"Луноликая": о новых тенденциях в современном искусстве Узбекистана

День завтрашний - Увы! Сокрыт от наших глаз! Спеши использовать летящий в бездну час. Пей, луноликая! Как часто будет месяц Всходить на небеса уже не видя нас... Саади На протяжении многих тысячелетий самым притягательным и неиссякаемым источником творческого вдохновения мастеров искусств являлся образ женщины. Как эта тема раскрывается в современном искусстве Узбекистана, продемонстрировала выставка "Луноликая", которая состоялась в ноябре 2006 г. в Галерее изобразительного искусства Узбекистана. Организаторами проекта выступили Фонд "Форум культуры и искусства Узбекистана" и Швейцарское бюро по сотрудничеству. Куратор - автор настоящей статьи академик АХ Уз Акбар Хакимов. Уровень искусства во многом определяется его способностью выразить проблемы общечеловеческой значимости в формах, адекватных современным реалиям и эстетическим запросам. Одной из таких проблем является образ женщины - лейтмотив всего мирового искусства, широко интерпретированный в литературе и искусстве Востока. Несмотря на частое обращение к этому образу, самостоятельной, концептуально нацеленной экспозиции современного искусства Узбекистана на эту тему в последние годы не было. Между тем этот образ - не только тема искусства. Динамика современной жизни внесла новые нюансы...
Read More

Живописные образы Хорезма в творчестве С. Кадырова

Есть такая категория творческих личностей, чьи работы - на виду у широкой общественности, но имен их создателей, не стремящихся к славе и известности, зритель не знает. К ним относится и наш современник, уроженец Хорезма, выпускник факультета художественной графики Ташкентского государственного педагогического института им. Низами Солий Кадыров. Он хорошо известен в кругу коллег - живописцев и миниатюристов, скульпторов, гончаров и граверов по металлу. Дело в том, что Солий уже давно, твердо и основательно овладел всеми этими профессиями. Разумеется, он вовсе не стремился быть таким универсалом, как его кумир - великий П. Пикассо, но его творческие интересы достаточно широки. В годы учебы Кадыров неустанно занимался живописью. Однако, посещая занятия преподававшего здесь скульптора Абдумумина Байматова, молодой художник заинтересовался тайнами пластики и уже в студенческие годы принял участие в проводившемся республиканском конкурсе на лучшую скульптуру Насреддина Афанди, где одержал победу. По окончании учебы Солий Кадыров увлекся монументальным искусством, интересовался оформлением различных общественных зданий, дворцов культуры и проч. Он мечтал о крупномасштабных композициях, которые могли...
Read More

Хроника художественной жизни — Январь-апрель 2009

13 - 17 января Выставка Фахритдина Яхишева - серебряного призера международного детского конкурса "Мир чарующих красок", состоялась в ГИИ Уз при поддержке художественного центра для инвалидов "SANVIKT" и международного неправительственного благотворительного фонда "Со?лом авлод учун". Отдавая предпочтение написанию пейзажей в своих работах, художник восхищается красочной природой своей родины, в то же время совершенствует мастерство в других жанрах изобразительного искусства, в том числе и в анималистическом. 16 января - 2 февраля Уникальные фотоснимки, выполненные в 1934 - 1937 гг. ташкентским фотожурналистом Ф. Федоровым, были представлены на выставке "Конструктивизм Федорова. Фотографии 30-х годов", прошедшей в ТДФ. Человек и машина, изменение внешнего облика окружающей среды металлическими конструкциями, неподдельный энтузиазм молодых строителей - все это характерно для искусства 30-х гг., когда конструктивизм воспринимался как передовой стиль в искусстве. Автор в своих работах "Растяжка опалубки", "Печь кирпичного завода", "Промывная галерея" находит конструктивистские ходы, отводя все же главную роль человеку - строителю, создающему эту технику. 22 января - 5 февраля Произведения узбекского скульптора Баята Мухтарова демонстрировались в ГИИ Уз на...
Read More

Семантика украшений "хапамат" и "гульбанд"

