В январе 2009 г. в Галерее изобразительного искусства Узбекистана прошла персональная выставка скульптуры малых форм «Таинство камня» члена Творческого объединения АХ Уз Людвиги Петровны Нестерович.

Скульптор Людвига Петровна Нестерович

Людвига Нестерович родилась в Ассаке Андижанской области. Тогда это был небольшой провинциальный городок, где мирно текла тихая безмятежная жизнь, отзвуки которой нашли отражение в ее творчестве. Росла в семье художника-оформителя, к тому же много занимавшегося живописью, что наложило свой отпечаток на формирование взгляда Людвиги на окружающий ее мир.

Л. Нестерович окончила скульптурное отделение Республиканского художественного училища и Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского (ныне — Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзада). Еще в студенческие годы участвовала в выставках. Первая персональная выставка работ художницы состоялась в 1982 г.

Л. Нестерович — одна из ведущих мастеров малой пластики, которая работает с такими материалами, как глина, дерево. Последние 16 лет она работает с поделочными камнями. Первые ее работы сделаны из камней, подаренных друзьями. «Отдыхая с семьей в горах, в Бричмулле, — рассказывает Людвига, — тоже собирали и привозили домой камни, интересные по форме. Когда увидела один из таких камней впервые, — ощутила что-то волнительное, созвучное настроению, возникли ассоциации со знакомыми образами. Камень показался настолько красивым, поневоле стала вырисовываться композиция.

Странник. 2003. Оникс

Обработка камня, ремесло хотя и интересное, но тяжелое. Мало кто отваживается с ним работать. Материал твердый, быстро работать не удается, в год можно сделать не более двух-трех работ. Фактура камня раскрывается при очистке и шлифовке. На первый взгляд, камень может быть внешне невзрачным, но когда его очистишь от корки, отшлифуешь, то увидишь всю фактуру, причудливый рисунок в виде многочисленных линий и пятен, и резец уже сам будет следовать его контурам. Рисунок рассчитывается так, чтобы не мешать, а помогать форме. Поэтому нужно не только угадать в камне композицию, а уметь еще добиваться максимума выразительности при минимуме работы, проявлять терпение, действовать осторожно, стараться «не навредить», убрать только лишнее. А еще не расколоть, ведь камень имеет сложную структуру, и неправильный скол может ее нарушить, сделать камень не пригодным для будущей скульптуры».

Лошадка. 2003. Оникс

Из инструментов Л. Нестерович использует в основном шлифовальные камни, различные насадки. Любит работать с ониксом, разновидностью минерала агата в виде плотного скопления волокнистых или радиально-лучистых образований кварца. Оникс характеризуется многократным переслаиванием тонких, различно и контрастно окрашенных полос — темных и светлых, прямых или плавно изогнутых. Камни оникса по расцветке разные, что зависит от примесей. В зависимости от цвета они могут носить и разные названия, например, медовый оникс, мраморовидный оникс и др. При работе с ониксом художник изучает камень со всех сторон, угадывает, какой слой идет. Оникс издавна используется для поделок и ювелирных украшений. Кроме того, из него изготовляют и камеи, при этом темные слои используются для фона, а светлые — для изображения. Еще в эпоху античности оникс широко применялся в Средней Азии и странах Средиземноморья. Кроме того, Л. Нестерович работает с хризолитом, сердоликом, гранатом, черным кораллом, яшмой, халцедоном, лунным камнем, амазонитом, флюоритом, диопсином, аспидианом и другими камнями. Благодаря разнообразию окраски и способности хорошо полироваться эти камни с глубокой древности использовались для изготовления ритуальных предметов и украшений; известны халцедоновые и сердоликовые бусины эпохи неолита, резные цилиндрические печати (Вавилон), агатовые и сердоликовые вставки в золотых украшениях Древнего Египта.

Всадница. 2005. Оникс

Зачастую окраска и форма камней ассоциируется с животными. Поэтому художник много работает с их образами. Таковы ее работы «Ежик», спешащий домой с яблочком на спинке; «Кошка» из медового оникса, свернувшаяся в сонной полудреме; «Индюк малый» и «Индюк большой» с пышными хвостами и крыльями; «Хомяк», склонившийся над фасолиной; «Козел»; «Кабан» с головой, плотно прижатой к вытянутым вперед передним ножкам; любопытный «Енот», «Рыбка», с полупрозрачными скользкими чешуйками из темно-зеленого в полоску хризолита с длинным по всей спинке плавником и многие другие работы. У каждого из персонажей животного мира — свой характер, настроение, что делает работы Л. Нестерович особенно привлекательными, живыми.

Перелётная птица. 2006. Лунный камень, яшма

Отдельные ее скульптурные образы носят фантазийный характер. Такова «Морская легенда» в виде коня с рыбьим хвостом. «Подсказка была в камне, — объясняет Людвига. — С одной стороны в камне виделась морда коня, с другой — рыбина. Срезано в этой скульптуре с камня совсем немного, просто подрезан объем». В изящном игрушечном «Кораблике» сидят два рыбака, забросившие в море свои сети. Особенно интересны зеленые с прорисовкой амазонит и яшма в «Грезах», вызывающих ассоциации с индийскими сказками в виде образа человеко-птицы с крыльями и лапками, в одной из которых зажато «сокровище» из обсидиана с инкрустацией цветка. Здесь соединилась работа скульптора и ювелира. Перекликается с ювелирным мастерством и подвеска из агата в клюве утащившей ее «Сороки». Скульптура «Всадница» — обобщенная, несколько тяжеловатая, навеяна воспоминаниями, ведь именно таких, плотно сидящих на лошадях женщин в закрытой одежде, Людвига часто наблюдала в детстве в родном городе. Несколько работ художница посвятила женщинам Востока. Три из них уже закуплены в Англии, Корее и Германии. Полосатый оникс, из которого они выполнены, ассоциируется с национальными тканями. Очень красив «Странник», в котором на общем фоне камня, напоминающего цветастый халат, художницей угаданы монохромные по цвету лицо и руки. Многим камням, как известно, приписывают энергетические качества. «Работая с камнями, — подтверждает Людвига, — заряжаешься особой энергией. Появляется желание сделать что-то еще. Приятно подержать их в руках, они нагреваются, чувствуешь их тепло»…

Л. Нестерович — постоянный участник международных выставок, в том числе проходивших в Китае, США, ФРГ, Чехии, России, Украине, Казахстане и других странах. Ее работы, выполненные в камне, глине, дереве, повсюду вызывают живой интерес и признание. Ряд из них находится в Государственном музее искусств Узбекистана, Самаркандском музее-заповеднике, Андижанском историко-краеведческом музее, в частных коллекциях многих стран.

Работы Л. Нестерович созвучны настроениям наших современников, свидетельством чему служат восторженные отзывы посетителей выставки, потому что от всех авторских скульптурных форм исходят внутреннее тепло, красота и твердость, такие созвучные характеру самой художницы.

Лариса Левтеева