Камола Нишанова, музеевед
Художественный музей – научно-исследовательское, образовательно-просветительное учреждение, специалисты которого осуществляют сбор, сохранение, популяризацию и организацию выставок произведений изобразительного и прикладного искусств (1, с. 10-12).
История художественных музеев начинается со времен древнего Рима и средневековых городов Европы. Именно тогда при дворцах и храмах начали собирать и хранить бесценные произведения искусства. В эпоху Возрождения уже сложилась определенная система приобретения произведений искусств. Уффици, Прадо, Лувр – самые древние музеи, появившиеся в XVI в. Именно с этого времени начинается строительство дворцов и других величественных зданий с застекленными верандами. В Западной Европе – это так называемые галереи (специальные большие комнаты), предназначенные для хранения и показа художественных произведений.
В средние века в России произведения искусства хранились в основном при церквях и монастырях. В XVI в. первые коллекции картин и других предметов искусства собирали в так называемой Оружейной палате в Москве. А начиная с XVII в. коллекционируют произведения искусств такие богатые вельможи, как В. В. Голицын, А. С. Матвеев, Б. М. Хитров, Ф. Я. Милославский.
В XVIII в. собирают ценные произведения искусств также знатные аристократы А. С. Строганов, Н. Б. Юсупов, И. И. Шувалов, подражая Петру I.
В XIX в. двери музеев открываются для посетителей. Экспонаты, собранные в Эрмитаже, Русском музее в Петербурге, в Третьяковской галерее в Москве, стали доступны для всех желающих (2, с. 13-14).
Со второй половины XIX в. в Туркестане также появляются первые музеи, в которых были собраны многочисленные коллекции. Они сразу же привлекли внимание общественности, заняв заметное место в жизни народа как отдельное самостоятельное культурное учреждение. Музеи быстро стали центрами культурной, научной, просветительской и воспитательной работы, превратившись в важное коммуникативное звено общественых отношений.
Более 60 тысяч бесценных образцов изобразительного искусства – скульптура, произведения народного творчества, древние монеты, золотошвейное и гончарное искусства хранится в Государственном музее искусств Узбекистана. Это культурно-просветительское учреждение – одно из самых крупных в нашей Республике.Основой для создания в 1918 г., и функционирующего вот уже почти сто лет музея стала коллекция князя Н. К. Романова.
В первые годы работы музея его основой послужили предметы искусства, конфискованные или преобретенные у частных коллекционеров, а также экспонаты, переданные из фондов государственных музеев Москвы и Санкт-Петербурга. В мае 1925 г. при музее были открыты кузнечная, гончарная мастерские и мастерские по изготовлению художественной ткани. Согласно данным отдельных источников, в 1930 г. в фонде музея хранилось 2759 экспонатов, более половины которых являлись произведениями узбекского национального изобразительного искусства. В 1935 г. музей получил статус Государственного музея искусств Узбекистана. 30 апреля в 1974 г. состоялось торжественное открытие современного нового здания музея, которое дало возможность музею демонстрировать свою полную коллекцию. Экспозиционная площадь музея, расположенного на трех этажах, составляет 4800 кв.м, и состоит из залов с переносными стенами, что помогает легко регулировать потоки посетителей и экскурсионных груп. Здание со всех сторон покрыто специальным стеклом, что способствует равномерному освещению залов. В пасмурную погоду дополнительно используется искусственное освещение.
Государственный музей искусств Узбекистана включает экспозиционные залы, хранилища фонда или запасники, реставрационные мастерские, научную библиотеку с учебным залом, фонотеку.
В 2014 г. в честь 100-летнего юбилея музея, правительством Республики Узбекистан было принято постановление «О реконструкции и укреплении материально-технической базы Государственного музея искусств Узбекистана».
