Ювелирное искусство древнего Хорезма

Cохранение и устойчивая форма старых изделий - одна из важных особенностей ювелирного искусства Хорезма. Испокон веков ремесленники занимались ювелирным ремеслом семьями, отцовское ремесло продолжали сыновья, а им помогали жена и дочери. Среди наиболее развитых ремесел Хивы в 1830-е - 1840-е гг. было ювелирное, или, как его еще называли, "мастерство золотых и серебряных дел" (1, с. 49). В 1850-х - 1860-х гг. в Хиве среди квартальных были мечети, носившие имена ремесленников. В их числе упоминается мечеть Клычбая - заргара, к которой относились 9 дворов. В списке ремесленников Хивы за 1860 г. числилось 12 ювелиров (2, с. 37). В декоре ювелирных изделий XIX в. преобладал растительный орнамент, использовались также геометрический и зооморфные мотивы. Ювелирные украшения условно можно разделить на головные, налобно-височные, налобные, налобно-височно-нашейные, височные, накосные, носовые, ушные, нашейные, нагрудные, наплечные, подмышечные, поясные, наручные. Из этих украшений формировались комплекты, которые носили в определенном возрасте и в разных жизненных ситуациях (3, с. 79). Понятие "комплект" чаще не соответствовало понятию "ансамбль". Часть украшений...
Read More

Ургенчская картинная галерея

В 1983 г. была открыта Ургенчская художественная галерея имени Аль-Хорезми. В ее двух больших выставочных залах представлено около тысячи раритетов изобразительного искусства, графики и скульптуры. В разные годы в здании, в котором расположилась галерея, построенном в 1910 - 1912 гг., с учётом сложившихся традиционных методов национальной архитектуры Хорезма находились административные и другие учреждения. Причудливые геометрические узоры сложены из жженого кирпича. Гончаром из Мадира Балтой Ваисовым голубой фреской украшены обе портальные части здания, взятые государством под охрану как национальное архитектурное достояние народного зодчества. Остальные части сооружения заново отреставрированы с применением современных технологий. Автор проекта реставрации здания - Азамат Тухтаев. Сейчас здание имеет П-образную форму. Стройный портик главного входа украшен четырьмя массивными резными двухстворчатыми дверями. Для их декоративно-стилизованного оформления растительными мотивами "ислими" привлекались народные зодчие, опытные мастера резьбы и росписи по ганчу и дереву из Бухары. Айван (площадь около 300 кв. м) украшен 12 колоннами хивинской композиции (XIX - XX вв.) и предназначен для проведения выставок на открытом воздухе. Резной узор...
Read More

Рузихон Джалилова: "Цветы моей земли"

2-16 октября Дирекция художественных выставок Академии художеств Узбекистана провела персональную выставку Рузихон Джалиловой "Цветы моей земли", которая состоялась в Ташкентском Доме фотографии. На ней было представлено около 30 произведений живописи, которые художница посвятила своему родному краю. Рузихон Джалилова - молодая художница из Ферганской долины. Любая картина, созданная ею, наполнена феерией цвета, эмоциональной приподнятостью и каждый раз оригинальным содержанием; она постоянно обновляет и совершенствует свое мастерство. В 1993 г. Джалилова окончила отделение живописи Республиканского художественного училища им. П.П. Бенькова, затем - отделение реставрации Института художеств и дизайна им. К. Бехзада, где ее руководителем был известный ученый-архитектор И. Азимов. Дипломную работу по окончании института Р. Джалилова посвятила проблемам реставрации входного портала мечети Анау (Туркменистан). Было нелегко восстанавливать сооружение, от которого после землетрясения остались одни руины. Дополнительный материал приходилось искать по данным легенд и преданий, содержащихся в рукописях и манускриптах по строительному делу. Несмотря на трудности, Р. Джалилова прекрасно справилась с, казалось бы, невыполнимой задачей. Занимаясь архитектурной практикой, она не оставляла занятия...
Read More

