«Во всем бытии нет ни единой сущности, ни единой мельчайшей частицы, которые не соединялись бы с тобой тонкими связями, протянувшимися от них к тебе и от тебя к ним…»
Ибн ал’Араби (1165-1240 гг.), Мекканские откровения

Интернет — всемирная компьютерная сеть — появился лишь лет десять назад в США и чуть позднее — в западноевропейских странах. В Узбекистане его история насчитывает лет семь. Число пользователей Интернет в Узбекистане неуклонно растет. Параллельно с их ростом увеличивается и количество интернет-ресурсов в узбекском сегменте Интернет. Создаются информационно-политические, экономические, развлекательные сайты и порталы, растет число научно-образовательных, веб-ресурсов, сайтов по культуре и искусству, появляются индивидуальные странички пользователей.

Интернет затронул и сферу изобразительного и прикладного искусства Узбекистана. В узбекском сегменте Интернета появляются специализированные веб-ресурсы, научные статьи, публицистические материалы, виртуальные галереи и даже художественные салоны.

Следует отметить, что количество Интернет-ресурсов Узбекистана в области культуры и искусства превышает по количественным показателям сайты, к примеру, в области науки, истории или здравоохранении. Возможно, это связано с тем, что рынок прикладного искусства всегда был более развит по сравнению с рынком, представляющим изобразительные виды творчества.

По настоящий момент какого-либо серьезного анализа качества и динамики развития интернет-сайтов в этой области не проводилось. Среди известных интернет-каталогов наибольшее количество сайтов по культуре и искусству размещено на портале программы «Обучения и доступа к Интернет» — IATP (Internet Access and Training Program) www.iatp.uz. Данный сайт является официальным интернет-ресурсом американской неправительственной организации Айрекс (IREX), финансируемой Бюро по вопросам образования и культуры Госдепартамента США. Программа IATP предоставляет бесплатную возможность хостинга (размещения ресурса) некоммерческих сайтов организаций и индивидуальных страниц на своем сервере, имеющем высокоскоростной интернет-канал. В силу бесплатного характера предоставляемых услуг только на одном веб-сервере IATP — freenet.uz находится порядка 15 сайтов, которые уверенно можно отнести к области изобразительного и прикладного творчества. Российские и мировые поисковые системы к ресурсам по искусству Узбекистана обязательно добавляют Интернет-страницы государственных и общественных организаций, таких, как Академия художеств Узбекистана, Музей прикладного искусства и т.д.

Важную роль играют персональные странички отдельных художников или ремесленных организаций. Они служат своего рода развернутой визитной карточкой в Интернет и носят сугубо информативный характер. Многие ремесленники и художники создают собственные страницы с целью пропаганды своего творчества и создания мини-галерей и выставок в Интернет (http://ceramics.freenet.uz/, http://ganieva.freenet.uz/, http://ceramic.freenet.uz/about.html)

Общепризнанных мировых критериев классификации сайтов по искусству не существует, в связи с чем предлагается нижеследующее произвольное разделение сайтов по ключевым категориям.
Уровень пользователя:

  • Коммерческий сайт
  • Некоммерческий сайт об искусстве
  • Персональная страничка пользователя/организацииТематическая направленность сайта:
  • Прикладное искусство
  • Изобразительное искусство
  • Научно-популярный сайт
  • Смешанный сайт
  • Сайты иных организаций (имеющих отношение/информацию об искусстве Узбекистана в рамках отдельных разделов сайта)Объем сайта:
  • Страничка (как правило, небольшого объема с основной информацией о владельце)
  • Сайт (веб-ресурс с большим количеством тематических разделов и информации, наличие определенного набора динамических сервисов)
  • Портал (наиболее крупный информационный ресурс, с большим количеством динамических сервисов и тематическими разделами. Наличие ссылок на аналогичные ресурсы часто включает в себя менее крупные веб-ресурсы в качестве неотъемлемой составляющей)Дизайн:
  • Любительский
  • Профессиональный
  • Полноценных коммерческих сайтов с реализаций произведений искусства в онлайновом режиме (посредством платежа через Интернет) в узбекском сегменте Интернет не существует. Вместе с тем присутствуют сайты, которые предусматривают возможность связи с продавцом по электронной почте и обсуждения условий возможной покупки понравившегося произведения. К примеру, на сайте галереи Ларган «Art Gallery Largan» выставлены произведения известных узбекских художников А.Нура, А.Аликулова, В.Бурмакина, Б.Махкамова и других. В случае заинтересованности потенциальный покупатель может написать создателям сайта относительно покупки той или иной работы. Наиболее интересная коллекция произведений прикладного искусства, выставленная на продажу в Интернет, принадлежит инициатору создания сайта www.UzbekistanArt.com художнику-миниатюристу Хуршиду Назирову. Данный сайт выгодно отличает продуманная схема реализации товаров и услуг с указанием банковских реквизитов и доставки посредством известной почтовой службы DHL. Отдельные интернет-ресурсы, не имея очевидной коммерческой направленности, все же создавались именно с целью привлечения внимания потенциальных покупателей. Например, сайт риштанского керамиста Рустама Усманова содержит информацию о собственном творчестве и керамике Риштана. Так как сайт сделан исключительно на английском языке, а также содержит информацию о том, где можно приобрести изделия риштанских керамистов, можно предположить, что одной из побудительных причин его создания было желание заинтересовать иностранных туристов и гостей Узбекистана как возможных покупателей. Коммерческие сайты по искусству в целом следует рассматривать как положительный элемент в развитии культуры и искусства. Они служат популяризации искусства Узбекистана, зачастую содержат качественный иллюстративный материал, могут служить дополнительным финансовым источником доходов. Последнее обстоятельство немаловажно в контексте сложной экономической ситуации для многих узбекских художников, неразвитом рынке произведений отечественного искусства. Отечественным исследователям и критикам остается лишь проводить мониторинг подобных ресурсов, чтобы в погоне за прибылью не нарушалась «экология» традиционного искусства, эстетическая ценность и качество произведений.

