Русский авангард в собрании Государственного музея искусств Узбекистана

Государственный музей искусств Узбекистана создан в 1918 г. Основой его послужила личная коллекция художественных произведений Наместника Туркестанского края Великого князя Николая Константиновича Романова. Коллекция состояла из русской и западноевропейской живописи, скульптуры из мрамора и бронзы, декоративных прикладных изделий и мебели из Европы, России и Востока. Таким образом, сразу определилось лицо Ташкентского художественного музея (таково его первоначальное название) с коллекциями широкого профиля, и в дальнейшем он сохраняет значение уникального собрания. В настоящее время коллекция Государственного музея искусств Узбекистана насчитывает около 50 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства. "Русский авангард" - одна из тем, которую может предложить Государственный музей искусств Узбекистана, где произведения русского и западноевропейского искусства занимают важное место. Большинство из них имеет штамп Музейного бюро Наркомпроса (Народный комиссариат просвещения) и дату их поступления в Ташкентский музей - 1920-й год - год, когда осуществляется комплектация коллекции авангардистов в региональных центрах, откуда предполагалось дистанционное управление художественными идеями нового времени. С 1918 по 1922 г. в отделе ИЗО Наркомпроса работал А. Родченко; он...
Read More

Ташкент — столица исламской культуры

С обретением Узбекистаном независимости в жизни народа произошли коренные изменения. Еще более прекрасным стал облик столицы, усовершенствовалась социальная защита религиозных убеждений граждан страны, были восстановлены и благоустроены святые места, мавзолеи, гробницы и усыпальницы, где обрел вечный покой прах таких маститых представителей исламского мира, как Абу Исо Мухаммад ибн Исо ат Термези, Бахоудин Накшбанд, Ходжа Ахрар Вали, Имам ал-Бухори, Имам Мотуриди, Абдухалик Гиждувани, Амир Темур, Бурхониддин Маргилани. Ташкент был родиной целой плеяды всемирно известных ученых богословов. Имена многих наших прославленных предков навеки останутся в его истории: это Каффаль аш-Шаший, шейх Хаванд Тахур, Ходжа Ахрар Вали, Бахриддин Чочи, Хафиз Кухаки, Абубакр Шаши. Город богат историческими памятниками зодчества, он был идейным образцом для всего Туркестана. Узбекистан обрел большой авторитет в исламском мире, благодаря чему в 2007 г. его столица - Ташкент была объявлена "Столицей мира исламской культуры". Это высокое звание присваивает Международная исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO), которая является одной из структур организации "Исламская конференция". В своей книге "Муъжам ал-Булдон" известный ученый...
Read More

Хроника художественной жизни (март — июль 2007)

3 марта - 15 апреля В ГИИ Уз при поддержке Гёте-института (Ташкент) состоялась выставка одного из наиболее известных современных художников Германии Герхарда Рихтера, организованная в рамках проекта Института связей с зарубежными странами ifa (Штутгарт). Для данной экспозиции художник сам отобрал 27 работ, ярко охарактеризовавших стиль и направление, в котором он работает. 1 - 11 апреля Член творческого объединения художников Узбекистана, участник многочисленных международных конкурсов, известный карикатурист Р. Азизов посвятил свою выставку Международному дню юмора. На выставке в ТДФ было представлено большое число работ юмористического характера, дружеских шаржей и т. д. 5 - 13 апреля В Международном караван-сарае культуры прошла выставка "60 лет вместе по жизни и в искусстве" художников Луизы и Владислава Харитоновых, приуроченная также к 80-летию В. Харитонова. На суд зрителей было представлено 125 картин, выполненных маслом, акварелью и в технике вышивки. 6 - 11 апреля В ЦВЗ состоялась персональная "выставка-дуэт" двух андижанских художников - Абиджана Бакирова и Шухрата Рассома. А. Бакиров демонстрировал на выставке в основном свои реалистические произведения: пейзажи, натюрморты, а...
Read More

Летопись в красках (Ташкентские дворики Абдуманнона Юнусова)

Как-то незаметно этот серьезнейший мастер подошел к рубежу зрелости - своему 60-летию. Внешне это никак на нем не отразилось: он так же подвижен и молод - сказался умеренный, почти аскетический образ жизни. Довольствуясь малым, Абдуманнон сохранил себя и свою душу для живописи, ставшей смыслом его жизни. Живопись - это та стихия, которую не сделаешь лучше или хуже словами. Она им не поддается, ее надо видеть и уметь любоваться ею, постигая ее язык, получать духовное и эстетическое наслаждение. Она будто инфракрасное излучение незримо и благотворно влияет на нашу жизнь. Судьба настоящего художника всегда волнует, хочется хоть как-то принять участие в ней, помочь людям заглянуть в его внутренний мир, в лабораторию его духа. Холсты А. Юнусова при всей их рисуночности, повествовательности подчинены законам живописи. Я думаю, он сумел постичь волшебный язык цвета, силу его воздействия. Это, очевидно, было заложено в него генетически, но то русло, по которому пошел в искусстве этот, несомненно, одаренный человек, направлялось и пестовалось одним из его учителей - Евгением Мельниковым...
Read More