Город на песке

Памятники архитектуры являются немыми свидетелями общественной, духовной и культурной жизни прошлых эпох, выражением национального достояния. "Диалог" с искусством прошлого, постижение и правильное понимание его значения - одна из важных проблем исследователей, обратившихся к наследию давно минувших дней. О Хиве упоминается еще в письменных источниках Х в. И лишь в XVI в. возрастает значение этого города в связи с разорением и упадком Гурганджа - Ургенча из-за изменения течения Амударьи. При ханах Асфандияре (1623-1643 гг.) и Абул-гази (1643-1663 гг.) Хива становится столицей Хорезма. Согласно красивой легенде о возникновении Хивы, Сим (сын Ноя) спал на песчаном бархане и во сне увидел знамение, после чего он сгреб землю, создал город, похожий по форме на корабль и выкопал для него колодец Хейвак. Если посмотреть на город с высоты птичьего полета, то невольно веришь в то, что Хива действительно построена на песке, что впоследствии подтвердили данные археологических исследований. Не перестаешь восхищаться искусством народного гения, создавшего эти удивительные памятники зодчества, отличающиеся от самаркандских и бухарских оригинальностью...
Read More

Акмаль Ульмасов

Творчество Саттара Бахлулзаде Имя народного художника Азербайджана лауреата Государственной премии, основоположника лирического пейзажа в изобразительном искусстве Азербайджана Саттара Бахлулзаде (1909-1974) известно не только в этой стране, но и далеко за ее пределами. "Саттар любит цветы, но цветы любят его еще больше", - так необычно кратко и верно охарактеризовал творчество выдающегося азербайджанского художника французский художник Андре Фужерон. Село Амираджаны, близ Баку, в котором родился С. Бахлулзаде, находится на Апшеронском полуострове и славится своими вековыми, порой весьма консервативными, традициями. Здесь мужчины с раннего утра до позднего вечера трудились на полях и в садах, и было не принято отдавать мальчиков в художественные школы, рисование рассматривалось как детское увлечение. Возможно, родись Саттар в другую историческую эпоху, он стал бы мастером какого-то народного ремесла. Однако в 20-х гг. ХХ в. в Азербайджане были открыты специализированные школы, в том числе художественные. Талантливый мальчик рисовал так много и так увлеченно, что родные не решились помешать ему. В 1927 г. Саттар поступил в Азербайджанский художественный техникум, где преподавал...
Read More

Художественные ценности земли Хорезма

XX в. внес в сокровищницу мировой науки о древней истории и культуре народов Центральной Азии немало блестящих находок и открытий. Сенсационные находки - свидетельство древнего искусства и культуры: настенные росписи, глиняная скульптура, памятники письменности были открыты при раскопках Топрак-калы на юге Каракалпакстана в первые послевоенные годы экспедицией Академии наук СССР, возглавлявшейся выдающимся ученым Сергеем Павловичем Толстовым. Затем последовали открытия раннесредневековых росписей Пянджикента, Афрасиаба и Варахши. Перед учеными постепенно открывался неведомый мир древнего и раннесредневекового искусства народов Центральной Азии. Одним из центров древнего искусства и культуры был Хорезм - государство, находившееся в низовьях Амударьи, где в настоящее время расположены Республика Каракалпакстан и Хорезмская область Узбекистана и Дашховузская область Республики Туркменистан. Древнейшие памятники искусства, обнаруженные на территории Хорезма, относятся еще к эпохе бронзы (II тыс. до н.э.). Однако подлинный расцвет культуры и искусства этого региона связан с периодом формирования и развития независимого древнехорезмийского государства на рубеже V и IV вв. до н.э. после выхода Хорезма из состава империи Ахеменидов. Эти...
Read More

Искусство Хорезма: страницы истории культуры

Формировавшаяся на протяжении многих тысячелетий в поймах полноводной Амударьи культура Хорезма по праву принадлежит к величайшим достижениям мировой цивилизации и отражает многообразие духовного богатства Узбекистана. Венцом культурных достижений жителей хорезмского региона по праву считается всемирно известный архитектурный ансамбль Ичан-кала, который одновременно стал и своеобразной сокровищницей замечательных музейных коллекций. В экспозиции музеев Ичан-калы представлены уникальные образцы резного дерева, чеканки, ювелирного искусства и оружия, поливной керамики, датирующиеся IX - XX вв. Особое место занимают мраморные плиты и подставки колонн с надписями и узорами, тканые и ковровые изделия, традиционная одежда, предметы из кожи и др. В VIII в. в связи с завоеванием Средней Азии арабами в государствах Междуречья распространяется исламская религия. В это время происходят радикальные изменения в культуре и искусстве Хорезма. Под воздействием новой идеологии меняется облик и структура городов, строятся новые религиозно-культовые и административные сооружения - мечети, медресе, мавзолеи, караван-сараи. Начиная с IX - X вв. на первый план выдвигается архитектура и ремесла. В то же время исчезают монументальные...
Read More

