Уникальная сокровищница

Музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого представляет собой богатейшее собрание памятников искусства каракалпакского народа. В его фондах находится"обширная и интригующая коллекция"(1),одна из интереснейших частей которой-живопись и графика художников начала ХХ в., о которых рассказывает директор Музея. Мировая пресса, кино- и теледокументалисты, широкая общественность проявляют огромный интерес к этому уникальному собранию, называя его "жемчужиной Приаралья," "оазисом в песках", "чудом пустыни". Музей дает представление о культуре страны, начиная с III в. до нашей эры и до современности. В нем хранятся предметы материальной культуры античного и средневекового Хорезма, народное декоративно-прикладное искусство каракалпаков - немногочисленного в прошлом полукочевого народа, имеющего древнейшую историю и самобытную культуру. Отдел изобразительного искусства - это крупнейшее художественное открытие. В нем представлена не только национальная художественная школа Каракалпакстана, но и творения основоположников живописной культуры Узбекистана - многонационального коллектива художников, работавших в Средней Азии в начале ХХ в. Нукусская коллекция русского авангарда, по мнению специалистов, по значимости и масштабам занимает второе место в мире после Русского музея в Санкт-Петербурге. За беспрецедентно короткий срок...
Read More

Редакционная коллегия (2-03)

Музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого представляет собой богатейшее собрание памятников искусства каракалпакского народа. В его фондах находится"обширная и интригующая коллекция"(1),одна из интереснейших частей которой-живопись и графика художников начала ХХ в., о которых рассказывает директор Музея. Мировая пресса, кино- и теледокументалисты, широкая общественность проявляют огромный интерес к этому уникальному собранию, называя его "жемчужиной Приаралья," "оазисом в песках", "чудом пустыни". Музей дает представление о культуре страны, начиная с III в. до нашей эры и до современности. В нем хранятся предметы материальной культуры античного и средневекового Хорезма, народное декоративно-прикладное искусство каракалпаков - немногочисленного в прошлом полукочевого народа, имеющего древнейшую историю и самобытную культуру. Отдел изобразительного искусства - это крупнейшее художественное открытие. В нем представлена не только национальная художественная школа Каракалпакстана, но и творения основоположников живописной культуры Узбекистана - многонационального коллектива художников, работавших в Средней Азии в начале ХХ в. Нукусская коллекция русского авангарда, по мнению специалистов, по значимости и масштабам занимает второе место в мире после Русского музея в Санкт-Петербурге. За беспрецедентно короткий срок...
Read More

Международные связи

В рамках программы участия в бизнес-форуме ЕБРР, прошедшем в Ташкенте, министр финансов Японии Масадзуро Шиокава, специальный советник Кабинета Министров Страны восходящего солнца Кеко Накаяма (бывший посол Японии в Узбекистане), члены японской делегации и Чрезвычайный и Полномочный посол Японии в Республике Узбекистан Акио Кавато посетили Караван-сарай культуры. Этот международный центр был создан на средства выдающегося японского общественного деятеля и живописца, ректора Токийского национального университета изящных искусств и музыки Икуо Хираямы. За последнее время это учреждение приобретает воистину международный характер, став базой для культурных и научных контактов, семинаров, лекций, концертов, углубления дружеских связей между учеными разных стран. Большое внимание уделяется историческим корням этих взаимоотношений. Так, японские гости особый интерес проявляют к античному искусству, когда на территории Узбекистана получает широкое распространение буддизм. Посетители Караван-сарая могут ознакомиться с экспонатами выставки, в экспозиции которой представлены шедевры древней и средневековой керамики из раскопок городищ Кампыртепа и Дальверзинтепа международных Тохаристанской и Бактрийской экспедиций Института искусствознания АХ Уз. Общественность столицы высоко оценивает деятельность И.Хираямы по укреплению добрососедских отношений между нашими...
Read More

Мой Каракалпакстан

Творческая интеллигенция и общественность республики отметили в этом году 60-летие народного художника Узбекистана академика АХ РУз Жоллыбая Изентаева. В ЦВЗ состоялась его персональная выставка. Редакция искренне поздравляет юбиляра и предлагает вниманию читателей статью о его деятельности. Каракалпакстан - его Родина, которая отличается особой суровостью природы - серо-бурый, выжженный, с унылыми одноцветными солончаками пейзаж, высыхающий Арал, пески Кызылкумов и Каракумов. Но на этой Земле, как ответ на зов Солнца, преодолевая тысячи препятствий, трудностей и лишений, сопротивляясь природе, пробивается Жизнь в её замечательном и мужественном народе, который и является основным источником изентаевских полотен. Жоллыбай Изентаев с этюдником и альбомом работает в различных районах республики, пишет портреты, пейзажи. В стремлении к пластической выразительности работ о людях Каракалпакстана, об их жизни с её суровой и мощной природой, окрашенной неповторимым своеобразием, складывается почерк художника. Сюжеты картин Изентаева - незатейливые, бытовые, повседневные, подчас напоминающие этюды. Дарование и мастерство художника позволяют в обыденном, казалось бы, подметить характерные черты страны и её людей. В произведениях "Портрет рыбака", "Сельский мальчик", "Юматовский совхоз",...
Read More

