Акварельные миниатюры: сон во сне

Картины и рисунки – всего лишь картины и рисунки, но художник спрятан в своем мастерстве. В этой прекрасной мелодии внимай лишь певцу, ибо каждый сладостный звук струны исторгается им. Джавад Нурбахш. Семь эссе о суфизме Бухара – город с особой энергетикой, особой историей. На протяжении 25 веков город был местом, где соединялись разум и воля, дух и труд. Город, в котором ремесло всегда было искусством, а искусство – языком Бога. Благословенная, Священная Бухара – так называли ее в средневековье, такой она является и сейчас с ее величественными сооружениями, мечетями, суфийскими обителями, мазарами, минаретами, призывающими к извечному раздумью о смысле жизни и месте человека в этом мире, к поиску высшего знания. Здесь много замечательных художников. Кто-то пишет большие живописные полотна, кто-то подражает старым мастерам- миниатюристам, кто-то стремится в быстрых этюдах запечатлеть умирающую старину. В этом городе живет и творит Улугбек Мухамедов. Он нашел собственный путь и собственное видение города, его улиц, людей, окружающей природы. Он нашел особую форму и стиль, в котором главное – это...
Read More

Наши авторы

Абдуллаева Ксения – журналист Абдурахманов Ибрагим – кандидат искусствоведения Акилова Камола – искусствовед, доктор искусствоведения Ахмеджанова Шахноза – искусствовед, кандидат искусствоведения Ахмедова Нигора – искусствовед, доктор искусствоведения Ильясова Илона – журналист Кадышева Оксана – журналист Кодзаева Людмила – искусствовед, заслуженный деятель искусств Узбекистана Мурадова Зульфия – музыковед Рахимова Зухра – искусствовед, кандидат искусствоведения Удовенко Ольга Мухамеджанова Сакина – аспирант НИХД им. К. Бекзада Ягъяева Татьяна...
Read More

Современная наружная реклама в Узбекистане

Культурно-историческое наследие Узбекистана, находившегося в центре древних торговых караванных путей, свидетельствует о наличии в нем богатой традиции рекламы. На базарах Бухары, Самарканда, Ташкента, Термеза, Ферганы, через которые в древности и средневековье проходили магистрали международной торговли по Великому шелковому пути, формировались разнообразные формы и приемы рекламы товаров (1, с. 10). Для распространения информации и рекламы товаров на базарах важнейшую роль играли специально подготовленные люди, называемые «глашатаями». Они должны были повседневно информировать большие скопления людей в городах. Причем информация глашатаев носила разнообразный характер – от политических призывов до сугубо торговых объявлений. Этот простой метод в свое время считался успешным средством развития торговли. На письменах из Древнего Хорезма, кушанской Бактрии, Согда античного времени сохранились сведения о различных видах ремесленной продукции, пищевых продуктах, упоминания о масштабах торговли в той или иной местности, восхваляющие мастерство строителей, возводивших тот или иной памятник. Это свидетельствует о формировании уже в те далекие времена рекламы как фактора продвижения товара на международный рынок (1, с. 51-65). Дальнейшее развитие в VII – VIII...
Read More

Вспоминая Берту Давыдову (к 90-летию со дня рождения)

В декабре 2012 г. Народной артистке Узбекистана Берте Давыдовой –яркой, оставившей заметный след в отечественном искусстве певице исполнилось бы 90 лет. Ее жизни и творчеству посвящены научные публикации, многочисленные телевизионные передачи, фильм-концерт «Берта Довидова куйлайди» («Поет Берта Давыдова»), выпущены грампластинка-гигант и CD, включившие шедевры узбекской традиционно-профессиональной музыки в ее оригинальном исполнении. Надеюсь, данные воспоминания о моей бывшей свекрови, как непредвзятые свидетельства очевидца, дополнят облик ее незаурядной личности и будут интересны читателю, знакомому с творчеством певицы. Берта Давыдова (настоящее имя – Биллур, то есть «хрустальная», но так звали ее только близкие родственники) является представителем изустно-профессиональной системы «устоз – шогирд» («учитель – ученик»). Она не получила образования в консерватории, не знала нот, но той вокально-певческой школе, которую прошла певица, думается, позавидовал бы не один дипломированный исполнитель. В числе первых наставников Б. Давыдовой – бастакор Имомжон Икрамов – автор прославившей ее ашула «Муножот», которую он сам с ней разучивал, известные мастера макомного искусства Фазлиддин Шахобов, Шоназар Сахибов, домла Зиркиев. Но главным своим Учителем на...
Read More