Уникальные вестники истории

Старинные образцы народного прикладного искусства имеют большое значение для специалистов, изучающих историю страны. В частности, женские украшения - это не только символ выражения любви к ним в произведениях искусства, но и великолепные образцы искусства ювелиров, дающие ценные сведения о социальной, духовной, экономической и даже политической картине определенного периода. Крупным центром ювелирного искусства в Средней Азии являлась Хива. Ремесленники города вносили весомый вклад в социально-экономическое развитие государства. Многие ювелирные изделия, созданные ими, представляют собой шедевр ювелирного искусства. В источниках отмечается, что в ХIХ веке в Хиве было 27 видов прикладного искусства (1). Мастерские ремесленников являлись одновременно местом реализации продукции, а сами мастера - продавцами (2). "Дукон" ("лавка") - это и мастерская, и в то же время торговая точка. Согласно архивным данным, в конце ХIХ в. в Хиве было 556 различных лавок (3). ХIХ в. - период расцвета ювелирного искусства в Хиве. Если в 60-е гг. ХVIII в. в Хиве было 12 ювелиров, то уже к началу ХIХ в. - стало...
Read More

V Ташкентская биеннале: итоги и размышления

15 - 22 октября 2009 г. в Ташкенте проходила V Международная биеннале современного искусства. Проведение таких значительных выставок стало замечательной традицией нашего города, превратившей Ташкент в один из крупнейших центров современного искусства. В то же время динамика проходящих в Ташкенте биеннале свидетельствует о расширении масштаба этих международных проектов, что в немалой степени связано с ростом экономической мощи Узбекистана, очевидным прогрессом его финансовых возможностей, позволяющих предлагать художникам выставочные площадки, не имеющие аналогов на всем постсоветском пространстве. Церемония открытия биеннале, состоявшаяся в ЦВЗ АХУз, отличалась беспрецедентной масштабностью (на открытии присутствовало около 2 тысяч зрителей) и весьма красочной театрализованной программой, с использованием современных аудио- и видеотехнических средств. В этом году, когда широко отмечался 2200-летний юбилей нашей столицы, было решено посвятить биеннале проблеме урбанизма в ее антропологическом и культур-философском аспекте, что нашло свое отражение в девизе выставки "Философия города: антропологический ландшафт". Эта концептуальная идея связана как с урбанистическими аспектами, так и с актуальными проблемами современной цивилизации. Проблема урбанизма, с точки зрения организаторов...
Read More

Хроника художественной жизни — Сентябрь-декабрь 2009

18 сентября - 10 ноября В ТДФ состоялась выставка "Проект субкультуры". Почти 150 фоторабот, подготовленных П. Кимом, А. Шишовым, А. Шадиевой, Е. Зарушко, М. Гамбурской, А. Карпенко и Ф. Аскарходжаевым, выражают характерные особенности современной молодежной субкультуры. Наиболее распространенный прием у участников выставки - это обыгрывание диссонанса, который, несомненно, существует между героями фотографий и серой, по их понятиям, обыденностью жизни. 25 cентября - 8 октября Отчетная выставка секции прикладного искусства "Трансформация-2009", на которой было представлено свыше 50 работ мастеров современного прикладного искусства последних лет (керамика, вышивка, гобелен, батик, фарфор), прошла в ЦВЗ. Переплетение авангардных стилей и направлений культур Востока и Запада - неисчерпаемый источник для создания неординарных произведений. 25 сентября - 15 октября В ТДФ на выставке "Арт-Караван", посвященной 2200-летию г. Ташкента, демонстрировались работы художников России и Узбекистана. 55 произведений живописи и графики было создано художниками во время совместной поездки по горным районам Кашкадарьинской области. Проект творческого сотрудничества мастеров кисти двух стран осуществлен...
Read More

Хивинский мастер резьбы по дереву Ата Палванов

В конце ХIХ - начале ХХ в. монументальное искусство Хивы, известной в мире непревзойдённой монументальной резьбой по дереву, достигло наивысшего расцвета. Была подготовлена целая плеяда народных мастеров, внесших достойную лепту в развитие богатого традициями классического искусства. В их числе такие известные мастера живописи и резьбы по дереву и ганчу, как Абдулла Балтаев, Рузмат Машарипов, Ата Палванов. Ярким представителем хивинской школы резьбы по дереву был Ата Палванов, творивший на стыке двух веков. Он родился в 1867 г. в кишлаке Киёт в семье мастера резьбы по дереву и секреты мастерства перенял у своего отца Палвана урачи и деда Абдусаттара. Вплоть до 1927 г. Ата Палванов устанавливал резные двери и колонны для медресе и мечетей, для жилых домов. В 1929 г. после вступления в артель народного прикладного искусства "Учкун" А. Палванов работал вместе со своим учеником Сафо Богибековым (1903-1978). Их уникальные по композиции, прекрасные изделия, украшенные растительными узорами айланма ислими, не оставляют никого равнодушными. Так, одна из колонн, выполненная в 1937 г., ныне...
Read More

Традиционный костюм узбечек Хорезма конца XIX — ХХ вв.