Новые имена. Шерзод Ходжиметов

Шерзод Ходжиметов родился в 1981г. в Ташкенте. В 1996г. окончил Ташкентский лицей "Нафис санъат" имени А.Навои и поступил в Республиканский художественный колледж имени К.Бехзада на отделение лаковой миниатюры. В 2001г. продолжил учебу в Национальном институте художеств и дизайна им. К.Бехзада - отделение промышленного дизайна. Несмотря на молодость, Шерзод - участник как республеканских, так и зарубежных выставок (выставка информационного агентства Дойче Велли Германия, 1999г. и др.). Его картины вошли во многие частные зарубежные коллекции. Учителем - наставником Шерзод считает своего отца - мастера миниатюры Баходыра Ходжиметова. Дальнейшую лепту в его образование внесли известный художник - миниатюрист Хасан Исокжонов и живописец Баходыр Юлдашев. Для работ Шерзода характерны гибкая пластика и синтез ярких красок, свободное владение приемами классического национального и авангардного искусства....
Read More

Музыкальная весна в Байсуне

Вот уже второй год подряд на юге Узбекистана в сказочно красивых местах селения Байсун Сурхандарьинской области проводится Открытый фольклорный фестиваль "Бойсун бахори". Это событие связано с тем, что в 2001 г. ЮНЕСКО включило Байсунский регион в число 19 культурных пространств, которым был присвоен титул "Шедевр устного и нематериального наследия человечества". Возрождение древних традиций, национальных ценностей и их дальнейшее совершенствование - одно из приоритетных направлений в развитии культуры Узбекистана. В регионе сохранились почти в первозданном виде народные традиции и обычаи, песни и танцы, ремесла и ритуалы, исторический стиль в одежде, которые жители Байсуна свято чтят. Именно это богатое наследие и является основой ставшего уже традиционным фестиваля "Бойсун бахори", вновь собравшего на свои праздничные концертные площадки народные коллективы Узбекистана и Таджикистана, современных мастеров национальной одежды нашей страны и Кыргызстана. Если литература и история - это как бы зафиксированная память народа, многообразная, четко выстроенная, то фольклор (как поэтический, так и музыкальный) - скорее, вечное, нестареющее самоощущение безграничности, неистощимости сил своих и в радости, и в беде....
Read More

Феномен творчecтвa Эдисонa Ки

Эдисон Ки - xyдoжник яpкий, caмoбытный, пapaдокcaльный. B 70-x гг. ХХ в. получил aкaдeмическoe o6paзoвaниe. Егo тaлaнт был пo дocтoинству оцeнeн уже в нaчaлe твopчecкoй дeятельности художника, кoгдa Эдисон Ки выcтyпил как aвтop иллюстpaций к клаccичecкой литepaтype нa oдном из пpecтижных Биeннaлe - "Иcкyccтво, книги", пpоводимом в Москве (Poccия, 1980). Рaбoты Эдисона нaxoдятcя в кpyпныx гaлepeяx Poccии, чacтныx кoллeкцияx Гepмaнии, Япoнии, CШA, Kopeи. Оcoбый интepec для исследователей изобразительного иcкyccтвa пpeдстaвляют полотна послeдних лет, coздaнные Эдиcoном Kи. Даже бeглoe знaкомство c тeмaми, кoторыe Эдисон Kи oтбиpaeт для свoeгo твоpчecтвa, дaeт ocнование сделать вывод, что пepeд нами маcтep, кpyг эcтeтичecкиx пpиcтpacтий кoтopoгo лeжит в плоскости исслeдовaния мacштaбных истоpичecкиx coбытий, coциaльных коллизий и чeлoвeчecкиx cyдeб, вовлeчeнныx в водоворот пoлитичecких кaтaклизмов. He cлyчaeн выбop сюжетов eгo твopчecкиx вepcий: "Импepaтop" - Hикoлaй II, "Лжепpopoк" - Гpигopий Pacпyтин, "Диктатоp" - Иосиф Сталин, "Boзмeздиe" - Нюрнбергский процесс, "Tвоpeц и Bлacть" - Macтep и Mapгapитa (M.A. Бyлгaков), "Холокоста". Эти "документальные фантазии" Эдисона Ки демонстрируют полифонию человеческих страстей, поражающих остротой своих...
Read More

