Зумрад Ильясова, искусствовед

Из коллекции осень-зима 2019

Одним из популярных брендов модной одежды, который сегодня на слуху у нас в стране, является бренд с оригинальным названием Tais&I. Для того, чтобы получить представление о нем, достаточно взглянуть на его основателя — Таисию Чурсину, которая в полной мере – воплощение своего бренда, отражающего его эстетическую философию, мировоззрение и, главное – самоощущение, которые дизайнер вкладывает в свои работы. Основы и принципы ее дизайнерского творчества мы попытаемся рассмотреть в данной статье.
За годы дизайнерской деятельности Таисия выработала собственную методику создания сезонной коллекции. Ключевую роль на этапе подготовки играет подбор материала. Дизайнер обходит всевозможные рынки нашего города в поисках тканей, которые смогут «послужить» основой ее вдохновения. Каждая ткань отбирается «на ощупь» – помимо оптических качеств материала, таких, как структура, цвет и оригинальность рисунка (в случае с абровыми тканями или с принтами), Таисия уделяет внимание и его тактильным свойствам: приятности ощущения, комфорту и прочности при носке и, главное – соответствию климатическим условиям нашего региона. Для весенне-летней коллекции используются только натуральные материалы (шелк, лен, хлопок), а для осенне-зимней упор делается на шерстяные ткани и пряжу для изделий ручной вязки. Один из «фаворитов» дизайнера – белый крепдешин производства фабрики «Феруза», который попадает в продажу «из сундуков». Легкий струящийся материал, окрашиваемый по заказу Таисии в нужный ей цвет, привносит женственность в образы, обрамленные в более жесткие контуры.
Исходя из цветовой гаммы и фактуры подобранных тканей, Таисия прорабатывает концепцию будущей коллекции, при определении силуэтов опираясь на актуальные тренды сезона. Важно, что дизайнер анализирует не только решения, предлагаемые на неделях моды pret-a-porter и haute couture, но и образы представительниц уличного стиля. Из многообразия задаваемых ими форм Таисия вдохновляется лишь теми, которые совместимы с ее собственным видением, и лишь затем приступает к проектировке своих моделей.
Важнее создания концепции коллекции – ее техническое воплощение. Держа в руках отрез ткани, Таисия зачастую уже представляет себе изделие, которое будет не только выигрышно смотреться, но и выполнять свою практическую функцию. Более того, дизайнер обладает достаточными техническими навыками, чтобы заранее продумать, как сконструировать задуманный ею силуэт, что позволяет избежать сложностей, возникающих у дизайнеров, исходящих только от эскиза. Это долгие поиски подходящего материала или его последующая обработка. Тщательно выверенная конструкция, в свою очередь, позволяет применять ее и на других материалах. Таким образом, за счет разной оптики и динамики тканей изделия, скроенные по одной схеме, отличаются одно от другого своим конечным видом. Некоторые из конструкций, разработанных Таисией, переходят из одной коллекции в другую, становясь опознавательными чертами данного бренда.
Приведенные выше принципы создания сезонной коллекции наглядно демонстрирует актуальная осенне-зимняя коллекция 2018/2019 года, в которой представлено большое количество изделий сложного кроя. Среди них доминируют широкие брюки с запахом от одной брючины, выполненные из разных тканей: денима, тонкого и более плотного льна, а также материала, ставшего яркой составляющей данной коллекции – сатина насыщенных зеленых, оранжевых и темно-лиловых оттенков. На примере этих брюк видно, как одна и та же конструкция, применяемая на разно-фактурных материалах, в результате дает изделия разной формы и объема.
При создании длинной юбки-двойки с накладным элементом с крупной плиссировкой дизайнер делает упор на возможность трансформации, создание нескольких образов с помощью одного изделия – плиссированная часть может носиться с любой стороны объемной трапециевидной юбки или даже в сочетании с другими предметами костюма: поверх платья-рубашки, под укороченное платье или на брюках. Покупательницам предоставляется полная свобода интерпретировать образ по-своему. Трансформации подвергаются также и объемные рубашки, которые можно носить как классически – с застегнутыми до горла пуговицами, так и откинув ворот за плечи. Интересно, что при этом вид переднего края рубашки меняется с двух косых линий, сходящихся книзу, на одну прямую. Изъяв ключевой элемент из мужского гардероба с помощью детально продуманной конструкции, состоящей из двух видов застежек, боковых разрезов и прочих ухищрений, Таисии удалось создать уникальное изделие, способное подчеркнуть женственные линии его обладательницы. Именно подобные дизайнерские решения и поддерживают имидж бренда Tais&I.
Как и во всех предыдущих коллекциях, для холодного сезона дизайнер предлагает свитера и кардиганы ручной вязки, разнообразные по фактуре и рисунку, куртки из сатина и льняные плащи, а также многоплановые шерстяные пальто, уже ставшие знаковыми для ее бренда, ведь верхняя одежда не столь широко представлена в коллекциях дизайнеров Узбекистана, а потребность в ней, в связи с климатическими условиями, крайне высока.
Должное внимание дизайнер уделяет и деталям отделки — декоративным поясам на брюках, накладным орнаментальным розеткам на вязаных свитерах, завязкам на струящихся шелковых платьях. Учитывая, что работы дизайнера в основном выполняются вручную, украшающие элементы могут выполнять и практическую функцию, например, завязки предпочтительнее молний и пуговиц, а кардиганы и жакеты предлагается крепить декоративными булавками.