    Некоммерческие сайты по искусству Узбекистана присутствуют в Интернет в сравнительно большем количестве. Превалируют сайты с богатым иллюстративным материалом, зачастую в ущерб информативному содержанию. Следует также отметить, что практически все сайты создаются либо просто любителями, либо самими художниками, не оставляя тем самым места профессиональным искусствоведам и ученым для беспристрастного научного анализа художественных произведений. Редкое исключение составляет персональная страничка известного узбекского художника Гайрата Байматова с обзорной статьей искусствоведа Н. В. Кобловой, которая является электронной версией иллюстрированного каталога-буклета, изданного в 1999 г. по гранту фонда Институт Открытое Общество — Узбекистан.

    Среди сайтов со смешанным содержанием наиболее объемную галерею произведений насчитывает сайт «ArtSamarqand» об искусстве художников Самарканда. На данном сайте произведения разделены по жанровой направленности: живопись, скульптура, графика, сценография, декоративно-прикладное искусство. К сожалению, очевидным недостатком сайта является отсутствие каких-либо сопроводительных пояснений к работам виртуального этикетажа. Все произведения выставлены в ряде виртуальных галерей и подписаны только по фамилии художника. Для постороннего пользователя, решившего ознакомиться с искусством Самарканда, данный ресурс не представляет информационного интереса. Непонятны также искусствоведческие критерии отбора произведений. К примеру, произведения таких известных самаркандских художников и скульпторов, как А.Крикис, А.Исаев, А.Каланов, Э.Алиев, Н.Бандзеладзе, В.Дегтярев, соседствуют с работами малоизвестных авторов.

    В предложенной выше классификации сайтов были обозначены «Сайты иных организаций», имеющих на своих информационных ресурсах разделы по искусству. К примеру, на официальном сайте Национального банка Узбекистана существует целый раздел, посвященный изобразительному искусству, где представлена картинная галерея НБУ. Национальный банк известен своей меценатской деятельностью и поддержкой отечественных художников, и размещение на сайте информации о богатой коллекции работ узбекских живописцев вполне уместно. Однако текстовой материал взят из устаревшего источника — книги «Искусство Узбекистана», изданной в 1976 г.

    По критерию «Объем» подавляющее большинство рассмотренных сайтов является средними сайтами или просто небольшими страничками отдельных художников. Приятно отметить и недавно появившийся крупный отечественный портал по культуре Xonatlas.uz. Портал содержит раздел о художниках Узбекистана, предусматривает возможность размещения научных и публицистических статей. Позитивная черта портала — аналитичность, полемичность, предварительная селекция представляемого материала. При дальнейшей грамотной информационной поддержке Xonatlas.uz может стать одним из наиболее популярных Интернет-ресурсов в области культуры и искусства Узбекистана.

    Анализ доступных в настоящий момент интернет-сайтов по изобразительному и прикладному искусству позволяет прийти к ряду общих выводов и комментариев:
    Качество большинства сайтов, с точки зрения веб-дизайна, остается невысоким как в части художественного исполнения, так и в технической реализации. Лишь небольшое количество сайтов разработано профессиональными дизайнерами и программистами.
    В содержании превалируют цифровые фотографии без рецензий специалистов, отсутствует также необходимое техническое описание работ (фамилия автора, дата создания, характер использованного материала, размеры и т.д.).

    Многие сайты создаются с целью продажи работ через Интернет или скрытой коммерческой рекламы (к примеру, http://www.uzbekistanart.com, http://www.geocities.com/tairich/souvenirs.htm, http://art-gallery.freenet.uz/index.html). В связи с этим некоторые авторы в расчете на зарубежного покупателя создают сайты на английском языке, что автоматически делает подобные ресурсы труднодоступными для многих граждан Узбекистана, не владеющих иностранными языками.

    Своеобразным парадоксом является тот факт, что веб-сайты по изобразительному и прикладному искусству в областных центрах Узбекистана часто превосходят созданные в Ташкенте аналоги. Например, сайт «Ферганские чеканщики» (http://chekanka.freenet.uz/shkola.html) по школе чеканки Ферганской долины или сайт по традиционной керамике и вышивке Самарканда (http://gulmira.freenet.uz/index.html). Данная тенденция в целом расходится с общей закономерностью создания сайтов в других жанрах и областях, где наилучшие ресурсы создаются именно в Ташкенте. Академических научных статей и публикаций по изобразительному и прикладному искусству крайне мало.

    Взаимодействие высоких технологий и мира искусств в Узбекистане только зарождается и во многом носит спорадический и хаотичный характер. Тем более важно систематизированное изучение данных процессов для их своевременной коррекции и ускорения.

    Международная практика показывает, что качество веб-ресурсов улучшается пропорционально общим тенденциям в развитии информационных технологий в той или иной стране, что дает основание надеяться на позитивные сдвиги в данном направлении, учитывая внимание государства к вопросам информатизации сегодня.

    Автор: Аманулла Хакимов