Desert and Garden in the Modern Art

The Arabian proverb says: "The Desert is a garden of Allah from which the Lord of the faithful removed all redundant human and animal life so as to have on the earth at least one place where he could walk lonely". "Everything can become clear in comparison with the opposite". Rumi. The desert and garden - two images, two "poles" of the East where lived and wandered the followers of Moses, Christ and Mukhammad. This area includes lands of Asia Minor, Arabian Peninsula, Africa and, connected by historical fate with Russia, territories of Central Asia. The desert and garden - as if two extreme points, between which lays a variety of the life in the East. They not just determine a way of life of those or these peoples, but like many other phenomena of the reality, obtain essence and value going out geographical or domestic concepts, express philosophical, religious, aesthetic ideas and become metaphors, allegories and symbols. We meet their pictures in...
Read More

Эллинистические традиции в коропластике Средней Азии

При проведении археологических раскопок на древнем городище Кампыртепа, которыми в течение многих лет руководит академик Э.В.Ртвеладзе, было найдено значительное количество предметов, имеющих огромное значение для науки (1). Особый интерес вызывает коропластика, часть описания которой была уже опубликована (2). Раскоп-1, расположенный в юго-восточной части первоначальной крепости, обращенный к Амударье, был заложен в весенне-полевой сезон 2002 г. Здесь в сбросовом мусорно-зольном отложении были обнаружены двусторонняя керамическая печать, фрагмент керамического сосуда от тулова и части с налепом в виде головки женщины эллинистического типа, а слева от нее - штампованное изображение древа жизни с загнутыми ветвями, на другом керамическом фрагменте - изображение свастики - зороастрийский символ Солнца и движения, костяной стиль, состоящий из стержня конической формы и объемной фигурки навершия. В данной статье мы приводим описание терракотовой плитки, выполненной из хорошо обожженной глины, частично обломанной. Ее размеры 6x6, 6x3, 7см. На лицевой поверхности - парное изображение: справа женщины, по-видимому, нимфы, слева - сатира. Женщина представлена в фас с легким поворотом влево. На ее голове - диадема,...
Read More

The World of Fine Arts

Training of well-educated specialists in the high schools in the republic in many respects depends on quality of teaching books and manuals, including in fine arts, the students can use. Especially vital is the problem of publication of teaching books in Uzbek on the basis of progressive experience of advanced countries. In 2000, for the students of pedagogical institutes, future teachers in drawing, a number of teaching books was published. The experience got then can help in preparation of next schoolbooks for future artists. The scholars - art critics are especially responsible for this matter. Famous artists are engaged too. Lately professors and teachers of the National Institute of Arts and Design named after K. Bihzad have worked out a line of scientific and methodological books. Famous artists, J. Umarbekov, B. Djalalov, B. Babaev, art critics A. Abdurazzakov and N. Abdullaev took part in their preparation. In addition, were prepared schoolbooks "Rangtasvir" ("Painting") edited by J. Umarbekov, "Chizma tasvir" ("Drawing") edited by...
Read More

Реконструкция мечети Чорустун в Термезе

После распространения в Средней Азии ислама вместо молельных домов стали строиться мечети. По свидетельству бухарского историка X в. Наршахи, в Бухаре рядом с базаром Мох находился храм огнепоклонников, на месте которого была построена богато украшенная мечеть, которая в 473 г. пострадала от сильного пожара (1, с. 84). Не лишено оснований предположение, что на месте сгоревшей мечети Мох была построена известная сейчас мечеть Магоки-Атори. К числу первых мечетей относятся Чорустун в Термезе, Афрасиаб в Самарканде, две мечети в Мерве и др. То, что в средние века мечети существовали и в горных кишлаках, подтверждают украшенные резьбой деревянные колонны и михрабы мечетей в кишлаках Оббурдон, Курут, Рарз, Чорку. В кишлаках Фатмев, Варзи Минор, Рарз сохранились построенные из сырцового кирпича минареты. По мнению ученых, древние мечети существовали в семи кишлаках Верхнего Зеравшана (2, с. 13-55). Многие древние сооружения не сохранились к настоящему времени. Оставшееся основание стен мечети Чорустун в Термезе привлекает внимание своей структурой и планом. В центре ее стоят четыре массивные колонны. Северная и...
Read More

Hellenic traditions of coroplastics in Central Asia (by example of Kampirtepa)

