Азизхон Имамов, искусствовед

Портрет Лолы. Х., м. 1967 (Из коллекции ДХВ)

Среди портретов современников, созданных известным художником Узбекистана Рахимом Ахмедовым в 60-е годы прошлого века, наряду с другими прекрасными его произведениями особое внимание привлекает портрет талантливой художницы Лайло Салимджановой, сидящей перед станком с кистью в руке. Глубокий взор ее – свидетельство уверенности художника, вступившего на путь творческой зрелости. Черные волосы Лайло, гармонично сочетающиеся с цветом ее платья на светлом фоне, отчетливо передают облик изображенной женщины.
Данный портрет – не случайный образец, который можно встретить в творчестве больших художников. Лайло Салимджанова (1936-2009) – одна из первых учениц и последовательница именитого узбекского художника Рахима Ахмедова. Будущая художница родилась в Ургуте, а в годы войны переселилась вместе с семьей в Ташкент. Она прошла свойственный многим художникам путь творческого образования. Окончив в 1957 году Ташкентское республиканское художественное училище под руководством опытного педагога А.Луневa, она поступила на факультет изобразительного искусства Ташкентского театрально-художественного института, где училась в мастерской Рахима Ахмедова.
«Молодые художники, как правило, терялись, начиная новую работу, пугаясь белой поверхности холста. «Не бойтесь ни красок, ни холста! Смелее! Ничего, если сразу не все получится. Работайте, и успех придет!» — напутствовал Рахим Ахмедов своих учеников(1, с. 113). Годы, проведенные под руководством требовательного учителя, стали хорошей школой для будущей художницы. Творческие отношения наставника и ученицы продолжились и дальше. Как отмечала Л.Салимджанова в своих воспоминаниях, «было нечто общее, что объединяло Ахмедова-педагога и Ахмедова-художника: это создание школы — того фундамента, по которому можно уверенно идти по жизни» (1, с. 114).

Портрет Маъмуры. Х., м. 1968 (Из коллекции ДХВ)

Лайло Салимджанова стоит в одном ряду с такими талантливыми художниками, как Р. Чарыев, В. Бурмакин, Б. Бабаев, Г. Улько, Е. Мельников и Ю.Талдыкин, вступившие в мир искусства во второй половине 1960-х годов как новые продолжатели национальной школы изобразительного искусства, созданной такими художниками-портретистами, как Р. Ахмедов, М. Саидов, Н. Кузыбаев, Т. Оганесов. Будет верно предположить, что творческим поискам молодой художницы в жанре портрета способствовала уже сама эпоха. «Портретная живопись Узбекистана — один из определяющих жанров и наиболее интересный, значительный раздел изобразительного искусства, который приобретал черты творческой зрелости» (2, с. 3), не оставляя равнодушным и новое поколение художников.
Следуя своему наставнику, молодая художница также основное внимание уделяет отображению образа современников, в то же время стремясь работать и в жанрах натюрморта и пейзажа. Оригинальная концепция национального портрета –«сохранение и развитие традиций европейского психологизма, их сочетание с новыми пластическими элементами, укорененными в эстетике традиционного искусства, ментальности народа» (3, с. 94), внесенная Р. Ахмедовым, оказала значительное влияние на творчество Салимджановой. Впоследствии, опираясь именно на эти опыты, она умело применяет в создаваемых ею портретах колористические решения, напоминающие цветовую гамму национальных тканей, – метод изображения с использованием ярких красок на плоской основе.
В 1960-е годы в узбекском изобразительном искусстве, особенно в портретном жанре, возросло внимание к раскрытию его национального своеобразия. По мнению Е.Зингер, «кристаллизация национальных школ с выявлением в них современного аспекта национальной специфики выступала как ключевой момент художественного развития, как носитель бурной стилистической перестройки, происходящей в 60-е годы» (3, с. 108).
Глубоко проникшись новыми веяниями, Лайло Салимджанова не стала замыкаться в шаблонных рамках творчества. Стремясь найти свой путь в жанре портрета, молодая художница уже в студенческие годы уделяет пристальное внимание образам современных женщин. Выбор дипломной работы на тему “Маргиланские вышивальщицы” стал своеобразным прологом для будущего творчества художницы. Благодаря оригинальному подходу, привлекшему внимание многих специалистов, «Салимджанова обращает внимание на маргиланских мастериц благодаря не только костюмам или ритму движений, но и самобытному колориту, выражающему приподнятое настроение и праздничность искусства вышивальщицы» (4, с. 194).
Лайло Салимджанова, продолжившая свою деятельность в журнале “Саодат” в качестве художника-редактора, стремилась найти свою собственную нишу в потоке творческих поисков в узбекской живописи. Творческая атмосфера, сложившаяся в коллективе журнала, руководимого поэтессой Зульфией, работа в тесном сотрудничестве с представителями литературы и искусства не только обогащала мировоззрение художницы, но и дала ей возможность глубже понять мир творческой интеллигенции.
Конечно же, в ее первых работах было еще заметно влияние наставников. Но такой этап, в принципе, проходил каждый мастер живописи, а кипучая творческая атмосфера коллектива способствовала становлению молодой художницы на путь новых творческих поисков. Поездка в Москву в творческий дом Сенеж, ставший для всех художников Советского Союза местом повышения мастерства, явилась для Салимджановой новым источником вдохновения. В процессе обмена опытом с талантливыми художниками – ее сверстниками и единомышленниками – молодая художница-портретистка стала по-новому рассматривать облик современников.
После плодотворной творческой командировки в портретах художницы проявляются интересные новые изобразительные решения. Салимджанова применяла новые опыты не спеша, серьезно обдумывая каждое решение. Постепенные и последовательные изменения в ее творчестве видны на примере портретов, созданных ею во второй половине 60-х годов, таких как “Зулайхо”, “Лола”и “Маъмура”, среди которых особенно привлекал внимание широкой общественности “Портрет Маъмуры”, имеющий отличную от традиционной вертикальную форму передачи образа современного представителя общества – молодой интеллигентной женщины, мастерски переданный художницей, изобразившей ее в естественных условиях: сидящей на ковре темно-синего цвета. Контрастного цвета одежда выразительно передает облик женщины и одновременно служит раскрытию ее богатого внутреннего мира. Отраженная в ее взоре некоторая задумчивость не имеет признаков сомнения. Она полна целеустремленности и веры в свои силы. Важна и такая черта изображения “Маъмуры”, как отступление художницы от принципов традиционной перспективы и перехода к плоскостному изображению.
Несмотря на занятость Лайло работой в редакции и семейные заботы, она продолжала свои творческие поиски в жанре портрета, стараясь найти собственные способы изображения духовного и этнокультурного своеобразия в облике современной женщины. Поездки по Узбекистану и социальные заказы помогали Салимджановой находить интересные типажи, глубже вникать в особенности национального характера изображаемых. Она не ставила перед собой цели передать дух времени в облике женщин или “серьёзный” настрой героинь труда, стремилась раскрыть “национальный компонент”, составляющий правдивый образ узбекской женщины, ее духовный мир, тонкие чувства и переживания, обратив взор на ее судьбу. “Портрет Хамро Рахимовой” являет собой одно из ярких произведений Салимджановой, отражая плоды ее поисков.