Традиционное искусство и материальная культура населения южного Узбекистана (Сурхандарьинская область) вот уже несколько лет привлекают внимание как наших, так и зарубежных исследователей - археологов, этнографов и других ученых. В 2003 г. на базе НИИ искусствознания Академии художеств Узбекистана была создана комплексная Байсунская научная экспедиция (руководитель - академик АХ Уз А. А. Хакимов) по изучению историко-археологического и этнокультурного наследия, музыкального фольклора и традиционного искусства этого региона. Экспедицией были исследованы такие виды народного декоративно-прикладного искусства, как вышивка, ковроделие, кошмоваляние, ткачество и керамика. Традиционный костюм является наиболее значимой и специфической частью культурного наследия, так как в нем отражается устойчивость традиций, эколого-эстетических идеалов, социальных, этических норм, а также представление человека о мире, познание в нем самого себя. Костюм населения Сурхандарьи отличается от костюма других регионов своей яркой цветовой гаммой, своеобразными головными уборами, обувью и украшениями. Проживание в данном регионе оседлого и полукочевого в прошлом населения (кунграты, джузы) с разной культурой и традициями делают национальный костюм самобытным и уникальным. Неотъемлемая часть костюма - ювелирные украшения,...
Read More

Ремесленный обряд "камар басте" (посвящение ученика в мастера) в Средней Азии

На протяжении многих столетий территория Средней Азии исторически являлась одним из крупных центров художественного ремесла, которое было тесно связано с традиционной жизнью и обычаями народа. Искусные мастера создавали, совершенствовали, бережно сохраняли и передавали своим ученикам художественные и технические приемы, орнаменты, ремесленные традиции, многие из которых, к сожалению, сегодня безвозвратно утеряны. Многочисленные ремесленные традиции, в частности обряд посвящения в мастера ("камар банд", "камар басте", "она мийон банд"), сохранились в ремесленных уставах рисола (1). Термином же "камар басте" назывались и ремесленники, достигшие определенного уровня в мастерстве. Наиболее развитыми отраслями художественного ремесла Средней Азии были ткачество, кузнечное дело, гончарное производство. Они в основном имели наследственно-семейный характер. Правила, секреты, приемы и тонкости ремесла передавались от учителя ученику, чаще всего - старшему из сыновей мастера. Вплоть до 1920-х гг. ткачеством в Среднеазиатском регионе преимущественно занимались мужчины, а женщины пряли. Керамические изделия изготавливались женщинами в основном вручную, а мужчины применяли гончарный круг. Согласно рисола ткачей, церемония камар-басте происходит следующим образом: слева от посвящаемого становится один из членов цеха,...
Read More

Редакционная коллегия (1-09)

Ремесленный обряд "камар басте" (посвящение ученика в мастера) в Средней Азии На протяжении многих столетий территория Средней Азии исторически являлась одним из крупных центров художественного ремесла, которое было тесно связано с традиционной жизнью и обычаями народа. Искусные мастера создавали, совершенствовали, бережно сохраняли и передавали своим ученикам художественные и технические приемы, орнаменты, ремесленные традиции, многие из которых, к сожалению, сегодня безвозвратно утеряны. Многочисленные ремесленные традиции, в частности обряд посвящения в мастера ("камар банд", "камар басте", "она мийон банд"), сохранились в ремесленных уставах рисола (1). Термином же "камар басте" назывались и ремесленники, достигшие определенного уровня в мастерстве. Наиболее развитыми отраслями художественного ремесла Средней Азии были ткачество, кузнечное дело, гончарное производство. Они в основном имели наследственно-семейный характер. Правила, секреты, приемы и тонкости ремесла передавались от учителя ученику, чаще всего - старшему из сыновей мастера. Вплоть до 1920-х гг. ткачеством в Среднеазиатском регионе преимущественно занимались мужчины, а женщины пряли. Керамические изделия изготавливались женщинами в основном вручную, а мужчины применяли гончарный круг. Согласно рисола ткачей, церемония камар-басте...
Read More

