Вот уже второй год подряд на юге Узбекистана в сказочно красивых местах селения Байсун Сурхандарьинской области проводится Открытый фольклорный фестиваль «Бойсун бахори».
Это событие связано с тем, что в 2001 г. ЮНЕСКО включило Байсунский регион в число 19 культурных пространств, которым был присвоен титул «Шедевр устного и нематериального наследия человечества».
Возрождение древних традиций, национальных ценностей и их дальнейшее совершенствование — одно из приоритетных направлений в развитии культуры Узбекистана. В регионе сохранились почти в первозданном виде народные традиции и обычаи, песни и танцы, ремесла и ритуалы, исторический стиль в одежде, которые жители Байсуна свято чтят. Именно это богатое наследие и является основой ставшего уже традиционным фестиваля «Бойсун бахори», вновь собравшего на свои праздничные концертные площадки народные коллективы Узбекистана и Таджикистана, современных мастеров национальной одежды нашей страны и Кыргызстана.

Если литература и история — это как бы зафиксированная память народа, многообразная, четко выстроенная, то фольклор (как поэтический, так и музыкальный) — скорее, вечное, нестареющее самоощущение безграничности, неистощимости сил своих и в радости, и в беде. Даже в сложных сюжетно-ритмически или музыкально-словесно изощренных фольклорных жанрах нас неизменно покоряет непосредственность восприятия мира, естественность выражения чувств и мнений. В народных песнях, наигрышах, эпических сказаниях и танцах естественно и в то же время в наиболее открытом, наиболее характерном виде проявляются национальные черты каждого народа, его способ мышления, особенности образного мира. И как специфический феномен народной культуры фольклор оказывается средоточием поэтических, музыкальных, театральных, этнографических традиций. Фольклор ведь не просто художественное наследие народа, он — хранилище его громадного духовного опыта, столь важного для культурной жизни. Подтверждение тому — второй открытый фольклорный фестиваль «Бойсун бахори», проводимый в районном центре Байсунского района Сурхандарьинской области в дни второй годовщины признания ЮНЕСКО культурного пространства Байсуна «Шедевром устного и нематериального наследия человечества». Четыре фестивальных дня стали ярким праздником для жителей Байсуна, для которых народные песни, инструментальные наигрыши, танцы, предания, костюмы, изделия прикладного искусства, обряды и обычаи составляют естественный образ жизни. Фестиваль стал также творческим смотром фольклорных ансамблей Узбекистана и Таджикистана, эпических сказителей, молодых модельеров-дизайнеров; научно-творческого диалога между учеными-искусствоведами, филологами, этнографами, историками, архитекторами из Франции, Германии, Кореи, Швейцарии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.

Тепло и радушно встречал Байсун гостей и участников фестиваля «Бойсун бахори». Байсунцы и их гости услышали обрядовые песни, увидели танцы различных регионов Узбекистана и Таджикистана, наслаждались мастерством народных сказителей — бакши и акынов, любовались современными формами национальной одежды дизайнеров Узбекистана и Кыргызстана. В дни фестиваля также проводились ярмарка изделий народных промыслов и ремесел Байсуна, выставка узбекских народных инструментов ташкентского мастера Мухаммадназара Юнусова. Фестивальные смотры и концерты прошли не только в Байсуне, но и в кишлаках Сайроб, Дербенд, Шураб; гостей и участников фестиваля тепло встречали и жители Джаркурганского и Шерабадского районов Сурхандарьинской области. Все мероприятия фестиваля — смотры, концерты, конкурсы и ярмарка проходили в историко-этнофольклорном парке «Бойсунтог», но наплыв зрителей был такой большой, что концертные выступления фольклорных ансамблей и народных сказителей параллельно проводились и на импровизированной площадке в центре Байсуна. Фестивальные концерты и смотры — это своего рода концерты фольклорной музыки на открытом воздухе. Надо видеть, как слились воедино выступления фольклорных ансамблей и бахши с уникальной природой и предгорьем Байсунтога! Своеобразная «концертная аура» фестиваля была заполнена не только дыханием людей (причем в большинстве случаев присутствовала молодежь как Байсуна, так и близлежащих кишлаков), но и голосами природы, атмосферой будничных дел, шумных праздников. Словом, всем тем, что становится не только уместным, но и необходимым, когда мы хотим помочь слушателю и зрителю почувствовать истинное назначение народной песни и танца. Мне кажется, в настоящее время люди стремятся к красоте, мелодии глубокой и искренней, проникающей в душу. И эта музыка, звучащая со сцены фольклорного фестиваля, не только ласкала слух, но и затрагивала все лучшие струны сердца, сердца человека, живущего сегодня. Народные песни, чарующие напевы сыбызгы, чанг-кобуза или домбры, становясь достоянием слушателя, приносили радость, рождали чувство гордости за человека, культуру народа.

Пластичность, непринужденность, быстрота и глубина импровизированной реакции на смену сценических условий — главная черта фольклорного искусства. Мгновенно менять амплуа, жанр выступления, программу, манеру сценического поведения — одно из необходимых свойств фольклорного ансамбля, стремящегося воспроизвести аутентичный фольклор на концертных подмостках фестиваля «Бойсун бахори».

