Хроника художественной жизни (декабрь 2002 — март 2003)

26 декабря - 20 января В Центральном выставочном зале прошла ежегодная выставка "Художник и природа". Одноименную занимающуюся организацией выставок, секцию, возглавляет Ю.В. Чернышов. Нынешний вернисаж был представлен 300 произведениями 80 художников. Среди их работ - живописные полотна, графика, фотография, скульптура. 10 - 20 января В Центральном выставочном зале прошла состоялась выставка каракалпакских художников, посвященная 70-летнему юбилею города Нукуса. Каракалпакское отделение Академии художеств, возглавляемое академиком Ж.Изентаевым, насчитывает 30 художников. В экспозиции было представлено 44 живописных произведения 13 авторов и. работы посвящены истории и современной жизни и каракалпакского народа. 14 - 20 января В Центре современного искусства состоялся концерт-встреча памяти С.Гилева - профессионального джазового музыканта, художника-любителя, педагога и литератора. На концерте выступили джазовые музыканты Ташкента. В экспозиции было представлено около 50 работ C.Гилева на музыкальную тему. Среди них графика и живопись. 19 января - 9 февраля "Иерусалим: мгновение вечности" - под таким названием в Центре современного искусства при содействии Еврейского Агентства "Сохнут" была проведена международная фотовыставка израильского мастера фотографии Михаила Левита. На ней было представлено 40 фотографий Иерусалима. 22 января...
Read More

Эхо древнего эпоса — от архаики до постмодернизма

В марте 2003 г. в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана при содействии Швейцарского бюро по сотрудничеству в Бишкеке и Ташкенте был представлен художественный проект "Манас" известного кыргызского художника Юристанбека Шыгаева - выпускника Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Академии художеств СССР, заслуженного деятеля культуры Кыргызской Республики, профессора, лауреата (1 премия) биеннале "Азия-арт" (Ташкент, 1997). В 1999 г. удостоен Золотой медали на 9-й Азиатской биеннале в Дакке (Бангладеш). Юристанбек Шыгаев - один из ярких и самобытных мастеров современного кыргызского искусства. Начало его творческого пути приходится на 80-е гг., а интенсивное развитие как художника - на начало 90-х гг., когда в атмосфере творческой свободы и подъема национального самосознания обновлялись представления о самобытности искусства, постепенно вызревали идеи, альтернативные лирико-поэтической и повествовательной концепции прошлых лет. Художник искал другие пути на новом витке своей истории, направляя их на смену ориентаций и ракурсов в осмыслении собственной традиционной культуры, в глубины архаического сознания, на сохранение констант эпического мировосприятия и подлинных духовных ценностей. Юнговские концепции о...
Read More

Икрам Акбаров и эвoлюция узбекского симфонизма

В истории развития узбекской музыкальной культуры большая роль принадлежит музыкальным деятелям старшего поколения. Композитор Икрам Акбаров, перешагнувший рубеж своего 80-летия, относится к той замечательной плеяде композиторов республики, талант и мастерство которых определили пути развития узбекской музыки в целом. Он вошел в композиторскую среду как самобытный художник со своим сугубо индивидуальным почерком. Становление Акбарова-музыканта было ярким и стремительным. По окончании фортепианного отделения музыкального училища имени Хамзы он поступил на композиторский факультет сначала Ташкентской консерватории (класс педагога Московской консерватории Ю.Фортунатова, а затем - С.Василенко, Л.Ревуцкого, А.Козловского), а потом Ленинградской консерватории, где И.Акбаров окончил и аспирантуру (класс педагога М.Штейнберга, а далее - Б.Арапова, В.Волошинова). Уже в годы учебы выявилась его многосторонняя одаренность. И.Акбаров активно осваивал различные музыкальные жанры - камерно-инструментальный, симфонический, вокальный. Многие его ранние сочинения свидетельствуют о самостоятельности мышления автора, сумевшего убедительно раскрыть в музыке красоту родного края, своеобразие народного быта в этих новых для национальной культуры жанрах. Дальнейшее творчество Акбарова развивалось в неразрывной связи с традициями различных музыкальных культур - это и освоение...
Read More