Из предвесенней коллекции 2017

Все вышеперечисленные модели объединяет А-образный силуэт, расходящийся книзу, а также сочетание (и даже намеренное противопоставление) различных фактур, как, например, рельефного трикотажа и лощеного сатина. Интересны и предложенные дизайнером цветовые решения — различные холодные оттенки серого металла сопоставляются с глубокими природными оттенками зеленого, бирюзового, красного и лилового.
Более ранние работы Таисии Чурсиной также вдохновлялись непосредственно тканями. Одну из дебютных коллекций, «выстреливших» и сделавших зимой 2015/2016 года бренд Tais&I узнаваемым, дизайнер создала после поездки в Китай, откуда вернулась не только наполненная впечатлениями ознакомления с богатейшей культурой и неординарным уличным стилем жителей этой страны, но и с полными чемоданами отрезов тканей. Бродя по китайским рынкам с их бесчисленным многообразием текстильных изделий, Таисия открыла для себя неопрен – материал, заимствованный модными дизайнерами у изготовителей костюмов для дайвинга и серфинга. Его всевозможные цветовые и структурные вариации послужили основой для осенне-зимней коллекции. Помимо функциональности неопрена, его холодоустойчивости, легкости и приятности для кожи, он хорошо сохраняет форму изделия и практически обладает «скульптурными» свойствами, которые дизайнер удачно обыгрывала, выкраивая из него юбки и топы. В изделиях преобладал овальный силуэт: пальто, юбки и даже рукава свитшотов имели округлую форму, зауженную книзу. При этом Таисия выступила своего рода новатором, поскольку на момент работы над коллекцией одежда из неопрена в Узбекистане была в новинку.

Из коллекции весна-лето 2013

Современному высокотехнологическому материалу дизайнер, как любительница контрастов, противопоставила традиционные: и шерсть, и шелк, и даже абровый адрас, не уступавший по яркости. Цветовая палитра коллекции – серо-черная с яркими акцентами желтого, бирюзового и ультрамаринового. Фигурировали два основных вида неопрена: один, отделанный сложными геометрическими узорами с помощью лазера и штамповки, не требовал дополнительного декора, а гладкую поверхность второго вида Таисия вручную расшила розетками из цветных нитей, камней и бисера.

