закирову создать в Узбекистане яркую, самобытную исполнительскую школу и уникальный эстрадный коллектив "Мюзик - холл". Широкой же аудитории Б.Закиров известен прежде всего как эстрадный исполнитель. Помимо эстрадной деятельности певец увлекался живописью и кинематографией, писал стихи и прозу, в которых ярко отражено мировоззрение художника, широкий круг интересов, глубина и тонкие грани его духовного мира. Изучение творческого наследия Батыра Закирова является одним из важных вопросов решения актуальных проблем современной узбекской эстрады. Середина 1970-х - наиболее плодотворные годы в творчестве Б.Закирова. Он серьезно интересуется драматургией, режиссурой, театральным искусством. Первым его опытом в театральном жанре стало либретто к опере Икрама Акбарова "Леопард из Согдианы". С точки зрения композиционного построения, либретто Б.Закирова можно по праву поставить рядом с лучшими образцами классического оперного наследия, что свидетельствует об авторе как о настоящем знатоке сценической и музыкальной драматургии. В 1972 г. Батыром Закировым в...
Read More

Poetic metaphora of Gafur Kadyirov

In contemporary fine arts of Uzbekistan, Gafur Kadirov occupies a special place. In his student years at the Republican art school and then at the State Art Institute of Surikov, he created pictures in a style of realism, which bear traces of famous Uzbek artist S. Abdurashidov's influence. His works "Wedding" (1984), "Boy and cock" (1982) and "Old city " (1984) are among them. This influence is clearly expressed in localized color solutions, compositions, capacious and expressive forms. In pictures of that period, the artist aspired to transmit sincere feelings - inspiration, surprise, delight, passion, etc. Gradually he was bending to avant-garde. The artist adhered to Sufi comprehension and view of the world, in particular, typical of philosophic work of Djalal ad-Din Rumi "One's about one". Starting from images of real subjects, G. Kadirov aspires to a variety of expressive means and art interpretation of reality in general. In this respect, as the artist says, the art way of such artists,...
Read More

Поэтические метафоры Гафура Кадырова

В современном изобразительном искусстве Узбекистана творчество Гафура Кадырова занимает особое место. Еще в годы учебы в республиканском художественном училище, затем в Государственном художественном институте им. Сурикова он создает картины в стиле реализма, в которых чувствуется влияние известного узбекского живописца Ш. Абдурашидова. Его работы "Свадьба" (1984), "Мальчик с петухом" (1982), "Старый город" (1984) - из их числа. Особенно ярко влияние творческой манеры Ш. Абдурашидова выражается в локальности цвета, композиционных решениях, емких, выразительных формах. В картинах этих лет художник стремится передать неожиданные душевные состояния - вдохновение, удивление, восторг, страсть. Постепенно в его творчестве все более отчетливо прослеживается стремление работать в авангардном направлении. Художника также привлекает то понимание и осознание мира, которое отражено в суфизме, в частности, в философском произведении Джалалиддина Руми "Свое о себе". Отталкиваясь от изображения предметов реального мира, Г. Кадыров стремится к разнообразию выразительных средств, художественному толкованию действительности. В этом отношении, как утверждает сам мастер, для него показателен творческий путь таких художников, как М. Аветисян, В. Попков, Ш. Абдурашидов, в творчестве...
Read More

Song of the Soul

At the Central Exhibition Hall of the Academy of Arts was held the personal exhibition of Yanis Salpinkidi, devoted to his diamond anniversary. Now, in the period of artist's creative maturity, it is possible to trace, how was growing intensity of his creative self - expression. How was developing the career of Yanis Salpinkidi? Becoming of the soul can not been found in facts of the biography, we can just feel it, comparing the last pictures with the current. It fell out that those artists, which, in the 1970s, in the period of hardened socialist realism, were cultivating art freedom and internal independence, arising in the 1960s, became carriers and exponents of major tendencies, which have determined the essence of contemporary art process in Uzbekistan. Though such artists were not numerous (including Yanis Salpinkidi), the fact of their existence speaks for new tendencies in art (1). The early works of the artist bear traces of influence of his teacher, Yusuf Elizarov. For...
Read More

