Акмаль Ульмасов. Малоизвестные находки антефиксов из Халчаяна

Изучение городища Халчаян началось в 60-е гг. прошлого столетия Узбекистанской искусствоведческой экспедицией (УзИскЭ) Института искусствознания АН РУз, возглавляемой академиком АН РУз Г.А. Пугаченковой. В результате археологических раскопок было обнаружено, что в древности на месте этих холмов был античный город (1). Согласно данным исследователей, возникновение ранних населенных пунктов на этой территории восходит к середине I тыс. до н.э., формирование крупного города происходит в IV - III вв. до н.э., а развитие - в период греко-бактрийского царства, сако-юэчжийского и кушанского времени. Жизнь на городище угасает в кушано-сасанидский период (III - IV вв. н.э.). Но в раннем средневековье на территории городища отмечается его обживание. Этот античный город оригинален тем, что имел цитадель (Карабагтепа) подквадратной формы, обнесенную оборонительной стеной и рвом, кварталы с интенсивными планировочными структурами (Ханакотепа), крупные архитектурные здания - дворцы, а также жилые сооружения в садах и полях, на берегах рек. Одно из значительных сооружений - Халчаянский дворец, возведенный в раннекушанский период (I в. до н.э.) и использовавшийся в...
Read More

Хроника художественной жизни (сентябрь-декабрь 2010)

22 сентября - 5 октября, ЦВЗ Персональная выставка Орифа Муинова "Путь к женской душе" была приурочена к 60-летнему юбилею мастера, творчество которого многообразно и разнопланово. Но предпочтение он отдает жанру исторического портрета, в котором обращается к знаменитым людям нашей страны, государственным деятелям, национальным героям, поэтессам прошлого. Во внутренней глубине и высокой поэзии утонченных и одухотворенных женских образов, изображенных на полотнах, отразилось мастерство художника. 6 - 8 октября, ГИИ Уз Выставка работ театральных художников республики "Сценофест. Приговоренные к творчеству" прошла в рамках первого международного театрального фестиваля "Theatre. UZ/2010". Мастера старшего поколения Василий Юрьев и Бобонияз Курбанов, художники среднего поколения Даврон Раджабов и Шухрат Абдумаликов, молодые сценографы Анастасия Чапленко, Татьяна Фадеева и многие другие представили эскизы, макеты и элементы декораций к спектаклям, а также произведения живописи и фотографии, посвященные театру и персонажам известных драматических произведений. Художники, создавшие произведения из картона, отрезков ткани и иных подручных средств, а в качестве холста использовавшие подмостки сцены, отличились креативностью и свободой творческого мышления. Оживить...
Read More

Айнур Нуралиева. Система эпистем в рекламном дизайне Азербайджана

Реклама, как составляющий элемент информации и организующий фактор воздействия на акт сбыта, выступает важным звеном в процессе коммуникации. К тому же в качестве информации реклама обладает двумя важнейшими характеристиками: смысловым содержанием и формой, которую принимает содержание по желанию рекламиста. Форма подачи рекламы динамична, т.е. один и тот же текст может быть представлен разными смысловыми образами, что имеет для потребителя немаловажный смысл. Важны также ее формообразующие характеристики: цвет, шрифт, графически-образные формы, которые могут быть сугубо национальными и ментальными. Сегодня вопросам, посвященным рекламному дизайну, уделяется пристальное внимание. От того, как оформлено рекламное обращение, зависит успех всех предпринимаемых в этой области действий. Реклама не создает, не изобретает, а распространяет изобретенное. Она обрушивает на потребителя огромное количество информации. Однако изучение рекламного творчества невозможно без анализа и исследования ценностной шкалы, которая является основой в отношениях потребителя к окружающему его миру. Речь идет о специфике национального менталитета и имеющихся в социальных группах различиях. Рекламодатели учатся не только распознавать иерархию ценностей, но и применять ее...
Read More

Редакционная коллегия (4-10)

Реклама, как составляющий элемент информации и организующий фактор воздействия на акт сбыта, выступает важным звеном в процессе коммуникации. К тому же в качестве информации реклама обладает двумя важнейшими характеристиками: смысловым содержанием и формой, которую принимает содержание по желанию рекламиста. Форма подачи рекламы динамична, т.е. один и тот же текст может быть представлен разными смысловыми образами, что имеет для потребителя немаловажный смысл. Важны также ее формообразующие характеристики: цвет, шрифт, графически-образные формы, которые могут быть сугубо национальными и ментальными. Сегодня вопросам, посвященным рекламному дизайну, уделяется пристальное внимание. От того, как оформлено рекламное обращение, зависит успех всех предпринимаемых в этой области действий. Реклама не создает, не изобретает, а распространяет изобретенное. Она обрушивает на потребителя огромное количество информации. Однако изучение рекламного творчества невозможно без анализа и исследования ценностной шкалы, которая является основой в отношениях потребителя к окружающему его миру. Речь идет о специфике национального менталитета и имеющихся в социальных группах различиях. Рекламодатели учатся не только распознавать иерархию ценностей, но и применять ее...
Read More