Одним из своеобразных культурно-просветительских центров страны является также Музей прикладного искусства Узбекистана. В 1927 г. была организована выставка лучших образцов творчества узбекских мастеров-ремеслеников, преобразованная позже в постоянную выставку, названную «Выставкой народного хозяйства Узбекистана». С каждым годом количество ее экспонатов росло, а фонд пополнялся произведениями народно-прикладного искусства, которые впоследствии стали экспонатами в «Музее ремесел», открытом в Ташкенте 7 июля 1937 г. В 1960 г. музей был назван «Постоянной выставкой прикладного искусства Узбекистана». Согласно постановлению Кабинета Министров Узбекистана от 15 августа 1997 г. выставка получила статус «Музея прикладного искусства Узбекистана». Здание музея – это яркий образец национального архитектурного искусства конца ХIХ в. В оформлении здания принимали участие именитые мастера из Бухары, Хивы, Самарканда, Ташкента и Риштана. В музее собраны высокохудожественные экспонаты прикладного искусства, созданные узбекскими мастерами-ремеслениками с начала XIXв. по настоящее время.
В настоящее время Музей прикладного искусства – один из крупных культурно-просветительских центров нашей страны. Ежегодно его посещают многие тысячи людей – как жителей Узбекистана, так и других стран. В то же время музей – это как своеобразная лаборатория для специалистов, занимающихся историей узбекского народного прикладного искусства и творческой мастерской народных мастеров и художников.
Среди музеев Узбекистана — Государственный музей Республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого в Нукусе. Он занимает первое место в республике по числу (более 80-ти тысяч) произведений изобразительного искусства. По утверждению специалистов, данный музей с точки зрения значения и масштаба коллекции произведений русских художников занимает второе место в мире после знаменитого Русского музея в Санкт-Петербурге.
Уже с начала 1970-х годов музей Каракалпакстана стал источником знаний для специалистов и мастеров искусства. Своими успехами музей обязан его основателю – Игорю Витальевичу Савицккому, сумевшему доказать в то время чиновникам, что Каракалпакстану нужен музей искусств. Музей был открыт в Нукусе в 1966 г. Его первым директором стал И. В. Савицкий, который собирал произведения художников, чье творчество было связано со Средней Азией. В их числе были произведения основоположников художественной школы Средней Азии, в частности Р. Мазеля, а также художников Узбекистана – А. Волкова, М. Курзина, Н. Карахана, У. Тансыкбаева, В. Уфимцева и др.). И. В. Савицкий со своими единомышленниками в течение 10 – 15 лет создали музей, в котором собраны ценные произведения искусства (3).
В течение 7 лет американскими кинематографистами создавался документальный фильм «Пустыня запрещенного искусства» (Desert of forbidden art) с использованием современных технологий и спецэффектов, а в 2010 г. состоялась его презентация. Авторы при создании фильма использовали ценные архивные материалы, фотографии, брали интервью у художников, экспертов мирового значения и у людей, непосредственно знавших И. В. Савицкого. Специально для фильма была написана и музыка. Этот фильм – самое известное и ценное произведение о музее. В 2015 г. были построены и сданы в эксплуатацию второй экспозиционный блок музея и специальное хранилище фонда.
Один из крупнейших художественных музеев Узбекистана – Музей изобразительного искусства – филиал Бухарского государственного художественно-архитектурного Музея-заповедника. В Музее-заповеднике сначала хранилась коллекция произведений, не представляющих какой-либо художественной ценности, поскольку в то время перед музеем-заповедником еще не ставилась задача сбора произведений изобразительного искусства. В 1960 г. при Музее-заповеднике был открыт отдел изобразительного искусства. К этому времени уже была собрана коллекция произведений изобразительного искусства, поэтому в 1985 г. Музей-заповедник получил новый статус и стал именоваться «Бухарский государственный художественно-архитектурный музей-заповедник».
В 1980 г. в целях демонстрации коллекции изобразительного искусства музея, сохранения и умножения ее экспонатов открывается «Бухарский Музей изобразительного искусства».