Песнь души

В Центральном выставочном зале Академии художеств состоялась персональная выставка картин Яниса Салпинкиди, посвящённая его 60-летнему юбилею. Сейчас, в период творческой зрелости художника, можно увидеть, как постепенно нарастала сила его творческого самовыражения. Как же складывался творческий путь Яниса Салпинкиди? Взросление души не отмечается в фактах биографии, его ощущаешь, сравнивая картины прошлых лет с нынешними. Так сложилось, что носителями и выразителями ведущих тенденций, определивших содержание современного художественного процесса Узбекистана, стали те художники, которые еще в 1970-е годы, годы зрелого соцреализма, развивали ростки творческой свободы и внутренней независимости, бурно взошедшие в 60-е. И хотя таких художников было не очень много (в их числе и Янис Салпинкиди), сам факт их существования говорит о новых тенденциях в искусстве. На раннем этапе творчества художника заметно влияние его учителя Юсуфа Елизарова, о чем свидетельствует серия натюрмортов ("Натюрморт с тыквой", 1978; "Натюрморт на золотом фоне", 1979). На первый взгляд, они создают впечатление тяжести, некоторой мрачности цвета, но в них уже определяется колористическое дарование художника, его пристальное внимание к принципам декоративности....
Read More

Vladimir Pilipyuk — artist and smith

Everybody who is driving on the Tashkent ringway can see open metal work 3 meters high indicating to "Child Village" - "Kindersos". An author of this structure - Vladimir Pilipyuk. The sponsors - the Chamber of Commodity Producers and Businessmen of Mirzo-Ulugbeg district of Tashkent, a member of which is V. Pilipyuk, and Mirzo-Ulugbeg Khokimiyat supplying all required materials. The art way of V. Pilipyuk was long and hard. The experience was accumulated step by step: first, in his native town of Antratsit in mining Donbas where he graduated from the college with speciality of placard artist, then he worked as a chemical engineer at the atomic submarine of the North Navy and finally - as a chemical engineer at the factory. He obtained rich experience living on the Chukotka Peninsula in the village of Cape Schmidt in Arctic where he worked at the smithy. For some time he had lived in Tumen. In 1980 he first visited Tashkent and six...
Read More

Художник и кузнец Владимир Пилипюк

Каждый, кто проезжает по Ташкентской кольцевой дороге, может увидеть объемную металлическую ажурную конструкцию высотой более 3 м, указывающую, что здесь, неподалеку, находится "Детская деревня" - "Kindersos". Автор этой конструкции - Владимир Пилипюк. Спонсоры - Палата товаропроизводителей и предпринимателей Мирзо-Улугбекского района г. Ташкента, членом которой В.Пилипюк является, и Мирзо-Улугбекский хокимият, обеспечившие мастера необходимым материалом. Творческий путь В.Пилипюка был долгим и трудным. Опыт накапливался постепенно, буквально по крупицам: сначала в родном городе Антраците в шахтерском Донбассе, где он окончил профтехучилище и получил специальность художника-плакатиста, затем при работе химиком-технологом на одной из атомных подводных лодок Северного морского флота и, наконец, - химиком-гальваником на заводе. Многому научился на Чукотке, в поселке Мыс Шмидта, расположенном за Полярным кругом, где работал в кузнице. Был также тюменский период жизни... В 1980 г. впервые увидел Ташкент, а через 6 лет переехал сюда жить. Работална тракторном заводе кузнецом, стал пробовать себя в художественной ковке металла, изучал специальную литературу. Его первыми работами стали подсвечники, которые дарили руководству и работникам цеха в...
Read More

Chronicle of Art Life (March — July 2004)