Портрет Бабаевой Маямуры. Х.,м. 1977 (Из коллекции ДХВ)

Художница написала множество эскизов для портрета, прожив некоторое время в доме знаменитой мастерицы игрушек и наблюдая за ее трудом. В процессе творческих поисков она пришла к выводу о том, что лучше изобразить свою героиню за творческой работой в естественной среде, занятой покраской глиняных игрушек во дворе. Каркасная стена и очаг, изящные игрушки, напоминающие сказочные персонажи, образы детей разных национальностей в тюбетейках – память о военных годах – придают портрету национальный колорит. На портрете – Хамро, которая смотрит на зрителя взором простой сельской домохозяйки, ее облик полон естественности. Детали –закаленные в труде руки, виднеющиеся из-под платка морщины – правдиво передают образ узбекской женщины, прошедшей множество жизненных испытаний.
Мастерски передать духовную чистоту современницы, работающей на ткацком предприятии, художница сумела и в “Портрете М.Яшнасин”, созданном по социальному заказу. В облике на мгновение задумавшейся под шум непрерывно работающих прядильных станков женщины чувствуется неповторимый лиризм. В “Портрете сына” изображена игрушечная синяя лодка с белыми парусами в руках задумчиво сидящего маленького Ахмаджона, как бы зовущая его в море мечтаний. “Портрет Маъмуры Бабаевой” представляет облик женщины, нежной и естественной, словно раскрывшиеся цветы. Для композиционного портрета “Одна из первых” (Джамила Жумаева) «характерен аналитический подход художницы к помыслам и чувствам современника, к его духовному миру” (4, с. 207).

