В 2002 г. в одном из частных домов старинного квартала «Кукча» г. Ташкента открылась художественная галерея, в которой были представлены работы хозяина дома, народного художника Узбекистана Анвара Мирсоатова (литературно-художественный псевдоним — Анвар Мирзо).
А. Мирсоатов рано вступил в мир искусства, сразу определив для себя основной объект своих творческих интересов. В годы учебы в Республиканском художественном училище им. П. Бенькова (ныне — Республиканский художественный колледж), затем на факультете художественной графики Ташкентского государственного педагогического института им. Низами он неустанно работал в жанре пейзажа, отдавая предпочтение изображениям различных уголков Ташкента, горным панорамам. Особенно ярко художник проявил себя в 1970-е гг., когда интерес к этому жанру в Узбекистане был особенно заметен. У всех на слуху тогда были имена признанных корифеев пейзажа У. Тансыкбаева, Н. Карахана, Р. Темурова, А. Разикова, работы которых успешно демонстрировались не только в республике, но и далеко за ее пределами. В эти годы ряды пейзажистов пополнились также плеядой молодых художников — Р. Чарыев, Ф. Тахиров, Г. Абдурахманов, П. Ган, П. Мартаков. Их работы, яркие и сочные, с тяготением к декоративности, стали определять новые тенденции в пейзажном жанре.
Творчество художников старшего поколения и преподавателей было достойным примером для молодого А. Мирсоатова. В своих полотнах «Ореховая роща» (1959), «Бурчмулла. Сумерки» (1959) и др. он передавал атмосферу узбекских двориков с домами под плоскими глиняными крышами, ухоженными садиками, людьми, занятыми своими повседневными делами. При этом каждая из работ выражала переполнявшие художника чувства искренней любви к родной земле.
Цикл полотен А. Мирсоатов посвятил историко-архитектурным памятникам Самарканда, которые отличаются особенно выразительным колоритом, богатой цветовой гаммой. Многие из них были созданы за один или два сеанса, тем не менее в них четко определен замысел художника. Картины, написанные в 1967 г., — «Дыни Сиабского базара», «Биби ханум», «Самарканд, Хазрати Хизр», «У водоема» — экспонировались на многих престижных выставках и получили высокую оценку зрителей.
В 1970 — 1980 гг. художник по-прежнему верен выбранной теме в своем творчестве — он создает ряд полотен, где запечатлевает прекрасные уголки родной страны. С помощью богатой цветовой гаммы и особых, авторских, композиционных приемов, он удивительно точно передает эмоциональное состояние природы. Таковы картины «Осень в Заамине» (1972), «Назарбек» (1973), «Бахмал» (1973), «Река Чирчик» (1980). Работа «Заря. Утро Родины» (1974) была создана как панорамная композиция, что свидетельствует о его творческом подходе к освоению стиля и традиций, выработанных в свое время художниками старшего поколения.
Значительное влияние на творчество А. Мирсоатова оказали работы французских импрессионистов и постимпрессионистов — К. Моне, К. Писсаро, П. Сезанна и др. Смелые виртуозные мазки в работе «Вид на Ханкиз» придают композиции объем, напряжение, напор, передают стремительное течение воды, в спешке преодолевающей преграды и пробивающей себе новый путь.
Известные произведения А. Мирсоатова последних лет — «Яккатерак. Сумерки» (1996), «Бахмал» (1972), «Газалкент» (1990), «Фисташковое дерево в цвету» (1998), «Ходжикент» (1998), «Дорога в горы» (2004), «Расцвел урюк» (2004), «Весеннее настроение» (2005), «Алые паруса» (2007) по праву можно отнести к лучшим образцам узбекской пейзажной живописи. Эти полотна отличает своеобразный авторский почерк, который делает их узнаваемыми в широкой панораме живописных работ других художников. Пейзажи А. Мирсоатова — это всегда неповторимый стиль, мастерство и своеобразное видение окружающего мира.
Неъмат Абдуллаев