Алика Семейкина, искусствовед

“Ташкент вчера, сегодня, завтра” туркумидан

Сегодня я решительно готов прекрасный
снимок сделать и уже мой палец занемел,
которым я решительно и смело нажму на спуск,
когда настанет миг создать шедевр.
Владимир Шлосберг

О современной фотографии мы говорим, прежде всего, как об одной из форм общественного сознания и как об особой форме отражения окружающего нас мира, имея в виду, что это две связанные между собой стороны процесса эстетического освоения действительности. Фотография заняла прочное место в духовной культуре современного человека. Мы рассматриваем ее как явление культуры и средство воспитания художественного, эстетического вкуса, используя ее огромные информационные возможности как непременного свидетеля всего важного и значительного, что совершается в мире.

Портрет Дильшода Азизова

Благодаря этому фотография стала мощным средством массовой информации, заняв важное место в журналистике и печати, а также найдя применение в науке и технике, в сфере прикладных форм, в рекламе, дизайне и во многих других отраслях науки и искусства. А в качестве так называемой бытовой фотографии она проникла в повседневную жизнь каждой семьи, сопровождая буквально каждого человека с детских лет до глубокой старости, фиксируя, сохраняя, оставляя рядом с ним «на память» все значительные события, формируясь, в конечном счете, в своеобразный дневник, в фотолетопись жизни человека.
Фотоискусство, основанное на технологиях фотографии, то есть фотографии, отражающие творческое видение фотографа как художника, – один из видов изобразительного искусства в современной массовой культуре.

Чтобы в наш век уметь удивляться, улавливать оттенки настроения раннего утра, тревожных осенних сумерек, восхищаться буйством весеннего цветения и обновляющейся природы, или вдруг оказаться охваченным грустью при виде могучего, высохшего дуба, из сотен лиц выхватить одно, озаренное смятением чувств или торжеством творческого взлета, да еще суметь рассказать об этом другим людям, вызывая у них восхищение или сопереживание, нужно иметь особый дар.
Фотохудожник Владимир Шлосберг родился 9 февраля 1948 года в Сибири, где окончил Электротехнический институт. Художественное образование получил в Московском художественном институте, на факультете станковой живописи. С 1974 года живет и работает в Ташкенте. Более десяти лет Владимир Шлосберг радует людей своим творчеством, если вести отсчет от начала его профессиональной деятельности. Вообще же с фотоаппаратом он не расстается со школьной скамьи, с 12 лет, когда отец подарил ему первую камеру «ФЭД». Так он нашел свое призвание и любовь к фотографии. И эта любовь не прошла с годами, а уже сейчас, на заслуженном отдыхе, засверкала изумительным фонтаном идей, планов и свершений. Как и всякая большая любовь, фотография не терпит скуки и однообразия, требуя полной самоотдачи, ежедневного труда, постоянных поисков новых тем, сюжетов и форм самовыражения.

Профессиональной фотографией Владимир начал заниматься с 2008 года – сначала в Ташкенте, а затем и в других городах нашей республики. В активе мастера выставки в стране, в том числе одна в посольстве Франции, а также в ряде стран за рубежом. Шлосберг получает немало государственных заказов и является постоянным участником проводимых в стране биеннале. Владимир Шлосберг – заслуженный член Союза художников Узбекистана. Работы мастера публиковались в журналах «Звезда Востока», «San’at», «Кредо».
Творчество Владимира Шлосберга обширно и многогранно, его трудно описать словами. Изобразительный ряд произведений одновременно прост и сложен. С первого взгляда, казалось бы, все понятно, но вместе с тем наполнено множеством ассоциаций. Его снимки завораживают, заставляя зрителя думать, показывая настоящую жизнь, ее радость, ее грусть. Великолепны портретные фотографии мастера: обычных людей, прохожих ли, посетителей выставок ли, детей. Центром Вселенной мастера и героиней его работ стала супруга, вокруг которой вращается его мир. Она предстает перед нами и в образе загадочной туристки, путешествующей налегке.…
Есть у Владимира Шлосберга фотопленка, запечатлевшая признанных деятелей искусства страны. Это портреты художников В. Енина, А. Нура и Б. Джалалова, где каждый снимок пропитан особыми чувствами, эмоциями и настроением фотографируемого, что помогает зрителю увидеть своего любимого живописца, графика или скульптора в новом, неожиданном свете.
Вот, что говорит о портрете сам художник: «При всей кажущейся простоте особенно сложен для начинающего фотографа, мне кажется, портрет. Людей, не интересных для фотографии, в мире нет, в каждом своя красота, которая может озариться внутренним светом, зажечь который – задача фотографа. Если этот свет в процессе съемки не появился, снимок не годен. Художественное фото предполагает сложное освещение, но при этом предпочтителен естественный источник света. Солнечный свет «лепит» фактуру и сохраняет первозданную пластичность лица и фигуры, образуя животворящее начало для всякой творческой работы.» Читая эти строки, можно представить, насколько серьезно и тщательно художник подходит к каждой своей работе. По собственному мнению Владимира Шлосберга, на его фото нет главного, нет второстепенного: «есть единое целое».
Современные камеры и компьютерные программы позволяют не только «поймать момент», но и сделать его еще более ярким и выразительным, чем в реальности. Фотографируют все, что угодно: природу и города, роботов и людей. Однако первыми моделями с древности до наших дней являются животные, из которых Шлосберг отдает предпочтение лошадям, львам, слонам и медведям. На его фотографиях они по-настоящему величавы и грациозны. Есть ли у животных душа? Если вы посмотрите на эти работы, то однозначно ответите: «есть!». Ведь эти фотографии показывают, что у каждой собаки, кошки, лошади, у каждого слона свой характер, своя изюминка и даже свое собственное настроение! Подавляющее число фоторабот мастера выполнено в черно-белом стиле, что только усиливает атмосферу картины. Тем не менее это по-прежнему они, наши любимые животные, дикие и домашние, которые, как и мы, умеют не только «смеяться», но и грустить.
Мистическим и нереальным светом окутаны изображения природы, городские пейзажи. Благодаря оптической иллюзии и перевернутым фото так и хочется попасть в эту сюрреалистичную сказку, задавшись вопросом: «Это реальность?». В отличие от природы в городе намного больше объектов для съемки: витрины, мосты, небоскребы, автомобильные развязки, железные дороги, автомобили, памятники, заводы и т.д.
В качестве еще одного направления городского пейзажа можно выделить фотографии историко-культурной стороны города, поскольку практически любой город мира – это памятник архитектуры и прекрасный объект для фотографии. Среди множества сделанных Шлосбергом снимков архитектурных и парковых сооружений – площадь Амира Темура с памятником этого сильнейшего правителя и полководца, Костел с его монументальностью и лаконичностью, а также ряд фотографий зарубежных католических церквей, которые восхищают своим внутренним убранством.

