Ксениппа – Нахшаб — Насаф — Карши (эволюция исторических названий города)

Долина Кашкадарьи была обжита человеком уже в каменном веке. Об этом свидетельствуют находки кремневых орудий труда эпохи среднего палеолита (100 – 40 тыс. лет назад), обнаруженные на территории Китаба, на перевале Тахтакарача и в долине Танхасдарьи. Большой интерес представляют также наскальные рисунки первобытного человека, изученные в отрогах Зарафшанского хребта (1). Историю Каршинского оазиса, как и города Карши, нельзя рассматривать в отрыве от прошлого долины Кашкадарьи, составлявшей южную часть Согда. Наиболее ранние сведения письменных источников о Согде содержатся в “Авесте”, древнеперсидских надписях и трудах греко-римских авторов. В IX – VIII вв. до н. э. одна из областей Согдианы была известна как Гава Сугда, что, по мнению лингвистов, означает “Согдийское селение”. Эти сведения содержатся в “Яштах”, одной из ранних частей “Авесты”. Трактовка термина Гава Сугда как “Согдийское селение”, видимо, является спорным, поскольку понятие “гав” на авестийском и согдийском языках означает дословно “бык” (2, с. 139). Вплоть до XIX – XX вв. в долинах Кашкадарьи и Зарафшана термин “гав” в понятии “сила”, “мощь” использовался применительно...
Read More

Sanat

Здесь и сейчас... 14-18 апреля 2005 г. на Ташкентском ремонтно-механическом заводе прошла презентация выставочного проекта “Констелляция”, инициированного Швейцарским управлением по сотрудничеству и развитию Посольства Швейцарии в Узбекистане. “Во сне, в зеркале, в воде пребывает мир... Все, что есть и чего нет там, находится здесь, а не там” Завод должен работать, выдавать продукцию, художник – писать на холсте, картины должны выставляться в позолоченных рамах в музеях с определенным температурным режимом, а зритель – наслаждаться искусством, получая эстетическое удовольствие. Однако для современного художника не все принятые нормы остаются таковыми. Он, не отвергая их, увлечен поиском новых возможностей искусства, новых средств и площадей для репрезентации художественных идей. Он остро чувствует наступление нового времени, которое неминуемо порождает новые формы. Так было всегда. Актуальное искусство (contemporary art) завоевало многие страны, увлекая художников своим инновационным духом, постоянным расширением своих границ. Смело разрушая стереотипы мышления, художники...
Read More

Вопрос художественной целостности массовых зрелищ

С обретением независимости в Узбекистане сложилась новая система праздников, отмечающихся на государственном уровне. В их числе есть место и прежде запрещенным религиозным, и обновленным народным, и различным спортивным праздникам и праздникам, посвященным юбилеям городов и великих предков. В их числе семейные и профессиональные, труда и урожая, посвященные женщинам и детям и т. д. Для их проведения создаются все необходимые условия. Они все глубже внедряются в духовную жизнь общества. Театрализованные массовые зрелища уже давно популярны у многих народов мира. В Узбекистане к таким относятся День независимости и праздник Навруз. В эти дни на крупных площадях городов и сел республики проводятся мероприятия, играющие большую роль в возрождении традиций и национальной идеи. На протяжении многих лет организацией народных празднеств заняты многие талантливые режиссеры-постановщики и другие деятели культуры. Так, главный режиссер массовых представлений при проведении таких мероприятий – Эдвард Колосовский, главные режиссеры художественных сцен – Носир Отабоев, Марат Азимов, Бахтияр Хамидов, Шакир Ахмедов, Александр Калуцкий, Карима Зарипова, Борис Покровский; главные балетмейстеры – Юлдуз Исматова, Маъмура Эргашева,...
Read More

Средневековая архитектура города Карши

Архитектура города Карши развивалась в общем русле среднеазиатского зодчества. В массовом строительстве использовалась битая глина-пахса, сырцовые кирпичи или булкообразные комья глины – гуваля. Стены часто возводили на основе двойного или одинарного деревянного каркаса, заполненного сырцом или гуваля, с последующим оштукатуриванием глиняным раствором. В монументальном строительстве со временем стали больше применять жженый кирпич на глиняном или ганчевом либо на глиняно-ганчевом растворе. В массовом строительстве использовали плоские деревянные перекрытия по балкам, в айванах и большепролётных помещениях – стоечно-балочные системы, где балки перекрытия в интерьере опирались на колонны. В монументальном строительстве в качестве перекрытий использовали своды и купола иногда из сырцового, но чаще из жженого кирпича. Отметим, что в окрестностях Карши сохранилось множество памятников архитектуры с великолепно выложенными и сохранившимися поныне сырцовыми куполами. В XVI в., когда в государстве Шейбанидов разворачивается повсеместное строительство, многие монументальные сооружения, например в Бухаре, а также в Карши и других городах, для экономии средств возводили камуфлетной кладкой с так называемыми трехслойными стенами. При этом методе из жженого кирпича возводили стены в...
Read More