Archeological excavations at the ancient settlement of Kampirtepa, which for many years the academician E.V. Rtveladze has been supervising, revealed a significant number of subjects having high scientific importance. Of special interest is coroplastics which description has been already published in part. Excavation-1 in the south-eastern sector of the original fortress facing to the Amu Darya was started on spring expedition season of 2002. Here, in disposal waste and ash layer were revealed a bilateral ceramic seal, a fragment of the ceramic vessel and fragments with embossment in a form of female head of Hellenic type; to the left of this were found stamped picture of Life Tree with bent branches and on another ceramic fragment - a picture of swastika, a Zoroastrian symbol of the sun and movement as well as a style made of bone and consisting of a conic core and volumetric top. In this article we are giving a description of a terracotta plate made of well-burnt clay,...
Read More

Архитектурные шедевры села Вангази

Два великолепных памятника архитектуры XVI в. - Таш-мечеть и минарет, имеющие большую художественную ценность, сохранились в селе Вангази Кызылтепинского района Навоийской области Узбекистана. Таш-мечеть уникальна тем, что, во-первых, является единственной джума-мечетью XVI в. с многостолпным залом, во-вторых, тем, что здесь представлен оригинальный и усовершенствованный вариант столпно-купольных конструкций с использованием разновеликих куполов. Минарет же - самое высокое и изящное из сохранившихся в Средней Азии сооружений этого типа ХVI в. Однако обе постройки, как в целом и весь архитектурный комплекс, в который они входили, мало изучены до настоящего времени, и отдельно не освещены в научной литературе. О селе Вангази. История сложения села Вангази является древней и весьма интересной, так как связана с рядом важных исторических событий в Средней Азии. Однако более широко осветить ее в рамках небольшой журнальной статьи невозможно. Отметим лишь, что анализ разрозненных историко-архивных (1, л.390а; 2, с.7-8 и др.) и библиографических (3, с. 136, 223 и 4, с.77 и др.) сведений показал, что Вангази - это позднее название крупного селения Ваганзи,...
Read More

Reconstruction of Chorustun mosque in Termez

In Central Asia, after Islam coming the mosques have been substituting houses for praying. According to the historian from Bukhara (the 10th century) Narshahi, in Bukhara nearby the Mokh bazaar had been a temple of fire-worshippers, on which place was constructed richly decorated mosque, where in 473 the fire caused great damage. There is an assumption that on the place of the Mokh mosque burned down was constructed the mosque of Magoki-Atori known now. Into a list of the earliest mosques can be included Chorustun in Termez, Afrasiab in Samarkand, two mosques in Merv and others. The carved wooden columns and mikhrabs at mosques in kishlaks of Obburdon, Kurut, Rarz and Chorku prove a fact that in the Middle Ages mosques had already existed in mountain kishlaks. In kishlaks of Fatmev, Varzi Minor and Rarz have been preserved minarets constructed of adobe. The scholars think that ancient mosques existed in seven kishlaks of the Upper Zeravshan. Many ancient structures have been...
Read More

Традиции народного зодчества в благоустройстве кишлаков

2003 год в Узбекистане был объявлен Годом махалли. В первом номере нашего журнала за 2003 г. была опубликована статья о городской махалле. На сей раз мы предлагаем вниманию читателей беседу главного редактора журнала "SAN'AT" Нодира Норматова с ведущим специалистом в сфере архитектуры профессором Ташкентского государственного технического университета Додо Нозиловым, посвященную махалле кишлаков. Н.Н. В нашей республике сложились богатые традиции народной архитектуры. Какие особенности присущи архитектуре села? Д.Н. Сельская архитектура совершенствовалась столетиями, развиваясь под влиянием местного рельефа, экологических и экономических условий. Строительство дома всегда чревато большими затратами, как материальными, так и физическими. Люди понимали, что возвести дом легче сообща. Работа, требующая большой физической нагрузки, - закладка фундамента, кладка стен и т.д., выполнялась методом хашара - совместными усилиями соседей и родственников. При планировке будущей застройки следили, чтобы она не мешала соседям, не преграждала путь ветру и т.д. Не оставлялись без внимания стены между домами, проходы в соседние дворы, общий для всех арык, переходные дорожки т.д. Н.Н. Существуют ли типичные черты планировки кишлаков? Д.Н. До ХХ в....
Read More

