Фрагмент памятника. Один из первых вариантов К 35-летию установления в Бухаре памятника Абу Али Ибн Сино работы азербайджанского скульптора Фуада Абдурахманова.

Творческие связи между художниками и скульпторами Азербайджана и Узбекистана продолжаются многие годы. Так, в декабре 1962 г. в Музее искусств Узбекистана (г. Ташкент) прошла выставка картин азербайджанских художников Г. Мустафаевой, Д. Рустамова, Т. Садыхзаде (2, с. 142). В июле 1965 г. азербайджанские художники приняли активное участие в работе выставки «По родной стране», проходившей также Ташкенте (2, с. 166). В 1975 г. народный художник Азербайджана Микаил Абдуллаев написал картину «Абу Али ибн Сина», в 1980 г. — «Самаркандский фарфор». В том же году на выставке азербайджанских художников в Ташкенте лучшей была признана его картина «Хлопок».

Исторические связи азербайджанского и узбекского народов имеют глубокие корни и осуществлялись в форме политических, экономических, научных и культурных отношений. Общность происхождения и, соответственно, схожесть языка и частично обычаев, общность религии, параллели исторического развития и, соответственно, исторических судеб в древности и средневековье создали фундамент для углубления связей в последующие периоды, они же, а также общие геостратегические интересы являются той основой, на которой развиваются эти отношения в наши дни. Так, растущие двусторонние связи Азербайджана и Узбекистана опираются на функциональную договорно-правовую базу, которую формируют около 100 межгосударственных и межправительственных документов. Не случайно Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов отмечал: «Мы считаем Азербайджан близкой для себя страной — близкой по истории, менталитету, религии и духу». Общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев в 2006 г. во время одного из своих выступлений отметил: «Отношения между азербайджанским и узбекским народами имеют древнюю историю, во все времена наши народы дружили, поддерживали друг друга, вместе развивали культурные ценности».

Окончательный вариант памятника Расширение культурных связей напрямую зависит от изучения и пропаганды тех культурных отношений, которые являются фундаментом нынешних.

Значителен вклад в историю азербайджано-узбекских культурных связей азербайджанского скульптора Фуада Гасана оглы Абдурахманова. Он родился в 1915 г. в старинном городе Азербайджана Шеки. В 1927 — 1935 гг. Ф. Абдурахманов учился на живописном отделении Азербайджанского государственного художественного училища и с 1934 г. начал принимать участие в республиканских выставках. По окончании училища поступил на скульптурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (ныне — Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина). Окончив институт, он вернулся в Баку. В связи с началом Второй мировой войны был призван в ряды Красной Армии как художник-оформитель агитационных плакатов, агитпоездов. В это же время он изготовил ряд барельефов с изображениями таких легендарных героев азербайджанского народа, как Бабек, Джаваншир, Кер-оглы. Им были изготовлены также бюсты многих героев войны. За самоотверженный труд в годы войны Ф. Абдурахманову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Азербайджана (4, с. 101).

В 60-х гг. ХХ в. Ф. Абдурахманов увлекся изучением истории искусства и культуры Центральной и Средней Азии. В результате появилась целая серия работ, посвященных выдающимся деятелям средневекового Востока, в том числе узбекскому философу и врачу эпохи средневековья Абу Али ибн Сино (Авиценне).

Всесоюзный конкурс на проект памятника Абу Али ибн Сино был объявлен в 1956 г. Трудность выполнения задачи усугублялась тем, что никаких портретных изображений поэта в то время не имелось. Вместе с тем предстояло создать образ человека, воплощавшего в себе все лучшее, все прогрессивное средневековой культуры Узбекистана. Представленные на конкурс проекты показали, насколько широко может трактоваться образ знаменитого врача и философа. Жюри конкурса определило, что наиболее близким к созданию национального идеала Абу Али ибн Сины является проект Ф. Абдурахманова.

Фрагмент окончательного варианта памятника Исследователь творчества Ф. Абдурахманова доктор искусствоведения Дж. Новрузова выделила следующие черты, присущие произведениям скульптора: психологизм и историческая достоверность в сочетании с глубокой современностью, сдержанность в передаче мимики лица, стремление к углубленному постижению натуры и особенностей душевного строя модели (3, с.82). Все это ярко проявилось в проекте памятника Абу Али ибн Сины, и Ф. Абдурахманов был удостоен 1-й премии конкурса (4, с. 101). 4 июля 1956 г. в «Правде Востока» была опубликована информация о том, что комплекс памятника (бронза, гранитный постамент), который предполагалось установить в Бухаре, будут готовить скульптор Ф. Абдурахманов и архитектор Г. Мухтаров (2, с. 99).

