Художественный мир Акмаля Икрамджанова

В этом году общественность республики отмечает 50 - летний юбилей действительного члена Академии художеств, народного художника Узбекистана, лауреата Государственной премии Акмаля Икрамджанова. Начало творческой биографии Акмаля Икрамджанова приходится на рубеж 70-х - 80-х годов, когда во всем постсоветском пространстве ослаб натиск декларативных указаний, уменьшились ограничения в поиске новых средств художественного выражения и, одновременно, усилилось внимание к индивидуальному самовыражению, поиску новых эстетических идеалов. Наставниками Акмаля, окончившего Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в Ленинграде, были известные живописцы Е. Моисеенко, А.Мыльников, В.Орешников, А.Королев, благодаря которым была заложена та серьезная академическая база, которая с первых шагов отличает творчество молодого живописца. Его первые произведения - "Натюрморт", "Портрет студента Каюмова", "Автопортрет", "Железнодорожник", "Огни" - демонстрируют глубокое усвоение традиций мировой школы реалистического искусства, их сочетание с национальной тематикой и колоритом. С первых же шагов определился и его интерес к портретному жанру. Художника привлекает не столько внешний, сколько внутренний мир человека, раскрываемый с помощью различных вводимых в структуру композиции "говорящих" деталей. В своих портретах он стремится показать близость...
Read More

Искатель затерянного света

Яркой звездой на небосклоне изобразительного искусства Узбекистана явилось творчество Жанпулата Башарова. Знакомясь с его работами, понимаешь, что Жанпулат никогда не был равнодушен к жизни. В напряженной борьбе со смертью он торопился изобразить красоту окружающего мира, его гармонию. В начале творческого пути Жанпулата привлекала графика. Им были оформлены и проиллюстрированы произведения Турсунбая Саматова, в их числе "Бахт сайераси мехмони" ("Гость с планеты Счастья"), выполнены акварельные иллюстрации к сказкам народов мира - индийской "Анбе ва Ранбе" ("Анбе и Ранбе"), немецкой "Болакай" ("Мальчуган"), индонезийской "Донишмонд Сулейманшох" ("Мудрый Сулейманшах"), индийской "Айер чиябури" ("Хитрый шакал"), к сказке "Тонгга пешвоз чиsайлик" ("Навстречу заре") и т. д., созданы серии рекламных плакатов на разные темы, микроплакатов "Человек и природа". В полную силу талант художника раскрылся в 90-е годы, когда он почти полностью перешел на масляную живопись. Жанпулат сразу заявил о себе как блестящий колорист. Его живопись многогранна. Произведения - "Натюрморт с кумганом и нарезанной дыней", "Натюрморт с арбузом", "Изобилие" и др. ассоциируются с голландской школой, вместе с тем в...
Read More

Навкирон Узбекистон

С 6 по 22 сентября в Центральном выставочном зале Академии художеств состоялась первая Республиканская молодежная выставка, приуроченная к празднованию 11-й годовщины независимости страны. Она ставила своей целью выявление наиболее ярких произведений молодых художников республики, работающих в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, дизайне, инсталляции, фото, компьютерной графике и текстиле, с тем, чтобы повысить профессиональный уровень молодых художников, консолидировать наиболее интересные, новаторские силы молодежи, определить творческий потенциал современного искусства Узбекистана, содействовать созданию новых инновационных проектов узбекских художников, пропагандировать творчество молодежи. В данном проекте принимали участие молодые (до 35 лет) художники Узбекистана, в том числе Каракалпакстана. Свои работы представили около 100 живописцев, графиков, керамистов, ювелиров, дизайнеров по текстилю, резчиков по дереву. Оригинальные инсталляции и традиционная миниатюра, эскизы театральных декораций и художественные ремесла отражали различные направления и стилевое многообразие узбекского искусства. На выставке было широко представлено творческое объединение молодых художников Академии художеств, которое насчитывает 73 человека. Из них 50 представляют Ташкент, 9 Самаркандский вилоят, по одному Наманганский, Бухарский, Навоийский, Сырдарьинский, Кашкадарьинский, Сурхандарьинский, Хорезмский вилояты и 7...
Read More