«НАШЕ НАСЛЕДИЕ. МАСТЕРА ИСКУССТВ УЗБЕКИСТАНА»

Цикл ретроспективных выставок В 2012 г., в год 15-летия создания Академии художеств Узбекистана, в ЦВЗ АХ Уз прошел ряд ретроспективных выставок из цикла «Наше наследие. Мастера искусств Узбекистана». Выставки этого цикла, как правило, посвящаются художникам-юбилярам года и строятся на основе достаточно объемного и интересного собрания фондов Дирекции художественных выставок АХ Уз. Нынешний, 2012, год оказался чрезвычайно богат памятными датами мастеров народного и изобразительного искусства – факт, послуживший поводом для создания этого цикла выставок, стартовавших в канун праздника Навруз. Первая экспозиция этого цикла представила произведения народного искусства Узбекистана. Зрители смогли увидеть уникальные произведения мастеров известных школ бихромной и полихромной керамики, вышивки, набойки, музыкальных инструментов, резьбы по ганчу. Имена этих мастеров в ХХ в. стали легендами, а их наследие – гордостью и славой народного искусства нашей республики. Праздничным вернисажем были отмечены 145-летие знаменитого читгара Усто Абдурахмана Абдугафурова, ремесло которого унаследовано его внуками – династией мастеров набойки Рахимовых; 130-летие Усто Усмана Зуфарова – мастера музыкальных инструментов; 120-летие прославленного ганчкора Усто Ташпулата Арсланкулова – стена парадного зала...
Read More

Тайны тени – откровение света – осознание бытия

Мозаику Ташкентской фотобиеннале – 2012, организованной Академией художеств республики, Фондом «Форум культуры и искусства Узбекистана» и прошедшей в рамках ежегодной Недели искусств ArtWeek.Style.Uz, невозможно представить без национального колорита, традиций и обычаев народов всех уголков планеты. Точкой отсчета для полета мысли стала тема биеннале «Я в мире, мир во мне», где нашли простор для самовыражения, стремясь осмыслить увиденное сквозь призму индивидуально-личностного восприятия социума, свыше 200 фотохудожников более чем из 30 стран мира. По словам председателя АХ Уз Акмаля Нуридинова, тема биеннале выбрана не случайно, у каждого должно быть свое «я». Каждый должен творить мир внутри себя – не только художник, но и зритель. В искусстве, если идти по разным «измам», потеряешь себя, а в итоге это приведет к разрушению личности. В поле зрения авторов оказались культурные, психологические, общественные и философские аспекты нашего бытия. И это, несомненно, придало работам грандиозной экспозиции в целом глубокий смысл. Кто мы и для чего живем на земле, где наш путь, ведущий к истине, бессмертию духа? Что значат привычные...
Read More

По страницам старых СМИ. Кооперативы кустарей

Редакция журнала “San’at” предлагает вниманию читателей новую рубрику «По страницам старых СМИ», которую открывают выдержки из статьи «Кооперативы кустарей» *, опубликованной в газете «Туркестанские ведомости» от 11 апреля 1910 г. В этой рубрике будут публиковаться материалы по искусству нашей страны начала – середины  ХХ столетия. Редакция журнала выражает благодарность руководству Национальной библиотеки имени Алишера Навои за предоставленную возможность работать в Отделе редких и старинных изданий. Поддержка и развитие кустарных промыслов имеет огромное значение, так как они составляют весьма значительную часть общей производительности края и дают весьма ценные материалы, имеющие сбыт … на мировых рынках. Такие материалы, как ковры, шелковыя ткани и вышивки серебром и шелками, имеют громадную ценность как исключительные восточныя производства и предметы роскоши, и потому на таких изделиях, вывозимых в большом количестве из края, зиждется нередко все благосостояние туземца. … Материи ручной выделки гораздо прочней фабричных и для простого народа несравненно выгодней. При том в Туркестане имеется полная возможность земледельческому классу носить одежду из более прочных и тонких продуктов, как шелк или...
Read More