Сохранилось несколько вариантов проекта памятника работы Ф.Абдурахманова. Так, первый вариант его высотой 200 см был изготовлен из тонированного гипса (после смерти скульптора вариант памятника был передан в его мемориальный музей), он имел черты условности, второй (также передан в мемориальный музей) и третий (передан в Министерство культуры Узбекской ССР) варианты значительно отличались от первого (4, с. 104). Сравнение вариантов проекта наглядно показывает, как постепенно выкристаллизовывался задуманный автором образ, как отпадали черты пафоса и излишней патетики.

Конечный вариант памятника поражает цельностью и образным обобщением. В работе гармонично сочетаются идейная, эмоциональная и эстетическая составляющие, при этом образ близок и понятен нашим современникам. Скульптору удалось показать удивительно величественные черты лица выдающегося средневекового ученого, где выделяется его живой ум, мудрость, человечность. Фигура ученого, поворот головы, положение рук подчеркивают творческую сосредоточенность, усиливая впечатление внутренней силы. Лицо ученого исполнено вдохновения, воли, выражение его лица — свидетельство напряженного труда, душевных сил. Элементы национальной одежды отличаются строгой простотой, лаконичностью, что усиливает элементы монументальности. Скульптор сумел цельно выразить свой замысел путем ясной, строгой композиции фигуры, убедительностью конструктивного решения, четким построением объемов, выразительной лепкой формы. По мнению специалистов, «в образе Ибн Сины Ф. Абдурахманов достиг яркой национальной характеристики», «сумел тонко раскрыть мотив творческого вдохновения, самобытности, творческой индивидуальности, черты национального характера ученого» (3, с. 85). Искусствоведы так оценили работу Ф. Абдурахманова: «Скульптор сумел в динамических формах раскрыть вдохновенность и многогранность личности великого ученого» (1, с.170).

Ташкентское землетрясение 1966 г. потребовало напряжения всех сил трудящихся Узбекистана. Работы по установке памятника Ибн Сино в Бухаре были прекращены. В республике строились первоочередные объекты: жилые дома, образовательные, медицинские учреждения, общественные и административные здания, заводы и фабрики. Вскоре узбекский народ преодолел последствия природной катастрофы. В республике вновь развернулись работы по установлению памятников, бюстов, монументов.

В 1970 г. подготовительные работы по установке памятника были возобновлены. Однако в 1971 г. искусство Азербайджана понесло тяжелую утрату: скончался скульптор Фуад Абдурахманов — народный художник Азербайджана, член-корреспондент Академии художеств СССР, Заслуженный деятель искусств Азербайджана, лауреат Государственной премии Союза ССР. Творческий взлет талантливейшего ваятеля, по праву считающегося основоположником современной азербайджанской скульптуры, оборвался. Работы по отливке памятника Ибн Сины и установке его в Бухаре продолжили Токай Мамедов и Омар Эльдаров — его коллеги и друзья.

Торжественное открытие памятника Абу Али Ибн Сино в Бухаре состоялось в 1975 г., продемонстрировав то огромное уважение, которое испытывает азербайджанский народ к личности и деяниям великого врача и философа. Талант скульптора, свое профессиональное мастерство Фуад Абдурахманов вложил в этот памятник, еще раз доказав, что он — художник яркого самобытного дарования, классик азербайджанской скульптуры. Увлеченность Абдурахмановым портретами классиков восточной, в том числе узбекской культуры, не была случайной и носила искренний характер. Когда создавался мемориальный музей скульптора в доме, в котором он жил, в его мастерской среди готовых работ была обнаружена гипсовая модель памятника Абу Рейхану Бируни (размер модели 46 х 15 х 14) (4, с.103).

Значителен вклад Фуада Абдурахманова в формирование и развитие азербайджанской монументальной и станковой пластики. Столь же значительны его заслуги в развитии и углублении азербайджано-узбекских связей.

Литература
1. История искусства народов СССР. Т. 9. Кн.2-я. 1960 — 1977 гг. М., 1984.
2. Летопись полувека. Хроника культурной жизни Узбекистана (1924 — 1974 гг.) / Автор-составитель В. Тюриков. Ташкент, 1975.
3. Новрузова Дж. Скульптура Советского Азербайджана. Баку, 1979.
4. Новрузова Дж. Фуад Абдурахманов. Скульптура. М., 1988.

Сабухи Ахмедов (Азербайджан)