Хорезм - историческая область и древнее государство в Средней Азии. Самобытная культура государства, расположившегося в низовьях реки Амударьи, сформировалась уже в IV - III вв. до н. э. на основе синтеза местных и заимствованных элементов. Территория Хорезма с древних времен населена различными народами и родоплеменными группами. Исторические предания, сведения археологов, антропологов и историков свидетельствуют о том, что древнее население Хорезма входило в массагетский союз племен. По карте, составленной Г. П. Снесаревым в ХIX - начале ХХ в., можно судить о расселении различных групп населения, проживающего на территории Хорезма - это узбеки, помнящие свою родовую принадлежность (относящиеся к кипчакской группе, что подтверждает название родоплеменных групп и кипчакский диалект), и узбеки-сарты, говорящие на огузском диалекте (1). Традиционный женский костюм в связи с этим можно разделить на два типа: 1) женский костюм южных районов Хорезма; 2) женский костюм северных районов Хорезма. Костюм узбечек Хорезма значительно отличался от одежды женщин других регионов Узбекистана своеобразием украшений и головных уборов, сохранивших древние черты, колоритом цветовой гаммы,...
Read More

Хорезмийские шелковые деньги

Одним из наиболее популярных товаров, провозимых по трассе Великого шелкового пути, являлся шелк, производство которого было освоено в Китае. Там куски шелка еще в глубокой древности использовались в качестве средств платежа (1). В средневековье китайцы начали печатать денежные знаки на шелковой материи. Их производство продолжалось до ХХ в.: центральные финансовые органы империи Цинь, казначейства городов и провинций, частные банки и торговые фирмы для обеспечения крупных платежей выпускали специальные шелковые ассигнации. Имела шелковые банкноты и Восточно-Туркестанская исламская республика, существовавшая в 1933 - 1934 гг. на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Здесь это тоже была давняя традиция. Так, Махмуд Кашгарский (XI в.) в своем словаре сообщает: "Куски материи с печатью уйгурского хана (камду), имевшие хождение в качестве денег, раз в семь лет чинились, стирались, и на них снова ставили печати" (2, с. 82). В начале ХХ в. денежные знаки на шелке выпускались на территории Узбекистана - в Хорезме. Тогда зависимым от Российской империи ханством управляли представители династии Инаков из узбекского...
Read More

Первый узбекский фотограф

Основоположник узбекского национального фотоискусства и документального кино Худайберген Диванов родился в Хорезме в 1879 г. в семье дворцового секретаря Нурмухаммада Дивани, приближенного к хивинскому хану Сейиду Мухаммаду Рахиму II, который был просвещенным человеком, писал звучные стихи под псевдонимом Фируз, организовал первую в Узбекистане национальную литографию. Неудивительно, что в его окружении находили отклик многие технические новинки, проникавшие в быт народов Узбекистана в конце XIX в. Так случилось, что Х. Диванов, любознательный мальчишка, однажды стал участником фотосессии, которую проводил некто Вильгельм Пеннер, немец из поселка переселенцев-меннонитов близ Хивы. Этого энтузиаста новейшего для того времени искусства фотографии местное население окрестило Панор-бува (Дедушка-фонарь) за его громоздкий фотоаппарат. В. Пеннер заинтересовал юного хивинца Худайбергена самим процессом фотографирования, проявления стеклянных негативов и печатанием снимков. Мальчик быстро освоил все сложные технологические операции и научился выполнять фотографические снимки подаренным ему немецким аппаратом марки "ЗОТ". Молодой фотограф поступил работать на хивинский монетный двор, а в 1907 г. был включен в состав дипломатической миссии первого министра...
Read More