Коропластика Восточной Кашкадарьи античного времени

Восточная Кашкадарья занимает Китабо-Шахрисабзскую котловину и прилегающие к ней горные и предгорные районы Зеравшанского хребта и отрогов Гиссара. В античную пору она была известна как Наутака в работах греко-римских авторов или Су-Се в китайских хрониках. Последнее название, по-видимому, передает согдийское наименование области - Кеш, которое зафиксировано иранскими и средневековыми арабскими источниками. Во II в. до н.э. - IV вв. н.э. - времени расцвета малой пластики в Средней Азии, - Восточная Кашкадарья представляла собой достаточно крупное владение со своей столицей (на территории современного г.Китаба) и династией, верховная власть которой в эпоху поздней античности распространилась на всю территорию Кашкадарьи (Южного Согда), а в отдельные периоды раннего средневековья - и на другие согдийские земли. Соседство таких крупных историко-культурных областей, как Северная Бактрия и Центральный (Самаркандский) Согд, сказалось на различных сторонах местной культуры, однако ее специфические черты позволяют говорить о сложении в области своеобразного культурного комплекса. Одно из ярких его проявлений представляет малая пластика - коропластика. На раннеэллинистических поселениях долины терракота отсутствует, что свидетельствует о силе...
Read More

Узбекистан и Испания. Историко-культурные связи

Несмотря на дальние расстояния между Испанией и Узбекистаном, в исторических судьбах двух этих стран были эпизоды кратковременных связей и длительного общения. Читателю может показаться странным, но первые свидетельства связей между Испанией и народами, проживавшими на территории Узбекистана, связаны с аланами - предками осетин, по имени которых сейчас называется Республика Северная Осетия - Алания. Но в древности, и это точно установленный факт, аланы обитали в Приаралье, где у них было даже свое государство, которое китайцы называли Янцай. Еще в X в. часть их проживала в месте древнего обитания и, как свидетельствовал Беруни, в это время "язык их был составлен из хорезмийского и печенежского". Под давлением гуннов и других кочевых народов в первые века н.э. часть алан переселилась в Причерноморье и на Северный Кавказ. В IV в. н.э. новая волна гуннов сдвинула аланов с места их проживания на Дону и в Причерноморье, и они вместе с германскими племенами вестготов, остготов и вандалов двинулись в Европу и на Пиренейский полуостров, т.е. в Испанию. Затем аланы...
Read More

Рабаты и Сардоба Абдуллахана

На территории современного Узбекистана довольно много архитектурных сооружений, связанных с именем Шейбанида Абдуллахана II, время правления которого пришлось на вторую половину XVI столетия. Удачно воспользовавшись обстановкой феодальной раздробленности и взаимной вражды, Абдулла-султан умело продвинулся к власти при ощутимой поддержке джуйбарских шейхов - Ходжа Ислама, а позже его сына Ходжа Саъада. Длительное время Абдуллахан правил страной от имени отца, номинального хана Искандерхана (1560-1583), после смерти которого он официально был провозглашен ханом. При Абдуллахане (1583-1598) значительно расширились границы государства, стабилизировалась экономика, были созданы условия для развития сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли. С его именем связано возведение многочисленных караван-сараев и сардоба по всей территории страны. По одному документу, при его правлении заново отстроены и восстановлены 400 сардоба, по другому - 1000. Сардоба Абдуллахан возводил на местах своих привалов, а рабаты - на местах ночлегов. Слово "рабат" с арабского языка переводится как "укрепленный лагерь", "постоялый двор". Как архитектурное сооружение рабаты на территории Средней Азии появились после арабского завоевания. Первоначально это были военные лагеря...
Read More

Махалля в эволюции города

2003 год в Республике Узбекистан провозглашен "Годом махалли" "в целях повышения роли махалли в качестве органа самоуправления граждан, дальнейшего усиления ее влияния в деле укрепления национальных ценностей и традиций", - как сказано в постановлении Кабинета Министров страны "О программе "Год махалли". Махалля в Узбекистане за многие века утвердила себя как испытанное средство эволюции образа жизни, сохранения ремесел и традиционных методов строительства. Эволюция махалли, общества и его городов взаимосвязаны. В Узбекистане сосуществуют три типа города: феодальный исламский, недавний социалистический и формирующийся ныне город рыночной экономики. При всем их различии в каждом из них живет махалля - целиком или в виде центров или фрагментов. Задача республики и ее городов - использовать сегодня все преимущества махалли. Название "махалля", то есть община, происходит от слова "махал", имеющего значения "место" и "время, момент". Такой двойственной махалля была всегда. Это место общины трансформировалось вместе с поколениями ее жителей. Объединив махалли в районы, городская власть управляла этими административными единицами. С усилением или ослаблением государств районы процветали, разрушались или...
Read More

Редакционная коллегия (1-03)

