Бекназар Дустмурадов, музыковед

Исполнение песен, музыкальное и композиторское творчество, составляющие весомую часть музыкального наследия узбекского народа, в ХХ в. получили беспримерное развитие благодаря труду многих мастеров музыкального искусства, заслуживших любовь народа. Один из них- композитор и исполнитель Орифхон Хотамов.
Орифхон Хотамов родился 25 мая 1924 г. в Джизаке. Когда ему исполнилось 7 лет, семья переехала в Янгиюльский район Ташкентской области. Детские и юношеские годы Орифхона прошли в кругу музыкантов. Слушая исполнение известных певцов, Орифхон старался подражать им. До того, как присоединиться к коллективу театральной труппы, он научился играть на нае. Любовь к искусству привела его к Журахону Султонову — знаменитому композитору и исполнителю, благодаря которому он усвоил секреты игры на танбуре и исполнительского искусства, научился мастерски исполнять такие песни, как “Найлайин”, “Бешпарда Сувора”, “Бог аро”, “Кириб бустонни кездим”, “Гулузорим кани”.Орифхон, брал уроки мастерства у таких театральных деятелей и мастеров искусств, как Тухтасин Жалилов, Маъмуржон Узоков, Дони Зокиров, Саиджон Калонов, Фахриддин Содиков, Ганижон Тошматов, Шокосим Шожалилов. Впоследствии в коллективе их театра он начал свою творческую деятельность.
Прошли годы… Начиная с 1989 г. и до конца своей жизни Орифхон Хатамов занимался педагогической деятельностью, обучая секретам исполнительского мастерства молодых почитателей искусства в Институте искусств и культуры. Ориф Хотамов говорил: “Когда я работал в филармонии, у меня появилось желание поделиться своими знаниями с молодыми почитателями искусства. Поэтому где бы я ни работал, всегда учил певцов, желающих постигнуть секреты этой профессии”.
Орифхон Хотамов обучал студентов стилям и манере исполнения песен “Шашмаком”, “Фергана — Ташкент”и “Хорезм” и произведений композиторов. Одним из первых в узбекском музыкальном искусстве он начал обучать молодых певцов исполнению песен дуэтом. Следует отметить, что начало исполнению дуэтом произведений композиторов и народных песен положили Маъмуржон Узоков и Журахон Султонов. Орифхон же Хотамов, опираясь на эту традицию, дал начало пению дуэтом макомов. Эту исполнительскую манеру он осваивал вместе со своими учениками, отбирая при этом мужчин и женщин, тембры голосов которых совпадали, положив, таким образом, основу новому исполнительскому направлению. Так, он воспитал такие дуэты исполнителей, как Бекназар Дусмуродов и Сойиб Ниёзов, Абдунаби Ибрагимов и Бекназар Дусмурадов, Матлуба Дадабоева и Махбуба Хасанова. Орифхон Хатамов был учителем и таких народных хафизов Узбекистана, как М. Юлдошев, М.Тожибоев, таких заслуженных артистока Узбекистана, как Н. Сатторова, Г. Эркулова, К.Буриева, которые в настоящее время по примеру своего учителя тоже обучают секретам мастерства пения дуэтом молодых певцов.
Когда Орифхон Хотамов преподавал студентам, он не выпускал из рук свой танбур. Если голосовые особенности кого-нибудь из учеников нравились ему, он обучал их пению песен, которые редко исполнялись. Сначала для этого искал текст этой песни и давал студентам его записать. Затем комментировал содержание стихов, рассказывая, кто эти песни исполнял ранее и как интерпертировал их. После этого на каждом уроке учитель предлагал петь по два полустишия, доводя таким образом исполнение одной песни до совершенства за два-три месяца. Во время обучения, чтобы не утомлять студента, он просил петь не громко, поскольку при громком пении исполнение песни трудно довести до совершенства. А при негромком исполнении певец может глубоко прочувствовать мотив, переливы и другие особенности песни. Ещё одной особенностью обучения было то, что преподаватель давал студентам записи их исполнения на магнитной плёнке.
Наставник часто повторял своим ученикам: “Танбур очищает голос и уши человека и помогает выучить тона и полутона”. Поэтому он советовал им учиться игре на танбуре и петь под аккомпонемент дутара.
У Орифхона Хотамова была своя манера игры на музыкальных инструментах. Так, при игре на танбуре учитель использовал двойной удар по струнам, манере игры которой он научился у Народного хафиза Узбекистана Журахона Султонова. Такую манеру игры мы не увидим, к сожалению, у других исполнителей.
Орифхон Хатамов как композитор создал прекрасные песни, внеся достойный вклад в композиторское искусство Узбекистана. Он отмечал: “Великие деятели искусств были для меня и учителями, и коллегами по творчеству. Я стремился, опираясь на их пример, создавать свои произведения”. В тесном сотрудничестве с великими деятелями искусств Орифхон Хотамов создал такие произведения песенного искусства, как “Эй ў?ил” (стихотворение Салохи), “Коши ёсинму дейин” (газель Навои), “Кўзинг” (стихотворение Собира Абдуллы), “?аро булибдур” (газель Навои), “Сенсиз” (газель Муниса), “Ўтдиму” (стихотворение С.Зуннуновой), “Дерлар” (газель Машраба).
В тесном контакте Орифхон Хотамов находился с Хожихоном Болтаевым и Комилжоном Отаниёзовым из Хорезма, всесторонне усвоив их творчество, брагодаря чему тоже достиг превосходного исполнения образцов народных сувора, песен и макомов в хорезмском исполнительском стиле. Посвятив свою жизнь искусству и создав своеобразную исполнительскую школу, Орифхон Хотамов доказал, что песни и мелодии, созданные им, неувядаемы, воодушевляя и представителей нашего современного поколения.
Самоотверженный труд Орифхона Хотамова-наставника достойно оценён государством – он был удостоен таких высоких званий, как “Заслуженный артист Узбекистана” и “Народный хафиз Узбекистана”, а также награжден орденом “Дустлик”.