Музыкальная классика как фактор развития духовной культуры

В формировании духовности современной молодежи огромную роль играет, наряду с национальным музыкальным наследием, европейская музыкальная культура. Достигнув наивысшего расцвета в периоды классицизма и романтизма, она стала достоянием не только прошлого, но и настоящего, занимая и сегодня важное место в системе непреходящих общечеловеческих ценностей. Эстетический идеал классицизма - античное искусство с его мифами, героями, сюжетами, а также гармония, симметрия, рациональность, ясность и строгость формы как принципы эстетической организации – получил адекватное отражение в музыке XVII – XVIII вв. В частности, в операх “Альцеста”, “Тезей”, “Атис”, “Персей”, “Армида” французского композитора Жана Батиста Люли (XVII в.) абсолютизирован целый свод правил: прологи в честь короля, обязательность и строгая последовательность номеров (арий, ансамблей, хоров, оркестровых разделов). Речитативы, написанные в традициях “александрийского стиха”, исполнялись в торжественно-патетической манере, что соответствовало стилистике не только французской оперы, но и французской трагедии. В той же пышной и пафосной манере выполнялись декорации, оформлялись балетные сцены, проходила драматическая игра актеров, включая их жесты, мимику и пластику. Грим и костюмы выдерживались в традициях дворцовой...
Read More

Искусство и ремесла Кашкадарьинского оазиса XIX – начала XX в.

Художественная культура Кашкадарьинского оазиса в XIX в. сформировалась в своеобразный локальный центр, представляющий самобытные черты народного искусства. К числу ведущих ремесел, развивавшихся как в крупнейших городах области – Карши и Шахрисабзе, так и в ее селениях, относилось производство медночеканной посуды, керамики, тканей, вышивки и ковров. Кашкадарья занимала одно из ведущих мест по производству металлической посуды. Изделия Карши и Шахрисабза, имея много общих черт, в то же время носили печать своеобразия, значительно отличаясь от изделий других известных центров Узбекистана. Основной материал, с которым работали мастера, – латунь. Виды изделий были чрезвычайно разнообразны – чойдиши, офтоба, кумганы (виды кувшинов), дастшуи (наборы для умывания), ляганы (блюда), туфдоны (плевательницы), шамдоны (подсвечники), чилимы (курительные приборы), чаши и проч. Разнообразием отличались и технические приемы: кашкадарьинские мастера использовали плоскую и рельефную чеканку, гравировку, с помощью которых создавались узоры мадохиль, мехроб, чашма буль-буль (глаз соловья), кубба (куполки), ислими, ним ислими, полосы кирмак (червяк). Чеканный ювелирный узор в стиле ислими или прорезная ажурная резьба здесь не были столь популярны, как в...
Read More

Cуфийская притча и актуальное искусство

На состоявшемся в ноябре 2004 г. Национальном фестивале изобразитель-ного искусства страны при содействии фонда “Форум культуры и искусства Узбекистана” и АХ Уз проект Джамала Усманова “Долина познания” был отмечен специальным призом фонда. Бог являет Себя лишь в той степени , в какой искатель способен выдержать Его сияние Хираз (1, с. 32 – 34) Каждый народ хранит в тайниках духовного наследия и культуры cвои представления об идеалах, надеждах, высших ценностях и “Золотом веке”. Эти мифы, архетипы в течение веков вплетались в структуру фольклора, затем проявлялись в творчестве поэтов и сказителей, отражались в искусстве, являя собой грань некогда грандиозной мифологической “картины мира”, которая не исчезает из “культурной памяти”, но в определенные периоды заявляет о себе более отчетливо и всегда по-новому. В 1990-е гг., когда в нашем обществе актуализировался интерес к традиционным идеалам, философским и религиозным основам узбекской культуры, можно было наблюдать, как весь этот уникальный пласт начал оригинально воплощаться в творчестве художников. В произведениях Джамола Усманова стремление к истокам наследия получило импульс от увлечения философией суфизма. Основы...
Read More

