Величественная панорама Самарканда, ансамбли его мечетей и минаретов сравнимы разве что с эпическими романами. Отголоски прошлого, его эхо, словно доносящиеся сквозь века, звучат как великие симфонии времени… Многоликий Самарканд всегда был источником вдохновения для художников. Богатая палитра его архитектурных изразцов многогранна и бесконечна.

Каждое поколение художников, графиков или скульпторов вновь и вновь открывает для себя волшебный, чарующий мир древнего и вечно молодого Самарканда. Художников первой половины ХХ в. — П. Бурэ, А. Исупова, Усто Мумина, О. Татевосяна, П. Бенькова, З. Ковалевскую, В. Еремяна, Н. Кашину, А. Розикова, Ч. Ахмарова, Р. Темурова и других привлекали повседневная жизнь народа, экзотика Востока, своеобразная атмосфера города, ярко выраженное сплетение различных культур, сохранившихся со времен Великогошелкового пути. Все это художники стремились передать и в своих картинах. В их живописной палитре можно увидеть мозаику Востока и Запада, элементы средневековой миниатюры и авангарда начала века.

Современных мастеров, в их числе А. Крикис, А. Исаев, М. Самадов, Р. Усеинов, А. Темиров, Н. Калонов и другие, работавших в разные годы второй половины века, больше интересуют философские размышления, игра форм и линий, оригинальные композиционные, пластические и цветовые решения. В отличие от художников Бухары они имеют за плечами богатый опыт творческих исканий предшественников, работавших в 1920 — 1930-е гг. В Бухаре станковая живопись развивается лишь с 70-х гг. ХХ в., и, очевидно, именно этим обстоятельством объясняется их относительная свобода от традиции, приверженность авангардным направлениям мирового изобразительного искусства. В Самарканде же художественный процесс в немалой степени определяется работами художников начала века, которые подняли изначально высокую планку. Различные творческие манеры и почерки, опора на богатое национальное наследие придают черты своеобразия поискам современных художников Самарканда. Среди них есть те, кто создает картины в стиле соцреализма пятидесятых-шестидесятых годов, и те, которые стремятся использовать авангардные принципы на своей древней земле или гонятся за европейскими «измами. Разные «творческие ручейки» Самарканда превращаются в «творческую» реку, полноводную и разноликую.

Интересно творчество многих самаркандских художников. Например, работы Аслиддина Исаева наполнены лиризмом и романтичным мироощущением. Он много путешествует в поисках новых тем и образов, но остается верен своей земле, своим творческим принципам. Стирая границы между фантазией и действительностью, художник с особой любовью стремится в своих картинах изобразить символы Прошлого и Вечного, Ностальгии и Мечты, Любви и Жизни. Цикл его картин «Великий шелковый путь» (в соавторстве с Т. Салахиддиновым), экспонирующийся в фойе Самаркандского государственного института иностранных языков, отличается масштабностью подхода к теме, оригинальностью пластического языка и, вместе с тем, опорой на традиции настенной живописи средних веков.

Анализируя народное духовное и культурное наследие, его обычаи и традиции, А. Исаев создал серию лирических и философских картин и пейзажей, связанных с жизнью и бытом родной земли. Его полотна «Свадьба», «Сбор урожая», «Факел потомков», «Песнь бахши» — из их числа. Ряд произведений — «Восточный базар», «Судьба», «Осень», «Уставшие охотники», «Трое» — вне времени и пространства, в них отсутствуют приметы определенной эпохи и места, но в них ощущается духовная связь поколений, диалог между предками и потомками.

Творчество самаркандского художника Мирсаида Саматова отличается выраженной декоративностью, насыщенностью теплыми красками. В них ощутимо влияние О. Татевосяна, Н. Карахана и Ш. Абдурашидова. В то же время для его картин характерно оригинальное видение мира, который он воспринимает страстно, всей душой, поэтому свои чувства передает с помощью густых красок и их различных оттенков. Картины М. Саматова «Кишлак», «Сари Чашма», «Слушая соловья», «Песнь любви», «Ушшок (маком) Самарканда», «Гилон» — свидетельство красочного и богатого духовного мира художника. «Жених и невеста», «Три музыканта» выполнены в стиле миниатюрной живописи; философским звучанием наполнена работа «Полет по-львиному». Сильный творческий потенциал М. Саматова благодаря богатству цвета, насыщенной цветовой палитре имеет широкие грани и возможности.