Ташкент: новые ансамбли старого города

Архитектура - это застывшая музыка Ф. Шеллинг В эстетике современной городской среды Ташкента воедино слиты величественное прошлое и удивительное настоящее столицы Узбекистана. Ее градостроительная культура, формировавшаяся в течение двух тысячелетий, сквозь призму исторических напластований отражает динамичную поступь, отраженную в новых зданиях, фонтанах и скульптурных монументах. Знакомство с отдельными историко-культурными комплексами города позволит прочувствовать его целостный образ. Ансамбли скверов и площадей Амира Темура, Дружбы народов, Чорсу, Памяти, Независимости и гуманизма, Хамида Олимджана, Международного бизнес-центра являются доминантными в структуре города. Район изменившегося до неузнаваемости старого города необычен, особенно если осматривать панораму Эски джува с высоты смотровой площадки Дома детского творчества. Это здание в центре обновленного старого Ташкента, своим силуэтом напоминающее легендарную Вавилонскую башню, представляет собой спиралевидную композицию, устремленную ввысь, в будущее. Поднимаясь по широкому винтообразному парапету вдоль его внешней стены, можно заглянуть в светлые просторные залы для художественных выставок детского творчества и осмотреть городскую панораму. С крыши Дома, оригинально превращенной архитекторами-конструкторами в смотровую площадку, видны уникальные достопримечательности города: купола, порталы и внутренний двор медресе Кукельдаш,...
Read More

ТАШКЕНТ — ДОРОГАМИ ИСТОРИИ

Столица Республики Узбекистан - Ташкент, крупнейший промышленный, научный и культурный центр Средней Азии. Название "Ташкент" впервые зарегистрировано в письменных источниках начала XI в. Согласно версии Абу Райхана Беруни, оно восходит к тюркскому "таш" - камень и "кент" - город, т. е. само слово Ташкент переводится как "Каменный город". Однако есть основания полагать, что первый компонент этого названия более древний и восходит к слову "Чач", впоследствии переделанному арабами, ввиду отсутствия в их языке и письменности буквы Ч - в "шаш", а тюрками, ввиду созвучия отдельных букв - в "таш" - камень. Наиболее раннее упоминание названия Чач, выявленное сейчас наукой, относится к 262 г. н. э. Это горы Чача, которые наряду с другими областями Средней Азии упоминаются в надписи царя Шапура I (241-272) на Каабе Зороастра. Думается, что Чач - это усеченная форма от более полного названия - Чачан или Чачани. В такой форме оно приведено на чеканенных в этой области самых ранних монетах, начало выпуска которых датируется серединой III в. н. э....
Read More

Редакционная коллегия

ТАШКЕНТ - ДОРОГАМИ ИСТОРИИ Столица Республики Узбекистан - Ташкент, крупнейший промышленный, научный и культурный центр Средней Азии. Название "Ташкент" впервые зарегистрировано в письменных источниках начала XI в. Согласно версии Абу Райхана Беруни, оно восходит к тюркскому "таш" - камень и "кент" - город, т. е. само слово Ташкент переводится как "Каменный город". Однако есть основания полагать, что первый компонент этого названия более древний и восходит к слову "Чач", впоследствии переделанному арабами, ввиду отсутствия в их языке и письменности буквы Ч - в "шаш", а тюрками, ввиду созвучия отдельных букв - в "таш" - камень. Наиболее раннее упоминание названия Чач, выявленное сейчас наукой, относится к 262 г. н. э. Это горы Чача, которые наряду с другими областями Средней Азии упоминаются в надписи царя Шапура I (241-272) на Каабе Зороастра. Думается, что Чач - это усеченная форма от более полного названия - Чачан или Чачани. В такой форме оно приведено на чеканенных в этой области самых ранних монетах, начало выпуска которых датируется серединой III...
Read More

