Оксана Кадышева, журналист

Влюбленный поэт. Х., м. 2013

В мастерской Любови Тиора – члена Академии художеств Узбекистана, Международного союза дизайнеров, а также Галереи искусств народов мира «Никор» в Москве, время течет по-иному, измеряясь не привычными единицами, а произведениями, рожденными на свет благодаря богатейшей фантазии и тонкому мировосприятию ее хозяйки. Подтверждение тому– персональная юбилейная выставка ее произведений «Экспиреал», проходившая в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана. Экспозиция художницы заставила (уже не впервые!) каждого присутствующего задуматься о вечном, в очередной раз задав себе вопрос о том, кто мы и каково наше предназначение на земле, и почерпнуть ответы на них из картин, где неделимым целым являются прошлое, настоящее и будущее всего человечества.

Луна и Солнце. Х., м. 2013

Общаюсь с Любовью Ивановной в святая святых любого художника – в ее мастерской. Взгляд невольно останавливается на картине «Вера, Надежда, Любовь», которая еще на юбилейной выставке привлекла мое внимание. Уловив мой взгляд, автор поясняет смысл полотна: «Многие, глядя на эту работу, невольно задаются вопросами, почему Любовь словно выходит за грани холста и почему часть ее головы не видно. Да потому, что истинная любовь не знает границ, присутствуя во всем и везде». Глядя на другие полотна мастера, общаясь с ней, я в какой-то момент понимаю, что эта картина во многом отражает творческое и жизненное кредо художницы. За любовью, изображенной на холсте, Любовь Тиора стремится объять необъятное. По ее словам, порой хочется раздвинуть стены мастерской, вдохнуть глоток воздуха родных гор, поделиться своими эмоциями и чувствами с целым миром. Высоко в горах Чимгана, Бричмуллы, Чаткала и Сукока, где любой художник черпает вдохновение, Любовь Ивановна может подолгу стоять на вершине, откуда издали видны приветливые и близкие сердцу огни Ташкента, и чувствовать себя как птица – легкой, свободной от земных преград и оков, стремящейся ввысь, потому что в мире, в котором мы живем, есть свет и тень, а также их полутона, оттенки и рефлексы, как в живописи. Главное – осознавать, что все мы рождены для счастья, радости и любви.
Размышления о глобальности мироздания и смысле жизни волновали мастера всегда. Поиски ответов на эти и многие другие вопросы видны и в ранних творениях Любови Тиора, которые зритель впервые увидел в экспозиции живописи и графики под названием «Космические легенды Востока», а также в графических композициях «Арт-кантата». В ее работах тогда преобладали знаковые структуры, символы. Некоторые знаки знакомы глазу, но большинство их неведомы и уникальны по своему исполнению. Есть и то, что объединяет большинство творений автора– это удивительный синтез древних культур и цивилизаций.
Если же вернуться к «Экспиреалу», то это нововведенное самим автором слово означает эксперимент духа в реальности. Это не сюрреализм с его подсознательной сферой и сновидениями, и не реализм с его сознательной сферой и бодрствованием, это именно экспиреализм с его сверхсознательной сферой и интуицией.
Процесс творчества разворачивается в трансцендентном, медитативном состоянии. Художник освобождает себя от собственных мыслей и, расширяя сознание, открывает себя для Вселенной. Это необычайное состояние парения – красивый полет в Мироздание – знакомо многим художникам, музыкантам, поэтам, ученым. «Меня всегда интересовали те знания, которые человечество накопило от начала своего существования по сегодняшний день», – рассказывает Любовь Ивановна. В этом средоточии творческой работы, всегда тесно связанной с познанием научных тайн и гипотез, процесс создания полотна превращается в познание. Пространство и Вселенная открыты, они проявляются для каждого живущего существа, а мы лишь включаем в себе способность «записать» эту информацию на одном из уровней своего сознания. Можно сказать, что художнику в момент вдохновения открывается целостная картина мира, где он на этом огромном «полотне» времени отображает свои откровения художественными образами.
«Возвращаясь к Экспиреалу, меня захватывает эксперимент. Я не всегда планирую тематику, композицию и сюжет, поскольку каждый раз это новый опыт, новое чувство. В экспиреалистическом подходе отсутствует процесс анализа, наступает полная свобода ощущений, как неповторимый танец при помощи красок и движений. Разнообразны и его технические приемы. Моя задача – удержать высокую октаву, остановить непрерывный поток мыслей, сконцентрироваться на музыке, звучащей внутри тебя».
Эта музыка звучит не только в душе Любови Тиора, но и для членов ее семьи, чьи проекты становятся все более известными у нас в стране. В их числе архитектурный проект «12 ворот Ташкента» на тему богатейшей истории родного города и музыкально-изобразительный проект «Созвездие Вечности» о наших великих предках. Над этим проектом работают не только Любовь, но и ее супруг Юрий Владимирович (режиссер и актер), а также их сын Михаил– молодой композитор.