2003 год в Республике Узбекистан провозглашен "Годом махалли" "в целях повышения роли махалли в качестве органа самоуправления граждан, дальнейшего усиления ее влияния в деле укрепления национальных ценностей и традиций", - как сказано в постановлении Кабинета Министров страны "О программе "Год махалли". Махалля в Узбекистане за многие века утвердила себя как испытанное средство эволюции образа жизни, сохранения ремесел и традиционных методов строительства. Эволюция махалли, общества и его городов взаимосвязаны. В Узбекистане сосуществуют три типа города: феодальный исламский, недавний социалистический и формирующийся ныне город рыночной экономики. При всем их различии в каждом из них живет махалля - целиком или в виде центров или фрагментов. Задача республики и ее городов - использовать сегодня все преимущества махалли. Название "махалля", то есть община, происходит от слова "махал", имеющего значения "место" и "время, момент". Такой двойственной махалля была всегда. Это место общины трансформировалось вместе с поколениями ее жителей. Объединив махалли в районы, городская власть управляла этими административными единицами. С усилением или ослаблением государств районы процветали, разрушались или...
Read More

Метаморфоза классики на театральной сцене

Жизнь классического текста в обстоятельствах, cоздавших его, - существенная часть прагматики классики. Для театра, кроме того, всегда было важно осмыслить функционирование старого текста в новом социокультурном срезе. "Гамлета надо ставить заново каждые десять лет", - постулирует Питер Брук. Быстрорастущая восприимчивость новизны, уживающаяся с вековыми традициями, все чаще побуждает к поискам новых ответов на старый вопрос: каким образом взаимодействуют "чужое" с собственным и к каким симбиозам это приводит? Раскрыть истоки и конфликтность взаимодействия Запада и Востока на театральной сцене - задача увлекательная и полезная, получающая далеко не однозначную оценку. Поэтому коснусь важной и интересной темы ориентальных мотивов в постановках западной драматургии на современной узбекской сцене. Количество постановок, в которых так или иначе проявляется эта проблема, позволяет говорить о тенденции. Это в первую очередь такие спектакли, как "Мамура кампир" ("Старуха Мамура") по пьесе французского драматурга Ж.Сармана "Мамуре", поставленная режиссером Б.Юлдашевым в театре им. А.Хидоятова и в Гулистанском театре, "Летающий доктор" Мольера - в ТЮЗе, режиссер А.Салимов; "Каин и Авель" Дж.Байрона - в театре-студии "Эски...
Read More

Навруз

* * * Все тихо, мирно, благородно В саду душистом бесподобно! Но скучно в благости такой... Взирают в небеса с тоской И жаждут изменения И птицы, и растения. И дождались: явился он. И все перевернул в верх дном. То ветер, как хмельной буян Теребит кудри базилика, Трясет за воротник тюльпан, Покров срывает с розы лика... Но прославляет соловей Красу душистейших созданий И ветра смелость, что посмел Нарушить чопорность собранья....
Read More

Новые имена. Ахметшина Резеда

Резеда Ахметшина родилась в 1982 г. в Ташкенте. В 1999 г. окончила факультет живописи художественного лицея. В настоящее время - студентка IV курса Национального института художеств и дизайна им. Камалиддина Бехзада - отделение монументальной живописи. Участница нескольких республиканских: ко Дню независимости (1999 г.), к Наврузу (2000 г.) - и зарубежных выставок, в том числе в Японии и Италии. В 1994 г. на Международном детском конкурсе им. Дж. Неру в Шанкаре (Индия) была награждена золотой медалью. В 1995 г. на этом же конкурсе получила серебряную медаль. "Меня притягивает красота. Она обогащает и заставляет быть доброжелательнее к окружающему миру. Мое внимание привлекает внутренний мир человека, индивидуальность и уникальность каждого образа: таинственность и искренность женщины, наивность и чистота ребенка, мудрость старца. Гармония духовного и внешнего мира человека - это только начало бесконечного пути к совершенству, что я и пытаюсь выразить в своих работах. Ведь только красота - символ природы, таящая в себе истину, наполняет, захватывает и уносит за пределы воображаемого"....
Read More

Дорогие наши старики

Первый Ташкентский международный конкурс художественной фотографии "Дорогие наши старики", состоявшийся в декабре 2002 г., стал историей - призы и дипломы обрели своих обладателей, остальные участники готовятся к новым конкурсам и надеются на удачу. Правительство страны признало целесообразным проведение ежегодного международного конкурса фотографии, и в этом году, объявленном "Годом махалли", он включен в Государственную программу и пройдет под девизом "Махалля, или мир, в котором я живу". Сейчас стоит оглянуться назад, поразмышлять о том, что обусловило успех начинания и какие задачи предстоит решать в будущем. Что дает основание говорить об успехе первого международного фото-конкурса в Ташкенте? Прежде всего - сухие цифры статистики: на конкурс было прислано 1084 работы 227 фотографов из 16 стран. На выставке, организованной по итогам конкурса, было представлено около 400 работ 164 фотографов, 46 из которых были удостоены различных наград. Много это или мало? Для конкурса, который проводится в 30-й или 40-й раз, конечно, такие показатели были бы не очень впечатляющими. Но для конкурса-дебютанта эти цифры более чем значительны. Радует и...
Read More