Батальный жанр в творчестве Камaлeтдина Бехзада

В 2005 г. общественность Республики Узбекистан отмечает 550-летие Камалетдина Бехзада – непревзойденного мастера восточной миниатюры XV в., “из живописцев, – по словам Захириддина Бабура, - лучшего из лучших”. Творчество великого гератского миниатюриста Камалетдина Бехзада, казалось бы, изучено всесторонне, но каждый раз, когда рассматриваешь его произведения, в них открываются все новые и новые грани. Одна из них – батальные сюжеты. В Гератской школе миниатюрной живописи последней четверти ХV в., к которой принадлежал К. Бехзад, многие жанры, в том числе придворный, бытовой, охотничий, портретный, получили блестящее развитие... И если о портрете и придворных сценах написано немало, то батальный жанр изучен недостаточно, хотя именно в сценах единоборств и сражений наиболее полно раскрывается беспокойный дух темуридской эпохи. Военные столкновения и жаркие поединки были излюбленной темой средневековых миниатюристов и отражали наиболее ярко свое время, полное междоусобных раздоров и завоевательных походов. Иллюстрации батальных сюжетов к героическому эпосу (“Шах-наме” Фирдоуси), историческим произведениям, воспевающим ратные подвиги правителей (“Джами ат-таварих” Рашид-ад-дина, “Зафар-наме” Шараф ад-дина Иезди, “Темур-наме” Хатефи и др.), привлекали художников еще...
Read More

Талант, отданный людям

В 2005 г. творческая общественность республики отмечает 80-летие известного художника, талантливого графика и живописца Кутлуга Башарова (1925 - 2004). Башаров был художником многогранным и всеобъемлющим, с разнообразными творческими интересами. Начинал как иллюстратор и оформитель книги, работал в станковой графике - эстампе, акварели. Нет вида и жанра в изобразительном искусстве, где не проявил бы себя художник. Графика, с которой начинал и затем постоянно работал Башаров, всегда ближе к искусству слова, к литературе, которая по своей природе наиболее способна выразить чувство и “эмоциональную мысль”, косвенно воздействовать и на другие виды творчества. Благодаря своей условности графика способствовала метафорическому выражению содержания в произведениях художника, а ее своеобразный лаконичный и избирательный язык передавал больше впечатлений от видимого, чем само видимое, откровеннее обнаруживались замысел и воля автора. Обращаясь к графике, художник символически формировал идею произведения и мог иносказательно выражать глобальные мысли. Ее гибкий метафорический язык в руках Кутлуга Башарова был способен к субъективному преображению, следуя почти за всеми оттенками мыслей и чувств художника. Башаров пришел в узбекистанскую графику...
Read More

Хроника художественной жизни (апрель — июнь 2005)

1 - 14 апреля Традиционная выставка любителей юмора “Аския - 2005” прошла в ЦВЗ. Она представила работы признанных мастеров кисти, которые и в самом деле рассмешили до слез всех, кто пришел в эти дни получить заряд бодрости и веселья. Апрель Выставка “Текстиль и дизайн Узбекистана. Традиции и современность” в рамках ежегодного фестиваля ремесел, посвященного празднику Навруз, состоялась в ЦСИ. В экспозицию вошли коллекции текстиля из собраний Дирекции художественных выставок, Государственного музея истории Узбекистана, традиционный и современный костюм видных художников-дизайнеров страны. Cостоялись творческие встречи с известными мастерами текстиля – художниками, ткачами, дизайнерами-модельерами республики. 2 - 12 апреля Фотовыставка “125 лет узбекской фотографии” с успехом прошла в Китае - в Пекинском выставочном центре “Монумент тысячелетия”. Экспозиция состояла из 150 фоторабот основоположников и мастеров узбекской фотографии конца XIX – первой половины XX в. Ее организаторы – фонд “Форум культуры и искусства Узбекистана” и посольство Республики Узбекистан в КНР при поддержке ТДФ. 8 – 28 апреля В ЦВЗ демонстрировалась необычная выставка из частных собраний “Что за жизнь без самовара”. С XVIII...
Read More

“Ведут в будущее нити веков”

В ходе недавнего государственного визита Президента Узбекистана И. А. Каримова в Китай, ставшего новым успешным шагом в дальнейшем развитии узбекско-китайских отношений, состоялся ряд встреч глав двух государств, был подписан целый блок двусторонних документов о сотрудничестве в различных сферах. Визит подробно освещался в китайских и узбекских СМИ. Но об одном любопытном факте газеты не сообщали. На встрече с Президентом Республики Узбекистан И. А. Каримовым министр иностранных дел КНР Ли Чжао Син подарил главе нашего государства майский номер журнала “Английский салон”. В журнале было опубликовано стихотворение, написанное главой внешнеполитического ведомства после поездки в Самарканд, посещение которого входило в культурную программу его недавнего визита в нашу страну. Ли Чжао Син полюбил Узбекистан, а свои искренние, теплые чувства попытался передать в стихотворении. История его такова. Осматривая архитектурные шедевры Самарканда, гуляя по его старинным улочкам, Ли Чжао Син заглянул в одну из мастерских, где работали народные мастера. Тут он увидел девушку, сосредоточенно и грациозно ткущую ковер. Впечатление было столь велико, что уже на пути в Ташкент, в кресле самолета...
Read More