Баксы и жырау, дуутар и кобыз

О традиционной музыкальной культуре каракалпаков Каракалпаки - один из древних, полукочевых в прошлом народов Средней Азии, обладающих богатой музыкальной культурой, формирование которой проходило под влиянием исторических перипетий его судьбы, его культурной и хозяйственной деятельности, географического и религиозного факторов. Традиционная музыкальная культура каракалпаков базируется на богатейшей мифологической, мифопоэтической, эпической традициях как Хорезмского оазиса, так и в целом среднеазиатского и средневосточного регионов. В ее древнейшем пласте прослеживаются связи с общетюркскими, в том числе шаманистскими, элементами, переосмысленными в национальной художественной практике. На определенной стадии исторического развития, по-видимому, с XVI в., на художественное сознание каракалпаков начинает оказывать заметное влияние ислам и мусульманские культурные ценности. Однако ислам в музыкальной культуре каракалпаков не занимает такого базового положения, как в культуре узбеков и таджиков. Он представлен пантеоном традиционных мусульманских личностей и персонажей, местных хорезмийских святых, образов и тем, основных понятий и принципов веры, суфийских мотивов и настроений, отдельных жанров музыки, связанных с исламскими праздниками. Важное значение в музыкальной культуре каракалпаков имеет устная песенная и эпическая традиция. Еще в XIX...
Read More

Керамика Байсуна

Во время проведения второго Международного фестиваля фольклорного искусства "Бойсун Бахори" (с 14 по 19 мая 2003 г.), в рамках которого проходила также Международная научная конференция по проблемам сохранения традиционных промыслов Байсунского региона, нами был проведен поиск следов керамического производства в Байсуне. Основанием для этого послужили широко распространенные здесь керамические игрушки-свистульки, которые продавались гостям фестиваля. В результате поисков мы узнали о мастере-керамисте Эшанкулове Иззатулле 1930 г. р., проживающего по улице Ш.Рашидова. К сожалению, с середины 1990-х годов мастер по состоянию здоровья не работает. По свидетельству мастера Иззатуллы, в их роду все были керамистами, а род их происходит из известного своими ремесленниками села Баховвудина Накшбанди под Бухарой. Керамистами были и его отец, Караев Эшонкул, и дед, усто Кара Жебачи (переводят как милиционер), с которым и связывают переезд предков из Бухары в Байсун, и прадед, Усто Бабахай, и прапрадед, Усто Ахмад, - это последнее имя в роду, которое помнит мастер Иззатулла. Мастерскую во дворе Иззатуллы, которая простаивает около десяти лет из-за болезни хозяина, построил...
Read More

Хроника художественной жизни (март — июнь 2003)

31 марта - 13 апреля Выставка юмористического рисунка "Аския - 2003", посвященная Всемирному дню смеха, прошла в ЦВЗ. На ней были представлены произведения 14 авторов - графиков, живописцев и фотографов. 4 - 18 апреля Юбилейные персональные выставки мастера скульптуры Т.Эсонова и известного художника М.Ташмуратова прошли в ЦВЗ. Экспозицию составили 50 скульптурных и более 100 живописных работ. 9 - 23 апреля Около 100 живописных полотен - в основном натюрморты и портреты - экспонировалось на персональной выставке Р.Гаглоевой, прошедшей в ЦВЗ. 16 апреля - 5 мая В театре "Ильхом" Арт-галереей "Караван" была проведена персональная выставка "Арабески Джамола Усманова" (автор проекта - Н.Ахмедова). Графика, живопись и инсталляции - всего около 50 работ известного художника было представлено вниманию зрителей. 17 апреля - 4 мая 120 работ мастера художественной фотографии В.Соколова было представлено на его персональной выставке "Вам - с любовью", прошедшей в ТДФ. 18 апреля - 1 мая "Приметы молодого графического творчества Франции" - под таким названием состоялась в ЦСИ выставка современного графического дизайна. Ее организаторы - Французский культурный центр им. В.Гюго и Гете-институт. 21 -...
Read More

Прозрачно-хрустальные улицы Бабанияза Курбанова

* * * Опустевшая улица, Опустевшая душа, Монотонный пейзаж. А бродячая одинокая собака Похожа на несбывшиеся мечты мои.* * * Даже если держишь змею дома, Не держи её за пазухой. * * * Земля может укрыть наше бренное тело, Но прошлое наше она укрыть не в силах. * * * Зеркало, показывающее нечестного честным, Соучаствует во лжи. ...
Read More