Architectural masterpieces of Vangazi village

Two magnificent monuments of architecture of the 16th century -Tash-mosque and the minaret having the great art value, have been preserved in the village of Vangazi, Kyzyltepa district, Navoi region of Uzbekistan. The Tash-mosque is unique for, first, it is only djuma-mosque dated from the 16th century with multi-column hall; second, here is original and improved version of column-cupola structures with use of cupolas of different sizes. The minaret is the highest and finest among the constructions of this type dated from the 16th century and preserved in Central Asia. However, both structures as the architectural complex in a whole have been poorly studied yet, and have not found reflection in the scientific literature. About the village of Vangazi. The history of development and numerous renamings of Vangazi village is ancient and rather interesting as it is connected with a line of the important historical events running in Central Asia. However, to give full description within the framework of a short article...
Read More

Редакционная коллегия

2003 год в Узбекистане был объявлен Годом махалли. В первом номере нашего журнала за 2003 г. была опубликована статья о городской махалле. На сей раз мы предлагаем вниманию читателей беседу главного редактора журнала "SAN'AT" Нодира Норматова с ведущим специалистом в сфере архитектуры профессором Ташкентского государственного технического университета Додо Нозиловым, посвященную махалле кишлаков. Н.Н. В нашей республике сложились богатые традиции народной архитектуры. Какие особенности присущи архитектуре села? Д.Н. Сельская архитектура совершенствовалась столетиями, развиваясь под влиянием местного рельефа, экологических и экономических условий. Строительство дома всегда чревато большими затратами, как материальными, так и физическими. Люди понимали, что возвести дом легче сообща. Работа, требующая большой физической нагрузки, - закладка фундамента, кладка стен и т.д., выполнялась методом хашара - совместными усилиями соседей и родственников. При планировке будущей застройки следили, чтобы она не мешала соседям, не преграждала путь ветру и т.д. Не оставлялись без внимания стены между домами, проходы в соседние дворы, общий для всех арык, переходные дорожки т.д. Н.Н. Существуют ли типичные черты планировки кишлаков? Д.Н. До ХХ в....
Read More

Traditions of national architecture in improvement of kishlaks

The President of the country, Islam Karimov declared 2003 as the Year of Mahalla. Our journal, #1, 2003 offered to attention of the readers an article about city mahalla. Here we'd offer the conversation the editor-in-chief of "SAN'AT", Nodir Normatov and the leading expert in architecture, professor of Tashkent State Technical University, Dodo Nozilov have had about mahalla in kishlaks. N.N. As you know, kishlaks in our republic are located both on plain, and in mountain areas. What traditions are typical of the rural architecture, in particular, of the kishlaks located in mountain areas? D.N. The architecture of dwelling houses has been improved for centuries, developing under influence of economy, a local relief and ecological conditions. In mentality of our people is an idea that such masters as the wood carver and the architect create beauty. Not having fully satisfied by the achievements of pupils, Mani, for example, promoted them to create art pieces even more beautiful, more natural that they would...
Read More

Хазарасп — страна тысячи лошадей

Накануне празднования Дня независимости Узбекистана прошел ряд выставок, посвященных 12-летию этой даты и Году махалли. Одна из экспозиций , размещенных в Ценральном Выставочном зале АХ Уз., представляла культуру и искусство Хазараспского района, на которой демонстрировалось более 1000 работ 27 авторов (живопись, графика, прикладное искусство и национальные костюмы). Хазарасп был крупным торговым и культурным центром на Великом шёлковом пути, о чем свидетельствуют дошедшие до наших времен древние письменные источники и материалы археологических, этнографических экспедиций. Он был известен как восточные ворота Хорезмского государства и именовался "Страной тысячи лошадей". В наши дни город Хазарасп - один из культурных центров Хорезмской области. Здесь наряду с традиционными видами искусства развиваются и его современные направления. Чарующая и неповторимая природа Хазараспа, памятники архитектуры не раз притягивали к себе внимание художников. Его пейзажи вдохновляли таких живописцев, как Л.Абдуллаев, И.Каландаров, Ж.Рузибаев, Ж.Куттимуродов, Б.Рузиматов, Э.Машарипов, Р.Аллаёров, К.Матмуродов, К.Бекчанов, С.Кодиров и другие известные мастера кисти, создающие великолепные полотна. В годы независимости большое внимание в республике уделяется развитию всех видов изобразительного искусства. Помощь, оказанная художникам...
Read More