Творческая династия Наркузиевых-Махмудовых

Ферганская долина - один из уникальных районов нашей республики, славящийся своими высокоразвитыми традициями. Особое место в этом ряду занимает искусство художественной росписи. Уникальные памятники архитектуры в Коканде и Маргилане, Чусте и Намангане, Куве и Алтыарыке, Шахрихане и Риштане и сегодня изумляют богатством своих многокрасочных узоров, способным придать даже самым непритязательным по конструкции зданиям вид роскошных дворцов. На ферганской земле родилась целая династия талантливых художников-орнаменталистов наккошей Наркузиевых-Махмудовых. Эта династия насчитывает более трехсот лет, все мужчины семьи были потомственными художниками-орнаменталистами, или, как их называют в долине, сирчи. Среди них - известные мастера прадед усто Нурмат, дед усто Нармухаммед Кузыбай, отец Саидмахмуд Наркузиев, его сыновья - Саидахмад и Саидумар Махмудовы. Двойная фамилия появилась в результате того, что в начале XX в. детей записывали по имени отца. Предположительно, усто Нурмат участвовал в росписи знаменитой мечети Джами в Коканде, созданной в XVIII в. Его сын Нармухаммед Нурматов принимал участие в оформлении особняков князя Романова и Половцева в Ташкенте. Саидмахмуд Наркузиев родился в 1883 г. в Коканде....
Read More

Магия в камне

В январе 2009 г. в Галерее изобразительного искусства Узбекистана прошла персональная выставка скульптуры малых форм "Таинство камня" члена Творческого объединения АХ Уз Людвиги Петровны Нестерович. Людвига Нестерович родилась в Ассаке Андижанской области. Тогда это был небольшой провинциальный городок, где мирно текла тихая безмятежная жизнь, отзвуки которой нашли отражение в ее творчестве. Росла в семье художника-оформителя, к тому же много занимавшегося живописью, что наложило свой отпечаток на формирование взгляда Людвиги на окружающий ее мир. Л. Нестерович окончила скульптурное отделение Республиканского художественного училища и Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского (ныне - Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзада). Еще в студенческие годы участвовала в выставках. Первая персональная выставка работ художницы состоялась в 1982 г. Л. Нестерович - одна из ведущих мастеров малой пластики, которая работает с такими материалами, как глина, дерево. Последние 16 лет она работает с поделочными камнями. Первые ее работы сделаны из камней, подаренных друзьями. "Отдыхая с семьей в горах, в Бричмулле, - рассказывает Людвига, - тоже собирали и...
Read More

Современное кино Узбекистана: социальные функции и поэтика

Кино - один из наиболее эффективных факторов модернизации общественного сознания. Не случайно именно государство стало инициатором широкой поддержки отечественной киноиндустрии. Начиная с 1996 г. ежегодно из госбюджета страны выделяются средства для 15 полнометражных, 10 анимационных и нескольких десятков документальных фильмов. В настоящее время сформировалась ситуация, когда мифологическое пространство нации - главный поток идей, представлений и ценностей, на которых воспитывается новое поколение зрителей, постепенно перетекает из традиционных фильмов в сериалы, из кинозалов на телеэкран. Одновременно с этим создаются телесериалы, которые составляют около 20 процентов всего национального эфира, а кинопоказ в целом - и игровые, и документальные, и анимационные картины - занимает - лишь 30 - 40 процентов. Очевидной особенностью современного кинопроцесса в Узбекистане является сформировавшаяся за последние годы собственная многочисленная зрительская аудитория, преимущественно молодежная, которая посещает кинозалы, демонстрирующие отечественные фильмы. Этот важный социальный феномен не без легкой ревности отмечали специалисты из наших соседних республик на прошедшей в ноябре 2008 г. в Ташкенте дискуссии по проблемам центральноазиатского кино. Ни в одной из других стран...
Read More

Новые имена. Нигора Шарафходжаева

Нигора Шарафходжаева родилась в 1978 г. в г. Джизаке. Окончила Республиканский художественный колледж, отделение "театральный костюм" по специальности художник-модельер, а затем Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзада отделение театрально-декорационной живописи. По окончании института работала в Республиканском кукольном театре художником-декоратором. С 2007 г. работает в ГИИ Уз. Н. Шарафходжаева - участница необычной для современной художественной практики выставки "5 + 1", состоявшейся в апреле 2008 г., открывшей новый путь в мир актуального искусства, связанного с новыми технологиями и материалами, новыми тенденциями, формами и способами выражения, в большей степени соответствующими меняющимся реалиям жизни. Н. Шарафходжаева ищет свой путь во всех видах изобразительного искусства - инсталляциях, перформансах, видеоартах, фотоартах и др. На выставке "5 +1" она представила свою первую работу "К.У.Б.", с помощью которой исследовала различные психологические состояния человека. Инсталляция примечательна своим ритмическим построением формообразующих частей. С этой же работой Нигора участвовала в конкурсе "Навкирон Узбекистон", прошедшем в августе 2008 г. Работа "К.У.Б." обратила на себя внимание многих искусствоведов, художников и участников...
Read More

