2003 год в Узбекистане был объявлен Годом махалли. В первом номере нашего журнала за 2003 г. была опубликована статья о городской махалле. На сей раз мы предлагаем вниманию читателей беседу главного редактора журнала «SAN’AT» Нодира Норматова с ведущим специалистом в сфере архитектуры профессором Ташкентского государственного технического университета Додо Нозиловым, посвященную махалле кишлаков.

Н.Н. В нашей республике сложились богатые традиции народной архитектуры. Какие особенности присущи архитектуре села?
Д.Н. Сельская архитектура совершенствовалась столетиями, развиваясь под влиянием местного рельефа, экологических и экономических условий. Строительство дома всегда чревато большими затратами, как материальными, так и физическими. Люди понимали, что возвести дом легче сообща. Работа, требующая большой физической нагрузки, — закладка фундамента, кладка стен и т.д., выполнялась методом хашара — совместными усилиями соседей и родственников. При планировке будущей застройки следили, чтобы она не мешала соседям, не преграждала путь ветру и т.д. Не оставлялись без внимания стены между домами, проходы в соседние дворы, общий для всех арык, переходные дорожки т.д.

Н.Н. Существуют ли типичные черты планировки кишлаков?
Д.Н. До ХХ в. кишлаки в основном строились по единому принципу. В центре располагались религиозные (мечети) и административные здания, компактная чайхана, ларек, кузнечная мастерская. Вся инфраструктура села имела центральное подчинение: для того, чтобы провести свободное время, выпить пиалу чая и отдохнуть, прочесть намаз, сделать покупки, люди стремились в центр. Вокруг кишлака находились посевные площади, пастбища, сады, и издали он смотрелся как единый зелёный оазис.

Горные кишлаки, а также крепости в горах воздвигались на возвышении, по обе стороны которого разбивались сады, располагавшиеся ступенями на горных склонах. Снизу было видно, как они поднимаются вверх. Горный кишлак развивался и расширялся с учётом и в зависимости от ландшафта. В соответствии с этим кишлаки были двух типов. Первый, когда махалли одного кишлака были разбросаны по горному ущелью. Кишлаки этого типа были небольшими, имели свою мечеть и центральную площадь. Кишлаки второго типа строились в крупных горных переходах, где несколько общин объединялись в единое поселение, разделенное на несколько махаллей, каждая из которых имела свой центр с большой площадью, мечетью и другими сооружениями. Предусматривались также гостиница, чайхана, рынок и различные торговые точки.

Н.Н. Придерживаются ли этих традиций сейчас?
Д.Н. В годы советской власти мечети были разрушены или превращены в складские помещения. Соответственно, перемещался и центр кишлака. С обретением независимости разрушенные мечети были восстановлены. В центре сооружены общественные здания, хозяйственные постройки, появились небольшие производственные точки, некрупные рыночные ряды, точки общепита и чайхана.

Н.Н. Если смотреть с точки зрения архитектуры, не влияют ли отрицательно новые постройки на структуру центра?
Д.Н. Проектировщиками торговых точек, построенных в последние годы, являются городские и районные архитекторы. Причиной отдельных упущений стало то, что на местах руководители предприятий не всегда придерживались требований утвержденного архитектором проекта. В результате вдоль центральных улиц появлялись разные по объёму и асимметричные в фасаде здания, что отрицательно сказалось на облике кишлаков. Не отвечает общепринятым стандартам и то, что хозяйства строят малые предприятия около домов или в самих домах. Чтобы этих упущений не было, необходимо, чтобы здания и торговые точки рядом с мечетью, в центре кишлака строились по проектам, в которых бы учитывались их функция и предназначение. Центру необходимо доминантное здание. Сейчас в центре городских махаллей высятся солидные высотные многофункциональные архитектурные комплексы, в которых предусмотрены большие залы для различных торжеств — свадеб, махаллинских сборов и т. д. Такие комплексы необходимо строить и в кишлаках. Имеющиеся клубы следует реконструировать и сделать многопрофильными, а рядом с ними создать полузакрытые, огороженные несложными конструкциями летние площадки, которые целесообразно оформить небольшими водоёмами, декоративными архитектурными и скульптурными композициями. Строительство таких объектов должно вестись обязательно при участии архитектора.