К творческому портрету Шахноз Абдуллаевой

Лики ангелов и восточных принцесс, созерцательность и умиротворенность, настраивающие на диалог, ищущий воплощения не столько в мыслях, сколько в чувствах, - это мир картин Шахноз Абдуллаевой, рождающих мгновенный отклик в душе зрителя, не оставляющих его равнодушным. Ш.Абдуллаева - уже известный в республике мастер, ее работы отличают романтическая наполненность образов, поэтическое восприятие жизни и эмоциональный колористический настрой, вобравший в себя всю полноту душевных переживаний. Не случаен и интерес Шахноз к женской тематике, наиболее органично отвечающей ее творческим поискам. Впрочем, лирическое начало и богатство цветовой палитры присущи почерку многих живописцев республики, но полотна Шахноз узнаваемы благодаря особому стилю, определившемуся опытом работы с темперой. Уже в ранних произведениях - "Танец" (1989), "Путешествие" (1989) - проявился ее незаурядный дар колориста. Словно выплеснувшаяся на холст темпера позволяла добиваться необычных эффектов: контрастные цветовые сочетания, на первый взгляд, хаотичные, задают ритм композиции, предметные формы намечаются выразительным, лаконичным силуэтом, в создании образа активна роль линии, цветового пятна. Используя для композиции два-три основных цвета, Шахноз достигает разнообразия колористического звучания благодаря...
Read More

Музыкальные портреты городов. Ташкент

Средневековые манускрипты-рукописи дают представление о музыкальной культуре разных городов, называют имена музыкантов, сочинителей, инструменталистов, певцов. В средние века города Мовароуннахра и Хорасана имели много общего, в то же время каждый из них уникален по-своему, сохраняя собственную индивидуальность. Тонкий слух и по сей день, в век глобальных коммуникаций, узнает и отличит речь жителей Бухары и Самарканда, Ташкента и городов Ферганской долины. Все эти города, которым присуще двуязычие, имеют собственную мелодию речи. Легче говорить о музыкальной культуре тех городов, которые время от времени становились столицами. В Мовароуннахре и Хорасане венец столицы удерживался попеременно в Самарканде, Бухаре, Герате. В такие времена в них концентрировались поэтические, музыкальные и художественные творческие силы, которые по пути в столицу "питались" из народных источников разных мест. Обогащённая таким образом культура столиц находила отражение в письменных документах эпохи. Поэтому воссоздание фрагментов объёмной картины музыкальной жизни столичных и простых в прошлом городов Мовароуннахра и Хорасана имеет важное значение. Большим подспорьем в выяснении имен музыкантов и исполнителей имеют нисбы - та часть...
Read More

Искусство через века

Узбекское киноискусство на своем пути становления, сложных эстетических поисков не раз обращалось к лучшим образцам национального художественного наследия, богатому арсеналу творческого опыта и традиций народного творчества. Влияние традиций сказывалось во всем: в решениях образа героя, конфликтах, в композиционных приемах, в стилевых особенностях. Дарование многих режиссеров, актеров и других деятелей кино во всей полноте и яркости раскрылось в ряде замечательных фильмов, поставленных по произведениям эпической литературы. Органическая связь с национальным фольклором характерна для творчества выдающегося узбекского режиссера Н.Ганиева. Его фильмы стоят на одном уровне с лучшими произведениями национальной литературы и музыки. Ярко выражена народная традиция в его картине "Тахир и Зухра", ощутимо выступающая и в образах фильма, и в той напоенности ароматом народного изобразительного и музыкального творчества, которые здесь ни в коем случае не являются орнаментальным украшением, а представляют собой неразрывный элемент кинематографической композиции. Множество режиссерских находок, примеры картин из народной жизни - отличительная черта фильма "Похождения Насреддина" о всенародном любимце - Ходже Насреддине. Картины Н.Ганиева пронизаны элементами поэтики, народного творчества, его мотивами и...
Read More

Отражение

Исследования искусствоведа порой сродни деятельности психолога. Пытаясь понять творчество художника, искусствовед словно заглядывает в глубокий колодец под названием "душа". И иногда в ясный день в нем можно увидеть звезды. Если живопись - это способ мыслить и чувствовать, то красочные полотна - это отражение души художника. Эти мысли возникли у меня, когда я рассматривала произведения ташкентского живописца Александра Тюрина. Дело в том, что мой тридцатилетний стаж искусствоведа позволяет утверждать, что ключевыми словами в анализе творческого пути художника нередко являются "искренность" и "душа". Александр свою душу заставляет трудиться уже давно, подключая к этому процессу и интеллект, и интуицию, и сознание, и подсознание. Художественное образование Тюрин получил в Ташкенте. Юношей он постоянно стремился к новым знаниям и эмоциям, необыкновенным впечатлениям, изучая всю многогранность среднеазиатской культуры, интересуясь историей и археологией региона. В его творческом архиве - сборник стихов под названием "Монолог моей души". Во время учебы в художественном училище А. Тюрин принимал участие в археологических раскопках, за его спиной многие километры путешествий по Средней Азии и...
Read More