Хризантемы и фрукты. Х., м. 2000 (Из коллекции ДХВ)

Вышеназванные произведения свидетельствуют о том, что к 70-м годам прошлого века колорит портретов художницы несколько теряет яркость, усиливая лирическое настроение. В них также заметно, что современники живут уже в другом мире, а их думы и переживания носят личный характер. Такая особенность характерна и для творчества других художников, свидетельствуя о том, что в данный период поиски мастеров кисти в узбекской живописи не ограничивались лишь проблемами пластики. «Живописцы, отходя от социальных тем, стали чаще обращаться к чувствам человека, его раздумьям и размышлениям. В своих картинах они воспевают спокойный и размеренный мирный ход жизни” (5, с. 19).
Творческие поиски Лайло Салимджановой, чувствующей дух времени, соответствуют общим принципам живописи 1960-1970-х годов. В то же время, в произведениях художницы преобладают, в сущности, субъективные переживания, ее стремление продолжать поиски в собственном направлении. Например, натюрморт художницы “Колючки”, хранящийся в Государственном музее искусств Узбекистана, поражает зрителя своей нетрадиционной трактовкой: помещенные в круглую вазу колючки, которые трудно назвать примером красоты, изображены в плоскостном стиле. Придающий колючкам абстрактность колорита на ветках пробуждает в человеке противоречивые чувства.

Портрет дочери Лолы. Х., м. 1987 (Из коллекции ДХВ)

Следует отметить, что на ретроспективных выставках чаще выставляются произведения Салимджановой в жанре портрета, хотя она плодотворно работала и в жанрах натюрморта и пейзажа. К примеру, в произведении “Воздушный змей”, созданном в период интенсивных творческих поисков, видно, что художница глубоко чувствует яркие природные краски. Хотя в портретах она не обращается к видам природы, на многих женских портретах пишет цветы как символ женской красоты. Среди произведений, хранящихся в фонде дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана, есть и прекрасные натюрморты Салимджановой, в числе которых любимый художницей цикл “Хризантемы”. Такого рода картины мастера, вызывающие большой интерес у почитателей искусства, хранятся и в ряде зарубежных коллекций. Они – свидетельство того, что своеобразные поиски художницы в жанре портрета наблюдаются и в ее натюрмортах.
К 1980-м годам творческие поиски Лайло Салимджановой в жанре портрета обрели черты ряда других стилевых решений. Если в работе “Портрет писательницы Шаходат” внимание зрителя притягивает голубой колорит, сохраняя еще и элементы предыдущих поисков, то в “Портрете Дильбар Абдурахмоновой” явно заметен неожиданный абстрактный фон, свидетельствующий об обращении художницы к музыкальным мотивам.
В последующее годы Лайло Салимджанова продолжала творить, но нельзя сказать, что в период независимости она внесла какие-либо новшества в жанр портрета в своем творчестве. Ведущие тенденции, формальные и идейные изменения в узбекской живописи не нашли отражения в ее творчестве. Салимджанова не изменила ни своих творческих взглядов, ни своего стиля, чтобы быть созвучной времени. Это можно заметить в ее работе “Портрет сестры”, созданной в первые годы независимого развития страны. Как и в предыдущих ее произведениях, облик современницы представлен в портрете на светлом, вселяющем надежду фоне. Взгляд женщины полон надежды на будущее. Но данное произведение – это лишь один из немногих портретов, созданных Салимджановой в годы независимости. В этот период она в основном работала в жанрах пейзажа и натюрморта.
В связи с 70-летним юбилеем Лайло Салимджановой в Центральном выставочном зале Ташкента состоялась большая персональная выставка художницы, охватившая плоды ее более чем пятидесятилетних творческих поисков. Выставка продемонстрировала весомый вклад художницы в развитие узбекской живописи, в том числе национального искусства портрета. Следует отметить, что неповторимые образы женщин, созданные художницей, отражают творческие поиски разных периодов развития национальной живописи.
Всей душой преданная искусству, Лайло Салимджанова до конца своей жизни не выпускала из рук кисти. Несмотря на изнуряющую болезнь, долгие годы преследовавшую художницу, она не останавливала работу в мастерской, с увлечением изображая любимые ею хризантемы, беседуя с близкими друзьями, художниками… Прошли годы, а теплые воспоминания о Лайло Салимджановой вселяют радость в душу знавших ее людей и почитателей ее искусства.

Литература

  1. Рахим Ахмедов в памяти современников. Ташкент, 2019.
  2. Умаров А. Портретная живопись Узбекистана. – Ташкент: “Фан”, 1968.
  3. Зингер Е. А. Проблемы интернационального развития советского искусства. М., “Советский художник”, 1977.
  4. Ахмедова Н. Живопись Центральной Азии ХХ века: традиции, самобытность, диалог. – Ташкент: SDС, 2004.
  5. Долинская В., Захидов П., Кадыров Т., Силантьева, Такташ Р., Умаров А., Фахретдинова Д. Искусство Советского Узбекистана 1917-1972. научн ред.: Ремпель Л. И. – М., “Советский художник”, 1976.
  6. Ўзбекистон миллий портрет санъати. та?рир ?айъати: Алимов Б. ва бош?.; кириш сўзи: Абдуллаев Н. – Тошкент: ?. ?улом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2004.