Одежда кунгратских женщин Сурхандарьи

Национальный костюм - одно из ярких проявлений материальной культуры. В нем нашли свое отражение вековые традиции и обычаи народа, прекрасное искусство ткачей, эстетические приоритеты, свойственные культуре каждого края. Общеизвестно, что одежда жителей различных областей Узбекистана неодинакова. Особенно интересна одежда населения Сурхандарьи, прежде всего кунгратцев. Однако традиционный костюм жителей Сурханской долины до сих пор не исследован в полном объеме. Этнический состав населения долины Сурхана, расположенной в южной части страны, разнообразен. Наиболее многочисленным и древним племенем являются кунгратцы, род даштикипчакского происхождения, чья одежда, особенно женская, во многом отличается от одежды жителей других регионов. Комплекс одежды кунгратских женщин формировался столетиями под влиянием как местных условий жизни, климата, рода занятий, так и экономических и культурных связей с соседними народами. В состав национальной одежды кунгратских женщин входят нижнее и верхнее платья, шаровары (лозим), верхняя одежда, головной убор и обувь. Кроме этого, в зависимости от возраста женщины носили различные ювелирные украшения. Во второй половине XIX в. замужние женщины одевали прямое платье традиционного кроя, широкое, с длинными рукавами....
Read More

Гобелен. Поиски новых идей и тем

Cреди многообразия видов декоративно-прикладного искусства Узбекистана определенное место принадлежит гобелену. Яркий период его развития связан с 1970-ми годами, с Ферганой, родиной многих известных мастеров гобелена Узбекистана. 1990-е годы были довольно проблематичными для этого вида искусства, и лишь выставки последних лет свидетельствуют о том, что гобелен вновь занял свое достойное место в палитре современных видов искусства. Во второй половине 1990-х годов в Узбекистане формируется группа молодых гобеленистов, чьи работы - свидетельство активного поиска новых путей развития этого интересного вида искусства. И хотя в большинстве своем они постигли азы мастерства самостоятельно, работают разобщенно, вне творческих контактов, и каждый ищет свой, индивидуальный путь, свой способ выражения, их работы объединяет владение техникой гобелена, новое понимание роли материала, осмысление декоративной формы. Работы последних лет наглядно демонстрируют, что кризисный период в этом виде творчества позади. Последнее десятилетие активно занимается гобеленом Милена Тюрина. Ученица Л.Талдыкиной, она прошла настоящую школу мастерства и у московских и петербургских гобеленистов. Работы Тюриной выставляются на республиканских и международных (Москва, Украина) выставках с 1990...
Read More

У музы фотографии есть теперь дом в Ташкенте

В 2000 г. при Академии художеств Узбекистана было создано объединение фотохудожников, а в январе 2002 г. в Центре современного искусства открыт ташкентский Дом фотографии, в котором уже было проведено несколько фотовыставок. Все это - этапы возрастающего внимания к фотографии со стороны государственных и общественных структур, осознающих ту роль, которую играет в жизни страны это довольно молодое в исторических масштабах искусство. В канун 11-й годовщины Дня независимости республики состоялось открытие фотовыставки и оглашение результатов конкурса "Ташкент - мой любимый город". В выступлениях представителей городского хокимията, взявшего на себя роль главного спонсора, председателя Академии художеств Узбекистана Турсунали Кузиева отмечалось, что Ташкент был и остается городом, объединяющим в единый уютный дом людей разных культур. И не случайно гран-при конкурса был присужден циклу фотографий, выполненных Сергеем Карандаевым десятки лет назад возле знаменитого некогда фонтана перед театром имени Навои, куда "в докондиционерную эпоху" приходили ташкентцы в поисках прохлады. Эта вы-ставка - четвертая или пятая в ряду вернисажей, организованных ташкентским Домом фотографии. Своими размышлениями поделилась в нашей беседе...
Read More