To art biography of Shahnoz Abdullaeva

Faces of angels and east princesses, contemplation and tranquility causing a dialogue that aspires to find embodiment not so much in thoughts but in feelings, - this is a world of pictures of Shahnoz Abdullaeva, which is getting immediate reaction of the soul of the person, not leaving him indifferent. Abdullaeva is already famous in the republic master. Her works are distinguished with romantic fullness of characters, poetic perception of the life and emotional colour composition having absorbed the entire of heart experiences. The interest of Shahnoz to female subjects is logic and most organically corresponds to her creative searches. However, the lyrical element and riches of a colour palette are typical of many artists in the republic, but pictures of Shahnoz are recognized thanks to the special style determined by the experience in distemper. Already in the early works - "Dance" (1989), "Journey" (1989) - was revealed her particular talent of colourist. As if flown onto canvas, distemper allowed to...
Read More

Хроника художественной жизни (июль — сентябрь 2003)

1 - 27 июля ЦСИ. "Маргинал. Улыбка из прошлого" - так называлась выставка искусствоведа Е.Исхаковой и художника Р.Имамбердиева. В ее экспозицию вошли также предметы городского быта начала ХХв. из собраний Дирекции художественных выставок, Государственного музея истории Узбекистана, музея С.Есенина, личных собраний Б.Голендера и других коллекционеров. 4 - 23 июля Персональная выставка художника Р.Худайберганова, посвященная архитектурному пейзажу в его творчестве, состоялась в ЦВЗ. На ней было представлено 40 работ автора. 8 июля - 12 августа "Окно в мир пластики" - персональная выставка Л.Нестерович. Около 60 работ скульптора - декоративные вазы, портреты, панно, фигурки животных и пр., выполненные в дереве, камне, глине, шамоте, металле и других материалах, было представлено в ЦСИ. 11 - 31 июля На художественной выставке "Ювелирное искусство Хорезма", состоявшейся в ЦСИ, экспонировалось около 100 работ из коллекции Государственного музея истории Узбекистана и Дирекции художественных выставок. Экспозицию дополнили национальные костюмы и живопись. 25 - 31 июля Выставка художника-миниатюриста и монументалиста А.Каримова состоялась в Индийском культурном центре. На ней экспонировалось около 30 работ автора. 25 июля - 25 августа "Узбекистан: традиции и...
Read More

Узбекская траектория кубизма

В искусстве трудно преувеличить влияние прошлого на будущее... Траектория искусства от романтизма до наших дней окажется непонятной, если не принимать в расчет - как фактор эстетического удовольствия - это негативное настроение, эту агрессивность и издевку над старым искусством.... Ортега-и-Гасет X. Цель - не в воспроизведении повествовательного факта, а в произведении акта живописного. Сюжет не является объектом, это - новое единство. Жорж Брак "Корни" и "крона" кубизма Что провозглашал кубизм как философское течение в живописи его первых апостолов - Пикассо, Брака и их последователей? "От прежней живописи кубизм отличает то, что он не является искусством, основанным на имитации, но - на концепции и стремится возвыситься до созидания", - писал критик Аполлинер. Ему вторит Жорж Брак: "Не следует имитировать то, что собираешься создать". Таким образом, кубизм был призывом, направленным на разрушение прежних канонов и одновременно декларирующим создание новой художественной реальности. Это революционное движение кубизма, начатое в 1907 г. с "Авиньонских девиц" Пикассо, оказало огромное влияние на дальнейшую судьбу мирового искусства. В разных странах и регионах кубизм имел свои...
Read More

Art in Centuries

The Uzbek cinema art not once turned to the best samples of the national art heritage. In a course of its development and difficult aesthetic searches the cinema based on national creativity, a rich potential of its art experience and traditions. Influence of epic traditions traced everywhere: in solution of personages, conflicts, in compositional methods and in style features. Talent of many film directors, actors and the other cinema men entirely and brightly has revealed in a number of remarkable films done upon epic literature. Organic ties with national folklore are typical of the work of outstanding Uzbek film director N. Ganiev. His films have in a basis the folklore and occupy a proper place among with the best pieces of national literature and music. The national tradition brightly showed in his film "Takhir and Zukhra". This revealed in the characters of the film and in such aroma of national painting and musical art, which here played not just decorative function but...
Read More