(к истории боевых знамен эпохи Амира Темура и Темуридов)

Восточная миниатюрная живопись является превосходным источником для изучения целого ряда предметов материальной культуры средневекового общества, в том числе и флагов. Изображенные на полотнищах знаки, символы, гербы и эмблемы в лаконичной образной форме раскрывают увлекательную историю судеб своей страны.

Флаги — это своеобразные шифры, которые оставляет история человечества в качестве знаков, рассказывающих о жизни народов и выдающихся событиях, ключ к которым, к сожалению, во многих случаях утерян безвозвратно. С момента своего зарождения во III — II тысячелетии до н. э. и до настоящего времени они играют огромную роль в жизни общества, особенно в военные периоды. Возникнув как знаки отличия родов, знамена стали атрибутом власти и достоинства древних царей и воинов, рыцарей и полководцев, превратившись спустя какое-то время в важнейшее средство визуальной коммуникации в воен-ных сражениях и на торговых кораблях. С их помощью передавали сигналы, отличали друзей от врагов, определяли статус и чин их владельцев. В современном мире флаг — символ государственной независимости, который отражает национальные особенности страны и важнейшие вехи ее истории.

Появление флагов в Центральной Азии относится к глубокой древности. В литературных и изобразительных памятниках средневековья упоминания о знаменах встречаются повсеместно. В знаменитом эпосе Фирдоуси «Шах-наме» кузнец Кава под знаменем из своего фартука поднял народ на восстание против тирана и душегуба Зоххака. Древние богатыри сражались под знаменами великих шахов… У Алишера Навои отряды Искандара выступают против Дария «под сенью зоревых знамен». Изображения военных знамен мы видим в сценах сражений и осад на древних памятниках искусства, например, на хорезмийском серебряном блюде VII — VIII вв. из Эрмитажа, известном как Аниково. Знамена в руках знаменосцев в сцене осады замка имеют короткое древко, фактура их полотнищ различна, и сделаны они, вероятно, из кожи и нашитых поверх нее металлических чешуек. К основному полотнищу уже в те далекие времена прикрепляли конские хвосты, означавшие боевые заслуги, в то время как пышный бунчук на копье являлся самостоятельным знаком отличия.

Со временем роль знамен как знаков отличия возрастает, особенно в монгольский период. Под знаменами собирают войска, идут в бой, принимают присягу, обозначают ставку главнокомандующего на привалах и пр. Монгольские знамена ХII — ХIII вв. имеют иную форму и фактуру — они небольшие, прямоугольной формы, надлинном древке с пикообразным навершием. К основному полотнищу прикреплены треугольной формы хвосты, сделанные из ткани другого цвета.

О разнообразии знамен и их модификаций свидетельствуют миниатюры Темуридской эпохи. Известно, что Амир Темур многое перенял у монгол, совершенствуя заимствованное. В его армии флаги играли особо важную роль в управлении войсками, служа главным средством визуальной коммуникации во время боя. Каждый отряд и род войск имел свои знаки отличия — знамена — алим и бунчуки-туг. Авангард, арьергард, центр и оба фланга обозначались знаменами с изображениями астрологических фигур или родовыми эмблемами — нишанами. Главным ориентиром в боевом строю было знамя главнокомандующего (его алим), которое устанавливали на возвышенностив ставке. Оно было хорошо обозреваемо со всех сторон. С его помощью отдавались команды войскам. По движению знамен командующий и полководцы следили за ходом боя и перемещениями отрядов, с помощью условных сигналов знаменосцы передавали приказы о начале выступления или маневров. Для лучшей ориентации использовалась цветовая символика. Каждый отряд имел свой цвет знамен, каждый цвет — свое обозначение. В армии Темура был выработан особый язык знаковой информации. Если поднимали белое знамя, значит, пришла помощь или одержана победа (1, с. 51). Если знамя командующего поднимали высоко — он в опасности. Бросить знамя означало поражение и капитуляцию. Захват знамени командующего противной стороны и его опрокидывание — знак полной победы над врагом (на темуридских миниатюрах часто можно видеть брошенные на землю знамена побежденных армий со сломанным древком). Шахские стяги и штандарты (флаги с вертикальным полотнищем и его эмблемой) вывешивали на стенах завоеванных городов и крепостей. Если полководец (эмир) умирал, его знамя несли перед гробом и вместе с оружием укладывали в его гробницу. Знамя было также символом высшей власти. Так, Амир Темур получил от шейха Береке барабан и знамя как признание его власти.