Камилжон Гулямов. Ташкентская школа росписи и ее мастера

Неотъемлемой частью искусства росписи Узбекистана являются работы мастеров ташкентской школы, имеющей присущие только ей особенности. В Ташкенте, как и в остальных регионах Средней Азии, мастера использовали традиционные элементы, свойственные исламской культуре. Неповторимы по красоте и сложности архитектурного и декоративного решения медресе Кукельдаш и шейха Абул Касыма, мечети Хасти Имама, мавзолея Каффола Шоши и др. Порталы мавзолея Зангиата, медресе Кукельдаш и Баракхана украшены изразцами с элементами гириха синего и голубого цветов. "Художники, создавая пейзажи природы посредством узоров, заложили в них идею тишины первозданной природы, отобразив таким образом райский сад. Это, в свою очередь, подтверждало, что изобразительное искусство неразрывно связано с постулатами исламской веры" (1, с. 8). Декор отдельных частей строений во многом менялся в зависимости от изменений в использования тех или иных материалов. Ввоз в Узбекистан в XIX в. из России дерева лесных пород в корне изменил облик такого важного строительного компонента, как потолок, хотя основа осталась прежней - бревенчатой. Балки укладывались поперечно в один ряд и расписывались....
Read More

Мирон Пенсон (США). Обаятельный Шукур Бурханов

Однажды вечером, переключая телевизионные каналы, я вдруг на одной из русских программ обратил внимание на интервью Богдана Ступки, замечательного актера, народного артиста России и Украины. Я мучительно пытался вспомнить, кого он мне напоминает. Ну конечно же, - Шукура Бурханова, тоже народного артиста России, тоже очень талантливого и известного артиста не только в Узбекистане, где он жил и работал, но и во многих других странах. Богдан Ступка рассказал забавную историю о том, что когда он работал министром культуры Украины, он не бросал своей актерской деятельности. В театре им. Ивана Франко шла пьеса, в которой Б. Ступка играл бедного крестьянина. Он сидел в гриме около старого дома и думал свою грустную думу. Мимо него проходили богачи, генералы, урядники, знатные дамы. По сюжету пьесы, они должны были с презрением смотреть на бедного крестьянина, но… актеры, игравшие этих богачей, проходя мимо Богдана Ступки, кланялись угодливо и снимали шапки. "Да вы что, ребята, одурели? - говорил им Богдан. - Ведь я по роли -...
Read More

Парвиз Курбанмамадов. "ТашкентАле — 2010". Итоги и впечатления

Международное Ташкентское фотобиеннале, проходившее с 9 по 30 октября на семи художественных площадках столицы (Ташкентский дом фотографии, Центральный выставочный зал АХ Уз, Дворец творчества молодежи, Галерея изобразительного искусства Узбекистана, Выставка культуры и искусства, Государственный музей искусств Узбекистана, Караван-сарай культуры) и в Галерее "Чорсу" города Самарканда - событие знаковое и, бесспорно, одно из центральных в культурной жизни нашей страны. Юбилейный, пятый по счету, смотр лучших работ фотохудожников со всего мира по своему размаху превзошел предыдущие: в Оргкомитет биеннале поступило около 2000 художественных фотографий от 174 профессиональных фотографов и любителей из 43 стран Европы, Азии, Африки, Америки и Австралии, из которых было выбрано для экспонирования более 800 снимков. Конечно, существует необходимость как-то упорядочить, систематизировать увиденное, потому что именно фотобиеннале - это та точка отсчета, от которой следует двигаться, которая формирует дальнейший вектор развития фотоискусства у нас в стране, как минимум. При всем разнообразии и оригинальности работ невозможно описать и проанализировать их все. Наш выбор субъективен, и представление об актуальности - тоже....
Read More