Интересно также творчество графика Нуриддина Калонова, особенно такая его философская работа, как «На пороге детства», в которой переданы ностальгические мечты автора: на цветущей земле возведены ворота из нежных веточек и зелени, безоблачное ясное небо. Дух романтизма передан здесь при помощи нежных пастельных тонов, возвращая нас к доверчивому и открытому миру детства. В картинах «Игра», «Быт» он стремится осмыслить жизнь человека и пройденный им путь. В непростой период постсоветских трансформаций художник вынужден был изменить свои творческие пристрастия. Н. Калонов сегодня занимается живописью. Его автолитографии «Мотылек», «Тяжелые дни» выполнены с большим мастерством.

Богатое творческое наследие оставил рано ушедший из жизни художник Андрей Крикис. Его живопись заслуживает особого внимания. Уже после смерти художника в 2002 г. в Центре современного искусства в Ташкенте была организована его персональная выставка — свидетельство того, как глубоко он изучил мировые современные авангардные направления в изобразительном искусстве. Крикис родился в Ярославле, в 26 лет переехал в Самарканд. Его заинтересовал и покорил многоликий Восток. Произведение А. Крикиса «Одиночество», например, по своей пластике близко скульптуре. В картине «Встреча» игра формы и цветовая гамма желтых, красных и черных тонов передают загадочную взаимосвязь знаков и символов. На крупных выставках в последнее время отсутствуют работы художников Ш.Темурова, А.Темирова, Г.Шаймардонова, которые прежде принимали активное участие в художественной жизни республики. Может быть, это связано с определенными проблемами, с возможностями творческих поисков? Активно работают в настоящее время молодые самаркандские художники. В творческих поисках Дилором Рахимовой («В медресе пророка Дониера»), Шерзода Самадова («Водопад») отчетливо видны новый взгляд, неожиданные, интересные решения.

Особое внимание в Самарканде уделяется развитию скульптурного мастерства. В свое время здесь активно трудились такие известные скульпторы, как Э.Алиев, Н.Бандзеладзе, В.Дегтярев, А.Шоймуродов. Сегодня им на смену пришли Т.Ёркулов, Т.Эсонов, Э.Каххаров, З.Исмаилов, С.Мамадиёров. Персональные выставки Т. Ёркулова и Т. Эсонова в последние годы были проведены в Ташкенте и Самарканде. Они явились свидетельством их творческой зрелости и роста мастерства. В начале своей деятельности Т. Эсонов работал с деревом, металлом, бронзой и гипсом. В настоящее время он отдает предпочтение газганскому мрамору. Основной темой его миниатюрных композиций являются символы пустыни, долины, путь каравана, люди, проживающие на этом пути («Караван», «Пустыня Кызыл-Кум», «Дочь Чабана», «Согдиана»). Т. Ёркулов изначально любил работать с камнем и мрамором. Ему важен конкретный образ, для художественного воплощения которого он находит интересные символы и решения. В этой связи заслуживают внимания работы художника «Двое», «Философ», «Ибн Сино», «МыслиТулягана», «Невеста», в которых отражены глубокие раздумья художника, суфийские идеи. В каждом произведении он стремится избавиться от незначительных деталей, найти верное композиционное решение.

В начале своего творческого пути большинство художников идет по пути, проторенному предшественниками, и только со временем каждый из них находит индивидуальный путь. Лишь обретя собственный почерк, можно сказать свое слово в искусстве. Доказательством тому является творчество художников 1920-х — 1930-х гг., проживавших в г. Самарканде.

Однако и на сегодняшний день проблема поисков индивидуального самовыражения считается наиважнейшей для творческой личности. На этом пути Самарканд — «страна красок и форм» — как помощь. Над синими, лазурными куполами — изображение синего неба. Сияние звезд в ночном небе отражается в золотых звездах гирихов на архитектурных памятниках. Этот поэтический мир волнует каждого. Окружающие Самарканд горы и степи, сады и цветники, поля и луга, бессмертные старинные памятники города, его узкие улочки и базары — все эти веками отшлифованныеобразы, краски и формы невозможно описать одному, даже самому гениальному художнику. Именнопоэтому Самарканд, не раз воспетый, все еще ждет своих новых певцов, художников, поэтов, которые бы показали город с высоты достижений сегодняшего дня.

Автор: Нодир Норматов