История каждого народа богата своей культурой и бытом, воплотившими в себе самоё сущность национальных традиций. Но культура не может сохранить свою жизнеспособность, оставаясь лишь хранителем традиций. Традиции существуют для того, чтобы их развивали и к накопленным за века ценностям непрерывно добавляли новые. Именно такой подход к традициям способен питать живое дерево культуры и быта людей, формировать черты характера современника. Сверхзадача фольклорного концерта — преодоление «концертности», то есть каждый фольклорный ансамбль своей программой или же сюжетным действием воспроизводящий определенный обряд или традицию, пытается как-то оживить ход концерта и «расшевелить», активизировать его участников, втягивая их в свободный диалог со зрителем. Как народный праздник-сайиль было воспринято выступление фольклорных ансамблей и ведущих мастеров Сурхандарьи во время торжественного открытия фестиваля. Причем основу праздника составили выступления народного фольклорного ансамбля «Бойсун» с самобытными и обрядовыми песнями, а также оригинальные национально-самобытные танцы, характерные для южных районов Узбекистана в исполнении танцевальной группы областного объединения «Узбекракс».

На смотрах фольклорных ансамблей участвовало 12 коллективов, среди них три детских фольклорных ансамбля — «Зилола» из Камашинского района Кашкадарьинской области, «Куралай» и «Гулгунча» из Байсунского района Сурхандарьиской области, в концертную программу которых входили детские песни, сопровождаемые самобытными обрядовыми играми. Фольклорный ансамбль «Баёзи кухистон» из Таджикабадского района (Республика Таджикистан) продемонстрировал древнейший обряд «вызывания дождя», сопровождаемый старинными ритуально-обрядовыми песнями и танцами с соответствующими атрибутами, как, например наряжение куклы. Старинные трудовые и ремесленнические песни легли в основу сюжетной концертной программы фольклорного ансамбля «Сарбози» Каттакурганского района Самаркандской области. Большим темпераментом и эмоциональностью была насыщена концертная программа народного фольклорного ансамбля «Достон» под руководством народного бахши Узбекистана Абдуллы Курбонназарова из Хорезма. Старинный семейный обряд и сопровождающие его песни — обычай «Бешкарти» показал ансамбль «Зомин сайкали» Заминского района Джизакской области. Обряды и обычаи Сурхандарьинского региона, связанные с временами года и семейными торжествами, продемонстрировал фольклорный ансамбль «Булбулигуё» Шурчинского района Сурхандарьинской области. Тема родины и махалли, бережное отношение к природе звучали в выступлении фольклорного ансамбля «Мардона» Вабкентского района Бухарской области; старинный семейный обряд «Айдар туй» (обрезание локона волос с мальчиков) с исполнением ритуальных песен был показан в программе ансамбля «Амир тулкини» из г. Нукуса (Каракалпакстан); общенародный праздник-гуляние, сопровождаемый разнообразными народными песнями и танцами, изобразил фольклорный ансамбль «Хилола» Каршинского района Кашкадарьинской области. Между выступлениями фольклорных ансамблей зрители аплодировали мастерству исполнения импровизированных терма, отрывков из дастанов и своеобразных поэтических диалогов узбекского бахши и казахского акына-победителей традиционного смотра-конкурса народных сказителей в г. Термезе в рамках фестиваля «Бойсун бахори» — Шодмона бахши Хужамбердиева (I-я премия), Етмишбая Абдуллаева (Хорезм), Абдумурода Рахимова (Кашкадарья) и Бобораима Маматмуродова (Сурхандарья — все 2-я премия), Абданазара Паёонова (Сурхандарья), Абдукаххара Рахимова (Кашкадарья) и Жумабека Субанова (Ташкентская область — все 3-я премия) и др.

На смотре-конкурсе национальной одежды и дизайна участвовали 20 дизайнеров, причем расширилась география участников — Ташкент, Бухара, Зерафшан, Байсун, Шурчи и Кыргызстан. Гран-при удостоилась Кучина Наталья (Ташкент), среди лауреатов — Саида Амир и Антон Гуськов (Ташкент), Бойбетова Галина, Сызтказиева Нурбакой и Бекмамбетова Зухра (Кыргызстан), Татьяна Будилова (Зарафшан), денежной премии от Андреа Лоенбергера удостоилась молодая дизайнер из Байсуна Дилфуза Саидова.

В рамках фестиваля прошли научная конференция на тему «Проблемы сохранения традиций народной культуры», встреча — семинар с экспертами ЮНЕСКО, где была принята долгосрочная программа деятельности и технического оснащения Байсунской научной экспедиции и Центра народных ремесел Байсуна по сохранению и развитию народно-прикладного искусства прошла презентация первого выпуска сборника статей «Байсунская научная экспедиция» (Ташкент, НИИ искусствознания и СМИ, 2003). Фестиваль завершился ярким концертом группы «ЯЛЛА» под руководством народного артиста Узбекистана Фарруха Закирова, оставившим глубокий след в сердцах байсунцев.

Второй открытый фольклорный фестиваль «Бойсун бахори» — это своеобразный праздник народной культуры. Он доказал, что народные песни, танцы, традиционная одежда, ремесла, обряды не только сохраняются, но и живут полнокровной жизнью.

Автор: Рустамбек Абдуллаев