Памятники древнего искусства Каракалпакстана

В низовьях реки Амударьи расположен Хорезмский оазис, цветущие земли которого со всех сторон окружают пустыни Каракумы, Кызылкумы, необозримые просторы Арало-Каспия. На этих благодатных землях, ныне поделенных между Каракалпакстаном, Хорезмской областью Республики Узбекистан и Дашховузским вилойятом Республики Туркменистан, в глубокой древности зародилась и расцвела цивилизация древнего Хорезма. Земля Южного Приаралья таит в своих недрах немало выдающихся памятников искусства, принадлежавших этой во многом необычной и загадочной цивилизации. Ученые-археологи не только открыли эту цивилизацию, но и вернули миру великолепные образцы древнехорезмийского искусства, изучение которого позволяет нам шаг за шагом не только восстанавливать утерянные страницы истории древнего Хорезма, изучать его материальную культуру, но и проникнуть в святая святых древнехорезмийской цивилизации - духовный мир людей, отделенных от нас тысячелетиями. Массовые находки образцов древней пластики - мелких терракот, глиняная барельефная скульптура и фресковая живопись дворца шахов Хорезма II в. н. э. Топрак-кала, уникальные объекты древнехорезмийской архитектуры, целый мир образов, представленных в древних керамических оссуариях, выполненных в виде статуй людей и животных и т.д. дают возможность познать духовную...
Read More

Капители — колонны из Миздахкана

Городище Миздахкан находится на юге автомобильной трассы Ходжейли - Куня-Ургенч Каракалпакстана. Оно состоит из трех частей: античного, домонгольского, города (Гяур-кала), религиозного центра (холм Мазлумхан-сулу) и значительной по площади территории неукрепленного города золотоордынского периода (XIII-XIV вв.) (1, с. 566; с. 191). Последний представлен остатками кварталов, улиц, холмиков с богатым керамическим отвалом. Здесь в 1985-1999 гг. проводились раскопки, в результате которых были вскрыты кварталы городских жилищ, гончарные печи, маслобойные и винодельческие мастерские (2). В 1989 г. в Восточном квартале № 2 раскопан дом (№ 10), состоящий из девяти помещений с домашней молельней размером 4,55 х 5,45 м. Стены помещения, за исключением его нижней части, целиком сложены из сырцового кирпича. В глубине комнаты, вдоль южной стены, начиная с уровня пола, сооружен лавкообразный выступ шириной 0,60 м, длиной 4,45, высотой 0,45 м. В середине выступа углубление - михрабная ниша размером 0,77 х 0,45 м. Стенки михраба и нижняя часть стены оформлены выступом - панелью, которая на высоте 0,40 м от уровня пола покрыта облицовкой -...
Read More

Ритуальные ювелирные украшения каракалпаков

(XIX - начала XX в. (в комплексе народного женского костюма) Женские ювелирные украшения каракалпачек XIX - начала XX в. представляют собой богатство и разнообразие форм, техники изготовления и функционального назначения; в них аккумулирован огромный художественный опыт преемственности разных исторических эпох и народов. Женский костюм и ювелирные украшения составляли единый стилевой ансамбль и целостный эстетико-поэтический образ каракалпакской женщины. При этом соблюдались строгие правила социальной и возрастной дифференциации - в комплексах украшений прослеживается тенденция к усложнению их набора - с детского до брачного возраста и постепенного его упрощения к старости. Особую роль играли ювелирные украшения в обрядовой практике каракалпаков, а также в ритуальных традиционных действах. Так, украшения девушек отличались обилием амулетов и талисманов, наделенных способностью "отгонять" злые силы. Венцом ритуальных назначений женских украшений являлся свадебный костюм каракалпачки, что было связано как с религиозно-культовыми представлениями об особой уязвимости молодой женщины (фактически все ее украшения исполняли функцию оберега), так и особым "восточным" взглядом на женщину-дочь и женщину-мать (как показатель материального достатка и общественного положения отца...
Read More

Киймешек

"Нагыс тиккен он бармагы зергер тарктан сым яилыды" (пальцы вышивальщицы подобны гибкой проволоке искусного ювелира). Каракалпакская народная песня Киймешек - непременный ритуальный атрибут одежды женщин-каракалпачек, входивший в комплект их приданого. После "кок кейлек" - обрядового синего платья в гардеробе каракалпачки, "киймешек" - нагрудно-головное одеяние также относится к числу "знаковых" и несущих большую информативную нагрузку. Научные исследования этого достаточно зашифрованного в орнаментальном отношении одеяния не позволяют еще полностью выявить его смысловое назначение. Возможно, ответ на этот вопрос мы получим в будущем, если окажется не прерванной "связь времен". В данной же статье мы даем лишь общее представление о киймешеке, без которого до 30-х гг. ХХ в. не мыслился общий комплект одежды каракалпакской женщины. Он вышивался девушкой перед свадьбой в родительском доме, а надевался впервые в день ее приезда в аул будущего мужа. Женщины из аула помогали невесте одеть киймешек перед входом в юрту жениха и напутствовали ее к новой жизни. Хранить же киймешек было принято всю жизнь, дабы не стать грешницей ("намаз буйырмайды). Своеобразный крой и общий вид традиционного...
Read More