Современная художественная фотография, минуя ограничения, превращается из фотографии в искусство. В ней допустимы приемы, находящиеся за пределами классической съемки. Это могут быть и новейшие методы, такие как компьютерная графика, и очень старые методы обработки. И все же главное отличие современной художественной фотографии — это ее место в нашей жизни.
Фотография, став средством создания художественных произведений, сейчас выступает как одно из признанных современных технических искусств наряду с кинематографом и телевидением. Специфика фотоискусства, его документальная основа и глубоко реалистические традиции необходимы и незаменимы в современном обществе. Перечисление лишь нескольких сфер применения фотографии свидетельствует о ее многогранности, а также о необходимости точной научной классификации потока самых разнообразных фотоизображений, функционирующих в современной жизни. Многие поверхностные, неточные и даже ошибочные суждения о конкретном снимке или проблеме творчества нередко возникали именно вследствие попыток говорить о фотографии в целом, без учета ее особенностей, задач, содержания, методики работы и изобразительных достоинств снимка, относящегося к определенному разделу или жанру фотографии.
Для выработки четких критериев оценки снимка, для определения его «удачности», хорош он или плох, следует ясно представлять себе замысел автора и те задачи, которые он поставил перед собой, его цель, к которой он стремился. Чрезвычайно важно, над каким материалом велась работа, как автор отбирал то, что вошло в кадр, под каким углом зрения этот материал он рассматривал. А это значит, что необходимо анализировать снимок с учетом его принадлежности к той или иной группе, подвиду, разделу или жанру фотографии. И лишь когда определится специфика созданного фотоизображения, можно решать, какова же общественная, журналистская или художественная ценность созданного автором произведения.
В настоящее время фотография предстает перед нами как искусство многожанровое, разносторонне отражающее жизнь и разнообразное по видам и творческим почеркам. С равным правом в нем существуют широкие репортажные картины действительности, посвященные событиям международного масштаба, которые имеют большое социальное значение, и камерные жанровые картины; портрет и натюрморт; пейзаж и фотоэтюд; серии фотоснимков, объединенных одной темой, и фотоочерки, фото-рассказы… Это свидетельствует о глубоком проникновении фотоискусства в жизнь, о широте его охвата различных сторон и явлений действительности. Изобразительные средства фотографии дают фотохудожнику широкие возможности композиционных, световых, тональных и колористических решений.
В заключении хотелось бы упомянуть сходство между фотоискусством и японской каллиграфией. В японской каллиграфии для каждой линии и точки важно начало, направление, форма и окончание, важен баланс между элементами, и даже пустое пространство говорит о многом. Иероглифы гармоничны, пропорциональны, сбалансированы. Это характерно и для фотоискусства — падение света, блики, пустое пространство, движения и позы модели, перспектива важнейшие аспекты данного искусства. Действительно важно то, что выше перечисленные сравнения и параллели как раз и сочетаются в работах Владимира Шлосберга. Придают его сюжетам красочность, томную загадочность, мистику в работе со свето-тенью.