March 31 - April 18 The personal exhibition of the national artist of Uzbekistan A. Nur "The way to oneself" was held at CMA. Devoted to the artist's mother and a theme of motherhood in general, at the same time, the exhibition reflected spiritual searches of the author, his aspiration to understand essence of the life. The exposition included 61 pictures and 2 installations. April 5 - 31 The exhibition of caricature "Askiya - 2004" was held at CEH. More than one hundred humorous drawings (Indian ink, aquarelle and computer graphics) performed by sixteen artists formed the exposition of this traditional vernissage. April 9 - 23 Artistically made porcelain works by R. Gazalieva were exposed at her first personal exhibition at CMA. Open Society Institute - Uzbekistan gave a support to organization of this exhibition.   April 21 - May 12 At CEH was held the exhibition of Damir Ruzibaev and his son Malik of 6. Among fifty works there were sculptures of the skilled master and touching...
Read More

Хроника художественной жизни (март — июль 2004)

31 марта - 18 апреля Персональная выставка народного художника Узбекистана А. Нура "Путь к себе" прошла в ЦСИ. Посвященная матери художника и теме материнства, она в то же время отразила духовные поиски самого автора, его стремление понять смысл жизни. В экспозиции - 61 живописная работа и 2 инсталляции самобытного художника. 5 - 31 апреля Выставка карикатуры "Аския - 2004" состоялась в ЦВЗ. Более 100 юмористических рисунков (тушь, акварель и компьютерная графика) 16 авторов составили экспозицию традиционного вернисажа. 9 - 23 апреля Мастерски выполненные фарфоровые изделия Р. Газалиевой были представлены на ее первой персональной выставке в ЦСИ. Поддержку в проведении оказал Институт Открытое Общество - Узбекистан.   21 апреля - 12 мая В ЦВЗ состоялась выставка работ художника Дамира Рузыбаева и его 6-летнего сына Малика. Среди представленных более 50 работ, - скульптуры большого мастера и трогательные живописные картинки начинающего талантливого художника. 21 апреля - 21 мая В ЦВЗ прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню художника, который празднуется творческой интеллигенцией республики второй год. К ним была приурочена и выставка, на которой экспонировалось...
Read More

Cinematography of Uzbekistan: tendencies and prospects

The government of Uzbekistan pays great attention to development of national cinematography. The Decree of the President of the Republic of Uzbekistan "About management of cinematography", March 16, 2004 and the Decree of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan "About operation of the National Agency "Uzbekkino", March 17, 2004 give evidence for state importance of this issue. These documents have caused resonance among Uzbek film people - directors, scenarists, camera operators as well as among art theorists and historians. On June 4, 2004 was held the scientific conference "Cinematography of Uzbekistan: tendencies and prospects". Fine Arts Scientific Research Institute and National Agency "Uzbekkino" became its organizers. Experts in cinema and culture and leading film makers took part in the work of the conference. The highlight were the issues interesting both for cinema critics and film people - current condition of national cinematography, searching for ways of its development, deep analysis of feature and animated films, the tendencies in...
Read More

Кинематограф Узбекистана: тенденции развития и перспективы

Правительство Узбекистана постоянно уделяет большое внимание развитию национального киноискусства. Об этом свидетельствуют также такие документы, как Указ Президента Республики Узбекистан "О совершенствовании управления в сфере кинематографии" от 16 марта 2004 г., и постановление Кабинета Министров республики Узбекистан "Об организации деятельности Национального агентства "Узбеккино" от 17 марта 2004 г. Эти документы вызвали большой резонанс среди деятелей узбекского кино - режиссеров, сценаристов, операторов, и, конечно же, теоретиков и историков искусства. 4 июня 2004 г. состоялась научно-практическая конференция "Кинематограф Узбекистана: тенденции развития и перспективы". Ее организаторами выступили Научно-исследовательский институт искусствознания и Национальное агентство "Узбеккино". В работе конференции приняли участие киноведы, культурологи, деятели киноискусства, ведущие кинорежиссеры. На ней обсуждались вопросы, волнующие как киноведов, так и деятелей кино - современное состояние национального киноискусства, поиск координат его развития, глубокий анализ художественных и анимационных фильмов, тенденций, характеризующих состояние кинопроцесса, издание специализированного киноведческого журнала. Мы предлагаем вниманию читателей выступления известных деятелей кино и ученых-киноведов. Надеемся, что высказанные суждения, идеи, концепции дадут новый импульс для дальнейшего развития кинематографа Узбекистана. Шухрат Аббасов, народный...
Read More