Знамена и бунчуки давались эмирам и полководцам и за их личную храбрость. Согласно «Уложению» Амира Темура, в качестве поощрения, помимо земель, эмир получал бунчук к знамени, и его ранг определялся количеством бунчуков. Кроме того, главнокомандующий имел два почетных знака — туман-туг и чер-туг, представляющие собой особый род знамен, древки которых имели наконечники с навесными фигурами, обозначающими чин офицера, которому они принадлежали. Мингбаши также получал знамя. В тактике ведения боя Амир Темур широко использовал язык знамен в своих интересах. Так, по сообщению Гияссаддина Али, в сражении на Тереке с Тохтамышем знаменосец последнего, подкупленный Темуром, бросив знамя, фактически вынудил его проиграть битву, дав таким образом неверный сигнал татарским войскам. Однажды Темур «вручил свое знамя шахрисябским войскам» и ввел этим в заблуждениеЭмира Хызра, против которого он тогда воевал (1398г.). Этот маневр помог ему тогда одержать решительную победу (1, с. 29). В другом случае по приказу Темура, «чтобы устрашить врага, пустили слух, что пришли монголы, и распустили монгольское знамя. Увидев монгольское знамя, войска Малик-Бахадура в страхе бежали» (1, с. 56). Знамена Темуридского времени, судя по их изображениям в миниатюрах Шираза, Табриза и Герата ХIV — ХV вв., были разнообразной формы и фактуры.

Знамя эмира и главнокомандующего состояло из высокого древка, навершия — махча и собственно полотнища прямоугольной или треугольной формы, которое крепилось вертикально. Махчи были фигурные или простые, пикообразные. В Ширазе ХV в. махча имела конфигурацию растопыренной ладони, что у шиитов истолковывалось как символ «пяти великих особ» (Мухаммад, Али, Фатима, Хасан, Хусан), в Самарканде или Герате она была в форме орнаментированного раскрывшегося или закрытого бутона или выполнена как каллиграфическая надпись «Аллах». Делали ее из латуни, позолоченной меди или жести. Иногда к махче прикрепляли бунчук из хвоста лошади — кутас — знак храбрости и воинской доблести. За особые заслуги эмир или храбрец могли иметь несколько бунчуков или полотнищ на знамени. В эмблемах знамен была заключена определенная информационная символика. В задачу данной работы не входит установление атрибуции флагов, этот вопрос требует специального исследования, мы даем лишь их описание.

Знамен самого Амира Темура не сохранилось, но сведения о некоторых из них встречаются в письменных источниках того времени. По сообщению Клавихо, «герб Тамурбека — три круга.., что значит, что он царь трех частей света..» (2, с. 301). Согласно другим версиям, три кольца с обращенной вниз вершиной означают: «Сахиб-киран — Властитель Счастливых Созвездий»; стилизованная бычья голова, от которой остались только глаза ирот, или монгольский магический знак, означающий удачу. Э. Ртвеладзе считает, что образцом для герба Амира Темура послужила хулагуидская тамга хана Аргуна, и этим Темур желал подчеркнуть связь с Чингизидами; возможно, в семантике герба заключена многофункциональность его содержания (3, с. 63). Но, к сожалению, на знаменах, изображенных в миниатюрах, в отличие от монет того времени, подобный герб нам не встречался. Видимо, это был поздний герб, когда Темур уже достиг больших успехов в завоеваниях, к тому же Клавихо посетил его уже в последние дни жизни. Возможно, что он и его преемники использовали все же «герб сеньора самаркантского» — изображение льва на фоне солнца (2, с. 301).

Флаг с изображением этого герба можно видеть на двойной миниатюре с охотничьим сюжетом «Охота в горах» из рукописи Джами «Золотая цепь». На миниатюре «Охота в горах» флаг на высоком красном древке. Он белый, треугольной формы. Его поле разделено на две части. В центре белой широкой части полотнища изображен золотой круг, в который вписана фигура льва с выступающим за его спиной солнцем с золотыми лучами, аналогичная изображению на портале медресе Шир-дор в Самарканде. Узкая часть полотнища флага — золотого цвета, по ее полю ровными вертикальными рядамирасположены зигзагом сдвоенные синие линии. Фигурная махча украшена в верхней части золотой пикой и пышным бунчуком. Развевающееся на ветру бело-голубое знамя необыкновенно красиво. Лев в космогонии — символ Солнца или его атрибут, в мире животных — царь зверей, в метафоре — царь среди земных владык (4, с. 19). В исламе он теряет устрашающие черты, превращаясь в эмблему (4, с. 21), в сочетании с восходящим за его спиной солнцем (ширу-хуршид) становится «аллегорией земной и небесной власти, оберега и могущества» (5, с. 143). Согласно М. Массону, это сочетание являлось нишаном тюрко-монгольских правителей, от которых его унаследовали темуриды (6, с. 121).

