Хуршида Хайитбобоева, искусствовед

Роспись занимает особое место в узбекском народно-прикладном искусстве. Ее образцы, сохранившиеся на величественных зданиях прошлого, до сих пор не теряют своей привлекательности.

Творчество Анвара Илхамова – одного из ярких представителей ташкентской школы росписи, продолжающего традиции предков, – образец для молодого поколения. Анвар Илхамов, следуя традициям узбекского национального прикладного искусства, за многие годы трудовой деятельности основал направление, в котором сочетаются роспись и резьба по ганчу. Ташкентская школа росписи отличается от других школ росписи изящностью и постепенными переходами различных оттенков цвета в узорах, обильным использованием геометрических и растительных узоров. Мастер в своих творческих работах сочетает узоры современных зданий с элементами традиционных узоров ташкентской школы росписи, внося свою лепту в воссоздание техники “кундал”, на протяжении долгих лет не использовавшейся в прикладном искусстве. Кундал – это техника украшения рельефными изображениями поверхности стен, которая широко используется при украшении зданий. Линии определенной композиции наносятся с помощью кисти на стены или потолок. Эти линии превращаются мастерами-зодчими в рельефные фигуры, а их поверхность покрывается красками и позолотой. Основа покрывается позолотой, а рельефные выпуклости – краской или, наоборот, основа – красками, а выпуклости – позолотой. Начиная с XV в., данная техника использовалась в интерьерах, например, при строительстве усыпальницы Ашратхона и мавзолея Амира Темура в Самарканде.
В 1996 г. в Узбекистане был построен Музей истории Темуридов. Нанесение узоров на купольную часть музея было поручено А. Илхамову. Основной задачей было отображение характера эпохи Темуридов. Для этого мастер тщательно изучал узоры всех зданий, воздвигнутых в эпоху Темуридов, и на их основе работал над эскизами. Основу украшений архитектурных памятников, построенных в эту эпоху, составляли восьми-, шестнадцати- и тридцати-гранные части. Когда А. Илхамов использовал этот метод, композиционные узоры, которые должны были располагаться на куполе, не соответствовали один другому, потому что круглая основа купола музея был несколько больше, чем у куполов эпохи Темуридов. Поэтому мастер разделил основу купола на 5 частей, а остальные – на 10, 20, 40 частей, в результате композиционные узоры, предназначенные для здания, расположились равномерно. При украшении этого купола мастер применял технику “кундал”, используя краски и узоры исходя из своей трактовки, где основу узоров составил голубой цвет. Растительные орнаменты покрывали «позолотой».

В 2007 – 2008 гг. А. Илхамов по государственному заказу создавал узоры для стен и потолка здания загородной гостиницы города Ташкента. В своих композициях мастер использовал такие узоры, свойственные для ташкентской школы, как лунный цветок, хлопок, трилистник, цветущая ветка, цветы с лепестками. Вместе с этим в украшение здания мастер внес определенные новации, вписав между узорами лилии разных оттенков. На потолочных узорах между геометрическими фигурами был нанесен разнообразный растительный орнамент.
В интерьерах и экстерьерах целого ряда зданий, построенных в нашей стране, можно наблюдать своеобразный стиль мастера. А. Илхамов принимал участие в украшении (в качестве главного художника) таких зданий, как банкетный зал дворца искусств “Истиклол” (1980), зал приемов Кабинета Министров Узбекистана, дом культуры “Текстильщик” (1987), Государственный музей истории Темуридов (1997), Дворец “Туркестан” (1995), комплекс Имама ал-Бухари (1998), комплекс Ахмад ал-Фергани в городе Кува (1998), зал заседаний Верховного совета Республики Каракалпакстан (2003). Мастер принимал участие не только в оформлении зданий в нашей стране, но и в других странах. Это, например, ресторан “Туркестан” в городе Ганновер (Германия, 1992), Дом культуры “Шахтеры” в Пермской области, Драматический театр в городе Казань, здания мечети в городе Куала-Лумпур, построенных в восточном стиле.

В творческих работах А. Илхамова – художника со своим неповторимым творческим стилем, гармонично сочетаются геометрические и растительные узоры, а применяемые им краски светлых тонов придают работам яркость. Пример этому – композиция, созданная для потолка дворца искусств “Туркестан”. Во многих работах мастера гармонично сочетаются техника “кундал” и элементы простых узоров, что можно наблюдать в крупных композициях.

Независимое развитие Узбекистана способствует созданию условий для развития национальных традиций и ценностей в творчестве многих мастеров, в числе которых и А. Илхамов, который в настоящее время принимает участие в украшении интерьера Центра Исламской

цивилизации, строящегося в Ташкенте. Мастер умело передает свои знания, полученные у таких известных учителей, как Абдужалил Хакимов, Махмуд Тураев, внося большой вклад в развитие узбекского прикладного искусства.

Литература

  1. Хакимов А. История искусств Узбекистана. Ташкент, 2018.
  2. Акилова К. Народное декоративно-прикладное искусство Узбекистана ХХ в. Учебное пособие. Ташкент, 2005.
  3. Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И. История искусств Узбекистана с древнейших времен до середины ХIХ в. М., “Искусство”,1965.
  4. Пугаченкова Г. А. Архитектурное наследие Темура. Ташкент, 1996.
  5. ?акимов А. Ўзбекистон бадиий ?унармандчилиги атласи. Тошкент, 1999.