В поисках утраченного…
Утраченное лучше всего искать летом. Все прочие времена года, как грехи, в Рай не пускают: дела, занятость, борьба за выживание. Только летом можно расслабиться, сделать остановку в пути. Только летом и можно о душе задуматься. В эпопее Пруста царит вечное лето. Несмотря на то, что писатель описывает самые разные состояния природы и погоды, в памяти остается цветущий сад, куст боярышника, пармские фиалки, короче, сплошной Клод Моне, сочный, солнечный.
В Центральной Азии, а во времена Усто Мумина - в Туркестане, летом, в самую жару, краски тускнеют, жухнут, "перегреваются" - все покрывается пыльной патиной. Весна и раннее лето - самое время для поисков утраченного. Есть уникальные "материальные" свидетельства того, что именно в это время года хорошо и много живописалось и делались успешные попытки "остановить мгновение". "Сумасшедших" художников, которых "ранил" цвет неба этой, казалось бы, пустынной стороны, оказалось немало. Они прослыли чудаками, становились добровольными пленниками, дервишами и пророками нашего края и нашей культуры. Каждый из них оставил немало бесценных и внятных художественных посланий. Любопытно,...