Рокия Хамраева. Литературные произведения на экране

Экранизация - одна из форм непосредственного взаимодействия и взаимообогащения литературы и кино. Поэтому в мире огромное количество литературных произведений, которые были переведены на язык экрана. Главная причина явления экранизации в кинематографе - сила литературы (1, с. 9). Литературные образы, оживая на экране, помогают зрителю по-новому прочесть литературное произведение, увидеть его новую трактовку. С момента возникновения киноискусство стало наиболее крупным "потребителем" литературы. Становление российского кинематографа, например, связано с экранизаций произведений классиков русской литературы - Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина; французы экранизировали А. Дюма, Ги-де Мопассана, В. Гюго; англичане - Дж. Остин, В. Шекспира, Дж. Голсуорси; американцы - Ж. Амаду, Г. Маркеса, Т. Уильямса и т.д. Известны примеры, когда разные режиссеры в разное время обращались к одному и тому же литературному произведению, воплощая на экране свое видение его образов и фабулы. В кинематографе любого государства существует целый ряд выдающихся литературных произведений, получивших второе рождение на экране, стимулируя, таким образом, становление национального киноискусства. Так, творчество киргизского писателя Ч....
Read More

Сангуль Каржаубаева. Патетический концепт театральной живописи Гульфайрус Исмаиловой

Развитие казахского музыкального театра в своих лучших образцах неразрывно связано с творчеством Гульфайрус Мансуровны Исмаиловой - художника театра, народного художника Республики Казахстан, которая в 2009 г. отметила свое 80-летие и чье имя связано со спектаклями высокого стиля и ознаменовало начало нового направления в театральной живописи Казахстана. О деятельности выдающейся художницы современности в казахском театре написано сравнительно много. По сути дела, это пока единственный жанр в ее творчестве, который если и не исчерпывающе обстоятельно, то очень много и часто упоминается в различных рецензиях и отзывах. Не много осталось и театральных эскизов, которые бы не были репродуцированы. Так что с чисто фактологической точки зрения о театральном наследии художницы вряд ли кому-нибудь доведется сказать что-то кардинально новое. И все же тема "Исмаилова и театр" далеко не исчерпана. Необходимость трактовать ее в гораздо более широком историко-культурном и философско-эстетическом контексте, чем это делалось ранее, давно назрела, а постижение мировоззренческих принципов самой художницы в феноменологической парадигме искусства "визуализации художественного образа спектакля" как сущностного явления...
Read More

Шоира Нурмухамедова. Жизнь, отданная науке. (К 100-летию со дня рождения В.Л. Ворониной (1910 — 2000))

Не могут люди вечно быть живыми, Но счастлив тот, чье помнить будут имя. А. Навои Для истории человеческая жизнь - это краткий промежуток времени, определенный миг между прошлым и будущим. А для конкретного человека - это долгий и сложный путь, который каждый должен пройти самостоятельно. Насколько интересным, насыщенным и незабываемым будет пройдена дорога длиною в жизнь, зависит от самого человека. Особого внимания и памяти заслуживает человек, посвятивший свою жизнь служению науке, тем более, если речь идет о женщине, занимавшейся долгие годы исследованиями в области истории архитектуры Средней Азии. Вероника Леонидовна Воронина - ученый, обогативший архитектуроведческую науку Cредней Азии своими глубокими исследованиями, позволяющими по праву отвести ей достойное место среди других исследователей. Систематическое участие в археологических экспедициях на территории древних земель Средней Азии - Хорезма, Согда, Уструшаны и Шаша позволили В. Л. Ворониной собрать огромный материал, послуживший основой для создания фундаментальных трудов по зодчеству различных отрезков времени. Изучение их поражает широтой профессиональных интересов ученого, охвативших как проблемы строительных материалов и конструкций, так...
Read More

Новые имена. Джамшид Джуманов

Джамшид Джуманов родился в 1986 г. в г. Джизаке. Окончил Республиканский художественный колледж (2005 г.), затем отделение монументальной живописи Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзада (2009 г.) Его наставники - академик АХ Уз Б. Джалалов и Дж. Рахманов. В настоящее время Джамшид продолжает учёбу в магистратуре в мастерской академика Б. Джалалова. Д. Джуманов - участник ряда республиканских выставок, в их числе "Япония в моём представлении" (2001 г.), в которой занял первое место, организатор - Японский культурный центр; "Молодость - золотые годы" (2005 г.) при поддержке молодёжного движения "Камолот"; "Ученические - студенческие творческие произведения" (2006 г.), посвящённая 15-летней годовщине независимости нашей страны (награждён дипломом II степени). В 2008 г. за участие в конкурсе "Навкирон Узбекистон", организованном Фондом Форум, был удостоен сертификата. Д. Джуманов считает, что "основные критерии творчества - это найти свой путь, свой мир в нашей действительности. Использовать интуитивный подход в творчестве, независимо от жанра - пейзаж ли это, натюрморт, портрет и т.д.". Дипломная работа Джамшида "Эхо...
Read More

Тамара Синельникова. Памяти композитора Сулеймана Юдакова (1916 — 1990 гг.)