Фестиваль «Навкирон Узбекистон» в аспекте молодежной культуры Узбекистана

На современном этапе различные проблемы молодежной культуры актуализируются во всем мире, так как от духовных, мировоззренческих приоритетов молодежи зависит не только завтрашний день художественной культуры, но и будущее всех ценных достижений в различных сферах, созданных человечеством. Как отмечают специалисты, молодежная культура – это определенная культурная ниша, объединяющая людей по принципу возраста. И учет психологии возраста особо важен, так как «он накладывает существенный отпечаток на духовность и менталитет». Молодежная культура, как отметил немецкий исследователь Л. Хаузер, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Молодежь Узбекистана активно вовлечена в политическую, экономическую, социальную, культурную жизнь страны. В этом процессе важную роль играют масштабные культурные акции, проводимые Фондом «Форум культуры и искусства Узбекистана», в числе которых фестивали «Янги авлод», «Келажак овози», «Навкирон Узбекистон». Фестиваль «Навкирон Узбекистон» – 2012, который проводился в этом году в пятый раз, открылся в конце августа, накануне Дня независимости страны. Его соорганизаторы – Академия художеств Узбекистана и Дворец творчества молодежи. За годы проведения Фестиваль превратился в долгожданный для творческой молодежи Узбекистана...
Read More

Символ чистоты и изобилия

Зооморфные образы изобразительного и прикладного искусства Узбекистана изучены основательно, однако изображению рыб внимания уделялось меньше. Тюркское слово «балиқ» (рыба) раньше звучало и писалось «балиғ», а нынешнее оформилось сравнительно недавно (1, с. 598). Изначально оно означало «город». В книге «Девону луғотит турк» М. Кашгарий, перечисляя названия древних городов, использует данный термин (2, с. 176). Тюрки, например, называли город Пекин «Хонбалиқ», а город «Бешбалиқ» существует в восточном Туркестане. Исследователи считают, что обожествление рыбы, преклонение перед ней зародилось в глубокой древности. В книге «Авеста» зороастрийцы связывают наводнения, причины их возникновения с волнением рыб (3, с. 10 – 11 ). Рыбы почти всегда изображаются вместе или рядом со змеей, дельфином и лягушкой. И это не случайно. Древние мифы гласят, что мир держится на трех «китах»: это птицы – они же олицетворение «небесной» сферы существования, космогонические знаки-символы; животные – олицетворение «земной» жизни, знаки-символы, связанные с земной сферой существования; и существа из хтонического мира, обитатели подземного царства – змеи, лягушки, дельфины и рыбы – связующее звено между жизнью над...
Read More

Диалог грации и цвета, рождающий образ

Стремление выразить свой взгляд на мир, отношение к истории, людям, природе, желание ближе познакомиться с творчеством друг друга стали главными точками соприкосновения художников из разных стран на 10-м Международном симпозиуме живописи и скульптуры в Турции. Горная местность Аспат почти на месяц превратилась в источник вдохновения для мастеров, однажды полюбивших неуловимую музыку красок, поэзию строгих линий металла, камня, дерева. Разнообразие жанров и стилей в работах участников симпозиума стало ярким свидетельством их постоянного духовного поиска. Уникальными, самобытными, полными экспрессии, глубоких мыслей и чувств предстали перед организаторами (Фондом Аспат по искусству и образованию) и гостями культурного события произведения известных художников из Узбекистана – живописцев Алишера Аликулова и Джурата Рахманова и скульптора Тулягана Таджиходжаева. Их произведения, созданные в рамках поездки, будут еще долго радовать глаз жителей турецкого побережья, где под открытым небом открыт музей скульптуры и живописи. Заслужили искреннее признание ценителей прекрасного творения узбекских мастеров и на родине. «Птица счастья» – скульптура из мрамора высотой 2,5 м, которую в рамках симпозиума создал художник Т. Таджиходжаев,...
Read More