Анализ исторических прототипов способов морфологической трансформации одежды

Создание одежды, способной к видоизменениям (т.е. трансформируемой), всегда было связано с обеспечением многих важных функций жизнедеятельности человека. Трансформирующиеся изделия создаются для динамичного образа жизни и жизненных ситуаций, характеризующихся частой сменой функциональных процессов, высоким ритмом событий. Таким образом, принцип морфологической трансформации имеет фундаментальное значение в формообразовании современной одежды различного назначения. С целью определения исторических прототипов и перспективы развития совре-менного ассортимента трансформируемой одежды, ее конструкций, способов и средств морфологической трансформации был проведен ретроспективный анализ исторического костюма. Анализ информации, полученной в результате изучения литературных источников, архивных и музейных материалов, дает представление о большом многообразии видов трансформации, используемой в историческом костюме, что позволяет выделить несколько характерных периодов ее развития, тесно связанных с видоизменением кон-струкции одежды и материалов для нее. В течение многих веков вырабатывались определенные приемы конструктивно-технологического и композиционного решения трансформируемой одежды и ее элементов. Уже в начальный период развития прототипов одежды, длившийся до V тысячелетия до н.э., когда использовались лишь природные материалы (шкуры животных, кора деревьев, волокна растений и т.д.) и основная функция одежды была...
Read More

Культовая семантика керамики

При археологических раскопках в Бактрии, проводимых в 20-е - 30-е годы XX столетия различными экспедициями, были найдены многочисленные разнообразные керамические изделия. Изучению их датировки, типологии и классификации, генезиса и эволюции посвящено много статей и отдельных разделов книг. Но за пределами этих исследований осталось немало вопросов, не получивших еще должного освещения. К ним относится и вопрос о культовой семантике гончарных сосудов Бактрии эпохи Кушан (I - III вв. н.э.), относившихся по племенной принадлежности к юэчжам-тохарам, но получивших свое название от прародителя правящей династии - Кушана, подобно западноиранским династиям Ахеменидов, Аршакидов и Сасанидов от Ахемена, Аршака или Сасана. По своему назначению гончарные сосуды подразделяются на пять основных видов: утилитарная (для приготовления и хранения пищи и напитков); культовая (имеет ряд особенностей, о них ниже); письменная (употребление целых сосудов и фрагментов - остраков для записи); погребальная (использование сосудов, в основном хумов, для хранения костей); декоративная (для украшения интерьера помещений). Как правило, гончарные сосуды выполняли одну или две функции, но имеются и такие, которые совмещали даже три или четыре из них, как,...
Read More

Средневековый сосуд с тамгой из Заамина

В 2000 году при раскопках гончарной печи на Джартепе в Заамине были найдены фрагменты поливного блюда, из которых оно практически полностью было собрано. Осталось только выяснить его размеры, которые составили в диаметре - 23,5 см, в высоту - 6,5 см. Перед нами оказался образец обычного широко распространенного сосуда второй половины XII в. Зеркало его в традициях этого времени разделено лу-чами на восемь секторов, четыре из которых украшены орнаментом в виде косой сетки, а четыре других - тамгообразным знаком в виде "трезубца Нептуна" с отростком в нижней части. Любопытно, что нижняя часть знака в виде перекладины с запятой в трех случаях прочерчена начиная справа налево, как принято в арабской графике, а в четвертом, наоборот, - слева направо. Скорее всего гончар, как это имело место в то время, был неграмотным. Тамгообразные знаки на поливной посуде XII в., насколько известно, не только в Уструшане, но и в других исторических областях республики не встречались. Для украшения чаши гончар использовал краски зеленого, салатового и различные оттенки...
Read More

Развитие Бухары как города

Бухара была известным торговым городом на Великом шелковом пути. Ее центр представляет собой сокровищницу исторических и архитектурных памятников средневековья, которые находятся под защитой государства. Правительство Узбекистана уделяет большое внимание защите и сохранению исторических зон города. В 1994 г. Бухара была включена в список мирового наследия ЮНЕСКО как памятник мирового культурного наследия. В 1997 г. в Бухаре отмечался ее 2500 - летний юбилей. Этот город может рассматриваться в качестве основы для определения индивидуальных особенностей новой национальной архитектуры Узбекистана. Ряд культурных мероприятий и международных конгрессов стал частью процесса интенсификации нового понимания роли исторических центров республики. В XX в. произошел конфликт между типично традиционной "фактурой" Старого города и различными современными урбанистическими структурами. Сегодня мы должны ответить на вопросы: каким образом современное узбекское общество, в частности градостроители и архитекторы, могут разрешить конфронтацию с недалеким советским прошлым, какую роль играет политическое и культурное влияние русского и советского периодов? Может ли разнообразие идеологического, регионального и культурного влияния быть оценено позитивно и трансформировано в нечто новое? Бухара под властью...
Read More