Художник, модель, зритель

21 - 25 апреля 2007 г. согласно решению Кабинета Министров Республики Узбекистан в Ташкенте в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана проходила Неделя изобразительного искусства Узбекистана, ставшая одним из значительных событий культурной жизни столицы. Известно, что любое искусство предназначено для зрителя, который для восприятия произведения искусства должен обладать тонким вкусом и определенной проницательностью. Таков извечный закон творческого диалога. Как бы стремительно ни развивалось само общество и искусство, ничто не может изменить этого постулата. И потому известное выражение "искусство требует жертв" приобретает и такой подтекст: создавать условия по непрерывному художественному воспитанию зрителя, терпеливому привитию ему вкуса. С обретением независимости такой процесс воспитания масс, приобщения широких слоев населения к достижениям мирового и собственного национального искусства в значительной степени активизировался. В республике при поддержке государства и правительства проводятся международные художественные биеннале, групповые и персональные выставки местных и зарубежных художников, организуются большие праздничные программы с художественно-музыкальными представлениями, освещаемые средствами массовой информации и т. д. В организации Недели изобразительного искусства республики принимали непосредственное участие Академия художеств Узбекистана (АХ...
Read More

Современное искусство Палестины: проблемы развития

Со времен Британской подмандатной территории Палестина постоянно находилась в полосе политической нестабильности. Простой гражданин смотрел на искусство только с точки зрения его полезности, и потому неслучайно в этот период развивались в основном его прикладные виды. Специалисты по искусству - художники, критики - вынуждены были получать образование за пределами страны, в Европе и некоторых странах арабского мира. После войны 1948 г. и оккупации Палестины население было вынуждено бежать в соседние страны. Одни мастера искусств остались на оккупированных территориях, другие уехали на Западный берег и в сектор Газа, в Иорданию, Сирию и Ливан. В тот период Палестина была разделена на три географические части: в первой господствовала израильская администрация (Палестина 1948 г.), вторая часть - Западный берег находилась под властью Иордании, и третья - сектор Газа - под властью Египта. Искусство на Западном берегу находилось в инертном состоянии, и потому неслучайно, что первое учреждение, объединившее палестинских художников, возникло в Иерусалиме. Оно называлось "Обществом изобразительных искусств и скульптуры" и впоследствии явилось организатором многочисленных культурных мероприятий. В 1950-е...
Read More

В поисках утраченного…

Утраченное лучше всего искать летом. Все прочие времена года, как грехи, в Рай не пускают: дела, занятость, борьба за выживание. Только летом можно расслабиться, сделать остановку в пути. Только летом и можно о душе задуматься. В эпопее Пруста царит вечное лето. Несмотря на то, что писатель описывает самые разные состояния природы и погоды, в памяти остается цветущий сад, куст боярышника, пармские фиалки, короче, сплошной Клод Моне, сочный, солнечный. В Центральной Азии, а во времена Усто Мумина - в Туркестане, летом, в самую жару, краски тускнеют, жухнут, "перегреваются" - все покрывается пыльной патиной. Весна и раннее лето - самое время для поисков утраченного. Есть уникальные "материальные" свидетельства того, что именно в это время года хорошо и много живописалось и делались успешные попытки "остановить мгновение". "Сумасшедших" художников, которых "ранил" цвет неба этой, казалось бы, пустынной стороны, оказалось немало. Они прослыли чудаками, становились добровольными пленниками, дервишами и пророками нашего края и нашей культуры. Каждый из них оставил немало бесценных и внятных художественных посланий. Любопытно,...
Read More

Взаимосвязи в искусстве традиционной росписи: Ташкент — Коканд

Взаимовлияние двух крупных в Узбекистане центров традиционной росписи - в Ташкенте и Коканде - было обусловлено политическими, экономическими и культурными факторами, в первую очередь благодаря географической близости этих городов, а также событиям исторической важности. Коканд был известен с Х в. как Кавакенд; в 1740 г. появляется собственно название Коканд как обозначение города, возникшего на месте крепости Эскикурган. Вначале Коканд сохранял зависимость от Бухарского эмирата, однако при правителе Мухаммеде Алимхане (1800 - 1809 гг.), он добился независимости, подчинив себе также Ташкент. Вполне объяснимо, что с этого времени художественные процессы в Коканде и Ташкенте приобретают много общих черт. Именно в Коканде, столице ханства, были сосредоточены лучшие творческие силы, здесь происходило формирование новых тенденций и приемов строительства и оформления жилища. Ташкентские мастера, с одной стороны, вносили свой вклад в формирование кокандского центра росписи, а с другой - попадали под влияние складывающегося под воздействием разных факторов кокандского стиля. Так, орнаменталист из Ташкента усто Якубжон Рауфов, освоив ташкентскую манеру росписи, в начале ХХ в. поехал...
Read More