В коллекцию музея вошли произведения художников П. П. Бенькова, М. И. Курзина, В. И. Уфим-цева, Н. Карахана, З. М. Ковалевской, А. Волкова, Н. Ка-шиной, У. Тансыкбаева, А. Абдуллаева, Р. Ахмедова, Р. Ча-рыева и других художников.
В отчете «Бухарского государственного художественно-архитектурного музея-заповедника» за 2010 г. отмечено, что в музее, начиная с 1994 г., экспонируются предметы, отражающие этапы развития ювелирного искусства Бухары, относящиеся к периоду со II в. до н. э. до ХХ столетия.
Отделы ювелирного искусства и исторической одежды Бухары взаимодополняют друг друга, а экспонаты, собранные в них, являют собой наследие прикладного искусства, раскрывающее политические и культурные особенности эпохи, этнические черты нации.
В 1983 г. была открыта Ургенчская картинная галерея (Хорезмская область) в связи с 1200-летним юбилеем великого ученого Аль Хорезми. Здание было построено в 1910 – 1912 годах в стиле хорезмской архитектурной школы с элементами европейской архитектуры. В 1939 – 1983 гг. в нем располагался главный узел связи. В Галерее экспонируется более 400 произведений почти 180 художников, живших и творивших в ХХ в. В их работах нашли отражение все творческие школы и направления, имевшие важное значение в истории узбекского национального изобразительного искусства. В отчете Галереи картин Ургенча за 2010 г. отмечается, что в ее постоянной экспозиции находится более 50 произведений живописи, графики, скульптуры и произведения прикладного искусства таких хорезмских художников, как Тура Курязов, Отахон Оллаберганов, Эркабой Машарипов, Соли Кадиров.
Со второй половины ХХ в. при строительстве зданий музеев применяются решения, тесно связанные с национальными традициями в архитектуре, а также учитывающие особенности фонда. Яркий пример этому – Галерея изобразительного искусства Узбекистана, воздвигнутая в Ташкенте.
После того, как в 1994 г. была открыта Галерея картин Национального банка Узбекистана появилась возможность собрать крупную коллекцию произведений мастеров узбекской живописи. 10 сентября 2004 г. Галерея картин Национального банка Узбекистана переехала в специально построеное здание и приобрела статус «Галереи изобразительного искусства Узбекистана». Основные задачи, стоящие перед данной Галереей – сохранение бесценных произведений живописи ХХ в., отражение этапов развития узбекской живописи, предотвращение вывоза произведений искусства за рубеж, поддержка молодых художников и популяризация национального изобразительного искусства.
Музейные запасники – важная часть музея. В них обычно хранится большая часть коллекции. Они имеют важное значение в развитии музея и его программ, так как запасники непосредственно связаны с такими направлениями деятельности, как проведение научных изысканий, консультаций, организация выставок, сохранение коллекций и передача их во временное пользование. В настоящее время Галерея изобразительного искусства Узбекистана – единственное музейное заведение, имеющее хранилище фонда, соответствующее требованиям мировых стандартов.
Для художественных музеев характерны своеобразные социально-культурные особенности, их деятельность можно изучать с точки зрения культурологии, социологии, философии и музееведения. Поэтому важное образовательно-воспитательное значение приобретает проведение таких работ, как ведение музейной документации, сохранение фонда, проведение научных изысканий.
Литература
- Лысикова О. В. Музеи мира. Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». М., 2004.
- Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М., 2004.
- ХХ аср авангарди. ?ора?алпо?истон Республикаси Давлат санъат музейи жамламасидан. Тошкент, 2003.
- Альмеев Р. Бухара – город-музей. Ташкент, 1999.
- Ибрагимова Н. И. ?айрат олами // Мозийдан садо. 1999, № 1-2.
- Новожилова Л. И. Художественный музей в системе культуры. Л., 1980.
- Общественные музеи Узбекистана. Ташкент, 1988.