Мужской костюм античного Хорезма

История костюма берет свое начало с того момента, когда человек, облачаясь в звериные шкуры и набедренные повязки из растений, открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы. Со временем одежда усложнялась и становилась не только прикрытием от холода, жары, ушибов и царапин, но и тем объектом, в котором человек мог выразить свое художественное мировоззрение и представление о красоте. Другими словами, костюм стал выполнять эстетическую функцию. Одежда - неотделимая часть материальной культуры общества. Поэтому, изучая историю костюма, его следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием страны, с географической средой, религией, традиционными занятиями народа. Основным источником при изучении автором данной статьи костюма жителей Хорезма являются их изображения на памятниках изобразительного искусства, обнаруженных на территории Древнего Хорезма, - это настенные росписи, терракота, скульптуры, монеты из городищ Гяур-кала, Кой-крылган-кала, Топрак-кала, Аяз-кала и др. Начало изучению костюма античного Хорезма было положено С. П. Толстовым - выдающимся ученым, руководителем Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Однако в своих исследованиях С. П. Толстов касался данной...
Read More

Мужской костюм античного Хорезма

История костюма берет свое начало с того момента, когда человек, облачаясь в звериные шкуры и набедренные повязки из растений, открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы. Со временем одежда усложнялась и становилась не только прикрытием от холода, жары, ушибов и царапин, но и тем объектом, в котором человек мог выразить свое художественное мировоззрение и представление о красоте. Другими словами, костюм стал выполнять эстетическую функцию. Одежда - неотделимая часть материальной культуры общества. Поэтому, изучая историю костюма, его следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием страны, с географической средой, религией, традиционными занятиями народа. Основным источником при изучении автором данной статьи костюма жителей Хорезма являются их изображения на памятниках изобразительного искусства, обнаруженных на территории Древнего Хорезма, - это настенные росписи, терракота, скульптуры, монеты из городищ Гяур-кала, Кой-крылган-кала, Топрак-кала, Аяз-кала и др. Начало изучению костюма античного Хорезма было положено С. П. Толстовым - выдающимся ученым, руководителем Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Однако в своих исследованиях С. П. Толстов касался данной...
Read More

Традиционные формы танцевального искусства Хорезма

Танец - один из наиболее древних и массовых видов народного творчества. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его характер, история, нравы, обычаи и др. Народ создает в танце образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной художественной форме. Фольклорный танец - основа основ всей хореографии. И не случайно в нашей стране сегодня уделяется большое внимание фольклору, поскольку актуальной задачей современного общества является возрождение духовной культуры народа. Народные танцы делают как бы ощутимыми и уловимыми черты психического склада народа, нашедшие свое образное воплощение в яркой самобытности хореографического колорита, в неповторимом своеобразии формы и содержания. Веками складывалась, отшлифовывалась и приобретала своеобразные и совершенные формы танцевальная культура Хорезма, доставляющая радость и эстетическое наслаждение своей яркой, выразительной формой, непосредственностью и свежестью чувств, эмоциональной открытостью, темпераментом. По существующим четким формам современной хорезмской хореографии можно проследить историю возникновения и формирования хорезмского танца. В репертуаре современных мастеров танцевального искусства Хорезма и хорезмских масхарабозов сохранились танцы, танцевальные пантомимы, истоки которых - в древних обрядах,...
Read More

Духовное пространство Атахана Аллаберганова

Своеобразной чертой творческого почерка хорезмского художника академика АХ Уз Атахана Аллаберганова является отображение в живописи истории древних архитектурных сооружений, улочек, жилищ, антикварных вещей, причудливых затаённых уголков природы. Работая в театре художником, он создал прекрасные акварельные работы, живопись и графику, верность которым хранит твердо. Не каждому живописцу дано уловить тонкую грань в палитре красок. Вы стояли у окна в дождливый день? Точными мазками кисти А. Аллаберганов воспроизводит на полотне свое восприятие панорамы через призму прозрачного, омытого дождем окна. А пейзажи этого "квадрата" настолько всеобъемлющи, что взору предстает Хорезм: озера с зарослями камыша, дворик с тандыром, побелевшие от жгучего солнца купола мечетей и узенькие улочки. Древние города, архитектурные сооружения, старые улочки и постройки, портреты долгожителей в работах художника объединены единым смыслом. В пейзажах А. Аллаберганова немало штрихов, ведущих к глубоким раздумьям. Автор посредством художественного осмысления с безграничной любовью воспроизводит близкие сердцу портреты "Мать", "Старец". В цикле "Приаралье" мастерски раскрывается величие ушедших лет. Каждый взятый из жизни эпизод, любая,...
Read More