Священные храмы Аннунаков. Х., м. 2014

По мнению искусствоведов, Любовь Тиора – художница из редкого сегодня круга романтического символизма с обязательными элементами классического сюрреализма. Романтический символизм зародился в среде центральноазиатских художников в начале прошлого столетия. Однако время коренных переустройств общества сменило этот стиль на разнообразные течения соцреализма, которые сегодня ярко присутствуют в живописи художников Узбекистана. Любовь Тиора – из числа немногих художников, переосмысливающих духовные ценности в контексте нового времени и возрождающих это направление в отечественной живописи. Ее картины – не игры в футурологию, а откровение собственного видения сути и смыслов разумного существования, идейно-духовное конструирование основ справедливого мироустройства. В своем творчестве художник использует уникальную тему – идею об Идеальном мире, основанную на системных концепциях лучших гуманистических умов человечества, среди которых Аль Фараби, Абу Али ибн Сино, Платон, ибн Рушд, Кампанелла… К примеру, полотно «Познавший плоды Древа Жизни» буквально олицетворено красками всей Вселенной – но не с эпическими героями, а великими наставниками человечества.

Диалог Востока и Запада. Х., м. 2018

Для разных этносов Древо Жизни разное, но, что существенно в данном контексте, это полюс духовного знания, философски-образное понятие и объединяющая субстанция формирования гармоничного мироустройства.
Продолжая работу на эту тему, Любовь создала картины «Хранители Огня Предков», «Предчувствие рождения Нового Солнца» и «Ангелы Древнего мира» в сине-голубой гамме с розовыми отсветами, передающие ирреальность мира, в котором ангелы сохраняют и берегут наше общее цивилизационное Древо Жизни.
Сюжеты полотен «Соединение миров тонких», «Он возвращает надежду», «Здесь камни превращаются в Храмы», «Гимн Светилам», «И в тебе – Будущее», «Основы Мироздания» и «Живой Источник» повествуют о глобальной толерантности и доверии, межкультурном взаимоуважении. А на огромном полотне «Жемчужины Единого Пути» изображены здания и храмы, возведенные в разное время, эстетически объединяя государства в единое целое.
Серию исторических и концептуальных картин Любови Тиора завершают сюжеты нашего времени. Таковы «Кардиограмма ночного города», «Молчание воина», «Греза моего сердца», «О чем думают корни», «Провозвестник Души Единой», «Город-Зеркало», «Золотое путешествие в Эльдорадо». В целом же все произведения Любови Тиора посвящены духовности и общечеловеческим ценностям, связывающим далеких предков с сегодняшними реалиями и миропорядком. Возможно, это попытка мастера показать тропинки, ведущие к построению желаемого всеми идеального «Великого мира», наполненного гармонией, духовным совершенством, эстетикой, чистотой и благородством. Работы художника не рассчитаны на то, чтобы на них просто смотреть, они вводят нас в сферу философских понятий и размышлений, в художественное переплетение исторической и современной реальности.
Произведение Любови Тиора «Мама, подари мне крылья!» будто повествует о том, что согласно древним легендам и преданиям, чистый душой и сердцем человек обладал способностью летать. Художник словно пытается ввести зрителей в мир своих образов, чтобы в конечном итоге понять, что есть истина. По словам Любови, найти ответы на эти волнующие вопросы ей помогла работа над «Авестой», когда процесс творчества преобразился в художественно-поэтическую форму откровения, когда произошло слияние поэзии, графики и живописи.

Укрощение внутреннего дракона. Х., м. 2018

Заставляет задуматься о многом и полотно «Мать земных цивилизаций», на котором изображена Мать-Земля – Дочь Вселенной, отдающая «пространство своего тела», на котором зарождались цивилизации, расселялись народы, отвоевывая свои территориальные границы. А Земля видит, слышит и воспринимает все человеческие деяния. Способны ли мы также чувствовать ее? Способны ли жить с ней в гармонии? Чего нам для этого не хватает? – размышляет автор.
«Независимо от того, где мы находимся», – считает автор, –«в мегаполисе ли, на периферии ли, так или иначе каждый из нас за время своего существования записывает на «диске» памяти все свои мысли, слова и деяния. Мы – это бесконечная система выбора иной реальности. Улыбка Судьбы – это дар человеку за полученное счастье жизни, за полученный каждым свой «Парусник Мечты», надежд и устремлений. Два стража стоят на границах жизни и смерти: входа и выхода. Стражи разделены временем и никогда не смогут соединиться, они – антагонисты, и в этом противоборстве двух дилемм человек проводит свою жизнь. Он должен найти равновесие между плюсом и минусом, между присутствием и небытием. Принимая данные законы, мы получаем возможность осмыслить себя как совершенство Творца. Человек не решает проблем, он просто движется к Свету, или – наоборот. Остановить движение невозможно, но изменить пластику движения – да.”
Приковывает внимание зрителя и полотно художника «Зороастрийская свадьба», выполненное в сложной технике корпусной живописи. Импрессионистическая манера живописного приема останавливает своего зрителя, которому надлежит приоткрыть завесу времени. Здесь сложно определить время дня или года, когда происходит таинство священного свадебного обряда зороастрийского принца и принцессы. Великая река жизни подступает к их стопам, готовя к прекрасному путешествию в любви и согласии. Это произведение отражает состояние автора, в душе и сердце которой живет огонь, благодаря которому создаются новые картины, рождаются новые идеи и образы, и автор – безусловно, значимая часть всей этой творческой истории – оставляет печать времени на каждом своем полотне.