Режиссер Баходыр Юлдашев

К 60-летию со дня рождения Когда Баходыра Юлдашева в 1974 г. назначили главным режиссером академического театра имени Хамзы, ему было 28 лет. Как говорили, он был самым молодым главным среди всех “академиков” бывшего Союза. А сегодня за его плечами почти 70 постановок в разных театрах. Если ценность произведения искусства с годами возрастает, оно заносится в ранг классических. Касается ли это театра – искусства кратковременного, существующего, как известно, лишь “здесь, сегодня, сейчас”? Пожалуй, да, если судить по творчеству Б. Юлдашева. Некоторые его спектакли уже сегодня можно отнести к классике узбекского театра. О лучших, даже поставленных давно, есть что добавить новое к уже сказанному. Говорили и писали о нем много с самого начала деятельности. А начинал он смело и решительно, без разгона. Первые же спектакли недавнего выпускника режиссерского отделения Ташкентского театрального института вызывали как споры, так и, одновременно, единодушное признание неординарности таланта постановщика. Мелодрама А. Дюма “Нельская башня”, историческая трагедия Уйгуна “Беруни”, психологическая драма В. Розова “С вечера до полудня” – диаметрально противоположные спектакли, в...
Read More

Традиционная одежда кашкадарьинских женщин первой половины ХХ в.

Кашкадарья – один из древних культурных центров Средней Азии, где формирование населения происходило в результате сложного процесса слияния различных этнических групп, среди которых главное место занимали тюркские племена (кенегес, мангиты и т. д.). Смешение культур, а также политические и экономические перемены способствовали видоизменению народной одежды, создававшейся на протяжении многих веков. Рассматривая традиционный костюм кашкадарьинских женщин, следует отметить, что он состоит из 2 основных типов: одежда городского населения и одежда сельского населения. В ХIX - начале XX в. крупные города Кашкадарьинского региона (Шахрисабз, Карши) являлись бекствами Бухарского ханства. Из Бухары часто посылали туда правителей, чиновников с их семьями. Таким образом, на среду городского населения оказывала влияние бухарская культура, в результате чего происходили постепенная трансформация одежды городской женщины и переход от традиционных форм одежды к формам иного происхождения. На периферии же этот процесс шел намного медленнее. В первой четверти ХХ в. многие узбекские племена, несмотря на происходившие перемены, сохранили свое родо-племенное деление, игравшее существенную роль в их быту, в том числе и в...
Read More

Fashion — Мода. Перспективы французско-узбекского сотрудничества

12 июня 2005 г. Центр современного искусства посетили заместитель ректора Парижской Академии искусств г-жа Морин Кор и директор лицея моды Парижа г-жа Мари Моро-Рокан. Здесь же состоялся “круглый стол” с участием деятелей культуры и искусства, ведущих модельеров, представителей средств массовой информации Узбекистана. Во время дружеских бесед обсуждался целый ряд вопросов узбекско-французского сотрудничества в области культуры. Гости также познакомились с творчеством узбекских модельеров и ответили на ряд вопросов, касающихся системы обучения во французских вузах. – Г-жа Моро-Рокан, во время визита в Ташкент Вы побывали в нескольких вузах, ознакомились с программой системы образования в нашей стране. Что характерно для методики обучения во французских вузах? – Во Франции очень много учебных заведений в области моды. 7 из них находятся в Париже. Одно из таких учебных заведений - наш лицей им. Поля Пуаре при Министерстве образования. Каждый год мы выпускаем профессиональных мастеров по конструированию и пошиву одежды, головных уборов и галантереи, стилистов, модельеров, гримеров, менеджеров и др. Если говорить о системе образования, то в нашей методике обучения...
Read More