Предлагаем нашим читателям статью совсем молодого автора журнала "San'at" Тамары Синельниковой (ей всего 19 лет) - победительницы конкурса "Нафосат" в номинации "Молодые таланты", который проводил журнал совместно с Международным общественным фондом "Sharq ayoli" в 2010 году и результаты которого были оглашены совсем недавно. "Моя жена - музыка, а детки - мои произведения" Сулейман Юдаков На очередном заседании Пленума Союза композиторов Узбекистана музыкальные корифеи произносили затяжные, безусловно, важные речи, которые, однако, никого не затрагивали. Но вдруг... к трибуне с противоположного конца, огибая зал, стремительно "покатился" полноватый, небольшого роста подвижный человек. Его голова "блистала" под стать его глазам, хотя он был не стар. Взойдя на трибуну, С. Юдаков начал говорить "без бумажки": эмоционально, горячо, сопровождая свою речь энергичными жестами и возгласами "Да-аа!". Он на кого-то и на что-то сетовал, распаляясь все больше и больше. В кульминационный момент глаза выступавшего стали угрожающе огромными и в ужасе застыли, руки резко взметнулись к голове, и он произнес сакраментальную фразу: "У меня волосы встали дыбом!". Зал не выдержал...
Read More

Татьяна Смолякова. Краткий исторический очерк о происхождении театральных кукол

Вековые традиции кукольного театра разных народов мира оставили свои вещественные образцы в виде самых разнообразных кукол, хранящихся как реликвии в музеях мира. Но интересно, что они, эти реликвии, запечатленные в разных видах и системных устройствах, "живы" и поныне. Они не только несут в себе следы давно ушедших эпох и видов театра кукол, являясь своего рода "сосудом", вещественной формой человеческих типов и характеров своего времени, но и "оживают" в современных театральных и других зрелищных видах искусства. Изменяясь и обновляясь в своих внешних формах, они остаются неизменными в главном. Прежде всего, это не просто куклы, а куклы-актеры, и значит, они должны легко и ловко ходить, садиться, крутить головой, носить костюм, жестикулировать, а главное - уметь стать в руках актера эстетическим явлением, по природе своей афористичным, ёмким и образным. Иными словами, чтобы стать фактом театрального искусства, "чудом ожившей материи", они должны быть функциональными. Куклы оживают в действии, в ритме, в настроениях. Многообразные формы кукольных представлений обусловлены национальными традициями, спецификой постановочных...
Read More

Зухра Рахимова. Раннегератская миниатюра первой половины ХV в.

В истории развития миниатюрной живописи Ирана, Мавераннахра и Хорасана в ХV в. огромное значение имела раннегератская школа миниатюры, обозначившая основные приоритеты искусства рукописной книги, имевшей большое значение в духовной культуре мусульманских стран. В 1381 г. Темур захватил Герат, устранив династию Куртов, а в 1383 г. подчинил себе весь Хорасан, который стал частью темуридской империи почти на целое столетие. Как политический и культурный центр Темуридов наибольшего расцвета достиг Герат в ХV в., куда после смерти Темура и начавшихся смут из-за раздела власти была перенесена столица империи. Благодаря Шахруху (1397 - 1447 гг.) он из большого, но провинциального города превращается в один из крупнейших и красивейших городов, славясь своими ремеслами и искусствами. Он стал важным художественным центром сначала Темуридов, а поздне - и всего Среднего Востока (5). При Шахрухе в Герате ведется строительство, стимулировавшее не только расцвет искусства архитектуры, но и создание новой архитектурной школы. В отличие от современного Самарканда, которым правил сын Шахруха - знаменитый ученый-астроном Улугбек, в Герате процветают...
Read More

Акбар Хакимов. Гедонизм в современном искусстве

Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня и они определяют, что мы будем делать завтра. Джереми Бентам, XIX в. Эта статья завершает цикл наших публикаций 2010 года, посвященных теме гедонизма в искусстве Центральной Азии и проблеме утопии в живописи Узбекистана, расширенный вариант которых будет напечатан в подготовленной нами монографии. Гносеология современного гедонизма Причины, породившие новые мировоззренческие течения, кроются как в глобальных, так и региональных по масштабу исторических явлениях ХХ в. В калейдоскопе невероятного сочетания, противостояния и переплетения, большей частью трагических событий (мировые войны, глобальные кризисы в экономике, социально-политические потрясения, геноцид, терроризм и т. д.) эпохи следует искать гносеологические корни постмодернизма как доминирующего социального, философского и эстетического направления обществ западной демократии. Нигилизм, ирония, безысходность апокалипсического ощущения создали благоприятную почву для постмодернистской философии как формы саркастического либерализма, открывшего шлюзы последних этических ограничений, оставшихся от Заката Европы начала ХХ в. Волна постмодернизма, как эманация или инвариант глобализма в интеллектуальной сфере, стирает границы между государствами, народами,...
Read More