Н.Н. Исходя из сказанного, вопрос: должен ли быть в каждом кишлаке свой архитектор?
Д.Н. В прошлом мастер возводил здание, исходя из требований заказчика, имеющихся проектов и общепринятых норм. Сегодня ясно, что без консультации архитектора строительство жилого дома не принесёт ожидаемых результатов, так как строящееся здание должно вписаться в общий фон города или села, не нарушая внешней гармонии. Нужно принимать во внимание и климатические факторы. Дом, построенный без учёта рельефа местности, географического расположения, может пострадать от селей, землетрясения, ураганов. Поэтому целесообразно иметь в штате хотя бы одного архитектора с высшим образованием на несколько кишлаков. До 90-х гг. ХХ в. районные отделы архитектуры возглавляли строители, инженеры, экономисты и т. д.

Н.Н. Как Вы относитесь к моде на «евростиль»?
Д.Н. Сейчас в городах стало распространенным явлением возведение зданий, стилизованных под готику, барокко и т.д. Эти веяния еще не коснулись кишлаков, но и там время потребует оригинальных идей. Но не следует увлекаться ими в ущерб нашим восточным традициям. В народной архитектуре имеются удивительно пропорциональные и композиционно совершенные постройки. Подтверждение тому — отдельные сооружения «старого города» Самарканда, Бухары, Ташкента, Хивы, Коканда, Маргилана. Можно ведь строить прекрасные, величественные, отвечающие нашему образу жизни дома в стиле восточных традиций, сохранив лучшие образцы восточного зодчества.

Н.Н. Каким требованиям должны отвечать рынки кишлаков?
Д.Н. В первую очередь, должны быть построены удобные прилавки. Открытый рынок и прилавок для продавцов, которым приходится стоять в течение всего дня, отрицательно сказываются на здоровье, поэтому рынки должны быть закрытыми, а также составлять единое композиционное целое с близлежащими зданиями.

Н.Н. Гармонию общей композиции сельской местности обеспечивают не только жилые дома и административные здания, но и хозяйственно-инженерные сооружения. Сталкивались ли вы с фактами, которые заставляют изумляться мастерством строителей мостов, водоёмов, водохозяйственных сооружений?
Д.Н. В 1979 г. я был в кишлаке Гилон Кашкадарьинской области. Там водосточные трубы подают в каждый дом воду горных родников. В самих же домах вода, как и в городах, регулируется кранами. Нужно обладать недюжинными знаниями и огромным мастерством, чтобы в такой сложной по рельефу местности соорудить столь сложную, с инженерной точки зрения, систему. В горах вода всегда использовалась экономно. В кишлаках для полива посевов воду из горных речек направляли в небольшие водохранилища. В многоводных ущельях строили крупные водохранилища. В их числе водохранилища Хонбанд (Х в.), Окчоб (XVI в.) и др.

Родниковые воды ущелий спускались по водосточным трубам и желобам к посевам. На плодородные земли Нураты, Ухум и др. вода спускалась на расстояние 25-30 км через каменистую местность, скалистые утёсы. Желоба, используемые в горных кишлаках, бывают трех видов: деревянные, установленные на деревянных сваях; деревянные, установленные на сложенных из камня подпорках; воздвигнутые из камня стены протяженностью 5-10 м по предгорью для накопления стекающих вод и пуска их по арыкам, как по желобам. Опыт народных мастеров можно применять и сейчас. Используя современные строительные материалы, можно строить прочные и красивые сооружения для сбора воды (небольшие водохранилища, желоба). Это позволит сохранить богатство, дарованное нам природой, — воду и преобразит облик кишлаков.

Н.Н. В конце беседы хочется сказать, что каждый из нас должен внести свою посильную лепту в благоустройство кишлаков; для сохранения их красоты и восточного колорита мы должны возродить народные архитектурные традиции, привлекая к этому благородному делу специалистов по архитектуре, изобразительному искусству и дизайну.