Путь к самопознанию

В чем проявляется своеобразие творческой индивидуальности художника? Этот вопрос был актуален всегда. В Узбекистане еще с тех пор, как в 20-е годы прошлого столетия стали развиваться традиции европейской школы живописи, остается открытым вопрос: “По какому пути мы идем?” Причем в прессе то и дело мелькают уже готовые ответы. Одни искусствоведы считают, что, опираясь на собственные традиции, мы должны быть ближе к тенденциям мирового искусства; другие определили это направление в русле синтеза традиций Запада и Востока. Третьи считают необходимым ориентироваться только на собственные корни, тяготеют к сугубо “восточному” стилю. Каждая из этих позиций имеет право на существование, хотя ни одна из них не дает окончательного ответа на поставленный вопрос. Говоря об индивидуальности, не следует упускать из вида основополагающие моменты, оказывающие влияние на ее формирование. Главными определяющими моментами в творчестве художника, в выборе его собственного стиля всегда были и будут образ жизни и место в ней самого художника, события, связанные с детством, воспоминаниями из прошлого, а также генетическая память, воплощенная в истории, легендах, преданиях...
Read More

Из истории музыкальной культуры Карши

В древности и раннем средневековье музыкальное искусство Карши и Кашкадарьинского оазиса входило в ареал согдийской культуры, разделяя его основные признаки и атрибуты. Судя по немногим на сегодняшний день находкам, музыка того времени региона, как и остальных историко-культурных областей, использовалась в двух основных сферах – при разного рода культовых отправлениях и во время празднеств и развлечений (условно – в “светских” целях). Среди археологических находок, имеющих отношение к музыке, самая значительная – это мелкая терракотовая скульптура с городища Еркурган Каршинской области (1, с. 194, рис. 156) из 7 женских фигурок с музыкальными инструментами, датируемая III – IV вв. н. э. На ней представлен музыкальный инструмент – лютня, но в двух разновидностях и позициях расположения. Четыре фрагментированные терракоты, согласно описанию Р. Сулейманова, представляют собой лютню с круглым корпусом, где все четыре экземпляра “составляют единый иконографический тип, хотя оттиснуты в разных матрицах”. На лютнях этого типа просматривается 3 струны. При иных иконографических признаках его можно обнаружить в находках из Афрасиаба, датируемых I – III вв. н....
Read More

Ветер его Родины

Бахтиёр Усаров – мастер художественной керамики, уроженец г. Карши – яркий представитель пришедшего сегодня в мир искусства поколения молодежи, имеющей большие возможности для самосовершенствования, культурного роста. После окончания средней школы Бахтиёр поступил в Каршинское музыкально-художественное училище, где в 1989 г. получил специальность художника-оформителя. Особенно благодарен своему учителю Д. Киму, преподававшему в училище керамику и сумевшему разглядеть в ученике талант большого мастера. На практике ощутив настоятельную потребность дальнейшего совершенствования мастерства, Б. Усаров поступил на отделение керамики Ташкентского театрально-художественного института им. Островского (ныне – Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзада). Будучи студентом института, Бахтиёр работал вместе с известным художником-керамистом С. Ивановым над декоративным оформлением внутренних интерьеров строившегося в то время дворца “Туркистон”. Дипломной работой его стало участие в изготовлении керамического панно “Цирк” общей площадью 146 кв. м в здании Ташкентского цирка. Он вложил свой труд и в изготовление серии керамических панно на станции метро “Дружба народов”. В 1999 г. Б. Усаров стал членом Творческого объединения художников Академии художеств Узбекистана. Первая персональная выставка Б. Усарова...
Read More

Здесь и сейчас…

14-18 апреля 2005 г. на Ташкентском ремонтно-механическом заводе прошла презентация выставочного проекта “Констелляция”, инициированного Швейцарским управлением по сотрудничеству и развитию Посольства Швейцарии в Узбекистане. “Во сне, в зеркале, в воде пребывает мир... Все, что есть и чего нет там, находится здесь, а не там” Завод должен работать, выдавать продукцию, художник – писать на холсте, картины должны выставляться в позолоченных рамах в музеях с определенным температурным режимом, а зритель – наслаждаться искусством, получая эстетическое удовольствие. Однако для современного художника не все принятые нормы остаются таковыми. Он, не отвергая их, увлечен поиском новых возможностей искусства, новых средств и площадей для репрезентации художественных идей. Он остро чувствует наступление нового времени, которое неминуемо порождает новые формы. Так было всегда. Актуальное искусство (contemporary art) завоевало многие страны, увлекая художников своим инновационным духом, постоянным расширением своих границ. Смело разрушая стереотипы мышления, художники обращаются к злободневным вопросам нашей современности, выражая их в неожиданных формах инсталляций, оригинальных перформансов, интеллектуальных видеопроизведениях. На всем постсоветском пространстве, несмотря на различные социальные и культурные смыслы,...
Read More