Поиск истины Петра Анненкова

В чем источник вдохновения для художника? Каждый отвечает на этот вопрос по-своему, в зависимости от личных пристрастий, интеллекта или окружающей среды. Для одних важно отождествление собственного творчества с определенным этнокультурным фоном, другие предпочитают разрыв с наследием, эстетизированное формотворчество, полную свободу самовыражения, далекую от ассоциаций и знаковых поддержек. Петр Анненков, известный в республике и за ее пределами график, мультипликатор, живописец, дизайнер, не связан с какой-либо традицией, он свободен в своих творческих исканиях, в силу чего позволяет себе апеллировать к разным культурам. Реминисценции западноевропейской живописи - Северного Возрождения и немецкого романтизма, русский лубок, античные мифы и библейские сюжеты, восточная миниатюра, деликатные, ассоциативные цитаты из полотен Дали или пергамской Гигантомахии - все это сплавлено в круге едином, как в некоем калейдоскопе, который и есть отражение многообразия нашей жизни. Но уже известные, ставшие классикой, сюжеты для Анненкова - лишь повод для размышлений о вещах, чей смысл далек от привычного толкования. Пытливый ум художника домысливает, интерпретирует, истолковывает по-своему подчас банальные образы и темы, наполняя их...
Read More

Ритмы вдохновения

Мир соткан из великого множества звуков. Иногда достаточно придать ритмический штрих звуку, нарушить его покой, чтобы привести мышцы в движение, которое и есть начало. Начало игры, начало преображения... "Краш-Бум-Тарарам - Ритм помогает нам!" - такой задорный тон взят спектаклем Молодежного театра Узбекистана, премьера которого состоялась 28 июля 2002 г. Импульс движения, оформленный в названии спектакля, это шум (к-р-а-ш), звук (б-у-м), ритм (та-ра-рам). По сути, это один из музыкальных спектаклей, ведь именно к такому жанру в различных его проявлениях тяготеет театр Наби Абурахманова. В данном случае музыка плюс клоунада, эксцентрика, цирк, становятся формой и средством передачи эмоционального состояния. Весь спектакль построен на вдохновении, его живое дыхание не отпускает зрителя ни на миг. Так произошло и в день премьеры спектакля "Краш-бум-тарарам - Ритм помогает нам!". В этом ярком музыкальном спектакле РИТМ создает цепочку взаимосвязей: акцент, толчок, движение, дыхание, игра, импровизация, краска, характер, жизнь. Здесь нет слов, они потеряли смысл, но есть ритм-жест, ритм-настроение, ритм-характер, ритм-персонаж, ритм-музыка. Ритм-импульс в спектакле рождает ощущение, которое перерастает в потребность...
Read More

Сейсмограф

Так называлась выставка произведений мастеров искусств Узбекистана, прошедшая с 31 января по 21 февраля в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана, Экспозиция была сформирована из собраний Дирекции художественных выставок АХ Уз, Галереи Национального банка, художников и частных коллекционеров нашей страны. Идея создания выставки со столь оригинальным названием обусловлена тем, что душа подлинных художников очень чутко, как своеобразный "сейсмограф", реагирует на происходящее в окружающем нас мире. Одни из них вполне осознанно стремятся отобразить в своем творчестве личное понимание содержания ярких явлений, другие - исподволь, маскируясь под "скорлупой" формы. В экспозицию вошли произведения искусства, созданные в конце XX в. В них отражаются чувства и настроения, царившие в обществе и навеянные событиями, происходившими в те годы, прогрессивные изменения, связанные с обретением свободы творчества и прав на изучение подлинной истории узбекского народа, начиная с первых лет обретения республикой независимости. Вниманию любителей искусства были представлены произведения таких известных мастеров кисти и резпа, как П.Анненков, А.Икрамджанов, А.Исаев, М.Кагаров, З.Саиджаыов, Л.Снегирева, Х.Турдиев, Н.Шин, Ж.Умарбеков, Ж.Усманов, А.Хатамов и другие. Экспонаты размешались на...
Read More