В 2000 г. при Академии художеств Узбекистана было создано объединение фотохудожников, а в январе 2002 г. в Центре современного искусства открыт ташкентский Дом фотографии, в котором уже было проведено несколько фотовыставок.

Все это — этапы возрастающего внимания к фотографии со стороны государственных и общественных структур, осознающих ту роль, которую играет в жизни страны это довольно молодое в исторических масштабах искусство. В канун 11-й годовщины Дня независимости республики состоялось открытие фотовыставки и оглашение результатов конкурса «Ташкент — мой любимый город». В выступлениях представителей городского хокимията, взявшего на себя роль главного спонсора, председателя Академии художеств Узбекистана Турсунали Кузиева отмечалось, что Ташкент был и остается городом, объединяющим в единый уютный дом людей разных культур. И не случайно гран-при конкурса был присужден циклу фотографий, выполненных Сергеем Карандаевым десятки лет назад возле знаменитого некогда фонтана перед театром имени Навои, куда «в докондиционерную эпоху» приходили ташкентцы в поисках прохлады. Эта вы-ставка — четвертая или пятая в ряду вернисажей, организованных ташкентским Домом фотографии.

Своими размышлениями поделилась в нашей беседе председатель объединения фотохудожников Умида Ахмедова, которая сказала: «Создание Дома фотографии — долгожданное событие для всех фотографов Ташкента. Надеюсь, что он станет подлинным храмом для фотографов. В Узбекистане есть мастера международного уровня. Но каждый из нас нуждается и в поддержке, и во взаимодействии с зарубежными коллегами по профессии. Поэтому столь важны конкурсы, где есть возможность сопоставить себя с другими, и выставки, которые стимулируют приход в профессиональную фотографию новых людей.

Если говорить о проблемах, то они связаны, в первую очередь с финансово-экономической стороной дела. Во всем мире спонсорскую поддержку вы-ставкам и конкурсам фотографии оказывают фирмы, изготавливающие фототехнику и фотоматериалы. И совсем не обязательно, чтобы в стране были такие фирмы. Достаточно, чтобы были дилеры, заинтересованные в распространении своей продукции. В Ташкенте их фактически нет. Те, которые работают, например, «Кодак», ориентированы только на бытовую фотографию, а професиональная аппаратура и материалы ими даже не предлагаются. В результате возникает своеобразный парадокс. С одной стороны, в республике есть мастера высокого класса, с другой — явное незнание местными заказчиками рекламных фотографий реальных затрат, необходимых для получения действительно высо-ких результатов. Рассматривая зарубежные журналы, они рассчитывают на столь же высокое качество, а платить соответственно не хотят. Но искусство фотографии сегодня зависит в равной мере и от уровня технического обеспечения, и от уровня мастерства фотографа.

Сфера рекламы — огромный стимул развития фотографии. Выразительным рекламным воздействием могут обладать и фотонатюрморт, и жанровая фотография, и репортажный снимок. Профессионализм в рекламе очень важен, но наши мастера фотоискусства пока в ней в основном не заняты. А от этого стра-дает качество рекламы, да и финансовое положение тех фотографов, которые не позволяют опускать планку требовательности к себе, оставляет желать лучшего». Фотографам Узбекистана действительно есть что отразить и в недавней истории, и в современности.

Прошедшие за полгода работы Дома фотографии выставка «Фотохудожники Узбекистана — 2002», персональная выставка Виктора Ана «До востребова-ния», который совсем недавно побывал со своими фотографиями в Японии, вернисаж «Поэзия света и тени» и презентация альбома под таким же названием, выставка молдавского фотографа Валерия Волонтира свидетельствуют о том, что профессиональный уровень искусства фотографии в Ташкенте достаточно высок. И все же не случайно Умида Ахмедова — ведущий фотограф Узбекистана, первая узбекская женщина-кинооператор, заговорила о профессиональных проблемах. Лет пятнадцать тому назад знаменитый режиссер Питер Брук приезжал в Ташкент, и все, кто имел хоть какое-то отношение к театру и кино, собрались послушать откровения мэтра мирового значения. А он сразу же заговорил о ремесле. О тех самых пресловутых и вечных (образ ремесла!) горшках, которые мастер лепит и обжигает, а подмастерье, не без оснований опасаясь затрещины, подсматривает за ним, выведывая, высматривая секреты.

Когда совсем недавно в лекционном зале Музея Сергея Есенина проходила выставка работ выдающегося мастера фотографии Луиджи Гири — одного из 20 лучших фотографов ХХ в., ее итальянские организаторы с удивлением обнаружили, что в Узбекистане различают фотоискусство и просто фотографию. В Италии, как и во всем цивилизованном мире, ремеслу фотографии учат едва ли не во всех известных университетах, а к искусству приближается и, возможно, достигает в нем высот, лишь тот, кто умеет «подсматривать» у других, уже состоявшихся мастеров и наверное у Бога.

Порадовало меня известие директора Дома фотографии Шахнозы Ходжаевой о том, что буквально на днях начнут работать трехмесячные платные курсы для фотографов. Грустно было осознавать, что в отличие от зарубежных стран «на фотографа» у нас учили только в системе бытового обслуживания. А вот теперь основами искусства художественной фотографии будут делиться такие мастера, как Владимир Соколов, Константин Минайченко, Умида Ахмедова и другие. Уже разработаны положение о курсах и их программа. Может быть, это начинание будет способствовать тому, что со временем в Национальном институте художеств и дизайна им. К.Бехзада и в Национальном университете Узбекистана появятся отделения фотографии.

Ближайший международный фотоконкурс — «Дорогие наши старики». Уже прислали свои работы фотографы из Франции, Украины, Молдовы, Узбекистана. Подведение его итогов состоится в декабре 2002 г. В состав жюри войдут мастера фотографии из-за рубежа и наши фотохудожники. В планах Дома фотографии — формирование библиотеки по истории отечественного и зарубежного фотоискусства, организация фонда коллекций старинной и современной фотографии, проведение конкурсов и галерей и многое, многое другое. Поделилась Ш.Ходжаева и своей заветной мечтой — издавать журнал «Мир объектива». Творчески этот проект вполне реален — в Ташкенте достаточно и фотографов, и дизайнеров, да и темы для обсуждения найдутся. Перспективы есть…

Безымянная муза фотографии, появившись в наших краях почти полтора века тому назад с неутомимыми энтузиастами, везшими за тысячи километров громоздкую аппаратуру и химикаты, чтобы запечатлеть для потомков памятники древней архитектуры и выразительные образы живущих здесь людей, думаю, ни разу не пожалела о своем путешествии. И живет теперь в доме, что возле сквера. Там, где Центр современного искусства. В ташкентском Доме фотографии.

Автор: Юрий Подпоренко