Редакционная коллегия

Бухара была известным торговым городом на Великом шелковом пути. Ее центр представляет собой сокровищницу исторических и архитектурных памятников средневековья, которые находятся под защитой государства. Правительство Узбекистана уделяет большое внимание защите и сохранению исторических зон города. В 1994 г. Бухара была включена в список мирового наследия ЮНЕСКО как памятник мирового культурного наследия. В 1997 г. в Бухаре отмечался ее 2500 - летний юбилей. Этот город может рассматриваться в качестве основы для определения индивидуальных особенностей новой национальной архитектуры Узбекистана. Ряд культурных мероприятий и международных конгрессов стал частью процесса интенсификации нового понимания роли исторических центров республики. В XX в. произошел конфликт между типично традиционной "фактурой" Старого города и различными современными урбанистическими структурами. Сегодня мы должны ответить на вопросы: каким образом современное узбекское общество, в частности градостроители и архитекторы, могут разрешить конфронтацию с недалеким советским прошлым, какую роль играет политическое и культурное влияние русского и советского периодов? Может ли разнообразие идеологического, регионального и культурного влияния быть оценено позитивно и трансформировано в нечто новое? Бухара под властью...
Read More

Хроника художественной жизни (июль — октябрь 2002)

10 - 29 июля В Центральном выставочном зале прошла выставка художника-дизайнера О. Николаевой "OLGA" ("Вперед"). На выставке экспонировалось более 150 произведений изографии, живописи, графики, дизайна. Творческое открытие художника - структурная бионика - путь познания природы, выявление ее структур, идей и генпланов. 10 - 29 июля Авторский проект В.Апухтина "Театр живописи осуществленных желаний" был задуман и реализован за 1999 - 2002 г. Его особенностью является то, что более 150 работ живописи и графики, представленных в экспозиции Центрального выставочного зала, были созданы людьми, не имевшими до встречи с В.Апухтиным профессионального художественного опыта. Цель проекта - проиллюстрировать утверждение "Творить - значит являть себя". 10 июля - 15 августа На выставке "Цветы - вашему дому", прошедшей в Центре современного искусства, было представлено более 200 произведений, среди которых - художественные полотна, работы декоративно-прикладного искусства, фотографии и композиции из свежих цветов. 2 - 15 августа В Центре современного искусства были организованы художественная выставка и вечер памяти, посвященные 90 - летию со дня рождения художников Чингиза Ахмарова и Рашида Темурова. Экспозиция...
Read More

Кинематограф Узбекистана: Другое Кино

90-годы ХХ в. обозначили рубеж, провели четкое разграничение в кинопроцессе Узбекистана между "старым" и "новым" кино. Изменилась философия и структура художественно-игрового фильма. На смену классическому советскому кино, строго следующему канонам соцреализма, повествующему о тружениках села и города, передовиках производства, пришло новое антитоталитарное кино, где не было героя - объекта для подражания, идеологии воспевания государственного строя, или какой-либо политической программы, где основным исходным материалом был не "человек на экране", а реальная жизнь человека. Обретение Республикой Узбекистан независимости способствовало формированию нового кино. В 1992 - 1996 гг. был принят ряд важнейших правительственных указов, направленных на развитие национального киноискусства в целом. Государство взяло на себя роль спонсора (начиная с 1996 г. ежегодно из бюджета финансировалось 6 полнометражных игровых лент и т.д.), что повлияло позитивным образом на социально-общественную роль кинематографа. Кинопроцесс Узбекистана конца ХХ в. (90-е годы) представлен талантливыми произведениями режиссеров нескольких поколений. В таких фильмах, как "Долина моих отцов" Ш.Аббасова, "Каменный идол", "Железная женщина", "Шариф и Мариф", "Севги" И.Эргашева, "Во сне я горько плачу",...
Read More