Щедра земля узбекская талантами

О коллекции известного российского писателя Рауля Мирхайдарова я слышал давно. В 2008 г. в Москве вышел в свет альбом "101 живописная работа из коллекции Р. Мирхайдарова", в котором собраны репродукции с картин как известных, так и малоизвестных художников Узбекистана. "Щедра земля узбекская, - говорит коллекционер, отвечая на вопрос о том, почему он собрал работы именно этих художников. - Я давно, уже с 1961 г., увлекаюсь коллекционированием живописи. Меня привлекают яркие, самобытные работы узбекских художников. И мне не важно, известные они или нет. Главное - их творчество. Поэтому у меня в коллекции очень много работ совсем малоизвестных художников. Их с удовольствием смотрят, когда коллекция демонстрируется как в странах постсоветского пространства так и дальнего зарубежья". Мне вспоминается знаменитая коллекция Нукусского музея, собранная И. Савицким, который приобретал произведения тех художников, творчество которых не считалось тогда настоящим искусством. Сейчас - другое время. На выставках республики демонстрируются работы художников разных направлений и течений. Главный судья тут - зритель. Отрадно, что творчество художников поощряется государством. Их произведения...
Read More

М. Бафоев: штрихи к творчеству

Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, композитор и дирижер Мустафо Бафоев - автор крупных сценических произведений, симфоний, ораторий, балетов, камерно-инструментальных сочинений, концертов, более 200 песен и романсов. Его творчество отличается широким разнообразием замыслов и драматургических решений. Опираясь на национальные художественные традиции, он существенно обновляет рамки устоявшихся веками жанров. Так, в оперу "Омар Хайям" включены сцены празднования Навруза, опера "Небо моей любви", впервые посвященная ученому-астроному Ахмаду Ал-Фаргони, содержит зрелищные танцевальные эффекты. В хоровой симфонии № 5 "Холати Алишер Навоий" ("Состояние Алишера Навои"), в сценическом представлении по поэме А. Навои "Лисон ут-тайр" ("Язык птиц"), оратории-балете "Ритуалы зороастрийцев" для чтеца, хора и симфонического оркестра, в "Ходже Насреддине и Карменсита в Бухаре" и других произведениях композитор возвращается к восстановлению древних ладов, древних традиционных обрядов. Он создает и новые жанры, например, телебалеты "Нодира", "Улугбек буржи", "Мозийдан нур", телеопера-дастан "Бухорои Шариф" ("Священная Бухара"). Особый интерес представляет 8-частное циклическое произведение автора "Шелковый путь в моём воображении" для виолончели (соло), струнного квинтета, ударных и фортепиано, посвященное известному японскому виолончелисту Йо-Йо-Ма, который...
Read More

Сайера Гафурова: пора творческой зрелости

Лауреат международных конкурсов, доцент кафедры Государственной консерватории Узбекистана, пианистка Сайёра Гафурова сегодня в самом расцвете творческих сил.Она принадлежит к династии прославленных деятелей узбекской музыкальной культуры. Её прадед был известен в Коканде как искусный певец, бабушка обладала прекрасными вокальными данными, мама - известная концертирующая пианистка и педагог, заслуженный деятель искусств Узбекистана и Каракалпакстана Офелия Юсупова, на протяжении многих лет возглавляла Государственную консерваторию Узбекистана. С детства Сайёру окружала атмосфера искусства и творчества. Восприимчивая и артистичная девочка наблюдала, как часами занимается на рояле ее мать, как тщательно и кропотливо она работает с учениками, выступает на концертной эстраде, на радио и телевидении. Яркие музыкальные способности позволяли буквально схватывать все на лету, накапливать в памяти большой репертуар: сочинения И. С. Баха, венских классиков, композиторов-романтиков, современных зарубежных и узбекских композиторов. Заложенный в детские годы прочный фундамент музыкальных знаний обеспечил Сайёре прекрасные успехи в учебе. Школьницей она завоевала звание лауреата Республиканского конкурса учащихся средних специальных учебных заведений. В студенческие годы, приняв участие в нескольких международных конкурсах, подтвердила своё...
Read More