Ювелирное искусство древнего Хорезма
Cохранение и устойчивая форма старых изделий - одна из важных особенностей ювелирного искусства Хорезма. Испокон веков ремесленники занимались ювелирным ремеслом семьями, отцовское ремесло продолжали сыновья, а им помогали жена и дочери.
Среди наиболее развитых ремесел Хивы в 1830-е - 1840-е гг. было ювелирное, или, как его еще называли, "мастерство золотых и серебряных дел" (1, с. 49). В 1850-х - 1860-х гг. в Хиве среди квартальных были мечети, носившие имена ремесленников. В их числе упоминается мечеть Клычбая - заргара, к которой относились 9 дворов. В списке ремесленников Хивы за 1860 г. числилось 12 ювелиров (2, с. 37).
В декоре ювелирных изделий XIX в. преобладал растительный орнамент, использовались также геометрический и зооморфные мотивы. Ювелирные украшения условно можно разделить на головные, налобно-височные, налобные, налобно-височно-нашейные, височные, накосные, носовые, ушные, нашейные, нагрудные, наплечные, подмышечные, поясные, наручные. Из этих украшений формировались комплекты, которые носили в определенном возрасте и в разных жизненных ситуациях (3, с. 79). Понятие "комплект" чаще не соответствовало понятию "ансамбль". Часть украшений...