Традиционные художественные ремесла Ташкента: прошлое, настоящее и будущее

Народное декоративно-прикладное искусство Узбекистана являлось объектом изучения многих исследователей, однако традиционные ремесла Ташкента до сих пор освещены недостаточно полно. Между тем Ташкент на протяжении многих столетий был и остается крупным центром художественного ремесла. Причины такой ситуации, на наш взгляд, многозначны. Во-первых, они заключаются в непростой судьбе традиционного искусства в ХХ в., а именно - в отношении к нему как к анахронизму, в непонимании его образной специфики в советский период, особенно в 1920 -1960-е гг. Во-вторых, - в отражении определенной стандартизации, унификации культуры в вышеуказанный период, способствовавшей нивелировке локального своеобразия различных центров традиционной культуры. И, в-третьих - чисто психологический момент: как правило, не ценишь то, чем в полной мере обладаешь. В результате внимание исследователей привлекали более отдаленные центры: Бухара и Хива, Самарканд и Сурхандарья и т. д. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что традиционные художественные ремесла - это не только историко-художественное наследие, но и часть современной духовной культуры, которая живет и развивается по собственным законам. Несмотря на то, что в...
Read More

Усто Мумин в перекличке авангарда

На выставке, организованной театром "Ильхом" в память о художнике А. В. Николаеве (Усто Мумине), впервые экспонировалось полотно "Гребцы". Однако существует версия о том, что картина принадлежит кисти К. С. Малевича, а не А. В. Николаева. Собрание картин Государственного музея искусств Узбекистана настолько значительно, что коллекции позволяют в широком охвате обозначить стилевые особенности эпохи, заглянуть в "заводи" региональных школ, где идеи художников-реформаторов получали дополнительное освещение. Поступление в музей произведений ряда авангардистов из рук ташкентцев неслучайно. Знатоков истории перемещений не удивит наличие в далеком крае известных и редких имен. Картины же К. С. Малевича почти из области музейной интриги. Оставив в стороне подробности художественного процесса, расскажем то, чему мы были свидетелями, и так, как слышали когда-то от сподвижников А. В. Николаева. Живописное полотно, о котором пойдет речь, поступило в музей с документальной записью "Николаев. "Гребцы", под которой оно числилось в фонде А. В. Николаева Центрального государственного архива Узбекистана. Эта запись сохранилась в музейных актах приема и хранения. "Гребцы" хорошо вписались в коллекцию русского авангарда, примкнув...
Read More

Мир музыкальных инструментов Центральной Азии

В сентябре 2006 г. было опубликовано Постановление Президента Республики Узбекистан И. Каримова "Об организации деятельности созданной в городе Ташкенте Выставки культуры и искусства". Согласно этому документу, Дворцу искусств, созданному на территории парка имени Алишера Навои в Чиланзарском районе Ташкента, было присвоено наименование "Выставка культуры и искусства". Одной из первых экспозиций в новом выставочном комплексе стала выставка традиционных народных музыкальных инструментов, прошедшая в декабре 2006 г. Она была организована в рамках проекта ЮНЕСКО "Сохранение "Шашмакома" - классической музыки Центральной Азии" при финансовой поддержке японского трастового фонда. Данная коллекция сначала была представлена в Таджикистане, затем привезена в Ташкент. В экспозиции были в основном музыкальные инструменты Ташкентской государственной консерватории, а также музыкальные инструменты из разных вилоятов Узбекистана работы современных мастеров, в числе которых А. Мадраимов (Андижан), О. Мукимов (Бухара), С. Отамурадов (Каракалпакстан), Д. Маматкулов (Сурхандарья), Р. Юсупов (Наманган), М. Юнусов (Ташкент), А. Закиров (Ташкент), Т. Убайдуллаев (Ташкент) и С. Мамадалиев (Фергана). Инструменты таджикских мастеров представлены работами Ш. Хаджиева. История возникновения музыкальных инструментов в Центральной Азии...
Read More

Зооморфные мотивы в керамике Чача

Один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства - керамика была широко распространена на всей территории Средней Азии. Пройдя путь от простой кухонной утвари до совершенных высокохудожественных изделий, к IX-XI вв. она достигает наивысшего расцвета благодаря прогрессу технологий и появлению поливы. В числе интересных центров керамического производства того времени был древний оседлоземледельческий оазис Чач, занимавший территорию современного Ташкента и Ташкентской области. Столицей средневекового Чача был город Бинкат, располагавшийся, по мнению ученых, на месте старой части Ташкента. По обилию городов и поселений Чач снискал себе славу "страны тысячи городов". В Бинкате процветала торговля, жители города занимались ремеслами и сельским хозяйством. Выгодное положение на транзитных торговых путях связывало город с различными центрами восточных государств. Максиди, приводя перечень привозимых из Чача предметов торговли, особенно отличал чачскую посуду (1). А многочисленные находки, сделанные в процессе современной застройки старогородской части Ташкента, дают блестящее подтверждение интенсивности развития гончарного производства в Бинкете. Художественная керамика Бинката в IX - XI вв. развивается в соответствии с общим подъемом керамического производства на территории...
Read More