Другое изображение этой эмблемы на флаге, но уже в военной сцене, можно видеть на миниатюре тебризской рукописи Шах-наме 1370 — 1380 гг. из собрания Топкапу. О других флагах Темура известно, что в 1392 г. перед походом в Иран у него был черный штандарт с серебряным драконом, но затем, собираясь в поход против Китая, он велел заменить серебряного дракона на золотого, чтобы продемонстрировать волю к победе и законность притязаний на Китай. Однако на исследуемых нами миниатюрах подобные сочетания цвета и символа на знаменах не встречаются, хотя изображения драконов на флагах нередки в эпоху Шахруха и Байсонкура.

Один из красивейших флагов этого времени изображен на гератской миниатюре «Бой между Искандаром и Дарием» из «Хамса» Низами (Лондон). Флаг сшит из нескольких, разных по фактуре, тканей, имеет богато орнаментированную махчу, бунчук из хвоста гнедой лошади. Полотнище прямоугольной формы. Его центральное поле в ярко-зеленом орнаментальном обрамлении с трех сторон окружено широким бордюром из темно-синей парчовой ткани, расшитой растительным орнаментом, а к верхнему и нижнему краям пришиты небольшие треугольной формы флажки-хвосты с вытканными золотыми розетками на темно-синем фоне. Такой флаг, несомненно, мог принадлежать только высокопоставленному лицу.

На миниатюре «Битва между Темучином и Эмиром Катай» из ширазского манускрипта, датированного 1398 г., флаги украшены золотым шитьем на однотонном фоне, изображающим великолепных фениксов (справа) и дракона (на левом флаге). Ткани полковых знамен шились, судя по характеру изображения, из плотных, но легких тканей, возможно, из тонкого бархата или шелка, который, трепеща на ветру, издавал характерные щелкающие звуки.

Иногда на высоком древке, обвитом лентами с позолоченным или бронзовым навершием, мог быть прикреплен флаг, сшитый из двух или трех полотнищ разных цветов. Великолепен флаг в миниатюре «Али, штурмующий крепость» (из гератской рукописи «Куллият-и Тарихи» Хафиза Абру 818 — 819 г. х. /1415 — 1416 гг. из библиотеки Топкапи в Стамбуле). Он имеет ярко-красное, затканное золотом поле с солнцем в центре и треугольное полотнище из красной ткани другой фактуры с вышитым золотыми, серебряными, синими и зелеными нитями извивающимся драконом. Изображения таких флагов более характерны для гератских миниатюр первой трети ХV в. или для миниатюр из тегеранского «Шах-наме» (833/1430г., выполненного для Байсонкура), где на великолепно расшитых знаменах воспроизведены драконы, фениксы или какие-то другие фантастические существа на ярко-красном или белом и голубом фоне. Возможно, изображения фантастических птиц и драконов на флагах имели символическое значение, несли функцию оберега или использовались для устрашения. Может быть, они обозначали и род войск.

Из других эмблем на знаменах этого времени можно отметить изображения львов, архангела и знак, похожий на тот, который применяли в древней астрологии для обозначения взаимного расположения светил. Помимо больших полковых знамен на миниатюрах встречаются изображения небольших треугольных флагов разных цветов. Вероятно, они служили отличительными знаками небольших отрядов (сотни). Отряд, состоящий из десятка лашкаров, имел в качестве отличительного знака цветную ленту на вершине копья. Начиная со второй половины ХV в. стали применять на навершиях шлемов небольшие флажки-вымпелы, служившие также для обозначения отряда, которому принадлежал воин.

В мирное время знамена носили в особых чехлах, которые надевались так, что оставляли махчу и бунчуки открытыми или же полотнище заворачивали вокруг древка и связывали внизу ленточкой. Необычны знамена армии другого Темурида — Бабура. Они массивны, на коротких толстых древках, с пышными белыми бунчуками, состоящими из нескольких соединенных вместе хвостов, с разнообразной формы навершиями — махча (отдельные из них напоминают вытянувших длинную шею фантастических птиц и животных) и очень длинным полотнищем желтого, красного, голубого, фисташкового и других цветов в длинных чехлах, достигающих основания древка.

Китайский полководец У-Цзы в своем сочинении об искусстве войны заметил, что «барабаны и гонги устрашают уши, а флаги, знамена и стяги устрашают глаза». Стройные ряды готовых к сражению войск под гордо трепещущими на ветру знаменами являли собой впечатляющее и устрашающее зрелище.

Автор: Зухра Рахимова