Из предвесенней коллекции 2017

Презентация коллекции была приурочена к открытию собственного воркшопа Таисии Чурсиной в декабре 2015 года. Поскольку количество тканей, привезенных из Китая, было ограниченным, коллекция представлялась как лимитированная. Стоит отметить, что неопрен был израсходован практически без остатка — спустя год, в весенне-летней коллекции 2017 года дизайнер интегрировала оставшиеся фрагменты в сложные конструкции, собранные из блоков неопрена различной формы, цвета и рельефа. Таким приемом, который можно сравнить с традиционным приемом «пэчворк», были выполнены объемные свитшоты, жилеты и платья. Сочетание темно-синих, серых и белых плоскостей с контрастными бирюзовыми или красными вставками можно отнести к такому направлению, как спортивный шик. Вновь противопоставив фактуры, добавив к неопреновым изделиям трикотаж и темный бархат, Таисия представила женственные вечерние образы. Подобный конструктивизм впоследствии стал еще одним излюбленным приемом дизайнера при создании верхней одежды. Его можно охарактеризовать понятиями consious и sustainablefashion, обозначающими «сознательную» и «возобновляемую» моду, столь актуальную сегодня и отличающуюся бережным обращением с ресурсами.
Отличительной чертой дизайнерской деятельности Таисии Чурсиной является также ее подход в работе с традиционными абровыми тканями. Поскольку на сегодняшний день рынок Узбекистана перенасыщен ими во всех ценовых категориях, начиная от массовой пошивки «чапанов» из адраса, скроенных по простейшим лекалам, до изготовления костюмов класса люкс из шелковых тканей, узоры которых выполнены по индивидуальным эскизам дизайнеров, Таисия использует икат дозировано. Понимая всю выразительную экспрессию и неповторимость традиционных тканей, она сопоставляет их с другими фактурами, такими, как бархат или драп на подкладке пальто или в двухсторонних накидках с объемным воротом, также являющимися характерными для бренда. Именно на таком контрасте просматривается искусно окрашенная и вытканная вручную текстура атласа, адраса и бахмаля. Этот прием прослеживается в осенне-зимней коллекции 2016/2017 года, в которой преобладают мягкие округлые формы. В свою очередь при создании лукбука эти округлые объемы были противопоставлены каменистой и скалистой местности, в которой производились съемки данных моделей.
Текстильные традиции узбекского народа вдохновляют Таисию и на другие, совершенно неординарные решения. Собранные из многочисленных лоскутков, простеганные ватные одеяла, испокон веков являющиеся важной составляющей приданого невесты, послужили прообразом для изделий осенне-зимней коллекции 2014/2015 года под названием «Курпача». Дизайнер создала несколько «одеял» разного формата из абровых тканей и ручной вышивки, проделав в них прорези для рук или предлагая крепить их вокруг фигуры поясом. Основная идея заключалась в том, чтобы создать изделия, которые могут служить как одеждой, так и уютным домашним текстилем. К тому же эта — идея возможность Таисии проявить свою страсть к сложным конструкциям: ведь модели, простые на первый взгляд, досконально продуманы и просчитаны до мельчайших деталей — узоры распределены систематически и простеганы по абровым контурам.
Работая с икатом, Таисия также любит «играть» с его рисунком внутри одного изделия за счет построения кроя, создавая традиционный чапан и накладывая складки таким образом, чтобы рисунок преломлялся или отражался. Внимательно выверяет она его движение на воротах жилетов или гармоничное слияние на стыке швов. Помимо сезонных коллекций дизайнер регулярно изготавливает уже стандартные для нее модели из национальных тканей: платья – в пол, платья-жилеты — с выразительными плечами, чапаны и накидки – характерного покроя, которые пользуются большим спросом и «кормят» бренд. При этом в каждом изделии считывается ее узнаваемый почерк.

Из предвесенней коллекции 2017

Каков же он, этот почерк? Подводя итоги, можно выделить его основные черты: в первую очередь, это дань, которую дизайнер отдает текстильным традициям узбекского народа. При том, что в последних работах нет прямых цитат в виде обильного использования абровых тканей, подбор материалов для коллекций у Таисии всегда основан на древнейших принципах народного костюма: использование натуральных волокон, учет климатических условий нашего региона и отделка готового изделия вручную; на эту основу накладывается конструктивное, почти «архитектурное» мышление дизайнера, в результате которого создаются сложные трансформируемые модели, сохраняющие при этом свою функциональность и практичность; собирая свои образы, дизайнер работает на контрасте фактур, цветов и форм, что позволяет зрителю яснее рассмотреть оптические свойства обоих противопоставленных элементов.
Однако Таисия неустанно подчеркивает, что предложенные ею в лукбуках комбинации могут многократно разбиваться и дополняться другими изделиями. Несмотря на единую концепцию коллекции, каждая отдельная вещь может быть интегрирована в гардероб своей новой владелицы и интерпретирована ею в соответствии с ее личным видением и стилем. Дизайнер с интересом следит за подобными трансформациями, поскольку дальнейшая судьба изделия является важной частью творческого процесса.
Определенной целевой аудитории у бренда нет, клиентура варьирует от молодых девушек до женщин зрелого возраста. Можно предположить, что Tais&I выбирают те женщины, которые отожествляют себя с философией, которую и олицетворяет сама Таисия Чурсина: твердая уверенность в собственной женственности, позволяющая подчеркнуть ее более жесткими линиями, нестандартными формами и облачить в разные текстуры.

Фото: Руслан Рахматов, Руслан Марданов